Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические рекомендации по освоению дисциплины для студента
Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса: При работе с настоящим учебно-методическим комплексом особое внимание следует обратить на темы «Спортивной медицины», отведенные для СРС.Студенты должны ознакомиться с перечнем умений и навыков, которые необходимо освоить к концу изучения дисциплины. Для этого необходимо использовать основную и дополнительную литературу, методические рекомендации и разработки кафедры, а также материальное оснащение кафедры. Для выполнения требований, предъявляемых к уровню знаний по спортивной медицине студентам, необходимо внимательно ознакомиться с разделом данного учебно-методического комплекса, в котором содержится список основной и дополнительной литературы. Облегчить работу с основной и дополнительной литературой поможет раздел, где представлены рекомендации по работе с литературой Кроме этого необходимо обратить внимание на раздел, в котором обозначены условия допуска к зачету и экзамену, а также вопросы для подготовки к промежуточному и итоговому контролю. Изучению дисциплины «Спортивная медицина» способствует ознакомление с разделом, содержащим словарь основных терминов. Пожелания к изучению отдельных тем дисциплины: При изучении всех тем «Спортивной медицины» особое внимание следует обратить на специальные медицинские термины и понятия, которые лежат в основе освоения дисциплины. При изучении темы «Физическое развитие и телосложение спортсмена» необходимо опираться на знания по анатомии человека, спортивной метрологии, общей и спортивной физиологии. Дополнительно к материалу, изложенному в учебниках «Спортивная медицина» (Граевская Л.В., 2004) и «Спортивная медицина» (Макарова Г.А., 2004), необходимо использовать методическую разработку кафедры «Изучение и оценка уровня физического развития физкультурников и спортсменов», а также ознакомиться с приборами по проведению антропометрии и протоколом соматоскопии. Необходимо освоить навыки проведения соматоскопии и антропометрии, а также научиться оценивать полученные результаты. При изучении темы «Морфофункциональные особенности организма спортсмена. Функциональное состояние нервной системы и нервно-мышечного аппарата спортсмена. Морфофункциональное состояние висцеральных систем организма спортсмена» необходимо обратить внимание на методы исследования у физкультурников и спортсменов нервно-мышечной системы, желудочно-кишечного тракта, системы мочевыделения и крови. Этот материал в достаточном объеме представлен в учебниках «Спортивная медицина» (Граевская Л.В., 2004) и «Спортивная медицина» (Макарова Г.А., 2004). Облегчить и ускорить усвоение материала поможет дополнительная литература: курс учебных лекций «Спортивная медицина» часть 2 (Хмелева С.Н., 2000). При изучении тем «Функциональные пробы для оценки уровня функциональной готовности и физической работоспособности спортсмена. Простейшие методы экспресс-оценки уровня здоровья» необходимо обратить внимание, что кроме теоретических знаний, требуется получить умения и навыки по проведению простейших функциональных проб и оценке их результатов, а также освоить методики определения и оценки общей и специфической работоспособности и простейшие методы экспресс-оценки уровня здоровья. Для этого необходимо ознакомиться с кафедральными методическими разработками и рекомендациями, а также приборами для проведения функциональных проб, научиться выполнять и оценивать простейшие пробы. При изучении темы «Врачебный контроль за спортсменами в процессе тренировок и соревнований» необходимо учесть, что кроме теоретических знаний требуется освоить практические умения по организации ВПН, грамотному применению методов исследования и функциональных проб, используемых при врачебно-педагогических наблюдениях и навыки оценки полученных результатов. Для этого кроме изучения основной литературы, необходимо: ознакомиться с кафедральными методическими разработками по организации и проведению ВПН; научиться выполнять доступные функциональные пробы для оценки общей физической работоспособности и текущего функционального состояния организма у спортсменов, а также анализировать результаты различных методов обследования, применяемых в системе этапного, текущего и срочного врачебно-педагогического контроля. При изучении темы «Травматизм в спорте» необходимо опираться на знания анатомии человека, спортивной метрологии, общей и спортивной физиологии, ЛФК, массажа и основ медицинских знаний. Особое внимание следует обратить на понятия экзогенной и эндогенной травмы, а также на меры профилактики первичного и вторичного травматизма в избранном виде спорта. Для облегчения изучения материала помимо основных рекомендуемых учебников, необходимо обратиться к соответсвующей дополнительной литературе. При изучении тем «Заболевания и патологические состояния у спортсменов при нерациональных занятиях спортом» следует обратить внимание на причины заболеваний при занятиях физической культурой и спортом, патологию желудочно-кишечного тракта, системы мочевыделения и крови при нерациональных занятиях физической культурой и спортом, а также острые патологические состояния у спортсменов. Для облегчения и ускорения усвоения выше указанных разделов спортивной медицины целесообразно помимо основных учебников использовать лекционный курс «Спортивная медицина» ч.3 (Хмелева С.