Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ритмика Русской речи





 

С лингвистической точки зрения, понятие «ритмика» отражает совокупность всех проявлений ритма данной языковой системы: чередование ударности-безударности, длительности, интенсивности тона гласных звуков, позиционных проявлений сочетаемости звуков.

Сложность психологических механизмов ритмической организации речи на родном языке (ранний период их формирования, зарождение на глубинных уровнях сознания, тесная взаимосвязь с врожденными свойствами организма) обусловливает устойчивость навыков ритмической организации речи. В основе ритма лежит правило повтора элемента. Минимальной ритмической единицей в речи является слог.

Слог – не сумма составляющих его звуков, а качественно новая единица, спаянная изнутри коартикуляцией (взаимной адаптацией звуков). Отличаясь артикуляционным и акустическим единством, слоги служат минимальными единицами, на которые распадается речь. Это элементарные артикуляционные комплексы. Входя в состав слова, слоги создают определенные ритмические структуры (односложные, двусложные, трехсложные и др.).

В слове есть обязательно один ударный слог, который определенным образом выделен среди остальных слогов слова. Основной признак ударности – это большая длительность гласного в ударном слоге по сравнению с гласными безударных слогов.

Безударные слоги можно разделить на две большие группы: предударные слоги образуют своеобразный подход, подступ к реализации ударного слога, а заударные – отступ, завершение слова. Эта их разная роль обнаруживается и в их фонетических характеристиках: предударные меньше редуцируются, чем заударные.

Под редукцией будем понимать и изменение длительности гласного в слоге (количественная редукция) и изменения качества гласного (качественная редукция).

Все эти изменения связаны с одним общим свойством безударных – малой длительностью этих звуков, не позволяющих выполнить полную артикуляторную программу, как это происходит при произнесении ударных. Последствием этого являются изменения всех признаков гласных, в том числе и качественных, если они находятся в безударной позиции. Более определенным образом эта мысль была высказана академиком Л.С. Щербой: «Непосредственной причиной качественных изменений наших неударенных гласных является количественная редукция»

Последовательность слогов в слове – это чередование усилений и ослаблений мускульного напряжения. Этот контраст ударных и безударных по длительности и напряженности и лежит в основе ритмики русского слова.

Как же предударные и заударные слоги относятся по длительности к ударному слогу? Обратимся к классической формулировке, данной выдающимся русским лингвистом XIX в. А.А. Потебней: «Если тоническую силу ударяемого слога обозначить через 3, то отношение других слогов к ударяемому в четырехсложном слове можно будет изобразить так: 1, 2, 3, 1». Эта формула А. Потебни позволяет различить две степени изменения характеристик безударного гласного по сравнению с ударным: первая степень (или ступень) редукции – для гласных в первом предударном слоге и вторая степень редукции – во втором (третьем и т.д.) предударном и во всех заударных слогах.

 

Пример: та-та-та-та

1 2 3 1

 

Экспериментальные фонетические исследования характеристик гласного а в первом и втором предударном слогах показали, что их отношение к ударному приблизительно можно выразить пропорцией 1: 2: 3, где 3 – длительность ударного слога. Следовательно, в слове барабашка можно записать длительности произнесения а как дроби: 1/2 от а и 1/3 от а. То есть, 1/2 в первом предударном, 1/3 во втором предударном, и 1/3 в заударном слоге.

Длительность звуков речи в экспериментальной фонетике измеряют в миллисекундах (мс) – тысячная доля секунды. Так длительность ударного гласного а в слове сад, произнесенном в нормальном среднем темпе, будет составлять примерно 250 мс, длительность второго предударного а в слове садовод – около 60 мс. Таким образом, он укорочен по отношению к ударному почти как 1: 4.

Современные исследования показывают, что отношения ударного и безударного слогов по длительности значительно сложнее и не укладываются в четкую арифметическую схему А.А. Потебни, но эта схема верно определяет тенденцию этих отношений.

Когда же мы исследуем длительность предударных и, у, ы, то оказывается, что между первым и вторым предударным нет таких сильных различий, как для гласного а.

Неударяемые и, ы, у составляют примерно половину длительности ударного слога.

 

Например: сундуку уксусу

½ ½ ½ ½

миллилитр лилипут

½ ½ ½ ½

 

В абсолютном начале слова гласный а изменяется меньше всего. Этот гласный совпадает по своим характеристикам с ударным а, даже длительность его немного уступает длительности ударного, так что нет причин для качественной редукции.

 

Например: атаман

½ ½

 

В говорной речи изменения длительности произнесения гласных в слове отличаются от литературного произношения.

Эти отклонения в области ритмики прослеживаются во всех ритмических компонентах слова: в ударном, предударных и заударных слогах. Удлинение или укорочение времени произнесения слогов вызывает перестройку слоговой структуры слова и изменение его ритмической организации.

Эти диалектные явления наиболее ярко проявляются в произнесении гласных звуков А и О. Поэтому мы проследим изменения в произношении именно этих гласных в одно-, двух-, трех- и четырехсложных ритмических структурах слова.

Перечисленные ритмические структуры наиболее распространены в русской речи.

 

 

Date: 2015-11-15; view: 2034; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию