Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В чём заключаются юридические свойства Конституции?
Конституция отличается от обычных парламентских законов своими особыми признаками, которые принято называть юридическими свойствами Конституции. К их числу относятся: признание Конституции Основным законом государства; верховенство; юридическая база текущего законодательства; стабильность; особый порядок принятия и изменения. Конституция ‒ Основной закон государства. Она является нормативным правовым актом, законом со всеми присущими ему признаки: принятие в установленном законом порядке, обязательность для всех участников правоотношений; длительное применение; особая защита со стороны государства. Характеристика Конституции как Основного закона подчёркивает её особое место в системе законов. Это объясняется тем, что Конституция закрепляет важнейшие начала жизни общества и государства, формулирует новые или изменяет прежние базовые ценности. Здесь необходимо уделить внимание объекту конституционного регулирования, поскольку характеристика Конституции как Основного закона во многом связана с теми общественными отношениями, которые находят отражение в конституционных нормах. Никакой другой правовой акт не имеет такой сферы правового воздействия, как Конституции. Это воздействие охватывает отношения во всех областях жизни общества ‒ политической, экономической, социальной и др. Как уже отмечалось, это отношения, определяющие основы конституционного строя, правового статуса личности, организации государства. Возникает вопрос: широкий или узкий предмет регулирования имеет российская Конституция? Если сравнивать Конституцию РФ с Конституцией США, то можно сделать вывод о том, что первая имеет более широкий объект регулирования. А если сравнить её структуру, например, с Конституцией Федеративной Республики Бразилии 1988 г. (содержит 237 статей), то можно сказать, что перечень объектов регулирования Конституции РФ очень невелик. Многие современные конституции не просто расширяют, но и видоизменяют объект регулирования, включая в него нормы, регламентирующие важнейшие вопросы экономической и социальной организации общества, вопросы духовной жизни, культуры, взаимосвязей личности, коллективов, общества и государства. «Использование государственной власти для установления целостного каркаса общества на уровне основного, непререкаемого закона ‒ характерная черта современной конституции. Это обстоятельство не полностью уточнено в Конституции РФ». Верховенство конституции означает её высшую юридическую силу по отношению к любым нормативным правовым актам государства. Конституция РФ прямо закрепляет это свойство в ч. 2 ст. 4: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Конституция, как мы знаем, возглавляет иерархию правовых актов в стране, она выделяется среди них высокой значимостью регулируемых общественных отношений. Посредством своих норм Конституция влияет на содержание всей правотворческой и правоприменительной деятельности. Верховенство Конституции, означает, что любое действие органа государственной власти или местного самоуправления, их должностных лиц должно соответствовать Конституции, не противоречить ей. Но все же главный аспект верховенства Конституции — её соотношение с другими нормативными правовыми актами. В тексте Конституции РФ устанавливается, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ (как федеральными органами государственной власти, так и региональными органами и органами местного самоуправления) не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15). Гарантиями обеспечения верховенства Конституции выступают, во-первых, конституционный контроль, который в России осуществляется Конституционным Судом РФ, большинство полномочий которого направлены на обеспечение верховенства Конституции в системе действующего законодательства. Во-вторых, к таким гарантиям следует отнести право Президента РФ отменять акты Правительства РФ в случае их противоречия Основному законы страны, а также право приостанавливать действие противоречащих Конституции актов органов исполнительной власти субъектов РФ (ч. 3 ст. 115; ч. 2 ст. 85 Конституции РФ). В-третьих, в качестве гарантии обеспечения верховенства российской Конституции в субъектах Федерации может выступать деятельность Государственного Совета Российской Федерации, образованного в 2000 г. Одной из основных задач этого органа является укрепление основ федерализма, что предполагает обсуждение вопросов об исполнении и соблюдении органами государственной власти субъектов Федерации Конституции РФ, приведения ими в соответствие с федеральным Основным законом своих конституций, уставов, законов и других нормативных актов. Из верховенства Конституции вытекает, что она является юридической базой текущего законодательства. Это означает, что конституционные принципы и положения играют направляющую роль для законодательной деятельности. Текущее законодательство может развивать конституционные предписания, конкретизировать их, устанавливать дополнительные гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также организации и деятельности различных государственных институтов. Стабильность Конституции является одним из важнейших её свойств, поскольку выступает в качестве основополагающего условия успешного и бесконфликтного развития общества и обеспечения единства конституционного пространства страны. Стабильность конституции должна сочетаться с её динамизмом, поскольку «заморозить» текст конституции невозможно. Но изменения не должны быть частыми, иначе это сводит на нет сам принцип стабильности. Стабильность Конституции обеспечивается особым по сравнению с федеральными законами порядком её принятия и внесения в неё поправок. Конституция России относится к числу жёстких конституций, которые предусматривают достаточно сложный порядок её принятия, изменения и дополнения. Применительно к порядку принятия Конституции он заключается, во-первых, в том, что для разработки проекта Конституции создаётся специальная Конституционная комиссия, от участников которой требуется высокая степень квалификации в самых разных отраслях знаний, прежде всего юриспруденции, практический опыт, юридические и законодательные навыки. Работе по созданию проекта Конституции должна предшествовать огромная научно-исследовательская работа, направленная на выявление тенденций современного мирового и отечественного конституционного развития, новых методов конституционного регулирования. Во-вторых, особый порядок принятия Конституции заключается в возможности вынесения её проекта на всенародное голосование (референдум) либо в утверждении её специально создаваемым органом типа Учредительного собрания ‒ Конституционным Собранием. Особый порядок изменения и дополнения Конституции ‒ это предусмотренная в гл. 9 специально усложнённая процедура внесения и принятия предложений о пересмотре или изменении различных частей Конституции РФ. При этом для изменения ряда глав Конституции требуется соблюдение интересов большинства субъектов Федерации, выраженное в обязательности утверждения таких изменений путём принятия соответствующих законов представительными органами государственной власти субъектов РФ. Таковы основные юридические свойства Конституции, которые предопределяют её характеристику как особого правового акта. Date: 2015-11-15; view: 616; Нарушение авторских прав |