Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Песочная грамматика





Важно не просто научиться писать, но и писать правильно. Даже самые скучные орфограммы можно превратить в увлекательные игры и сказки. Например, для того чтобы писать грамотно, важно различать гласные в сильной и слабой позиции. Маленькому ребенку не обязательно знать это

правило - его научать этому в школе. А подготовить его мы сможем с помощью такой игры-сказки:

“Теперь мы отправляемся с тобой в страну, где живут целые слова. Как раз сейчас они готовятся к балу. Хозяйка этой страны - Фея Ударение. Она всегда правит балом.

А еще - у Феи есть Волшебная Палочка. Когда Фея дотрагивается ей до какого-то одного гласного звука в слове... Происходит чудо! Этот звук превращается в Принцессу, и становится главным в слове. Принцессу почитают остальные звуки, составляющие слово. Преклоняясь перед красотой и величием Принцессы, сами часто они становятся едва различимыми.

Имя Принцессы - ударный гласный, всегда хорошо слышим и мы. И никогда не ошибемся, когда будем писать это слово. Например,

Слово есть у нас ГОРА —

Здесь Принцесса - буква А!

В этом слове другую гласную - О, почти не видно, плохо слышно. “О” стала Золушкой. Когда мы произносим это слово, имя Золушки “О” слышится нам как имя Принцессы. Конечно, ее имя легко перепутать, написать неправильно, и тем самым сильно обидеть ее.

Но не печалься, сказка на то и сказка - в ней царит Добро. В других словах, которые здесь называют “родственными”, Золушки тоже становятся Принцессами. Ведь их касается волшебной палочкой справедливая Фея Ударение. Попробуй, измени слово “ГОРА” так, чтобы Золушка стала Принцессой!”

Для разыгрывания этой и подобных ей сказок на песке Вам потребуются буквы, составляющие слово с безударной гласной и проверочное к нему; а также палочка, символизирующая ударение; фигурки Феи, Принцессы и Золушки.

Рассказывая сказку. Вы выкладываете на песке слово. Ребенок берет в руки фигурку Феи и Волшебную Палочку. Совместно с Вами или самостоятельно он произносит написанное на песке слово, интонационно выделяя ударный звук. Держа в руке фигурку Феи, он дотрагивается до буквы палочкой, и оставляет над буквой след - ударение. Далее, он ставит фигурку Принцессы над ударной гласной, а над безударной - фигурку Золушки. Те же действия производятся и с проверочным словом.

Можно поиграть и со стихотворной инструкцией (стихи Д.Фролова).

В каждом слове - царство звуков,

Там на праздничном балу Фея

Ударенья может

Отметить Принцессу свою.

Звук ударный отмечает

Фея палочкой своей

И отныне его имя

Знает каждый из людей.

Безударные же звуки

Фея в Золушки берет,

А в соседнем царстве звуков

Их в Принцессы выдает.

А скажи мне, мой хороший,

Кто Принцесса в слове “Лошадь”?

Хочется привести цитату из учебника по русскому языку для 2 класса: “Безударную гласную в корне слова надо проверять. Для этого надо изменить слово, или подобрать однокоренное слово так, чтобы ударение падало на эту гласную.” Не правда ли, похоже на нашу сказку? Вы видите, что из любого сложного правила можно сделать интересную игру.

А как же быть со словарными словами, ведь их нельзя проверить? Конечно, их нужно запомнить, чтобы не обижать Золушек. Ведь в этих словах им никогда не стать Принцессами. Но даже не этого больше всего хотят Золушки. Они мечтают, чтобы их заметили и запомнили. Для этого Вы можете подключить уже известные Вам приемы, описанные в нашей книге.

Для закрепления материала, можно предложить ребенку следующую игру (стихи Д.Фролова):

“Однажды над Страной Цветов

Пронесся ураган,

Один из звуков он унес

С собой за океан...

И вот уж высохла р...ка,

Уснули все л...са,

И солнце красное уже

Не светит в н...бесах!

Погибнет так Страна Цветов!

Что делать? Помоги!

Найди скорей пропавший звук

И Жизнь в цветы вдохни!”

Перед ребенком пустая песочница. На поверхности песка написаны слова с пропущенными буквами. Ребенок вписывает в свободное место ту гласную, которую считает похищенной. Например, в слово “Р...КА” ребенок вписывает “У”. Получается “РУКА”. Взрослый читает соответствующую строчку инструкции. В нашем случае это: “И вот уж высохла РУКА”. Так ли это? Та ли это буква? Если ребенок вставляет правильную гласную, слово оживает. При этом важно, чтобы он рассказал о том, как узнал Золушку, какие слова помогли ему в этом. В данной игре при правильном ответе на песке создается река. Если ребенок допускает орфографическую ошибку, можно ему напомнить сказку о Фее Ударения. Так можно играть и с другими словами. Таким образом, ребенок практически усваивает курс грамматики, развивая орфографическую зоркость, а также учится комментировать свои действия.

Для обобщения и закрепления полученных знаний мы предлагаем Вам дидактическую игру “Секрет колдовства” со стихотворной инструкцией Дмитрия Фролова:

Дети приглашаются к ящику с песком. На поверхности ничего нет.

В одну волшебную страну

Пришла беда большая –

В нее прокралась в темноте

Колдунья очень злая

Одну зверушку захватила,

И тут же в палку превратила.

(Взрослый показывает детям палочку)

А буквы имени ее

В темницу бросила на дно...

Секрет же злого колдовства

С собой колдунья унесла,

В горе песчаной закопала

И вход туда заколдовала...

Что делать?

И куда бежать?

Зверушку надо выручать!

А взрослым - нечего идти:

Ребята могут лишь спасти.

Ну как, ребята, вы готовы?

Там испытания суровы,

Там буквы надо крепко знать,

Чтоб колдовство то разгадать!..

* * *

Тогда вперед!

Сейчас река

(Взрослый совместно с детьми строит в песочнице реку и устанавливает через нее два мостика: один из буквы Ж, другой из буквы Ш)

На ней для вас есть два мостка:

Из буквы Ж и буквы Ш

Спокойно вспомните слова,

Где буква Ж и буква Ш.

(Дети должны назвать не меньше пяти слов, которые содержат отдельно буквы Ж и Ш)

Ну вот, река и позади!

Но дальше нет у нас пути:

Дремучий лес перед горой

Стал непролазною стеной...

(Взрослый совместно с детьми создает лес из веточек и фигурок деревьев)

Лесные звери! помогите!

А вы скорей их назовите!

(Дети должны назвать лесных зверей, каких они знают, взрослый может им помочь, показать других зверей, разнести понятия: домашних и диких животных)

Нам помогли лесные звери,

И мы недалеко от цели!

Гора возникла на пути –

(Дети строят гору из песка)

Ни обскакать, ни обойти,

Как научитьсянам летать?

Пора на помощь птичек звать!

Кричите птичек всех подряд,

Они к нам сразу прилетят,

Нас над горою пронесут,

И нам погибнуть не дадут!

(Дети называют известных им птиц, взрослый может дополнить их знания)

И птички помогли нам в горе,

Теперь на берегу вы моря.

(Дети строят на переднем плане море, за ним Песчанную гору)

За ним - Песчаная гора,

Где скрыта сила колдовства.

Но как же переплыть нам море?

Ведь это - не широко поле...

Давайте рыбок хором звать,

Морских животных всех скликать!

Кто помнит их всех имена,

Зовите к нам скорей сюда!

(Дети называют известных им морских жителей, взрослый их может дополнять)

Вы молодцы!

Отлично звали!

Все рыбки сразу подплывали,

И переплыть нам помогай...

Теперь мы с вами - у Горы...

Здесь буквы бедные томятся,

Колдуньи злой они боятся,

Их надо нам освободить,

И имя правильно сложить!

Как только имя расшифруем,

Зверька мы этим расколдуем,

Так злые чары рухнут в пыль,

И мы узнаем, кто там был.

В волшебной книге есть заданья,

Для вас, ребята, испытанья,

Как букву каждую найти,

Из плена мрачного спасти.

(Взрослый берет большую книгу и “читает по ней”)

Как только буква прояснится,

Так рухнет вмиг ее темница.

***

Итак, заданье к первой букве:

Найдите общий звук в словах

“Машина”, “Музыка” и “Мак”.

Вы отгадали, или - как?..

Все верно - это буква М,

Не испугаешь вас ничем!

(Взрослый выкладывает на песок букву М)

Вторая буква, вам на страх,

Есть сразу даже в трех словах:

“Шары”, и “Крыша”, и “Столы”.

Ну как? Теперь узнали вы?

Что ж угадали букву Ы,

Прекрасно знаете все вы!

(Взрослый выкладывает на песок букву Ы)

А третья есть в словах: “Шалаш”,

И “Шуба”, “Шапка”, “Ералаш”.

Вы “зашипели” все так дружно,

Что и подсказывать не нужно!

Да, это буква Ш, конечно,

Вы все сегодня так прилежны!

(Взрослый выкладывает на песок букву Ш)

Ну, а четвертую сейчас

Вы отгадаете за раз!

Слова здесь: “Кукла”, “Лук”, и “Кошка”.

Ну как? Подумайте немножко...

Была задача нелегка,

Но вы решили - буква К!

(Взрослый выкладывает на песок букву К)

Ну а последнюю, друзья,

Не отгадать никак нельзя:

“Арбуз”, “Акула”, “Ананас” -

Здесь буква спрятана от нас!

Вы - молодцы все! Как всегда!

Вы отгадали букву А!

(Взрослый выкладывает на песок букву А)

Кого же мы расколдовали?

Какое имя мы узнали?

(Дети складывают буквы в слово)

Все верно! Это наша МЫШКА!

Небось, дрожит еще трусишка!

(Взрослый ставит в песочницу фигурку мышки)

В волшебной маленькой стране

Теперь на праздник вышли все!

Пошел такой веселый пир,

Какого и не видел мир!

(Дети строят в песочнице страну, дом для мышки и других фигурок)

А все, ребята, только вы!

Вы мышку бедную спасли!

И все животные, друзья,

Вас полюбили навсегда!

Итак, Вы познакомились с идеей проведения образовательных игр на песке. По такому же принципу, уже самостоятельно. Вы сможете придумать аналогичные игры с цифрами, арифметическими действиями, геометрическими фигурами, используя, к примеру, дидактический материал к играм М.Монтессори. Используя принципы наших игр можно начинать изучение иностранного языка. Надеемся, что Вам доставит удовольствие процесс придумывания прозаических и стихотворных инструкций к играм. Наверняка, в этом Вам поможет и ребенок. Уверены, что песочные игры сделают ваши учебные занятия увлекательными. Ребенок полюбит УЧИТЬСЯ!

Но главное — Ваше сотворчество с ребенком. Вы и он - единое целое. И нет для него “мук учения”, потому что ВЫ - рядом!

 

Глава 2. ПЕСОЧНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. Познавательные игры на песке

2.1. СОВЕТЫ АВТОРОВ

Окружающий Мир многогранен и удивителен. Многие мечтают побывать в разных уголках планеты, совершить путешествие во времени, исследовать другие миры...Не у каждого из нас есть реальная возможность воочию увидеть альпийские луга, жизнь под водой. Египетские Пирамиды, и другие красоты Вселенной. Эти потребности и желания человек реализует, читая фантастические романы и исторические книги, сопереживая героям приключенческих фильмов, посещая музеи... Для нас так важно во всем принять непосредственное участие. В связи с этим появляются виртуальные компьютерные игры, создающие иллюзию реальности. Однако, современные ученые и фантасты все чаще предупреждают о негативных последствиях подобных экспериментов с психикой человека. Что же делать? Ведь так хочется побывать везде и поучаствовать во всем! Без риска для здоровья, сохраняя душевное равновесие, мы - моделируем в песочнице.

Именно на песке мы можем создавать разные миры: путешествовать во времени, по разным странам и планетам. При этом, мы не только воображаем, представляем, фантазируем, но и реально создаем и проживаем. Например, используя фигурки доисторических животных и людей, мы знакомим ребенка с жизнью Древней Земли. Выкладывая в песочнице красивые ракушки, кораллы, фигурки морских жителей, совместно с ребенком мы отправляемся в “Подводную Одиссею”, как Жак Ив Кусто. Побывать

на Марсе или других планетах, нам помогут камни, детали конструкторов (например, “Лего”), фигурки трансформеров или космонавтов.

Но мы можем путешествовать и по нашей истории: создавать селения древних славян из соломок и палочек, рисовать и вырезать фигурки жителей первых русских городов, строить крепости, защищать свой город от врагов, воссоздавать быт кочевых и оседлых племен. В песочнице мы можем защищать Новгород и Полтаву, закладывать Санкт-Петербург, побывать на первых верфях Петра Первого, поучаствовать в Ассамблеях.

 

 

Стр. 10

2.2. ВИДЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИГР НА ПЕСКЕ:

Date: 2015-11-15; view: 359; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию