Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое местное самоуправление, какие принципы местного самоуправления закреплены в Конституции Российской Федерации?





1. Местное самоуправление составляет основу конституционного строя (статьи 3, 12 Конституции). Основы конституционного строя – наиболее важные положения, базовые идеи, которые лежат в основе правового регулирования общественных отношений в России. Согласно статье 3 Конституции народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. В соответствие с предписаниями статьи 12 Конституции России в российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Определение местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя является логически связанным с намерениями России быть демократическим и правовым государством (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ). Оно свидетельствует о понимании ценности местного самоуправления, обеспечивающего осуществление народом своей власти (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ), реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства (ч. 1, 2 ст. 32 Конституции РФ) и ряда других основных прав (ст. 24, 33, 40, 41, 43 Конституции РФ), позволяющего территориальному сообществу граждан иметь, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью (ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 9 Конституции РФ), создающего предпосылки к единению общества, человека и государства, укреплению федерации как целого, служащего формой решения национальных вопросов.

2. Местное самоуправление в Российской Федерации ‒ форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, ‒ законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций. Данное определение закреплено в части 2 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В законодательном определении ключевым является указание на самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения.

В статье 2 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 г. закрепляется, чтовопросы местного значения ‒ вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

3. Можно выделить и третье значение местного самоуправления – местное самоуправление – право населения на местное самоуправление. В статье 3 Закона 2003 г. закрепляется: граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Установленные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Принципы местного самоуправления – коренные начала, идеи, которые лежат в основе организации и деятельности населения по управлению местными делами. Принципы местного самоуправления закрепляются в Европейской хартии о местном самоуправлении, Конституции РФ, Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в нормативных правовых актах субъектов РФ (например, в статье 5 Закона Тверской области «О местном самоуправлении в Тверской области» устанавливаются следующие принципы: законность, соблюдение прав человека, самостоятельность, ответственность, взаимодействие с органами государственной власти и др.)

Все принципы условно можно разделить на общие и специальные принципы.

К общим принципам относятся: соблюдение прав человека, сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности муниципальных органов, государственная гарантированность, законность, гласность.

К специальным принципам относятся следующие положения:

1. Самостоятельность местного самоуправления. Согласно статье 12 Конституции России местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления имеют свою компетенцию. Самостоятельность местного самоуправления предполагает экономическую независимость. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Но обеспечение реальной самостоятельности муниципального образования сталкивается с большими сложностями: растёт нагрузка и перекладывается ответственность на муниципальное образование в социально-культурной и коммунально-бытовой области, так как передача муниципальным образованиям ведомственных объектов осуществлялась без учёта реальных возможностей организации управления на местах, без должного финансирования. Муниципальным органам не хватает средств на содержание этих объектов, иногда средства тратятся бесконтрольно. Нормативные правовые акты, которые принимаются федеральными органами, перекладывают на муниципальные органы невыполнимые без соответствующих средств проблемы (вынужденные переселенцы, беженцы, военнослужащие, уволенные в запас и т.д.).

Следует иметь в виду, что самостоятельность муниципальных образований гарантируется только в пределах их полномочий. Пределы полномочий устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов РФ. Необходимо отметить, что по Закону 2003 года влияние государства на местное самоуправление усиливается.

2. Организационная обособленность местного самоуправления означает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Данное положение находит закрепление в статье 12 Конституции России. Государство признает местное самоуправление как самостоятельный уровень власти (народа).

Однако в соответствие с положениями федерального закона 2003 года органы государственной власти субъектов РФ получили право участвовать в составе конкурсной комиссии на замещение должности главы местной администрации.

3. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его компетенции. В Европейской хартии о местном самоуправлении, в статье девятой закрепляется, что финансовые средства муниципального образования должны быть соразмерны предоставленным им Конституцией полномочиям. По меньшей мере часть средств должна поступать за счёт местных налогов и сборов (ставки которых муниципальные образования вправе устанавливать в пределах, определённых законом). Защита более слабых в плане финансов органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или других. Порядок предоставления средств нужно согласовывать с органами местного самоуправления. Данный принцип получил закрепление в Конституции РФ. Принцип раскрывается в том, что муниципальные образования имеют муниципальную собственность и местный бюджет. Конституция гарантирует защиту муниципальной собственности наравне с другими видами собственности (статья 8). В статье 132 Конституции РФ закрепляется, что органы местного самоуправления имеют право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет.

В статье 60 Закона 2003 года закрепляется, что выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда финансовой поддержки поселений и образуемых в составе расходов бюджетов муниципальных районов районных фондов финансовой поддержки поселений. Региональный фонд финансовой поддержки поселений образуется и дотации из него предоставляются в порядке, установленном Федеральным законом и Бюджетным кодексом Российской Федерации, в целях выравнивания исходя из численности жителей поселений финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения.

4. Ответственность муниципальных органов и должностных лиц перед населением. Согласно статье 70 Закона 2003 года органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Основанием ответственности перед населением является утрата доверия населением. Население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления.

Порядок несения ответственности регулируется уставом муниципального образования на основании федерального закона. Например, в Уставе г. Твери конкретизируются основания для утраты доверия (часть 3 статьи 64): проведение политики, отрицательно влияющей на ситуацию в городе; принятие решения, отрицательно повлиявшего на общественно-политическое или социально-экономическое положение в городе. Ответственность реализуется в виде права жителей на отзыв Главы города и депутатов Тверской городской Думы; выражение недоверия, принятое 2/3 от общего числа участников общегородского собрания; досрочное прекращение полномочий Тверской городской Думы на основании прямого волеизъявления жителей Твери в результате голосования на городском референдуме.

Следует отметить, что по новому Закону отзыв признается обязательным институтом регулирования взаимоотношений между населением и муниципальной властью.

5. Судебная защита местного самоуправления.

Граждане, проживающие в муниципальном образовании, органы и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд иски о признании недействительными актов органов государственной власти, нарушающих права местного самоуправления. Органы государственной власти субъектов не могут самостоятельно отменять акты органов местного самоуправления.

Какие формы непосредственной демократии в системе местного самоуправления установлены в российском законодательстве?

Date: 2015-11-15; view: 1032; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию