Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Четвертый этап. Литературно‑эстетические направления в Европе в XVII–XVIII вв





 

A. Барокко (итал. barocco, букв. – странный, причудливый) (XVII в.). Возникает в Италии и затем распространяется в Европе. Характеризуется странностью, причудливостью, вычурностью, необычностью форм. Таковы А. Вивальди, П. Рубенс. Постепенно барокко трансформируется в умышленную сложность, экспрессивность, многоплановость форм искусства.

Б. Рококо (фр. rococo, от rocaille – осколки камней, раковины) (XVII–XVIII вв.). Возникает в Европе, как правило, вслед и одновременно с барокко и наряду с классицизмом. Стиль смешанный. Вместе с асимметрией композиции отмечается внешняя строгость форм при внутреннем убранстве; цвета – белый с золотом, фарфор. Таков причудливый стиль эпохи Людовика XV во Франции.

B. Классицизм (от лат. classicus – образцовый) (XVIII в. – 30‑е годы XIX в.). Эстетическое направление, получившее широкое распространение во всех европейских странах. Основные принципы: рационализм, строгое соответствие нормам и образцам; наряду с идеализацией образцов – выход на определенные схемы.

Истоки классицизма лежат в итальянском искусстве XVI в.: Торквато Тассо, Триссино. Классицизм целиком опирается на античную эстетику. Центральное внимание – проблеме отношений человека и общества.

Расцвет классицизма относится к XVII – началу XVIII в., когда преобладают стили фасадов Лувра, искусство Ж. Расина и Мольера.

Теоретик классицизма – французский ученый Н. Буало (1636–1711) с его трактатом «Поэтическое искусство» («Поэтика»). В «Поэтике» Буало содержатся ключевые понятия классицизма. Развивая концепцию подражания природе Аристотеля, Буало рассматривает искусство как украшенное подражание природе. Он различает жанры высокие и низкие, стилевые формы – соответственно высокие и низкие.

В 1735 г. немецкий ученый А.Г. Баумгартен, рассматривая проблемы искусства, впервые вводит термин «эстетика». Он видит в ней специфический тип мышления. Баумгартен выдвигает и концепцию «эстетического суждения».

Г. Просвещение. Весь XVIII век и начало XIX столетия проходят в Европе под знаком просветительских идей. Господствуют рационализм, вера в человеческий разум. Процветают идеалы мира, добра, равенства, братства. В Европе это искусство А.Э. Шефтсбери, Д. Дидро, К.А. Гельвеция, Г.Э. Лессинга; в России – Феофан Прокопович, А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский.

Преобладает идея «естественного» человека Ж.Ж. Руссо. Истинность вкуса и стиля связывается с требованием равновесия в человеке рационального и эмоционального.

Д. Энциклопедисты. В конце XVIII в. в европейском обществе начинают преодолеваться клерикализм и феодализм. В России выступает А.Н. Радищев, в Европе – Д. Дидро, Д’Аламбер, К.А. Гельвеций, Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Ж. Бюффон, Г.А. Лессинг, И.И. Винкельман. Назревает буржуазная революция.

Е. Предромантизм. Конец XVIII – начало XIX в. В недрах классицизма формируется концепция «народности», восходящая к идеям «естественности» и критики современной цивилизации у Руссо.

В Германии 1770 – 1780‑х годов выступает И.Г. Гердер, возглавив литературное движение «Буря и натиск» (названо так по одноименной драме Ф.М. Клингера). Меняются формы классицизма, возникает так называемый веймарский классицизм, к которому относятся молодые И.В. Гёте, Ф. Шиллер, Г.Л. Вагнер. В поэзии сюда примыкает группа «Союз рощи».

Не порывая окончательно с идеями просветительской эстетики, «предромантики» критикуют ее рассудочность, прямолинейность, метафизичность. В их концепциях отмечается требование раскрепощения личности, ее способностей, свободы самореализации.

Ж. Сентиментализм. Возникает в Европе и в России в конце XVIII в. наряду с предромантизмом, как результат преодоления нормативной эстетики классицизма. В Европе характеризуется художественным творчеством Руссо, его романом «Юлия, или Новая Элоиза», в России – творчеством Н.М. Карамзина, его повестью «Бедная Лиза». На первом плане у сентименталистов не разум, а чувства и человек как их носитель. Критерий оценки произведений искусства у сентименталистов – вкус.

З. Романтизм. Возникает в Европе и в России как результат противостояния рассудочному характеру просветительского классицизма с его метафизичностью типа Дидро или Вольтера. Искусство рассматривается романтиками как сфера раскрепощения различных способностей человека.

Углубляется в их представлениях идея свободы творчества в противовес нормативизму классицистов. Получает глубокое и автономное развитие учение о вдохновении, гении и таланте.

Первый этап развития романтизма – так называемый иенский романтизм, к которому относятся братья Шлегели, Новалис, Ф. Шеллинг. К концу XVIII – началу XIX в. романтизм получает широкое распространение в Германии, Франции, Англии, России. Выступают со своими произведениями Э.Т.А. Гофман, Л. Тик, Ф.Р. Шатобриан, В.А. Жуковский, затем Д.Г. Байрон, В. Гюго. Формируется романтическая эстетика. Это прежде всего двоемирие, разграничение в художественном изображении кажущегося и являемого; романтическая ирония как философская позиция и художественный прием.

 

Date: 2015-11-15; view: 404; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию