Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История возникновения и развития связей с общественностью в государственном управлении
Рассмотрение вопроса возникновения и эволюции связей с общественностью в органах государственной власти поможет глубже понять их состояние и тенденции развития в современном обществе. С точки зрения российского исследователя Марины Шишкиной, фаза предыстории связей с общественностью простирается от античности до эпохи Просвещения и может быть разделена на четыре основных периода: 1) античность; 2) Средние Века; 3) Новое Время; 4) эпоха Просвещения[4]. Античности принадлежит заслуга открытия возможности произвольного манипулирования сознанием социального объекта посредством инструментов публичной коммуникации. На этом этапе ещё невозможно не только выделить какие-либо отдельные компоненты современного инструментального комплекса воздействия на общественное сознание (РR, пропаганду, рекламу и т.п.), но даже обнаружить зачатки такой специализации. Публичный дискурс античности – это единый феномен в субъектном, функциональном и институциональном плане. Исторический анализ показывает, что связи с общественностью вобрали в себя разнообразные формы и методы, доказавшие свою эффективность на протяжении многих веков. Уже в древности государство широко использовало различные способы влияния на общественность при подготовке к войнам. Юлий Цезарь перед военными походами обеспечивал поддержку римлян с помощью распространения специально подготовленных обращений и театрализованных представлений. Древние государства активно использовали разнообразные формы монументального искусства, монеты и литературу для популяризации событий и людей. Пирамиды, статуи, храмы, гробницы, живопись и древние памятники письменности использовались для распространения религиозных верований, которые, в свою очередь, помогали прославлять правителей, полководцев и вождей, преподнося их как богов или подобных богам[5]. Наиболее существенный вклад в развитие античных представлений о публичной сфере и публичной коммуникации внесли представители школы софистов и полемизировавшие с ними Сократ, Платон, Аристотель. Среди выдающихся римских теоретиков публичной коммуникации следует указать Марка Туллия Цицерона. Публичный дискурс средневековья – это жизнь, представленная словесно, и таким образом, соединившая сакральное начало с земным повседневным опытом и здравым смыслом. Средневековое слово освятило социальные практики обыденности, позволив, в то же время, осмыслить христианскую доктрину. Начало этому процессу положили раннехристианские теоретики, среди которых особое место занимает Блаженный Августин, первым акцентировавший внимание на центральных категориях средневековья – чуде и чудотворчестве – как специфических предметах публичной коммуникации. Средние Века существенно обогатили публичный дискурс, придав некоторым инструментам статус самостоятельных. Именно в эту эпоху «закладываются корни позднейшей дифференциации коммуникативной среды и информационно-коммуникативной деятельности: здесь можно найти прообразы современных инструментов коммерческой рекламы, политического имиджмейкерства и т.д. Не является исключением и предметная сфера связей с общественностью: её обособление ещё далеко впереди, однако зачатки таких практик просматриваются в позднем средневековье уже достаточно чётко»[6]. Динамику публичного дискурса Европы в эпоху Возрождения и первых столетий Нового Времени определяют две группы факторов. Первую образуют социально-политические трансформации, в которых отразились тенденции краха феодализма и формирования буржуазной социальной системы. Именно в эту эпоху в Старом Свете завершается институционализация гражданского общества. Вторая группа факторов развития европейского публичного дискурса связана с изобретением книгопечатания. Появление и развитие печатной прессы ознаменовало собой две принципиальные инновации в сфере публичной коммуникации. Во-первых, существенно повысилась роль грамотности. Во-вторых, в пространстве публичности появляется новая социально-профессиональная группа – журналисты. Они быстро становятся одним из основных источников формирования общественного мнения и, как следствие, представляют собой важнейшую целевую группу эффективной публичной коммуникации. Ключевую роль в развитии представлений о публичной сфере и публичной коммуникации в течение первых столетий формирования буржуазного общества сыграли концепции Н. Макиавелли, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка, которые нашли своё развитие в трудах представителей эпохи Просвещения – Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др. Именно в эпоху Просвещения окончательно сформировались социальные и гносеологические предпосылки обособления связей с общественностью как специфического вида деятельности. Ключевым фактором в этом плане стали институционализация и легитимация гражданского общества как самостоятельного и равноправного сегмента системы социальных и политических практик со своей специфической субъектной структурой, что привело к формированию принципиально нового публичного пространства. Первое употребление термина Public Relations связано с государственными структурами. Американский президент Томас Джефферсон использовал это выражение в своем послании к Конгрессу США еще в 1807 году, в котором настаивал на необходимости усилий общественно-политических институтов для создания особого климата доверия и консенсуса в национальном масштабе. Руководствуясь мнением А.Ю. Русакова, в развитии служб по связям с общественностью в сфере государственного управления можно отметить несколько этапов[7]. На первом этапе возрастает понимание необходимости информирования населения о действиях государственных органов. Формируются первые правительственные службы по связям с общественностью. Этот этап начинается в 20-х годах и заканчивается в середине XX века. На втором этапе (с середины 50-х годов по 90-е годы), когда расширение круга заинтересованной общественности приводит к пониманию необходимости не только информировать, но объяснять и обосновывать свои действия, происходит осознание значения имиджа органов государственного власти в целях повышения эффективности управления. Третий этап (с 90-х годов по настоящее время) характеризуется усилением технологического развития и интернационализации средств массовой информации. Появляется возможность создания информационных магистралей. Политические элиты становятся более динамичными и многочисленными. Это, в свою очередь, приводит к созданию новых полюсов влияния, подвижности идеологических стереотипов, что заставляет государственные службы по связям с общественностью пересмотреть свою роль и методы работы в массово-коммуникационных процессах. Проанализировав советские формы государственных связей с общественностью, мы нашли различные источники идеологического воздействия на людей. Наряду с использованием убедительных доводов, событий и фактов, пропагандисты и агитаторы также создавали яркие театрализованные представления. Демонстрации в честь пролетарских праздников еще помнят люди среднего и старшего возраста, а лозунги и слоганы: «Власть – народу», «Землю – крестьянам», «Фабрики – рабочим», «Власть – Советам» – отвечают всем правилам современных технологий связей с общественностью. В дальнейшем деятельность государства по пропаганде нового строя характеризуется «созданием мощной системы формирования общественного мнения с помощью пропаганды, где доминировала идеологическая составляющая»[8]. Эту работу выполняли отделы пропаганды, культуры и международной информации Центрального Комитета КПСС, обкомов и райкомов партии. К их услугам были все средства массовой информации, выдающиеся писатели, режиссеры, композиторы, артисты. Такая система позволяла создать благоприятный имидж государственным и политическим деятелям, направлять патриотические настроения людей и их усилия по преодолению послевоенных трудностей и скорейшее восстановление экономики после разрушительной войны. Период «оттепели» в 60-х годах принес некоторое оживление в общественную жизнь страны. Параллельно с этим происходят изменения в отношениях власти и общества. В этот период наблюдается некоторый подъем общественной инициативы, допускаются некоторые элементы социального диалога[9]. Перестройка привела к распаду командно-административной системы. Руководство страны утратило монополию на формирование общественного мнения. Общественное мнение заявило о себе как самостоятельная сила, с которой необходимо считаться. Именно в этот момент, по мнению авторов данной работы, в государственных структурах появляются первые службы по связям с общественностью. Органы власти постепенно приходят к выводу, что именно на «основе диалогического и непропагандистского понимания связей с общественностью строится развитая модель паблик рилейшнз»[10]. Новое политическое мышление утвердилось в нашей стране в конце 80-х годов XX в. и выдвинуло тезис о том, что новая государственная информационная политика определяет перспективы осуществления социально-политических и экономических преобразований. Необходимость повышения эффективности информационного обеспечения для решения управленческих задач очевидна. Поэтому государственному управлению требуется постоянно обновляемая и соответствующая действительности информация. В российских органах государственного управления существуют службы по связям с общественностью в виде отделов информации, пресс-служб, пресс-центров. Функциями, которые они выполняют, могут быть наделены также и отдельные люди: пресс-секретари, ответственные лица по связям с прессой. Они собирают, обрабатывают информацию, готовят предложения для руководства своей отрасли, определяют пути распространения информации.
Date: 2015-11-13; view: 1205; Нарушение авторских прав |