Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Августин. Теодицея: бог и зло. Проблема свободы воли





Бог и зло: Главное в отношении Бога и человека – отношение греха. Люди греховны по природе, в силу первичного грехопадения Адама и Евы. По своему происхождению грех был свободен, по своим последствиям он есть рабство, проклятие человеческой природы. => Призвание человека – вечное искупление греха. За все содеянное, как доброе, так и злое, человек несет ответственность перед Богом.

Проблема свободы воли:

Свобода:

1. Свободная воля ( сущность человека, никто не может её отменить: ни человек, ни Бог)

2. Свобода (Божественный дар, способный самостоятельно направлять себя в сторону зла или добра)

ð Все они восходят к Богу, как всё, что есть на земле.

Бог управляет всем – посредственно (с помощью ангелов) или непосредственно.

Действующей оказывается воля: воля Бога, воля ангелов, воля человека. Поэтому мы не можем сказать, что свобода, т.е. принцип, исходящий из деятельного начала, противоречит предопределению. Предопределение, исходящее от Бога, и есть принцип свободы, поэтому в этом нет никакого противоречия. Человек, действующий по воле Бога, является существом, реализующим этот принцип, ибо свобода дана человеку Богом. => Следовательно, всё находится в прямой зависимости от Бога

Также Августин выделяет и вид воли – злую волю. Злая воля, если таковая имеется у человека, не исходит от Бога, ибо она противна природе. В каком случае человек может выбирать наилучшее? Только в том случае, если он представляет себе весь выбор, который перед ним стоит, т. е., чем больше знаний у человека, тем он свободнее. Бог сам помогает человеку стать свободным, даруя ему свою благодать. Поэтому, такое взаимодействие благодати Божией и свободной деятельности человека решается следующим образом: благодать не отрицает свободу, а наоборот увеличивает ее.

Человек, наделенный Божественной благодатью, обладает гораздо большим выбором в своем действии, следовательно у него гораздо большая свобода. А поскольку свобода есть возможность выбирать наилучшее, то человек, находящийся под благодатью, более свободен, потому что он всегда выбирает наилучшее. Без благодати человек несвободен, привязан к плоти, становится рабом греха, поэтому человек, познавший Бога и получивший от Него благодать, действительно становится свободным. Поэтому и после Страшного Суда, после всеобщего воскресения и свободы будет больше, чем сейчас у нас, потому что тогда не будет ни греховной воли, не будет греховного знания, не будет возможности грешить.

Благодать рассматривается блж. Августином как сила, внешняя по отношению к человеку и устраняющая его свободу. Исходя из своего субъективного опыта, блж. Августин сделал вывод, что свободная воля в деле спасения не играет вообще никакой роли, так как после грехопадения свободной воли у человека в строгом смысле нет. Спасение совершается исключительно всемогущим действием Божественной благодати.

Проблема свободы: Поскольку свобода направляет себя в сторону добра или зла, она сама не должна быть присуща ни добру, ни злу. Она индифферентна, безразлична к тому и другому. Свобода есть некая формальная способность, форма выбора между добром и злом. В ней нет никакого нравственного содержания. Поэтому сам человек, по мнению Пелагия, стоит между добром и злом. Свобода – это не какая-то нравственная сила, а лишь некая возможность определить к добру или злу. То и другое остается для нее безразличным. Поэтому и предыдущее состояние для человека также не играет никакой роли. Человек, ведущий нравственную жизнь, вполне способен в определенный момент времени сделать выбор в сторону безнравственного поступка и наоборот – человек безнравственный может направить свою свободную волю к гораздо лучшим целям. И уж, разумеется. поступки наших предков ни в коей мере не могут повлиять на нашу свободу. Свобода или есть, или ее нет; свобода воли тем более. Это не разум, когда один человек умнее, а другой глупее. Свобода воли – это такая вещь, что она либо есть, либо ее нет.

Поскольку человек абсолютно свободен, то и благодать как особая сила, направляющая к благим делам, человеку также не нужна. Человек имеет сам в себе эту силу и сам направляет себя к благому или злому деянию. Человек может спастись и без благодати, все зависит от его собственной личной воли.

Проблема зла: Поскольку человеческие ум и воля сотворены несовершенными, будучи сотворенными из небытия, то ум и воля – извращены. Злом, как пишет Августин, считается то, что, взятое в отдельности, с чем-то не согласуется. Августин использует известный античный принцип добра как гармонии, принцип, ведущий свое начало еще от Гераклита, встречающийся у Платона и стоиков. Человек не может познать все связи мира, для Бога же все существует во всеобщей связи, поэтому все согласуется со всем, поэтому зла, как такового, для Бога в мире нет.


 

Отличие зла от добра состоит в том, что если добро существует реально, добро есть бытие, то зло есть ухудшение добра, т. е. тот процесс, который существует вместе с добром.

Так вот, причиной нравственного зла, или греховности, является не только то, что наша душа сотворена несовершенной, сотворена из ничего. Наша воля сотворена свободной и поэтому в самой нашей воле есть возможность грехопадения и возрождения. Эта возможность, конечно, не является необходимостью, Бог не создал нашу душу такой, что она необходимо должна была выбрать такой поступок, направить свою волю на преслушание Бога, Бог вложил в нее лишь возможность. Эта возможность может стать действительностью только при участии человека, Бог же дает только возможность грехопадения и возможность возрождения.

17. Христианская догматика и внутриконфессиональные конфликты. Ереси и борьба с ними.

Когда император Константин сделал христианскую религию государственной, он посчитал, что упрочил положение церкви, но в самом христианстве нашлось много своих проблем.

Учение о Троичности лиц в едином Боге представляет собой один из самых основных
и таинственных христианских догматов. Но появилась ересь
антитринитариев, признававших одно лицо в Боге. Александрийский епископ Ариан отрицал божественность Христа. По мнению Ария, Христос не Бог, а первый и совершеннейший из сотворённых Богом существ. Для того, чтобы разобраться в этой проблеме, в 325 году был созван I Вселенский собор в Никее, где было решено, что Бог един (Бог = его сын, Иисус).

III Вселенский собор созывался из-за конфликта на тему Богородицы. В V веке Константинопольский архиепископ Несторий стал проповедовать, что Марию нужно называть не Богородицею, а Христородицею, так как Иисус, родившийся от Марии, был лишь человек - Христос. Собор в г.Эфесе в 449г. Все передрались (дубовыми скамейками, кто то даже умер от побоев). С одной стороны, несторианцы правы, но с другой, церковь нуждалась в женском культе (должно быть женское начало, так как все мужики до этого были). Поэтому, Мария – Богородица.

Следующий собор – 451г. Халкидонский Собор. Внутриконфессиональный конфликт. Встаёт вопрос – Кто такой Иисус? 2 точки зрения: 1) Он Бог – монофеситы; 2) В нём соединяются 2 природы – божественная и человеческая. Вторая победила, т.к. если бы он был только Богом, то исчезал бы весь смысл Евангелийских текстов. Таким образом, божественная и человеческая природы существуют в нём нераздельно. Но 3 церкви остаются монофеситами – Армянская, Серийская и Коптская. Компромисс – пусть будет одна воля – Божественная, но 2 природы (Бог и человек). Максим Исповедник против. Ему потом отрубили руку, язык и на Север отослали. Его слова: «Да избегнет меня чаша сия». Он знал, что его ждёт, но не отказывался от своей точки зрения.

17. Христианская догматика и внутриконфессиональные конфликты. Ереси и борьба с ними.


Термин «догмат» в собственном значении употребляется преимущественно в христианстве и обозначает теологическую, богооткровенную истину, содержащую учение о Боге и Его домостроительстве[3], которое Церковь определяет и исповедует, как неизменное и непререкаемое положение веры. Христианские догматы устанавливаются на Вселенских Соборах[4]. Сознательный отход от догмата (полное неприятие или иная трактовка) называется ересью.

Догматическая база христианской церкви[5] была сформирована в эпоху семи Вселенских Соборов как ответ Вселенской Церкви на еретические движения, распространявшиеся в христианстве (особенно с III по IX век). Каждый догмат устанавливал как бы преграду дальнейшему развитию еретического учения, отсекал ложные направления в развитии понимания учения Церкви. В православной догматике принимаются догматы, определённые в только первых семи Вселенских Соборов, принимаемых Восточной церковью. Это не исключает появления новых догматов в дальнейшем, при условии составления их Вселенским Собором, который в Православной церкви не собирался с 787 г. Протестантизм (мы не считаем «либералов») принимает все догматические решения первых Вселенских Соборов в отношении учения о Св. Троице или о Богочеловечестве Христа. Hо столь же авторитетные последующие соборы, признаваемые в одинаковой мере и на Западе и на Востоке, протестантами отвергаются.

В православной догматике выделяются следующие свойства догматов: Теологичность (вероучительность) — свойство догматов по содержанию, то есть что догмат содержит только учение о Боге и Его домостроительстве. Богооткровенность — свойство догматов по способу их получения. Церковность. Общеобязательность.

Вселенские соборы - собрания высшего духовенства и представителей поместных христианских церквей, на которых разрабатывались и утверждались основы христианского вероучения, формировались канонические богослужебные правила, оценивались различные богословские концепции и осуждались ереси. Церковь, как Тело Христово, имеет единое соборное сознание, руководимое Духом Святым, получающее свое определенное выражение в решениях церковных соборов.







Date: 2015-11-15; view: 1559; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию