Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Какие законы относятся к числу источников конституционного права?





В Российской Федерации действуют: Конституция Российской Федерации; конституции республик; уставы других субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации занимает особое место среди источников конституционного права. Она является основным источником. Её нормы регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой. Это означает, что никакой другой законодательный акт не может противоречить положениям Конституции, а в случае коллизии действуют нормы конституционные.

Конституция Российской Федерации выступает важнейшим инструментом решения такой фундаментальной задачи развития российского общества и государства, как обеспечение единства конституционно-правового пространства страны.

Конституция составляет правовую основу, фундамент всего действующего законодательства. В соответствии с ней строится вся нормотворческая деятельность в государстве. Такая роль Конституции обусловлена:

во-первых, Конституция Российской Федерации 1993 г. принята народом путём всенародного голосования (конституция может приниматься и от имени народа, например парламентом либо учредительным собранием);

во-вторых, Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой, её нормы имеют приоритет над нормами всех других нормативных актов (законов, подзаконных актов и т.д.). Действия государственных органов, должностных лиц, граждан и организаций не должны противоречить Конституции;

в-третьих, нормы Конституции имеют учредительный характер, являются первичными. Для их установления не существует каких-либо обязательных правовых предписаний;

в-четвёртых, в конституции получают выражение наиболее принципиальные конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими.

Наряду с Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 г., источниками конституционного права являются конституции республик, входящих в состав Российской Федерации. Это обычно для любого федеративного государства. Конституции республик также обладают высшей юридической силой на территории республики. Но федеральная Конституция имеет верховенство на всей территории Федерации (ст. 4 Конституции), т.е. конституции республик, даже если они приняты до принятия федеральной Конституции, должны соответствовать последней и не противоречить ей.

Конституции республик, находящихся в составе Российской Федерации, принимаются высшими органами законодательной власти республики или референдумом и учитывают особенности этих субъектов Федерации, так как вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения Федерации и её субъектов республики обладают всей полнотой государственной власти.

Аналогичной юридической силой на своей территории обладают уставы других субъектов Российской Федерации (края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), что вытекает из принципа равноправия субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ).

Самым распространённым и многочисленным источником конституционного права Российской Федерации являются законы. Они обладают наибольшей после Конституции юридической силой.

Закон ‒ это принятый Федеральным Собранием (парламентом) Российской Федерации правовой акт, в особом процессуальном порядке, по наиболее важным вопросам общественной жизни, обязательный для всех участников общественных отношений, имеющий верховенство и прямое действие на всей территории России. В принятии закона участвует также Президент РФ, который подписывает и обнародует законы. Российская конституционно-правовая доктрина не предусматривает права парламента делегировать свои законодательные полномочия главе государства или правительству.

Конституция Российской Федерации предусматривает наличие в правовой системе России двух видов законов ‒ федеральных конституционных законов и федеральных законов. Они различаются по предметам правового регулирования, по юридической силе, регулируемым общественным отношениям, порядку принятия и изменению, особенностям применения в их отношении отлагательного вето Президента Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией, в особом, более усложнённом порядке, установленном статьёй 108 Конституции РФ. Предметом регулирования их норм являются наиболее важные общественные отношения и соответственно ключевые конституционные институты ‒ народовластие, государственное устройство, организация и деятельность важнейших государственных институтов и органов. Такая форма законов установлена в Российской Федерации впервые Конституцией 1993 г. Следует отметить, что в нашей стране характер конституционных законов несколько иной, чем в других странах, где предусмотрены подобные акты. В зарубежных странах, как правило, конституционные законы могут вносить изменения в конституцию и обладают такой же юридической силой, как Основной закон (Чехия, Франция).


Регулированию конституционным федеральным законом подлежат вопросы: порядка введения и режима чрезвычайного положения (ст. 56); принятия в Федерацию и образования в её составе нового субъекта, изменения статуса субъектов (ст. 65, 66); утверждения описания и порядка использования государственных символов России (ст. 70); назначения и проведения референдумов (ст. 84); определения режима военного положения (ст. 87); введения чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных её местностях (ст. 88); регулирования деятельности Уполномоченного по правам человека РФ (ст. 103); определения порядка деятельности Правительства Российской Федерации (ст. 114); установления судебной системы (ст. 118), а также закрепления порядка деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и иных федеральных судов (ст. 128); установления оснований и порядка созыва Конституционного Собрания (ст. 135); внесения изменений в ст. 65 Конституции РФ, устанавливающую состав Российской Федерации (ст. 137).

Конституционные законы занимают особое место и имеют важное значение в системе законодательства. Это, прежде всего, связано с их содержанием, так как они закрепляют и регулируют наиболее важные государственные и общественные институты, развивают и конкретизируют положения Конституции РФ, создавая промежуточную ступень в их реализации.

Федеральные законы регулируют самые различные виды общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. При этом область общественных отношений, регулируемых такими законами, предметно не лимитирована. Основной круг вопросов, подлежащих регулированию федеральным законом, определён самой Конституцией РФ в более чем сорока статьях. Так, регулированию федеральным законом подлежат: ответственность за захват власти или присвоение властных полномочий (ст. 3); порядок приобретения и прекращения гражданства России (ст. 6); установление перечня сведений, составляющих государственную тайну (ст. 29); установление условий и порядка пользования землёй (ст. 36); определение порядка несения военной или альтернативной службы (ст. 59); регламентирование вопросов двойного гражданства (ст. 62); регулирование отношений автономных округов с краем или областью (ст. 66); установление статуса столицы (ст. 70); установление системы налогов, взимаемых в федеральный бюджет (ст. 75); определение порядка выборов Президента Российской Федерации (ст. 81); закрепление статуса Совета Безопасности (ст. 83); установление порядка формирования Совета Федерации и выборов депутатов Государственной Думы (ст. 96); и др.

Федеральные законы в соответствии со ст. 105 Конституции РФ принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом Российской Федерации.


Особое место в системе законов РФ занимают законы, вносящие поправки в главы 3—8 Конституции РФ. Указанные поправки принимаются в форме закона РФ о поправке к Конституции РФ, имеющем наименование, отражающее суть данной поправки. По порядку своего принятия такой закон не отличается от федерального конституционного закона: он подлежит одобрению не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы и не менее трёх четвертей от общего числа членов Совета Федерации. После опубликования для всеобщего сведения уведомления о принятии такого закона (включающего текст закона), принятый закон направляется в законодательные (представительные) органы субъектов РФ для рассмотрения.

Парламенты субъектов Федерации обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в срок не более одного года со дня его принятия. Одобренный законодательными органами не менее двух третей субъектов РФ закон о поправке к Конституции РФ передаётся Президенту РФ для подписания и официального опубликования. Закон о поправке к Конституции вступает в силу с момента официального опубликования, если законом не установлен иной срок его вступления в силу.

Принятая поправка к Конституции РФ подлежит внесению Президентом РФ в текст Конституции.

Таким образом, законы по сравнению с другими нормативно-правовыми актами обладают следующими особенностями:

  • принимаются только высшими органами государственной власти (парламентом, главой государства, народом на референдуме);
  • обладают высшей юридической силой по отношению к другим нормативно-правовым актам;
  • должны быть обнародованы и опубликованы;
  • имеют особый порядок принятия в зависимости от иерархии;
  • общеобязательность, достигается принудительной силой государства.

Источниками конституционного права являются также законы, издаваемые законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 5 Конституции РФ и соответствующих конституций и уставов субъектов Федерации.

В соответствии с принципами разграничения компетенции Конституция РФ определяет взаимоотношения между федеральными законами и законами (и другими нормативными актами) субъектов РФ. Федеральная Конституция и законы имеют верховенство не во всех случаях, а лишь по вопросам, отнесённым к ведению Федерации или к совместному ведению Федерации и её субъектов (т.е. по вопросам, обозначенным в ст. 71 и 72 Конституции РФ). Вне пределов ведения РФ и совместного ведения Федерации и её субъектов, все субъекты осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. По таким вопросам в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта федерации, будет действовать нормативный правовой акт субъекта РФ (ст. 76, ч. 4, 5, 6). Другими словами, по вопросам собственного ведения субъектов РФ признается приоритет законов и других нормативных правовых актов субъекта Федерации.

Таким образом, к числу законов относятся: 1) Конституция Российской Федерации – основной закон российского государства; 2) федеральные конституционные законы; 3) федеральные законы; 4) конституции (уставы) субъектов Российской Федерации; 5) законы субъектов Российской Федерации. Следует иметь ввиду, что к числу источников конституционного права относятся только те законы, которые содержат нормы конституционного права.







Date: 2015-11-15; view: 643; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию