Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос. Манихеи и катары: Конфликт противоположных начал в бытии. Социальная природа религиозного движения
На протяжении истории для всех верующих существовали катехизисы- сборники религиозного писания, в которых верующие могли найти ответ на любой богословский вопрос. Но людям всегда хотелось упростить сложную христианскую доктрину. И первым, кто это сделал,был древнеперсидский художник-Мани, живший в 3 веке н.э. Мани был основоположником манихейства. Вся его идея- идея противостояний, добра и зла, тьмы и света… Основная идея Мани- «мир плох, в нем идет борьба бога и дьявола.» Бог- дух, дьявол- материален, поэтому все духовное –от Бога, все материальное- от дьявола. Эта идея манихейства мгновенно распространилась на ближний восток, а затем в Средиземноморье. Так как, общество искало справедливости, а церковь перестала постепенно соответствовать чаяниям низов, то манихейство быстро начало разрастаться. Спустя 2 столетия зародилось учение катар.(Катары означает чистые.) Корни данного учения произошли от богомилов в Болгарии(которые,в свою очередь, произошли от манихейства). Идея катаров аналогично манихейству, но имеет некие различия в том, что она более упрощена: У Бога 2 сына – старший –Сатанаил(создал мир) - младший –Христос(создал дух. жизнь) Сатанаил также создал и церковь, которая погрязла в пороке. Из всего христианства катаров интересовало только Евангелие. Катары делились на 2 группы: 1) без семьи и без собствен-ти. (это аскеты,вегетарианцы)-их называли Совершенные. 2) простые люди, которые должны были обеспечивать Совершенных. Катары чувствовали неправоту церкви, стремились к простоте. А церковь нещадно боролась с катарами. 14. Манихеи и катары: Конфликт противоположных начал в бытии. Социальная природа религиозного движения. (ВАРИАНТ НОМЕР 2)
Для катаризма с самого начала был характерен резкий антиклерикализм (критика так называемых «предрассудков церкви Римской» — культа святых, реликвий, изображений и т. д.). Однако, критикуя «отступничество церкви Римской», они никогда не утверждали того, что Церковь и её иерархия не нужны вообще. Как и у католиков, в церкви катаров существовало разделение на клир и мирян. Миряне не должны были отрекаться от своих прежних католических привычек или привязанностей, но они признавали духовный авторитет катарских наставников. Катарский клир соединял в себе смешанные функции священников и монахов. К нему причислялись как мужчины, так и женщины. Подобно католическим священникам, катарские совершенные проповедовали, обеспечивали ритуал спасения душ и отпущение грехов. Подобно монахам, они жили в общинах, соблюдали посты и воздержания и ритуальные часы молитв. Так же, как и католический епископ в своей епархии, катарский епископ являлся источником священства, от его рук происходило посвящение членов общины. Проповедники и проповедницы регулярно покидали свои общины для исполнения религиозного долга, а также навещали родственников и друзей в городе или его окрестностях. Женские и мужские общины катаров жили собственным трудом. Некоторые из этих общинных домов были подобием современных хосписов, где верующие получали духовное руководство и утешение, и обеспечивали себе — как они говорили, «счастливый конец», приносящий спасение души. Катарские монахи следовали «Правилам справедливости и правды» и евангельским предписаниям. Они избегали убийства (в том числе убийства животных), лжи, осуждения и так далее. Всё это считалось тяжким грехом, обесценивавшим нисшедший на них Дух. Согрешивший должен был совершить покаяние и заново пройти «consolament» — таинство. Катары претендовали на то, что именно они являются единственной и аутентичной христианской Церковью, а римская Церковь — отклонением от учения Христа. С самого начала катарские проповедники критиковали Римскую церковь за её чрезмерно мирской характер. Многочисленные пороки католического клира, стремление папства к богатству и политической власти, отступление религиозной практики от евангельских идеалов «апостольской бедности» являлись для них свидетельством приверженности католицизма «князю мира сего». Сами же они своей жизнью и нравами на практике демонстрировали чистоту и ригоризм апостольского способа жизни, что признавали даже их противники. Катары были сторонниками абсолютного ненасилия, отказывались лгать и клясться. Они заявляли о своём стремлении вернуться к чистоте Церкви апостолов, которой была не «узурпаторская Римская церковь», а их собственная, «церковь Добрых христиан». Однако при всём своём резком критицизме в адрес института католической церкви (по их терминологии — «синагоги сатаны»), катары были не склонны к проявлению враждебности в отношении самих католиков. Это означает, что катары различали два творения: истинное, дела которого на самом деле «есть», то есть, творение Божье («Всё чрез Него начало быть»); и иллюзорное, дела которого не имеют истинного бытия, этот видимый мир, ассоциируемый ими с «небытием». Видимый мир, «этот мир», является творением лукавого. Он возник из другого начала. Дуализм катаров предполагал абсолютную независимость корней добра и зла по отношению друг к другу. Учение Мани — это дуалистическое учение о борьбе света и тьмы, добра и зла. Беря свои истоки из гностицизма, оно требовало от определённого круга последователей строжайшей воздержанности, особенно в отношении питания, половой жизни, физического труда. Манихейские миряне, всегда составлявшие большую часть верующих, соблюдали лишь часть необходимых правил, что не отвергало возможности их спасения. Поскольку Мани, считавший себя последним и главным из пророков Бога добра (до него пророками были Авраам, Моисей, Заратуштра, Иисус, Будда) стремился совместить все основные вероучения и заменить их, он стал преследуем всеми ими, в частности зороастрийскими священниками, от рук которых и умер. Соотношение сил Света и Тьмы в мире менялось на протяжении разных эпох. Вначале существовало абсолютное и идеальное равновесие между силами Света и Тьмы. Свет располагался вверху, а Тьма — внизу, они являлись прообразами лёгкого, светлого, чистого неба и тяжёлой, тёмной, загрязнённой земли. Затем наступила вторая эпоха — промежуточная, или настоящая, когда изначальное равновесие было нарушено. Когда настанет в будущем третья, завершающая эпоха, силы Света окончательно возьмут верх над силами Тьмы. В манихейском учении о трёх временах, или трёх эпохах, просматриваются явные параллели с буддийскими представлениями о трёх кальпах (временные отрезки в индийской и буддийской космогонии), когда в мире распространяется благодать Будды Шакьямуни, и эре Белого солнца, когда на землю придёт Будда будущего Майтрейя. Тогда силы зла, или Тьмы, будут окончательно побеждены, те, кто признал учение о трёх эпохах, будут спасены, остальные же окажутся сметены «небесным ураганом» и погибнут в страшных мучениях. Подобная же идея о трёх этапах взаимоотношений между Светом и Тьмой содержится и в тибетском буддизме, что, в частности, воплотилось в легенде о стране Шамбале, где великие посвящённые ведут борьбу с силами тьмы и удерживают мир от окончательного разрушения, ожидая наступления эпохи, когда приход Будды будущего изменит равновесие сил в пользу света. Абсолютно всё учение Мани дуалистично; это видно не только из противопоставления сил Света и Тьмы. Манихеи говорили, например, о существовании Древа жизни и Древа смерти. Мани объяснял, что Древо жизни является одновременно Древом добра и соотносится с такими сторонами света, как север, восток и запад. Древо смерти соответствует югу. Интересно заметить, что юг во многих ранних религиозных представлениях соответствовал злому началу, обители злых и голодных духов, и удержать их на месте можно было, лишь обратившись лицом на юг. Божественные черты конкретизируются в 12 проявлениях, добродетелях или благодатных качествах. Это — верховная власть, мудрость, победа, примирение, чистота, истина, вера, долготерпение, прямота, благодеяние, справедливость, свет. Как следствие этого число 12 в манихействе превращается в священное число. Царству Света во главе с Отцом Величия противостоит Царство Тьмы, которым правит злой, коварный и хитрый Царь Тьмы. Он правит не один, ему помогают мириады злых духов и демонов. Он прибегает к колдовству и обману, затягивая в свои сети всё новых и новых последователей. Мани, как и другие пророки и религиозные учители 3 в., утверждал, что использует разум для достижения религиозной истины. Хотя приверженцы манихейства обязуются избегать магии и идолопоклонства, участвовать в деятельности секты и жить, соблюдая общие принципы воздержания, существовало резкое разделение на обычных верующих, называвшихся "слушателями", и "избранных". "Избранные" вели самую суровую аскетическую жизнь, поскольку считалось, что многословие и излишества в еде, как и все вообще мирские дела и желания, идут от сатаны. Хотя среди "избранных" существовала определенная иерархия, в манихействе так и не возникло института священства. Т. К. все земное – от лукавого, во всем стремились противостоять гос устройству. Как видно данные учения проистекают из мнения о вседозволенности гос и церковных властей и необходимости ограничения их влияния. Соответственно данные учения уходит корнями в бедные слои населения – вот она соц природа большинства религиозных учений средних веков, противопоставляющих себя христианству (католицизму).
Date: 2015-11-15; view: 425; Нарушение авторских прав |