Н., 2001). При изучении темы «Медицинские средства восстановления спортивной работоспособности и реабилитации спортсмена» обратить внимание на классификацию средств восстановления, особенности применения основных и вспомогательных восстановительных мероприятий. Необходимо ознакомиться с понятием недопинговой фармакологии спорта, в рамках которой иметь представление об адаптогенах и антиоксидантах, их роли в повышении физической работоспособности спортсменов и оптимизации процессов восстановления. Для облегчения усвоения материала помимо основной литературы целесообразно использовать учебное пособие «Медицинские средства восстановления (Бакулин В.С., Грецкая И.Б., Богомолова М.М., 2010) Рекомендации по работе с литературой: При изучении курса Спортивной медицины следует обратить внимание на следующие литературные источники: 1. Граевская Н.Д., Долматова Т.И. Спортивная медицина: курс лекций и практические занятия (учебное пособие). – М.: Советский спорт, 2004 – 304с. В учебнике изложены вопросы в соответствии с государственным стандартом зачетными и экзаменационными требованиями. Однако такие вопросы, как перенапряжение нервной системы у физкультурников и спортсменов, медико-биологические восстановительные средства, изложены не полностью. Изложение таких вопросов, как перенапряжение сердечно-сосудистой системы у физкультурников и спортсменов, патология опорно-двигательного аппарата при занятиях физической культурой и спортом, отличается чрезмерной медицинской сложностью для восприятия будущими педагогами и тренерами. 2.Макарова Г.А. Спортивная медицина (учебник). – М.: Советский спорт, 2002.- 478с. В учебнике подробно изложены разделы, отсутствующие или недостаточно освещенные в других литературных источниках: - особенности врачебно-педагогического контроля за юными спортсменами; -особенности врачебно-педагогического контроля за женщинами-спортсменками; - врачебно-педагогический контроль за занимающимися физической культурой и спортом; -врачебно-педагогический контроль при проведении тренировочного процесса в различных климатогеографических и погодных условиях; -современное обеспечение спортивных соревнований; -основные средства, используемые в целях оптимизации процессов восстановления и повышения физической работоспособности; -правовые основы при несчастных случаях и чрезвычайных происшествиях в спорте; -современный перечень заболеваний и патологических состояний, препятствующих допуску к занятиям спортом; -таблицы соматотипических показателей и возрастных величин различных соматических типов; -подробные методики проведения пробы PWC-170 со специфическими нагрузками; -рекомендации по определению медицинской группы для занятий физической культурой при некоторых отклонениях в состоянии здоровья; -шкала оценки биологической зрелости; -дополнительные положения по организации антидопингового контроля; -показатели оценки физического состояния лиц, занимающихся оздоровительной физической культурой, по результатам двигательных тестов; -перечень наиболее часто встречающихся заболеваний и рекомендуемый двигательный режим в зависимости от физической работоспособности и физической подготовленности 3. Бакулин В.С. Курс лекций по спортивной медицине для самостоятельной подготовки студентов заочной формы обучения: учебное пособие / Бакулин В.С., Грецкая И.Б., Куропаткина Н.А., Петрова В.В.- Волгоград, 2011. – 139с. В пособии представлена современная трактовка теоретического материала по спортивной медицине в кратком изложении, что позволяет использовать курс лекций для подготовки к практическим (семинарским) занятиям, а также к зачету и экзамену. 4. Бакулин В.С. Практикум по спортивной медицине: учебно-методическое пособие / Бакулин В.С., Грецкая И.Б., Куропаткина Н.А., Петрова В.В.- Волгоград, 2012. – 104 с. В пособии представлены методические разработки для освоения практических навыков проведения врачебно-педагогических наблюдений за физкультурниками и спортсменами, а также примеры ситуационных задач и варианты их решения. 5. Бакулин В.С., Грецкая И.Б., Богомолова М.М. Медицинские средства восстановления. – Волгоград, 2010. – 120 с. В учебном пособии изложены вопросы медико-биологических проблем постнагрузочного восстановления. Дана характеристика медицинских средств восстановления и обозначены особенности их применения в избранном виде спорта с учетом индивидуальных особенностей спортсмена и периода подготовки. Материал адаптирован к изучению студентами ВУЗов спортивного профиля, позволяет подготовиться к семинарским занятиям, выполнить творческую работу по составлению программ восстановительных мероприятий, а также может быть использован в практической работе будущих специалистов. Рекомендации по выполнению самостоятельной работы: При выполнении самостоятельной работы студент должен освоить не только теоретические разделы, пользуясь при этом рекомендованной основной и дополнительной литературой, но и освоить практические навыки по проведению врачебно-педагогических наблюдений и оценке их результатов. При освоении этого раздела СРС студент должен выбрать один из пяти вариантов СРС и выполнить (в соответствии с методическими рекомендациями) на учебно-тренировочных занятиях, после чего требуется оформить протокол и написать заключение по результатам обследования, которые предоставляются на соответствующем семинарском занятии. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой: Для облегчения усвоения теоретического материала в процессе изучения спортивной медицины, а также ввиду выделения отдельных тем для самостоятельного изучения, а также для осуществления контроля и самоконтроля за качеством полученных знаний, по основным разделам дисциплины разработана тестовая система. Тестовыми заданиями, включенными в систему, студенты могут пользоваться самостоятельно при подготовке к аудиторным занятиям, зачету и экзамену. Кроме этого ряд тестовых заданий используется преподавателями для текущего контроля за качеством усвоения учебного материала в процессе проведения практических, семинарских и методических занятий. Тестовые задания используются для самостоятельной подготовки и текущего контроля знаний. При работе с тестовыми заданиями следует обратить внимание, что для каждой темы разработано несколько вариантов заданий. В каждом варианте пять вопросов. На каждый вопрос дано четыре варианта ответа. Студент должен выбрать наиболее полный или правильный ответ. Выполненное задание оценивается положительно при наличии не менее трех правильных ответов. При изучении раздела «Спортивная патология» для оптимизации усвоения материала и текущего контроля знаний применяются ситуационные задачи. В процессе решения задачи студент должен поставить диагноз, определить причину возникновения патологического состояния при занятиях физической культурой и спортом, определить тактику тренера в сложившейся ситуации. Ответ дается в письменной или устной форме, после чего преподаватель проводит тщательный разбор ошибок и недочетов. Рекомендации по подготовке к экзамену (зачету): При подготовке к зачету особое внимание следует обратить на следующие моменты: 1.Т.к., большой объем знаний студенты получают самостоятельно, при подготовке к зачету необходимо пользоваться не только основной, но и дополнительной литературой 2.После изучения теоретического материла с целью самооценки необходимо ответить на тестовые задания к соответствующей теме Опыт приема зачета выявил, что наибольшие трудности при проведении зачета возникают по следующим разделам: 1 Методы исследования желудочно-кишечного тракта, системы кроветворения и выделения у ФК спортсменов, их значение. Морфо-функциональные особенности ЖКТ, системы кроветворения и выделения в ИВС. 2 Понятие о тренированности. Роль врача и тренера в оценке тренированности. 3 Организация, формы и методы ВПН. Метод дополнительных нагрузок в ВПН. Метод повторных нагрузок ВПН. 4 Медицинское обеспечение соревнований. Права и обязанности врача при проведении соревнований. Допинг, антидопинговый контроль в спорте. При подготовке к экзамену особое внимание следует обратить на следующие моменты: 1. Т.к., большой объем знаний студенты получают самостоятельно, при подготовке к экзамену необходимо пользоваться не только основной, но и дополнительной литературой 2. После изучения теоретического материла с целью самооценки необходимо ответить на тестовые задания к соответствующей теме 3. Для приобретения навыков совместной работы с врачом по использованию данных врачебного контроля в планировании и коррекции нагрузок тренировочного процесса, профилактики заболеваний спортсмена в результате нерациональных занятий физической культурой и спортом студент должен ознакомиться с ситуационными задачами и научиться их решать Опыт приема экзамена выявил, что наибольшие трудности при проведении экзамена возникают по следующим разделам: 1. Основные заболевания желудочно-кишечного тракта системы кроветворения и выделения при нерациональных занятиях физической культурой и спортом. 2. Наиболее частые заболевания в ИВС. 3. Противопоказания к занятиям спортом, сроки допуска к тренировочным занятиям после перенесенных заболеваний и травм. 4. Сроки допуска к тренировкам после перенесенных заболеваний. 5. Понятие о спортивном травматизме. Причины спортивного травматизма. Экзогенные и эндогенные травмы. 6. Клинические проявления травм опорно-двигательного аппарата, первая медицинская помощь. Первичная и вторичная профилактика спортивных травм. Особенности травматизма в ИВС. 7. Особенности врачебного контроля за девушками и женщинами. 8. Понятие о геронтологии и гериатрии. Особенности врачебного контроля за лицами пожилого возраста. Date: 2015-11-15; view: 1111; Нарушение авторских прав |