Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Жан Буридан – буриданов осел и проблем оснований человеческого выбора
Жан Буридан, средневековый логик и философ. Родился ок. 1295 во Франции, в окрестностях города Бетюн. Учился в Париже, сначала в колледже, потом в университете. Приблизительно в 1324 становится магистром искусств и получает лицензию на преподавание. Остается преподавать в Парижском университете на факультете искусств. Дважды избирался на пост ректора университета. Буридан был учеником и последователем английского философа-схоласта Уильяма Оккама. Буридан написал также множество коротких трактатов по значимым тогда вопросам: Трактат об отношениях, Трактат об универсалиях и т.д. Особенно интересным представляется учение Буридана о свободной воле. Он – сторонник интеллектуального детерминизма, то есть утверждает, что воля находится под определяющим влиянием разума. Воля с необходимостью устремляется к тому, чтó разум принимает за благо. Если разум из двух благ одно признает низшим, а другое высшим, то воля, при одинаковых условиях, устремляется к высшему. Если же разум признает блага равноценными, то воля оказывается в безвыходном положении и совсем не может действовать. Отсюда и знаменитый Буриданов осел. «БУРИДАНОВ ОСЁЛ» – парадокс абсолютного детерминизма в учении о воле: осёл, помещённый на равном расстоянии от двух одинаковых связок сена, должен умереть от голода, ибо не сможет избрать ту или иную связку. «Как можно совершить рациональный выбор между двумя вещами, имеющими одинаковую ценность?» Согласно этому учению, человек действует соответственно тому, как судит его разум. Если разум решит, что преподносящееся ему благо есть благо совершенное и всестороннее, то воля устремляется к нему. Из этого следует, что если разум признаёт одно благо высшим, а другое — низшим, то воля, при прочих равных, устремится к высшему. Когда же разум признаёт то и другое блага равноценными, то воля совсем не может действовать. В качестве иллюстрации своего учения Буридан приводил осла, стоящего между двух одинаково привлекательных охапок сена, но не способного выбрать одну из них. Поэтому Буридановым ослом называют человека нерешительного, колеблющегося в выборе между двумя равноценными желаниями.
Date: 2015-11-15; view: 529; Нарушение авторских прав |