Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3.5. Психологические особенности подростка. Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка - по­ловым созреванием





Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка - по­ловым созреванием. Половое созревание зависит от эндокринных измене­ний в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимули­рующие работу большинства других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес, причем у мальчиков в среднем пик скачка роста приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек скачок роста обычно начинается и кончается на два года раньше (даль­нейший более медленный рост может продолжаться еще несколько лет). Помимо половых различий здесь велики и различия индивидуальные: у одних детей быстрый рост начинается тогда, когда у других он уже закан­чивается.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционирова­нии сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подро­стков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие пе­репады вызывают быструю смену физического состояния и, соответствен­но, настроения, эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Большинство мальчиков в большей мере осознают истоки этого возбуждения. У девочек больше ин­дивидуальных различий: часть из них испытывает такие же сильные сексу­альные ощущения, но большинство - более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привязанности, любви, поддерж­ке, самоуважении).

Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется но­вый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые.

Традиционно рассматривая физиологические предпосылки выделения этого периода в отдельную стадию психического развития, нельзя не ска­зать и о социальных. Подростковый период выделяется не во всех общест­вах, а лишь с высоким уровнем цивилизации. Индустриальное развитие приводит к тому, что требуется все более продолжительное время для об­щественного и профессионального обучения детей и соответственно рас­ширения рамок подросткового возраста. Кроме того некоторые этнографи­ческие исследования также показывают, что есть народы, где подростки не переживают данный возраст как кризисный, а значит его психическое осо­бенности связаны с особым маргинальным, промежуточным между миром взрослых и миром детей, положением подростков, характерным для со­временного индустриального общества.

Развитие психических функций. В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного мате­риала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, т.е. рассуждает гипотетико-дедуктивно. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др. Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: дети ана­лизируют операции, которые они производят, способы решения задач.

Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен харак­терный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиоз­ным, политическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеа­лах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. С интеллектуальным разви­тием тесно связано начинающееся в этот период становление основ миро­воззрения.

Подросток приобретает взрослую логику мышления. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти. Развиваются раз­личные формы речи, в том числе письменная.

С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображе­ния. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься раз­ными видами конструирования и т.п. В подростковом возрасте существует и вторая линия развития воображения. Далеко не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата (строят летающие авиамодели или создают пьесы), но все они используют возможности сво­его творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования. Это похоже на детскую игру. Как считал Л.С. Выготский, игра ребенка перерастает в фантазию подростка.

Игра воображения не только доставляет удовольствие и приносит успо­коение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.

В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция».

Подросток еще не может объективно включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая по­зиция проявляется в разных сферах, чаще всего - во внешнем облике, в манерах. Внешний вид подростка часто становится источником постоян­ных недоразумений и даже конфликтов в семье. Подражание идет и по ли­нии развлечений, романтических отношений. Независимо от содержания этих отношений копируется «взрослая» форма; свидания, записки, поездки за город, дискотеки и т.п.

Встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благо­приятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную дея­тельность, когда подросток интересуется определенной областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных рутинных проблем,

помощь тем, кто в ней нуждается. Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости - отно­шение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в ка­кой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового воз­раста (11 - 13 лет). Чувство взрослости, являясь особой формой самосоз­нания, не жестко связано с процессом полового созревания.

К концу подросткового периода, примерно в 15 лет, подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя, лично­стной нестабильности у него формируется «Я-концепция» - система внут­ренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие и взрослые. Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в самокопание, приводит к недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой. Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди тоже постоянно наблюдают за ними, оценивают их. Это явление называют «воображаемой аудиторией».

Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнооб­разны - они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», т.е. пред­ставления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общитель­ности, доброте и других качествах, соединяясь, образует большой пласт «Я-концепции» - так называемое реальное «Я». Познание себя, своих раз­личных качеств приводит к формированию когнитивного (познавательно­го) компонента «Я-концепции». С ним связаны еще два - оценочный и по­веденческий.

Помимо реального «Я» «Я-концепция» включает в себя идеальное «Я». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реаль­ного. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к са­мовоспитанию, которое становится возможным в этот период благодаря тому, что у подростка развивается саморегуляция.

Общение со сверстниками пронизывает всю жизнь подростков, на­кладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение воз­можно при дружеских отношениях. Подростковая дружба - сложное, часто противоречивое явление. Подросток ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Как показано в американских исследованиях, в подростковом возрасте близкие друзья, как правило, - ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, при­надлежат к одной и той же среде.

Но их круг общения не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются не­формальные группы или компании. Подростков может объединять группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы раз­влечений, место проведения свободного времени.

Если подросток попадает в группу с достаточно высоким уровнем со­циального развития, это благотворно отражается на формировании его личности. При неудовлетворенности внутригрупповыми отношениями он ищет себе другую группу, более соответствующую его запросам.

В этот возрастной период детей так тянет друг к другу, их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой «реакции группирования». Однако, психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Для него важно иметь референтную груп­пу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется.

Отношения со взрослыми, прежде всего с родителями, - еще одна значимая сфера отношений подростков. Влияние родителей уже ограниче­но - им не охватываются все сферы жизни, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверст­ников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчи­ками и девочками, в вопросах, связанных с развлечениями, молодежной модой, современной музыкой и т.п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и по­ступков зависят в первую очередь от позиции родителей.

В то же время для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мне­нии, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах.

Одна из ярких особенностей подросткового возраста - личностная не­стабильность. Она проявляется прежде всего в частых сменах настроения, аффективной «взрывчатости», т.е. эмоциональной лабильности, связанной с процессом полового созревания, физиологическими перестройками в ор­ганизме. Для подростка характерна и нравственная неустойчивость. В младшем школьном и подростковом возрасте, по данным Л. Колберга, раз­вивается конвенциональная мораль, при которой у ребенка еще нет истин­ной нравственности и нормы морали остаются для него чем-то внешним. Иногда под влиянием приятеля или группы («за компанию») дети совер­шают поступки, на которые самостоятельно не решились бы и о которых позже могут жалеть. Автономная мораль и нравственная независимость от группы появляются к 16 годам только у 10% подростков.

Подросткам свойственна и неустойчивая самооценка. Так же, как по­ведение, их самосознание во многом зависит от внешних влияний. Его от­дельные образы «Я» (насколько я способный, насколько красивый, силь­ный, общительный и т.д.) изменчивы и не складываются в единую, гармо­ничную и устойчивую систему. Стабилизация начинается только в самом конце подросткового возраста (а иногда запаздывает): «Я-концепция» должна сформироваться на границе со старшим школьным возрастом, око­ло 15 лет.

С противоречивостью подростков, их склонностью впадать в крайно­сти, с часто встречающейся у них неустойчивостью поведения, его зависи­мостью от внешних влияний связано появление именно в этот возрастной период серьезных социальных проблем, часто называемых подростковы­ми. Это ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, делинквент-ное (противоправное) поведение, суициды (самоубийства). К ним приводят обычно особые обстоятельства: изолированность, отсутствие понимания в семье и школе, встреча с асоциальной группой или сверстником, имеющим соответствующий жизненный опыт.

Date: 2015-11-15; view: 812; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию