Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управляемое воображение





 

Цель - демонстрация возможности управления своим воображением.

Задачи -

ü развитие возможности управление своим воображением

ü повышение самооценки

ü управление чувством страха.

Управление процессом воображения - очень сильный психологический инструмент, который может быть использован для достижения разнообразных целей: повышение уверенности в себе, расширение кругозора, развитие чувства сострадания, развитие творческих способностей, памяти и т. д. Возможность управлять своим воображением многим кажется нереальной. Тем не менее, научиться пользоваться воображением так же важно, как уметь читать или писать.

Для успешного выполнения упражнений на управляемое воображение важно соблюдать несколько условий:

1 Безопасная атмосфера. В этих упражнениях задействован уровень подсознания. Участники расслабляются, поэтому необходимо избежать возможных помех (звонки, заглядывание в кабинет и т. д.)

2 Освещение. Образы возникают гораздо проще в комнате с приглушенным светом, но не в полной темноте.

3 Звуковой фон. Там, где много шума, можно использовать «белый фон» - какой-то постоянный звук. Это может быть музыка или записи звуков природы.

4 Время. Поздно вечером или сразу после еды участники могут уснуть. Это нормально. Если нельзя иначе, перед началом стоит сделать какой-нибудь взбодрячок.

5 Положение. Наиболее подходящими считаются три положения. Первое - лежа в наиболее удобном положении, обычно в том, в котором человек просыпается. Второе - «шофер такси»: сесть, положить расслабленные руки на колени, голову наклонить немного вперед, как будто шофер уснул за рулем. Третье - сесть за парту, положить голову на руки, лежащие на столе.

 

Простые упражнения на воображение

Ø Попробуйте закрыть глаза и открыть их так быстро, чтобы никто не заметил, как вы их закрывали. Как называется это действие?

Ø Закройте глаза настолько, чтобы вы почувствовали, что они у вас закрыты. Теперь откройте их опять.

Ø Закройте глаза и попробуйте увидеть красную точку или шарик. Как только это у вас получится, снова откройте глаза. Используйте столько времени, сколько для этого нужно.

Ø Закройте глаза и попробуйте увидеть большой синий круг. Попробуйте столько раз, сколько это необходимо, и как только вы увидите его, снова откройте глаза.

Ø Снова закройте глаза, попытайтесь представить желтый треугольник. Как только вы увидите его, откройте глаза.

Многим участникам эти упражнения покажутся простыми, но для кого-то будут трудными: они смогут увидеть только форму без цвета, или вообще ничего. Для ведущего важно попросить их не волноваться и сказать, что у них также все получится, это вопрос времени и практики. Также важно спрашивать у участников после каждого из упражнений, есть ли те, кто ничего не увидел. Количество ответов «да» будет уменьшаться с каждым последующим упражнением. Далее:

Ø Закройте глаза и попытайтесь представить какое-то животное. Как будто вы смотрите какой-то фильм и наблюдаете за этим животным в действии.

Затем ведущий с группой обсуждают, каких животных они видели, и какие это были «фильмы».

Информационный блок

В группе могут быть и те, у кого не получится выполнить последнее упражнение. Важно, чтобы они это сказали. Следующий небольшой информационный блок поможет им разобраться, почему у них не получается то, что могут другие.

Человек воспринимает информацию тремя разными способами: на слух, визуально и кинестически (чувства и ощущения). У каждого человека какой-то из этих способов преобладает. У людей с преобладанием визуального способа процесс управления воображением идет проще, так как образы сами по себе визуальны. Люди с преобладанием восприятия на слух и кинестически также могут видеть образы, когда закрывают глаза, но для многих эти образы будут представлены мыслью или ощущением. Если им предложат представить машину, они могут сказать: «На самом деле я ее не видел, но я просто знаю, что это был микроавтобус марки Форд». Таких людей гораздо больше. Из тех, кто видит образы со всеми подробностями, получаются художники, архитекторы, дизайнеры, сценаристы, изобретатели. Но способность к воображению можно развивать. Люди, воспринимающие на слух или кинестически, также могут управлять воображением.

 

Представление яблока

Это более сложное упражнение на воображение.

Ø Устройтесь поудобнее и закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и почувствуйте, как вы все больше расслабляетесь. Вытяните перед собой руку, которой обычно едите. Представьте, что держите в этой руке яблоко. Какое оно, это яблоко? Красное, желтое, зеленое или разноцветное? Холодное, как будто его только что взяли из холодильника? Или теплое, как будто оно долго лежало на солнце? Тяжелое или легкое? Поднесите яблоко к носу и попробуйте определить его запах.

Теперь, не теряя образ своего яблока, откройте глаза и, ничего не говоря, поменяйтесь яблоком с соседом. Делайте это осторожно, обеими руками, словно это настоящие яблоки. Снова закройте глаза и посмотрите на яблоко, которое вы получили от соседа. Как оно выглядит? Какого оно цвета? Формы? Сорта? Что думаете об этом яблоке? Оно лучше или хуже того, что вы отдали? Посмотрите на него со всех сторон. Есть ли у него веточка?

Теперь откройте глаза и снова, не говоря ни слова, поменяйтесь яблоками так, чтобы у вас опять оказалось ваше. Когда вы получите свое яблоко, закройте глаза. Убедитесь в том, что это то самое яблоко, что ваш сосед не поменял его, не помял и не откусил ни одного кусочка. Что вы чувствуете, вновь получив свое яблоко?

Не открывая глаза, перестаньте представлять яблоко. Когда будете готовы, откройте глаза.

Вопросы для обсуждения:

ü Были ли те, кому не удалось представить яблоко?

ü Что происходило во время работы? Какие были ощущения?

ü Кому больше понравилось свое яблоко?

ü Кому больше понравилось яблоко, которое он получил от соседа?

В процессе обсуждения ведущий подводит участников к следующему выводу. Человек очень привязывается к образам других людей и окружающего мире, которые живут в его голове. Мы представляли яблоко всего несколько минут, но кому-то уже было жаль с ним расставаться. То же самое происходит, когда мы пытаемся изменить что-то в себе. Мы привыкаем к образу самого себя. Например, человек привык воспринимать себя неуклюжим, и остается привязан к этому образу, даже когда меняется. Подобные образы остаются с нами, пока мы не научимся руководить ими.

 

Уникальный дар

Цель - помочь понять, что каждый человек уникален, у каждого есть присущие ему способности и таланты.

Процесс:

1 Ведущий объясняет участникам, что их задача - мысленно представлять некоторые образы под его руководством.

2 Во время упражнения участники «получают предмет», символизирующий их качества. Чтобы облегчить представление этих предметов, до начала упражнения ведущий обсуждает с группой, какие предметы могут выступать символами различных качеств, например: сердце - любовь, меч - обязательство, алмаз - непорочность, шут - юмор, музыкальный инструмент - творчество и т. д. Можно нарисовать несколько символов на доске и попросить участников мозговым штурмом написать, что они могут означать.

3 Участники садятся в удобную позу, расслабляются и закрывают глаза. Представляя образы, они должны следовать словам ведущего:

Ø Вы открываете дверь, которая ведет на улицу, и оказываетесь на лугу.

Ø Оглядываетесь вокруг, замечаете яркость света и красок, видите траву, небо, солнце.

Ø Вы чувствуете легкий ветерок, нежно обдувающий лицо. Чувствуете запах травы и цветов.

Ø Вы собираетесь отправиться в увлекательное путешествие.

Ø Чтобы добраться туда, куда вы хотите, вам нужен особый транспорт.

Ø Вы поднимаете глаза и видите волшебный летающий ковер, который появился ниоткуда, он устремляется к вам.

Ø Он приземляется рядом с вами, паря над землей так, что можно легко сесть на него.

Ø Вы подходите к ковру и садитесь на него. Ковер снова взлетает.

Ø Вы чувствуете, как воздух становится прохладнее по мере того, как вы поднимаетесь.

Ø Вы ощущаете себя в безопасности, вы знаете, что не можете упасть.

Ø Вы осматриваетесь вокруг и видите, каким маленьким выглядит все на земле.

Ø Вы поднимаетесь, все выше и выше и приближаетесь к очень высоким горам, к одному из самых высоких пиков.

Ø Вы замечаете, что волшебный ковер переносит вас на гору, где он может приземлиться.

Ø Вы видите, что это необычное место, похожее на большую пещеру. Стены покрыты кристаллами, они выглядят как драгоценные камни и переливаются на свету.

Ø Вы понимаете, что это дом вашего проводника, который вы искали.

Ø Вы чувствуете чье-то присутствие. Вы оборачиваетесь и видите проводника.

Ø У него в руках сундучок с подарком для вас.

Ø Проводник вручает вам этот сундучок. Он очень красивый.

Ø Проводник говорит вам, что в сундучке находится то, чем вы являетесь для мира.

Ø Вы немного медлите, но потом открываете сундучок и вынимаете ваш подарок.

Ø Вы рассматриваете его со всех сторон.

Ø Как только вы поймете, что это такое, вам становится понятна связь между этим предметом и вашим даром.

Ø Проводник говорит вам, что сейчас вы можете задать вопросы об этом подарке или сказать то, что хотите сказать в этот момент. (Длинная пауза)

Ø Вы понимаете, что пришло время уходить.

Ø Вы благодарите проводника за ваш особый дар. Не прощайтесь, вы знаете, что можете встретиться с этим человеком в любое время.

Ø Вы кладете подарок обратно в сундучок и берете его с собой.

Ø Вы идете к выходу из пещеры и возвращаетесь на волшебный ковер.

Ø Пока вы летите к месту, где вы сели на ковер, вы можете еще раз посмотреть на подарок.

Ø Вы мягко приземляетесь. Вы сходите с ковра и берете сундучок с собой.

Ø Вы смотрите, как волшебный ковер улетает.

Ø А сейчас вы возвращаетесь в эту комнату.

4 Участники открывают глаза, делают несколько глубоких вдохов, потягиваются. Они получают листы бумаги и рисуют тот подарок, который дал им проводник. Если участники не смогли представить свой подарок отчетливо, они могут нарисовать то, что хотели бы получить в подарок от проводника. Рисунки представляются в малых группах. Участники должны прокомментировать, какие качества символизируют эти подарки.

 

Небоскреб

Цель - продемонстрировать, как можно управлять своими страхами.

Образы, существующие в голове человека, обладают большой силой. Образы или мысленные картинки могут вызвать физические ощущения, то есть влиять на опыт и поведение.

1 Участники садятся в удобной позе, расслабляются и закрывают глаза. Они должны мысленно следовать за словами ведущего:

Ø Представьте себе, что стоите на середине крыши очень высокого небоскреба. На крыше нет ограждений. Вы смотрите себе под ноги. Из чего сделана эта крыша? Из мрамора, черепицы, бетона, асфальта, дерева, камня? Обратите внимание на погоду. Чувствуете ли вы лучи солнца на лице или чувствуете прохладный ветерок? Что вы слышите? Может быть, воркование голубей или других птиц? Может быть, вы слышите шум пролетающего вертолета или шум улицы внизу? Теперь вы медленно подходите к самому краю крыши. Осторожно, помните, что там нет ограждений. Сейчас посмотрите вниз. Что вы там видите? Что вы чувствуете, глядя вниз? Постарайтесь запомнить эти чувства. Теперь вы можете вернуться на середину крыши. Вы можете идти или ползти. Не торопитесь, у вас есть время. Когда вы достигли середины, откройте глаза и вернитесь в комнату.

2 При обсуждении ведущий просит в первую очередь говорить о своих ощущениях на краю крыши. В большинстве случаев речь будет идти о физической реакции, головокружение, учащение дыхания и т. д. Ведущему важно контролировать обсуждение и прерывать уходы на описание действий, а также конкретизировать ощущения на уровне физических ощущений, например, как именно выразился страх. После обмена впечатлениями обсуждение строится по вопросам ведущего:

ü Где было ваше тело? (в комнате)

ü На что реагировало ваше тело? (на образ, созданный в голове)

ü Кто создал этот образ? (сами участники, ведущий только произносил слова)

ü Кто ответственен за то, что вы испытали? (сами участники)

ü Какие еще физические реакции могут быть вызваны образами? Какими? (сосет под ложечкой перед экзаменом; чувство опустошенности, когда представляешь, что тебя отвергли; и т. п.)

3 Цель - продемонстрировать, что в одной и той же ситуации можно испытывать и положительные и отрицательные эмоции.

Участники закрывают глаза, садятся удобно. Задание то же - мысленно следовать словам ведущего.

Ø Вы снова на вершине небоскреба. Но теперь вы знаете, что можете летать. Может быть, у вас за спиной крылья, как у птиц. Может быть, у вас есть какое-то приспособление вроде реактивного ранца. Глубоко вдохните и расслабьтесь. Вы чувствуете себя в полной безопасности … Подойдите к краю крыши, согните ноги в коленях, оттолкнитесь и летите … Что вы чувствуете во время полета? Постарайтесь запомнить эти ощущения. Вы можете полететь в любое место на планете, туда, где вы хотели бы сейчас оказаться. Когда вы доберетесь, мягко приземлитесь. Вы можете побыть там немного, чтобы выполнить то, для чего вы туда прилетели. Сейчас нужно возвращаться. Вы взлетаете и летите в обратный путь. А вот и крыша небоскреба. Вы приземляетесь. Вы можете еще немного постоять на ней. А теперь откройте глаза и вернитесь в комнату.

4 Во время обсуждения ведущий также обращает внимание на ощущения участников во время полета, и на различия этих ощущений с теми, которые были на крыше небоскреба в прошлый раз. Вопросы для анализа:

ü Отличались ли ваши чувства в этот раз?

ü В чем это различие?

ü Что повлияло на ваши ощущения?

ü Как самовнушение может повлиять на вашу жизнь?

ü В каких сферах вашей жизни вы пугаете себя заранее негативными представлениями?

ü Как вы можете использовать позитивные образы, чтобы вдохновить себя на действие, прежде чем дать страху «сбить себя с ног»?

 

 

Date: 2015-11-15; view: 1568; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию