Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья





Желаем вам успехов в работе и достижения положительных результатов.

Надеемся на дальнейшее сотрудничество!

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Значение игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья 4

Использование игры в коррекционно-образовательном процессе 8

Роль игрушек в воспитании и обучении детей с ОВЗ 13

Настольные игры для детей с ОВЗ 18

Игры на узнавание и идентификацию предметов 19

Игры на выделение части и целого 19

Игры на классификацию 20

Игры на сериацию 22

Игры, развивающие образное мышление 22

Настольные игры, направленные на формирование умения ориентироваться

в пространстве 23

Игры, формирующие готовность к школьному обучению 24

Использование дидактических пособий фонда проката ТАСО

в организации игровой деятельности детей с ОВЗ 26

Играем вместе с детьми 33

Какой должна быть развивающая игрушка? 38

Игры-шнуровки 48

Игры-конструкторы 49

Игры-пазлы 54

Игры-мозаики 56

Развивающие игры с мячом 60

Использование авторских развивающих игр и игрушек

в коррекционной работе с детьми с ОВЗ 62

Как организовать домашние занятия с ребенком по методике Монтессори 68

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Развитие высших психических функций у детей с нарушением зрения при помощи оригинальных наглядных средств. Из опыта работы педагога Мельничук Нелли Викторовны 73

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Каталог развивающих настольных игр фонда проката ТАСО 77

Список использованной литературы 107

 

 

Значение игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

«Большое значение игры в развитии личности ребенка – дошкольника определяется не тем, что в ней упражняются отдельные психические процессы, а тем, что отдельные психические процессы совершенствуются в игре, благодаря тому, что игра поднимает личность ребенка, его сознание на новую ступень развития. Ребенок в игре сознает свое «я», учится действовать, подчиняя желанной цели свои действия и определяя их в зависимости от цели.



Игра, следовательно, является школой такой деятельности, в которой необходимость выступает не как внешняя, навязанная извне, а как желанная… Она является прототипом будущей серьезной деятельности...»

(Д.Б. Эльконин)

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая рассматривает игру как ведущий метод воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Согласно этой концепции, опора на игровую деятельность, игровые формы, приемы – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.), физические и творческие способности.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника (Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, Н.А. Короткова, А.Н. Леонтьев, Т.А. Маркова, Н.Я. Михайленко, Д.В. Менджирицкая, С.Л. Рубинштейн, А.П. Усова, С.А. Шмаков). Ей присущи черты любой деятельности: наличие цели, планируемых действий и результата. Ведущее положение игры в жизни дошкольника определяется не количеством времени, которое ей посвящается, а тем, что она удовлетворяет его потребности в общении, стремлении к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых, познании окружающего мира, активных движениях. Игра вызывает качественные изменения в психике ребенка и способствует их творческому развитию в дошкольном возрасте.

В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выде­ляются) другие виды деятельности, среди которых труд и учение. По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущи­ми любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в дру­гие виды деятельности, прежде всего, в трудовую.

А. С. Макаренко считал, что хорошая игра похожа на хорошую работу: их роднят ответственность за достижение цели, усилие мысли, радость творчества, культура деятельности. Кроме того, по словам А. С. Макаренко, игра готовит детей к тем нервно-психи­ческим затратам, которые требует труд. Это значит, что в игре вырабатывается произвольность поведения. В силу необходимости выполнять правила, дети становятся орга­низованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость и многое другое, что об­легчает формирование прочных навыков трудовой дея­тельности.

Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей сте­пени способствует формированию новообразований у ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. К. Д. Ушинский од­ним из первых связал развитие игры с особенностями детского воображения. Он об­ратил внимание на воспитательную ценность образов во­ображения. Ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства. В игре воображение проявляется и раз­вивается при определении замысла, развертывании сюжета, разыгрывании роли, замещении предметов. Воображение помогает ребенку принять условность игры, действовать в мнимой ситуации. Но ребенок видит грань между вообра­жаемым в игре и реальностью, поэтому прибегает к словам «понарошку», «как будто», «по правде так не бывает».



Игра выполняет следующие функции:

1) общевоспитательную – усвоение норм и правил поведения, воспитание нравственных и волевых качеств, способности к сопереживанию, оказанию помощи, к коллективизму и дружбе.

2) познавательную – все сведения об окружающем ребенок получает через игры, познание социальных ролей.

3) развивающую – осуществляется умственное и физическое развитие детей.

4) развитие речи. В этом направлении большое влияние оказывают игры-инсценировки, хоровые игры с пением, которые совершенствуют выразительность речи и соотнесение двигательных функций и дыхания.

Развитие игровой деятельности в онтогенезе проходит ряд этапов. Ребёнок начинает играть с 1 месяца жизни. Первым видом игр являются манипулятивные, основными формами деятельности в которых являются толкание, захват, отслеживание и узнавание (комплекс оживления). Игры – манипуляции формируются к 8 месяцам. Стимулом к развитию этого вида игр является предъявление ярких, больших игрушек.

С 2 – 3 лет появляются игры с предметами, в которых ребёнок осваивает игрушки, предметы-орудия. Предметная игра проходит ряд периодов в своём развитии:

- совместная игра со взрослыми;

- самостоятельный перенос выученных действий на другие предметы;

- изобразительная игра (перенос показанных взрослым действий с игрушками или те действия, которые он научился выполнять с настоящими вещами, на другие предметы);

- символическая игра (использование предметов-заместителей, действия выполняются в абстрактной, символической форме).

К концу 3 года жизни сюжетно-ролевая игра появляется при следующих условиях:

1) Ребёнок должен накопить большое количество впечатлений, ощущений.

2) Ребёнок должен владеть достаточным набором предметно-игровых действий.

3) Наличие расширенного круга общения со взрослыми.

4) Ребенок должен быть зрелым, стремиться к самостоятельной игре.

5) Активное развитие речи.

К 4 – 5 годам происходит дальнейшее усложнение игры: она последовательно усложняется и удлиняется, подчиняясь правилам, которые устанавливают взрослые. На этом этапе важно сохранить у ребёнка во время игры ощущение собственного выбора, предлагая двойственные задания.

К 6 годам ребёнок в полной мере проявляется в игре, прилагает выдумку, инициативу, самостоятельность, а руководство взрослого при этом минимально. Во время игры взрослый должен отмечать достижения и неудачи ребенка.

Таким образом, за годы дошкольного детства детские игры проходят довольно значительный путь развития от предметно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу. К 7 – 10 годам ведущей деятельностью становится учебно-игровая, а затем и учебная. В обучении и воспитании детей школьного возраста наибольшее значение начинают выполнять развивающие дидактические игры.

 

 

 






Date: 2015-11-15; view: 1270; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию