Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Первый этап. Античная наука Древней Греции
Ученые относят этот этап к VII в. до н. э. – V в. н. э. А.Ф. Лосев насчитывает в нем 12 столетий. История античной науки, в свою очередь, подразделяется на два периода: А. Ранняя школа античной науки (VII–V вв. до н. э.). Здесь развиваются два направления: 1. Раннеантичная философия, представителями которой являются: – Фалес (Милетский) (640–546 до н. э.). Представитель милетской натурфилософской школы. Мир, по Фалесу, состоит из четырех стихий: воды, воздуха, земли, огня. Единой первостихией считал воду, в которой представлял землю плавающей; – Гераклит (540–480 до н. э.). Выдвинул концепцию изменчивости природы и теорию логоса как центрального понятия эволюции мира; – Анаксагор (ок. 500–428 до н. э.). Автор труда «О природе», в котором разработал понятие ума; – Демокрит (460–370 до н. э.). Впервые выдвинул учение об атомном строении мира – атомистику; – Эмпедокл (ок. 490 – ок. 430 до н. э.). Принимает как природообразующие все четыре стихии: землю, воду, воздух, огонь. Все эти раннеантичные философы, касаясь вопросов эстетики, рассматривают философию как эстетику, науку – как искусство. 2. Раннеантичная эстетика, где доминирует космологическая теория; искусство рассматривается как подражание космосу, красота – как совершенство и гармония. Представители раннеантичной эстетики: – Сократ (ок. 470–399 до н. э.). Ученик Анаксагора. Общался с софистами – Периклом, Еврипидом. Был обвинен в «развращении молодежи» и «поклонении ложным богам» и приговорен к смерти (принял яд цикуты). Ничего не писал. Его взгляды известны через «сократические» диалоги Платона и Ксенофонта. Сократ от интереса к чувственному в натурфилософии эволюционировал к познанию космоса. Рассматривал красоту как идею, присущую познанию человека. Его эстетические понятия – мера, гармония. Сократ открыл путь развития Платону и Аристотелю, выдвинув идею полезности прекрасного в справедливости, мудрости, мужестве; – Платон (427–347 до н. э.). Ученик Сократа. Один из создателей античной эстетики и философии объективного идеализма. Платону принадлежит учение о сущности прекрасного – идея красоты как совершенства. Человеческие создания – лишь слабые копии красоты космоса, подражание космосу. Выдвинул идею «мимесиса» («мима») как «подражания природе». Платон отвергает эстетику трагедий и гомеровских сюжетов, рассматривая их как «чистое удовольствие». Однако же он готов принять красоту служебных искусств. Ему импонирует идея эмоционального творческого стремления (Эроса), неотделимого от прекрасного. Он выдвигает идею вдохновения (от Эроса), одержимости в творческом акте. От идеи Эроса Платон приходит к концепции духовности как истинной красоты искусства. У Платона широкое понимание прекрасного как присущего не только сознанию, но и как объективного принципа, образца, порождающего прекрасные вещи. «Сущность вещи» для него – идея. Платон впервые выдвинул теорию символа как способа передачи содержания в искусстве. Ему принадлежит разработка теории диалектического метода познания. Труды Платона – его диалоги: «Пир», «Федр», «Ион», «Филеб», «Федон», «Софист», «Государство» и др.; – Аристотель (384–322 до н. э.). Ученик Платона. Представляет период расцвета классики. Предложил логический принцип трактовки категорий прекрасного. Один из первых аналитиков. В отличие от «идей» Платона, Аристотель видит в вещи материю, органически сосуществующую с идеей. Оформление и завершение материи происходит в ее «перводвижителе» – космосе. Рассматривая вопрос об отношении искусства к действительности, он принимает концепцию «мимесиса» – подражания искусства действительности. Аристотель не склонен резко различать искусство, ремесло, науку. Для него науки и искусства – равно продукты теоретического разума, в отличие от ремесел, где результаты – плоды чувственной практики. Итоговые философские выводы смягчаются у Аристотеля теорией вероятности. Поэзию, как «общее», он противопоставляет истории – как системе «единичного». С этой точки зрения поэзия для него значительнее, серьезнее. Аристотелю принадлежит учение о «катарсисе» – очищении страстей в поэзии. Завершая эстетику космоса, Аристотель уже выдвигает проблему красоты человека. В своей «Поэтике» Аристотель разрабатывает учение о художественном методе как подражании, о сюжете, родовой и видовой специфике поэзии. Таким образом, раннеантичная эстетика сформулировала концепции: а) космогонии, б) «мимесиса», в) красоты как совершенства и гармонии. Б. Поздняя школа античности (III в. до н. э. – V в. н. э.). Крупнейшей теорией здесь является неоплатонизм – учение о чувственном, телесном космосе, а его основателем стал Плотин. Плотин (205–270) усложнил учение о космосе, выдвинув положения о диалектике единого и множественного. Красоту телесную (космическую) он отличал от красоты душевной, умственной и потому единичной. Плотину принадлежит учение о Едином как о Благе. Выстраивая иерархическую лестницу Красоты, он располагал последовательно понятия «тело», «душа», «ум». При этом все три ипостаси Красоты рассматривались как тесное единство. В отличие от Платона, Плотин считал, что искусства не просто подражают природе, а «проникают в ее принципы», придавая ей специфику, субъективность. Эстетику Платона в Средние века использовали Агустин, Василий Великий. К постклассическому эллинистическому периоду развития эстетики можно отнести также Прокла (412–485). В этот период космос трактуется в свете конкретных переживаний человека; средствами самоизучения у стоиков, эпикурейцев, скептиков становятся мера, гармония, ритм. У неоплатоников центральными понятиями оказываются Красота души, Божественное Благо, Единое Благо.
Второй этап. Средневековые теории (V–XIV вв.)
Этот этап подразделяется на два периода: А. Раннесредневековая эстетика (V–X вв.) (Августин). Августин (354–430) – родоначальник средневековой эстетики, утвердивший универсум мистических идей раннего христианства, где цель бытия – Блаженство, а Красота – единство абсолютной истины и добра. Эстетические принципы универсума, его закономерности выражены в упорядоченности, целостности, единстве, ритме (или числе), равенстве, подобии, соответствии, гармонии. Проявляющаяся в этих категориях Красота достигает своих высших значений в соразмерности и симметрии. Функции искусства Августин видит в эмоциональном воздействии и знаково‑символической значимости. Труды Августина: «О граде Божием», «Исповедь», «О Музыке», «О Порядке». Б. Позднесредневековая эстетика (XI–XIV вв.). Здесь развиваются два направления: – искусствоведческое (Боэций, Касиодор), Характеризуется преобладанием охранительных тенденций в отношении к классике; – философско‑религиозное (Фома Аквинский, Гильом Овернский, Альберт Великий). Для этого направления характерны теория Божественной Красоты, монастырская эстетика; преобладает храмовое искусство. Прекрасное рассматривается как категория безотносительная. «Прекрасно то, что нравится само по себе». В этот период появляются трактаты по поэтике «Поэтрии» (см.: Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997).
Третий этап. Эстетика Возрождения (Ренессанс) (XIV–XVI вв.)
Рассматривать эстетику Возрождения обычно начинают с Франции, хотя ее влияние испытали все европейские страны. Ренессанс характеризуется абсолютизацией человеческой личности, антропоцентризмом: прекрасное, героическое, возвышенное воплощались в прекрасной личности и воспринимались через личность. В центре всегда стоял обожествляемый художник. Оставался незыблемым при этом принцип подражания природе. Требовалось, как правило, соблюдение пропорций, симметрии, закона перспективы. Таковы подходы у Леонардо, А. Дюрера. Могли быть и нюансы, например математические принципы Л.Б. Альберти. Восприятие прекрасного осуществлялось через высокое наслаждение, как, например, у М. Раймонди. Для теории и искусства Ренессанса характерен принцип гуманизма, включая очеловечение природы. Таковы Д. Боккаччо, Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гуттен. Неоплатонизм философии Николая Кузанского осложнен принципами гуманизма. Гуманистические концепции – у М. Фичино, Дж. Пико, Делла Мирандолини.
Date: 2015-11-15; view: 463; Нарушение авторских прав |