Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общее понятие художественного жанра
Когда мы рассматриваем художественное произведение со стороны его формы, мы обнаруживаем такие элементы формы, которые трудно соотнести непосредственно с содержанием: а) образы, характеры, ситуации выражают идею; б) композиция и сюжет также подчинены раскрытию идеи. Иначе говоря, положение о «содержательности» формы иллюстрируется на всех элементах «внутренней» формы достаточно адекватно. Что касается «внешней» формы («формы формы»), т. е. языка, то она связана с идейным содержанием через «непосредственное» содержание (в речевых формах мы воспринимаем и композицию, и сюжет, и характеры). Но кто объяснит, в чем сентиментальный роман Руссо «Новая Элоиза» и реалистический роман Достоевского «Бедные люди» сходны за пределами содержания и речи? Что общего в «Евгении Онегине», романе в стихах, и в «Дворянском гнезде», романе в прозе? Как связаны идейное задание, замысел художника с выбором родовых, самых общих форм – эпических, драматических, лирических? Наконец, важен вопрос о том, как возникли жанры. Жанр – понятие историческое; жанры существовали не всегда; в искусстве древних в нерасчлененном виде обнаруживаются все три родовые формы: в трудовом действии обнаруживаются элементы драмы (подражание трудовым процессам), эпоса (рассказ, передача впечатлений), лирики (песня‑переживание). Жанр как литературный род выделяется в древнегреческом искусстве: а) эпос (Гомер, Гесиод); б) драма (Софокл, Аристофан и др.); в) лирика (Сапфо, Алкей и т. д.). Кристаллизация жанров связана, по‑видимому, с увеличением удельного веса личности в обществе, дифференциации общества. В искусстве общинного и родового строя человек не выделялся из общей массы (синкретизм), в искусстве рабовладельческого общества человек становится индивидуумом: родовые (жанровые) формы искусства в конечном счете определялись социальной дифференциацией древнегреческого общества (жанр возникает там и тогда, где человек чувствует себя единицей самостоятельной). Жанр представляет собой родовидовую специфику искусства вообще. Также литературный жанр – показатель отношения человека к окружающей его действительности. Человек становится основным предметом изображения. В жанре мы видим, как ставший главным предметом искусства человек относится к явлениям природы и общества. Рассмотрим эти отношения: а) в эпосе – объективный по отношению к художнику мир, где человек показан в сложных отношениях с другими людьми. Главной движущей силой содержания здесь является событие; б) в лирике – субъективный мир художника; главная движущая сила содержания – переживание; в) в драме – объективный по отношению к автору мир (сходство с эпосом), но, в отличие от эпоса, действие здесь дано в его непосредственной наглядности, на сцене.
Date: 2015-11-15; view: 485; Нарушение авторских прав |