Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развития критического мышления





Как поставить отметку и в каком случае она не нужна?1

Как проверить у школьников сформированность критиче­ского мышления? Как поставить за это отметку?

Есть ли специальные методики проверки результатов ра­боты учащихся для конкретных учебных дисциплин?

Такими вопросами атаковали организаторов обучающего семинара по программе РКМЧП для учителей одной из петер­бургских школ. Попробуем разобраться, насколько обоснова­ны требования педагогов дать им предметные методические разработки для проверки сформированности критического мышления. Позволим себе предположить, что единых коли­ чественных критериев, используя которые можно оценить развитие критического мышления вооОще, пожалуй, не суще ствует. Попытки количественной диагностики развития кри- тического мышления были бы схожи с попытками продиаг-ностировать и поставить оценку за сформированность культу­ры общения или гражданской позиции.

Во-первых, нелегко оценить и измерить знания учащих­ся, когда речь идет о вопросах, на которые нет и не может быть единственно правильного ответа.

Во-вторых, когда учителя ставят во главу угла не правиль­ный, а осмысленный ответ, важным становится не столько результат, сколько процесс работы учащегося на уроке; соот­ветственно и оценивается не только результат, которого до­бился учащийся, но и то, как он думает, рассуждает.

В-третьих, учителя отдают.себе отчет в том, что если уча­щиеся относятся к обучению ответственно, если они понима­ют, что этот процесс бесконечен, то при выставлении оценки они становятся для учителей партнерами: сами понимают, что им необходимо знать и что они в состоянии делать, ясно пред­ставляют собственные достижения и необходимость не оста­навливаться на достигнутом,,постоянно самосовершенство­ваться. Но ведь мы имеем деЛо не только с принципиально новым для восточноевропейских систем образования подхо­дом к процессу учения и иным видением роли и места учите-

1 Основная часть этого раздела опубликована в журнале «Перемена» (2001, № 4, автор С. И. Заир-Бек).


ля и ученика в этом процессе. Мы претендуем и на то, что этот подход достаточно технологичен, т. е. воспроизводится в позитивных результатах обучения и развития личностных качеств ученика. Технологичность же, в свою очередь, соглас­но некоторым научным исследованиям (Кларин М. В. Инно­вации в обучении: метафоры и модели. — М., 1997; Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. 1998), означает, что результаты обучения должны быть четко диаг­ностируемы^ Так ли это?

~~ Надо заметить, что далеко не все специалисты и учителя-практики согласны с такой трактовкой понятия «педагогиче­ская технология». Определение ее через четкость количествен­ного диагностирования результатов была характерна для 50— 60-х гг. XX в. Сегодня более распространено понимание педа; гогической технологии как инструмента, способного создавать и поддерживать условия для достижения ряда вероятностных (а не жестко определенных) целей в учебном процессе.

Каждая из технологических стратегий является инстру-ментом для достижения достаточно конкретных целей. Эти стратегии могут использоваться учителем для развития у школьников таких умений, как, например:,

— умение решать учебные и реальные проблемы;

— умение выделять из текста основные смысловые едини­
цы (это педагоги способны диагностировать);

— способность к продуктивной совместной работе в группе;

— корректность в работе с источниками информации;

— способность отказаться от своей точки зрения, если она
не позволяет объяснить тот или иной факт или входит в про­
тиворечие со здравым смыслом, логикой, научными доказа­
тельствами.

Каким же образом можно поставить оценку за сформиро-ванность этих умений и качеств? Несомненно, это не количе­ственные показатели, т. е. они не измеряются пятеркой или четверкой. Нам важно отследить их устойчивое позитивное развитие у каждого ученика.

Американский педагог Д. Огл продемонстрировала, как это делают учителя в Соединенных Штатах.

Таблица 37 Возможная форма диагностики в американских школах

 

Ученик № Тема «Погода»
Основные понятия Знал до изучения темы Узнал в процессе изучения темы Может применить полученное знания
Давление Мог сказать, что воздух да- Смог объяс­нить, что по- Способен быстро усваивать мате-

 

 

Ученик № Тема «Погода»
Основные понятия Знал до изучения темы Узнал в процессе изучения темы Может применить полученные знания
Температура Осадки Погода в Санкт-Петербурге вит на земную поверхность года меняется из-за разного атмосферного давления риал, анализиру­ет причины изме­нения давления

Такую же таблицу можно составить для учеников всего класса. Но ведь это очень тяжелая, трудоемкая работа! К со­жалению, это правда. А когда учителя узнают, что такие таб­лицы педагог каждый раз после изучения темы отсылает ро­дителям американских школьников, появляется скепсис по поводу возможности использования такого приема диагности­ки в нашей практике.

Так как же диагностировать развитие навыков критиче­ского мышления? Для этого мы владеем большим разнообра­зием методических инструментов.

В основном педагогические цели формулируются в позна­вательной области, в которой Б. Блум выделяет следующие уровни1:

1. Воспроизведение — узнавание и вызов информации.

2. Понимание — интерпретация материала, схем, преоб­
разование словесного материала в математические выражения
и т. д.

3. Применение понятий, законов, процедур в новых ситу­
ациях.

4. Анализ — выделение скрытых предположений, нахож­
дение ошибок в логике рассуждений, проведение разграниче­
ний между фактами и следствиями и т. д.

5. Синтез — написание творческого сочинения, составле­
ние плана исследования и т. д.,

6. Оценка логики построения материала, значимости'про­
дукта деятельности и т. д.

Для проверки сформированности этих навыков можно вос-

'См.: Bloom В. С. (Ed.). 1956. Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals. N Y: Longman, 1956.


пользоваться как уже известными методиками, так и страте­гиями технологии развития критического мышления. Попро­буем продемонстрировать это на конкретном примере.

Формы и методы диагностики сформированное™

Date: 2015-11-15; view: 368; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию