Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развития критического мышления ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Как поставить отметку и в каком случае она не нужна?1 Как проверить у школьников сформированность критического мышления? Как поставить за это отметку? Есть ли специальные методики проверки результатов работы учащихся для конкретных учебных дисциплин? Такими вопросами атаковали организаторов обучающего семинара по программе РКМЧП для учителей одной из петербургских школ. Попробуем разобраться, насколько обоснованы требования педагогов дать им предметные методические разработки для проверки сформированности критического мышления. Позволим себе предположить, что единых коли чественных критериев, используя которые можно оценить развитие критического мышления вооОще, пожалуй, не суще ствует. Попытки количественной диагностики развития кри- тического мышления были бы схожи с попытками продиаг-ностировать и поставить оценку за сформированность культуры общения или гражданской позиции. Во-первых, нелегко оценить и измерить знания учащихся, когда речь идет о вопросах, на которые нет и не может быть единственно правильного ответа. Во-вторых, когда учителя ставят во главу угла не правильный, а осмысленный ответ, важным становится не столько результат, сколько процесс работы учащегося на уроке; соответственно и оценивается не только результат, которого добился учащийся, но и то, как он думает, рассуждает. В-третьих, учителя отдают.себе отчет в том, что если учащиеся относятся к обучению ответственно, если они понимают, что этот процесс бесконечен, то при выставлении оценки они становятся для учителей партнерами: сами понимают, что им необходимо знать и что они в состоянии делать, ясно представляют собственные достижения и необходимость не останавливаться на достигнутом,,постоянно самосовершенствоваться. Но ведь мы имеем деЛо не только с принципиально новым для восточноевропейских систем образования подходом к процессу учения и иным видением роли и места учите- 1 Основная часть этого раздела опубликована в журнале «Перемена» (2001, № 4, автор С. И. Заир-Бек). ля и ученика в этом процессе. Мы претендуем и на то, что этот подход достаточно технологичен, т. е. воспроизводится в позитивных результатах обучения и развития личностных качеств ученика. Технологичность же, в свою очередь, согласно некоторым научным исследованиям (Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели. — М., 1997; Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. 1998), означает, что результаты обучения должны быть четко диагностируемы^ Так ли это? ~~ Надо заметить, что далеко не все специалисты и учителя-практики согласны с такой трактовкой понятия «педагогическая технология». Определение ее через четкость количественного диагностирования результатов была характерна для 50— 60-х гг. XX в. Сегодня более распространено понимание педа; гогической технологии как инструмента, способного создавать и поддерживать условия для достижения ряда вероятностных (а не жестко определенных) целей в учебном процессе. Каждая из технологических стратегий является инстру-ментом для достижения достаточно конкретных целей. Эти стратегии могут использоваться учителем для развития у школьников таких умений, как, например:, — умение решать учебные и реальные проблемы; — умение выделять из текста основные смысловые едини — способность к продуктивной совместной работе в группе; — корректность в работе с источниками информации; — способность отказаться от своей точки зрения, если она Каким же образом можно поставить оценку за сформиро-ванность этих умений и качеств? Несомненно, это не количественные показатели, т. е. они не измеряются пятеркой или четверкой. Нам важно отследить их устойчивое позитивное развитие у каждого ученика. Американский педагог Д. Огл продемонстрировала, как это делают учителя в Соединенных Штатах. Таблица 37 Возможная форма диагностики в американских школах
Такую же таблицу можно составить для учеников всего класса. Но ведь это очень тяжелая, трудоемкая работа! К сожалению, это правда. А когда учителя узнают, что такие таблицы педагог каждый раз после изучения темы отсылает родителям американских школьников, появляется скепсис по поводу возможности использования такого приема диагностики в нашей практике. Так как же диагностировать развитие навыков критического мышления? Для этого мы владеем большим разнообразием методических инструментов. В основном педагогические цели формулируются в познавательной области, в которой Б. Блум выделяет следующие уровни1: 1. Воспроизведение — узнавание и вызов информации. 2. Понимание — интерпретация материала, схем, преоб 3. Применение понятий, законов, процедур в новых ситу 4. Анализ — выделение скрытых предположений, нахож 5. Синтез — написание творческого сочинения, составле 6. Оценка логики построения материала, значимости'про Для проверки сформированности этих навыков можно вос- 'См.: Bloom В. С. (Ed.). 1956. Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals. N Y: Longman, 1956. пользоваться как уже известными методиками, так и стратегиями технологии развития критического мышления. Попробуем продемонстрировать это на конкретном примере. Формы и методы диагностики сформированное™
|