Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стиль и метод





 

Чтобы глубже понять сущность метода, необходимо соотнести его со стилем, т. е. с той категорией, в которой метод находит свое конкретное воплощение. В науке имеются различные трактовки взаимосвязей метода и стиля. Прежде всего – по объему понятий.

«Метод» как понятие шире понятия «стиль». Метод – выражение общего, стиль – частного. Далее: «художественный метод» – родовое понятие, «стиль» – видовое. Наконец: метод – из области «стратегии», стиль – из области «тактики».

Художественный метод характеризует закономерности творческого процесса, стиль – закономерности результата; |метод характеризует принципы создания произведения, стиль – приемы, структуру (конструкцию) произведения. Тем не менее метод и стиль – категории взаимообусловленные, взаимосвязанные. Метод вне стиля – абстракция, стиль вне метода – россыпь приемов, беспорядочный набор художественных средств. Метод упорядочивает элементы стиля, располагая их в полюсах метода.

С одной стороны, художественный метод может объединить несколько стилей (реализм Пушкина и Гоголя), с другой – в рамках стиля одного писателя может быть несколько методов, характеризуя эволюцию индивидуального стиля (романтизм и реализм Пушкина).

Таким образом, нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять метод и стиль.

Наиболее распространена точка зрения, согласно которой метод связан с задачами творчества, с мировоззрением, а стиль проявляется в форме, которая выступает его носителем.

Стиль – «эстетическое преломление совокупности черт метода», говорит Г.А. Гуковский. Большинство литературоведов видят в стиле категорию формы, совокупность черт формы.

Но ведь и в элементах содержания обнаруживается стилевое своеобразие: так, своеобразно развивается тема «маленького» человека у Пушкина, Гоголя, Достоевского. У каждого из них свой стиль, хотя отблеск метода лежит на основных элементах стиля, своеобразно в нем преломляясь (пример, «Нос» Гоголя и «Органчик» Салтыкова‑Щедрина).

При сходстве темы (разоблачение пустоты, чинопочитания и бюрократизма чиновничества), сходстве метода и направления (критический реализм) обнаруживается и индивидуальное своеобразие проявления метода в стиле. Социальная сатира Гоголя насыщена у Щедрина политическими реалиями. Употребление сатирических приемов у Гоголя и Щедрина при внешнем сходстве – своеобразно по стилю.

Показывая, как чин возвышается над личностью человека, Гоголь делает нос майора Ковалева неподвластным хозяину. Более того, будучи старше чином, нос внушает ему невольный страх и почтение. В то же время сам майор Ковалев – обыкновенный чиновник, живет своей обычной жизнью.

Не то у Щедрина. Автоматизм распространяется у него на облик и деятельность человека в целом, захватывая и окружающую среду. В качестве сатирической детали Щедрин берет не нос, а голову («Органчик», «формированная голова»), как бы подчеркивая полнейшую пустоту, отсутствие личности.

Так, метод политической сатиры изменяет, заостряет стилевую структуру произведения.

Существует и обратное влияние: влияние стиля на метод. Стилевая манера может определить бо́льшую или меньшую последовательность в применении метода: раздвоенность личности, как стилевой признак, иногда уводит Достоевского от реализма («Двойник»); «диалектика души» у Л. Толстого углубляет его реалистический метод.

Как видно, понятие «стиль» следует употреблять в значении неповторимости вне рамок явления, как показатель индивидуальной манеры и повторяемости – в рамках творчества писателя или произведения (пушкинские сюжеты, образы, речевые приемы, онегинская строфа).

Что касается повторяемости в стилях различных писателей, то она свидетельствует или о невыработанности собственного стиля, или о плагиате).

Итак, стиль – это определяемое художественным методом повторяющееся в рамках творчества отдельного писателя или произведения своеобразие основных элементов содержания и формы (образы, идеи, темы, сюжет, жанр, композиция, речь). В этом случае очевидно, что такие сочетания, как «тема и стиль», «идея и стиль», неадекватны, поскольку исключают из сферы стиля элементы содержания – идею и тему.

Такие понятия, как «стиль направления», «стиль течения», спорны, поскольку выводят стиль за рамки индивидуальной манеры.

Понятия «национальный стиль» и «стиль эпохи» слишком широки.

Проблема стиля тесно связана с проблемой творческой личности автора Стиль – это человек!»).

Материалом, первоэлементом художественной литературы является язык. Но язык лишь оформляет стиль, который, по выражению А. Блока, является «содержанием души». Он может быть у не вполне грамотного мужика и может отсутствовать у профессора.


Немецкий ученый Б. Зайдлер очень верно заметил: «Стиль – это все то, что делает из языкового произведения вообще произведение языкового (словесного) искусства».

Стиль существовал в литературе не всегда. Это понятие историческое. Он возник в предромантическом искусстве (сентиментализм и классицизм) и закрепился в романтизме и реализме (т. е. возник в нашей литературе в XVIII в.).

В.В. Виноградов связывает возникновение стиля с «осознанием авторских прав на написанное». Но и Максим Грек, и Феофан Прокопович осознавали эти «права», хотя не выработали своего «стиля». Появление стиля как эстетической категории связано с появлением художественных методов и совершенствованием литературы как вида искусства.

Элементы стиля были и в старой литературе (у автора «Слова о полку Игореве», Аввакума и др.). Но преобладала литература «штампов», так называемый «общий» стиль, характерный для всех писателей. Не было резких примет индивидуального стиля. Господствующая черта «общего» (или «объективного») стиля – относительная несложность содержания. В древнерусском искусстве мог преобладать «общий» стиль (слабость типизации и т. д.). «Общий» («объективный») стиль равен структуре языка и как бы растворяется в методе (Херасков, Княжнин, Сумароков). В реалистической литературе господствует ярко выраженный индивидуальный (субъективный) стиль. Но и в реалистических произведениях имеется «слой» «общего» стиля (поэтому цитаты такого рода, как «Мы пошли», со ссылками на Л. Толстого, на том, страницу выглядят наивно).

Чем меньше степень индивидуализации, тем больше элементов «общего» стиля, и наоборот. Это положение относится равно как к речевым, так и ко всем остальным стилеобразующим элементам.

Об «историзме» стиля можно говорить и применительно к творчеству отдельного писателя, так как его манера в процессе творчества может претерпеть значительную эволюцию. Так, стиль Пушкина, проявившийся первоначально в рамках романтического метода, затем (по мере овладения им методом реализма) существенно изменился. Совершенствуется, развивается стиль и в рамках одного метода (ср. стиль Антоши Чехонте и стиль зрелого Чехова). В первом случае стиль рассматривается как явление искусства (становление и развитие стилей реализма: Пушкин, Гоголь и т. д.); во втором – как развитие стиля писателя, его индивидуальной манеры. Поскольку стиль – литературоведческая категория (охватывающая все элементы произведения), то и анализ произведения или творчества со стороны стиля – дело сложное, трудоемкое, связанное с текстологией.

Провести стилевой анализ произведения (или творчества) – это значит рассмотреть его как целостное единство, являющееся результатом взаимодействия всех элементов содержания и формы.

 

 







Date: 2015-11-15; view: 1633; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию