Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Темы, вынесенные на самостоятельное изучение
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Екатеринбургский филиал
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ ГРАФИКЕ И СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА»
Направление подготовки 49.03.02.Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
Екатеринбург 2015
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Объем дисциплины и виды учебной работы представлены в таблице 2.
Вид учебной работы
| Трудоемкость/ зачетных
единиц
| Семестры
|
|
|
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| час / з.е.
|
|
|
| 48/1,2
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| час
|
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| час
|
|
|
|
| Семинары (С)
| час
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| час
|
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| час / з.е.
|
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовая работа (проект)
| час
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы
| час
|
|
|
|
| Реферат
| час
|
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
| час
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| зачет
|
|
|
|
| Общая трудоемкость, часы
| час
|
|
|
|
| Зачетные единицы
| з.е.
|
|
|
|
|
Состав и объем дисциплины (заочное отделение)
Вид учебной работы
| Трудоемкость/ зачетных
единиц
| Семестры
|
|
|
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| час /з.е.
|
|
|
| 12/0,3
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| час
|
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| час
|
|
|
|
| Семинары (С)
| час
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| час
|
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| час / 6 з.е.
|
|
|
| 94/2,5
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовая работа (проект)
| час
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы
| час
|
|
|
|
| Реферат
| час
|
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
| час
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| зачет
|
|
|
|
зачет
| Общая трудоемкость, часы
| час
|
|
|
|
| Зачетные единицы
| з.е.
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица - Темы и их краткое содержание
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание
| Модуль №1
| | Ведение в дисциплину.
| Содержание лекций
| 1.1.
| 1.1 Введение. основы организации спортивной медицины в России (1 ч.)
| Предмет и задачи спортивной медицины: использование средств физической культуры для укрепления здоровья, предупреждения заболеваний, восстановления здоровья, предупреждение заболеваний и травм, связанных с занятиями физической культурой и спортом. Краткий очерк истории развития спортивной медицины. Основы организации спортивной медицины в России. Медицинское обследование лиц, занимающихся физкультурой и спортом. Первичные, повторные и дополнительные обследования. Диспансерный метод наблюдения за спортсменами. Врачебные консультации. Врачебно-педагогические наблюдения. Санитарно-гигиенический контроль над занятиями физкультурой и спортом. Организация медицинского обеспечения на сборах, соревнованиях различного уровня с учетом особенностей вида спорта.
| 1.2.
| 1.2 Основы общей патологии, понятие о здоровье, болезни и иммунной реактивности (4 ч.)
| Основные термины и понятия в медицине: здоровье, болезнь, этиология, патогенез, инфекция, эпидемиология, профилактика, реабилитация. Физические, химические, биологические, социальные причины заболеваний. Роль наследственности в развитии болезни. Понятие о дифтерии, атрофии, гипертрофии. Причины, вызывающие их механизм развития. Понятие аллергии, реактивности, иммунитете: механизм их развития, влияние на них физических упражнений. Регенерация тканей. Заживление ран. Восстановление структур нервной, мышечной, костной тканей после травм.
| 1.3.
| 1.3. Основы эпидемиологии инфекционных и неинфекционных заболеваний (4 ч.)
| Возбудители инфекционных заболеваний: понятие о вирусах, бактериях, простейших, гельминтах, грибах. Основные источники инфекционных заболеваний: больной на различных стадиях инфекционной болезни, бациллоноситель, животные. Пути передачи инфекции. Устойчивость к инфекциям, иммунитет, его механизмы, иммунодефицит; пассивный, активный и врожденный иммунитет; переливание сыворотки, прививки. Вирулентность инфекции. Эпидемии, их причины и закономерности возникновения. Меры борьбы с инфекциями и эпидемиями. Значение закаливания и занятий физическими упражнениями с целью повышения устойчивости к инфекциям, возможное снижение иммунитета при состоянии высокой тренированности (на высоте спортивной формы) и профилактика инфекции. Эпидемиология основных неинфекционных заболеваний: атеросклероза, гипертонической болезни, диабета, злокачественных новообразований, являющихся главной причиной заболеваемости и смертности. Понятие о причинных факторах этих заболеваний (факторы риска). Роль гиподинамии как фактора риска
| 1.4.
| 1.4. Заболевания и травмы при занятиях физической культурой и спортом (4 ч.)
| Причины заболеваний у спортсменов. Заболеваемость и спортивная специализация. Травмы при занятиях физкультурой и спортом: их причины и профилактика. Специфика спортивных травм в различных видах спорта. Понятие хронической микротравматизации и ее значение в патологии у физкультурников и спортсменов. Реабилитационные отделения при диспансерах. Реабилитационные центры. Медицинская и спортивная реабилитация.
| 1.5.
| 1.5. Организация доврачебной медицинской помощи (3 ч.)
| Общие понятия первой медицинской помощи. Асептика и антисептика. Понятие о десмургии. Основные принципы оказания первой медицинской помощи. Первая помощь при вывихах, переломах, остановке сердца и дыхания, кровотечениях, несчастных случаях (ранениях, ушибах, сдавлениях), ожогах и отморожениях, утоплении, удушении, отравлении химическими и лекарственными препаратами. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах, обмороке.
|
| час
| Форма контроля
| Темы практических/семинарских занятий
| 1.1
| 2 ч.
| Доклады, решение кейс-задач.
| Введение. основы организации спортивной медицины в россии.
| 1.2.
| 2 ч.
| Разбор конкретных ситуаций, решение кейс-задач.
| Основы общей патологии
| 1.3.
| 2 ч.
| Письменное или устное решение задач, разбор конкретных ситуаций, работа на тренажерах
| Основы эпидемиологии инфекционных и неинфекционных заболеваний.
| 1.4.
| 1 ч.
| Доклады, решение кейс-задач
| Средства и методы восстановления в спорте
| 1.5.
| 1 ч.
| Разбор конкретных ситуаций, решение кейс-задач.
| Диагностика, лечение и профилактика спортивных травм и заболеваний
| | Модуль 2. Содержание и методы врачебного контроля.
| 2.1
| Содержание и методы врачебного контроля. динамические медицинские наблюдения за спортсменами с учетом возраста и пола (4 ч.)
| Задачи и методы врачебных наблюдений за лицами, занимающимися физкультурой и спортом. Методы врачебно-педагогических нагрузок по субъективному состоянию, по визуальным признакам утомления. Физиологическая кривая урока, тренировки. Анамнез. Антропометрия. Соматоскопические методы обследования. Методы исследования и оценки сердечно-сосудистой системы у спортсменов. Брадикардия. Гипертония. Синдром регулируемой гипердинамии и гиподинамии. Исследование и оценка функционального состояния внешнего дыхания, ЖЕЛ, мощность вдоха, выдоха. Понятие о кислородной емкости крови. Транспортная функция крови. Функциональные пробы PWC170. МПК. Аэробная производительность у спортсменов различной специализации и квалификации. Исследование нервной системы: клино- и ортостатическая проба. Исследование функционального состояния мышечной системы у спортсмена.
| 2.2
| Врачебный контроль на тренировках и соревнованиях, медицинское обеспечение массовой физической культуры (3 ч.)
| Организация врачебного контроля над физическим воспитанием в школе. Осмотры школьников. Распределение на группы: основную, подготовительную, специальную. Врачебно-педагогические наблюдения на уроке физического воспитания. Санитарно-гигиенический контроль над внеурочными формами физического воспитания. Врачебно-педагогические наблюдения в дошкольных учреждениях, за юными спортсменами. Особенности методики физического воспитания детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, нервной системы и др., отнесенных к специальной медицинской группе.
| 2.3.
| Средства повышения спортивной работоспособности и ускорения восстановительных процессов (3 ч.)
| Цель и задачи восстановления в спорте. Восстановление после травм, заболеваний, перетренированности. Восстановление перед- и после соревнований. Средства восстановления. Педагогические: чередование нагрузок, восстановительные тренировки. Восстановительное питание. Физические средства восстановления: массаж, электростимуляция, водные процедуры, сауна, ванны, восстановление путем воздействия на биологически активные точки. Медикаментозные средства восстановления: витамины, анаболические препараты (негормональные мази, растирки); комплексные системы восстановления в различных видах спорта. Допинги и антидопинговый контроль в спорте.
| 2.4.
| Реабилитация спортсменов – инвалидов. (2 ч.)
| Особенности тренировок и восстановления физической работоспособности спортсменов-инвалидов. Влияние гиподинамии на состояние здоровья и физическую работоспособность инвалида. Реабилитация после ампутации конечности. Травмы спинного мозга. Реабилитационные мероприятия для слепых и слабовидящих спортсменов
| | час
| Форма контроля
| Темы практических/семинарских занятий
| 2.1.
| 1 ч.
| Письменное или устное решение задач, разбор конкретных ситуаций, работа на тренажерах
| Морффункциональные особенности систем организма спортсмена, исследование физического развития, особенности телосложения и состояния опорно-двигательного аппарата
| 2.2.
| 2 ч.
| Доклады,тестовые задания.
| Содержание и методы врачебного контроля
| 2.3.
| 1 ч.
| Разбор конкретных ситуаций, решение кейс-задач.
| Врачебный контроль над физическим воспитанием детей и подростков
| 2.4.
| 1 ч.
| Письменное или устное решение задач, разбор конкретных ситуаций, работа на тренажерах
| Неотложная помощь при острых патологических состояниях в спорте
| 2.5.
| 1 ч.
| Доклады
| Питание спортсменов
| | | | | | | Дисциплина «Спортивная медицина» предполагает следующие формы работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов.
Отбор материала для лекционных занятий, его организацию рекомендуется производить в соответствии со следующими принципами:
1. Содержательные принципы обучения:
- гражданственности;
- научности;
- воспитывающего обучения;
- фундаментальности и прикладной направленности обучения;
2. организационно-методические принципы обучения:
- преемственности, последовательности и систематичности;
- единства группового и индивидуального обучения;
- соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых;
- сознательности и творческой активности;
- доступности при достаточном уровне трудности;
- наглядности;
- продуктивности и надежности.
На практических занятиях рекомендуется использовать следующие виды работы:
- просеминары;
- проблемные семинары;
- тематические семинары;
- практикумы.
Рекомендуется использовать следующие виды самостоятельной работы студентов:
- самостоятельная работа во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);
– самостоятельная работа под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов и аттестации;
- внеаудиторная самостоятельная работа при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.
Для освоения дисциплины рекомендуется использовать следующие методы обучения: решение проблемной ситуации, дискуссия, средства обучения: помещения, оборудование, мебель, учебники, раздаточный материал, наглядные пособия, компьютеры, мультимедийные презентации.
Отбор материала для лекционных занятий, его организацию рекомендуется производить в соответствии со следующими принципами: научности; комплексности; системности, наглядности.
Рекомендуется использовать следующие виды самостоятельной работы студентов: проработка конспекта лекции; анализ учебников, учебных пособий, специальной литературы по данной теме (с указанием страниц), подготовка рецензий; проведение научных исследований; выполнение тестовых заданий; выполнение домашней контрольной работы, письменное или устное решение задач, разбор конкретных ситуаций; подготовка к дискуссии по определенной проблеме на базе прочитанной литературы, изучения нормативных актов, практики т.д.; подготовка списка литературы (библиографии) и подборка нормативных источников по определенной тематике, их изучение и т.д.
Для освоения дисциплины рекомендуется использовать следующие методы и средства обучения: компьютерный класс, аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук и т.д.), комплекты электронных презентаций/слайдов и т.д.
Темы, вынесенные на самостоятельное изучение
Date: 2015-11-15; view: 436; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|