Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Традиционные политические идеологии
Для государств и народов Европы, особенно ее западной половины, а также США и некоторых других стран традиционными (классическими) идеологиями принято считать либерализм, консерватизм и социализм. При этом у каждой из стран западного мира была своя история их развития. Либерализм (от лат. liberalis — свободный) — исторически первая идеология Нового времени, которая оформилась в результате борьбы буржуазии («третьего» сословия) против феодализма в XVII—XVIII вв. С тех пор вплоть до настоящего времени либерализм является не только идеологией, но и одним из ведущих направлений в области социально-философской и политической мысли, одним из влиятельнейших социально-политических течений в мире. К «классикам» либерализма относятся Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, А. Смит, Дж. С. Милль, В. Гумбольдт и др. Образцами изложения либеральных идей принято считать Декларацию независимости США (1776) и Декларацию прав человека и гражданина Франции (1789). Центральное место в либерализме занимает идея индивидуальной свободы человека, самоценность человеческой личности, ее право на самостоятельное определение своих жизненных целей и выбор направления деятельности. Либеральная идеология предполагает предоставление личности максимальной свободы для самореализации. Единственными ограничителями такой свободы являлась свобода другого человека, а в неолиберализме — отчасти и интересы всего общества. Исходным тезисом данной идеологии является положение о естественных правах личности, среди которых важнейшими признавалось право на жизнь, свободу и частную собственность. Либерализм провозглашал народ основным источником и носителем власти в государстве, равенство всех перед законом, наличие у каждого человека основных политических прав и свобод, в первую очередь, право гражданства, голоса, свободы передвижения, слова, собраний, объединений и т. д. Условиями самореализации индивида выступают или декларируются развитое гражданское общество, базирующееся на политическом плюрализме (многообразии политических институтов), и правовое государство, основанное на принципах верховенства закона, взаимной ответственности государства и личности, разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны сдерживать, уравновешивать друг друга и др. Экономическую платформу классического либерализма составляют идеи свободного рыночного обмена. Впервые эти идеи в рамках теории общественного договора сформулировал английский философ Джон Локк (1632—1704). Но в достаточно полном виде они были изложены в трудах другого английского философа и экономиста Адама Смита (1723—1790): идеи «честной» конкуренции, личной предпринимательской инициативы, невмешательства государства в экономическую жизнь. В этой концепции государству отводится роль «ночного сторожа», охраняющего частную собственность, обеспечивающего порядок и исполнение законов. В духовной сфере провозглашается терпимость к инакомыслию, свобода совести (вероисповедания), защита прав меньшинства и другие подобные ценности. Однако, как показала мировая практика, идеи классического либерализма не дали ожидаемого результата в развитии экономики и достижении социального прогресса. Уже в середине XIX в. либерализм начал трансформироваться в неолиберализм (социальный либерализм)(Дж. С. Милль и др.), который основывался на новом понимании роли государства в экономической и социальной сфере. Наибольший вклад в разработку неолиберализма внес английский экономист Дж. Кейнс (1883—1946), обосновавший необходимость государственного регулирования экономики (поддержка малого и среднего бизнеса, разработка общей стратегии экономического развития, антимонопольное законодательство, увеличение государственных расходов и, следовательно, размеров государственной собственности) и активного участия государства в решении социальных проблем (поддержка социально незащищенных слоев населения; доступность медицинского обслуживания; бесплатное дошкольное воспитание и др.). Свое политическое воплощение данные положения получили в «Новом курсе»президента Ф. Рузвельта, благодаря чему США удалось успешно преодолеть «великую депрессию». «Расцвет» неолиберализма приходится на период правления Дж. Кеннеди и Л. Джонсона (60-е гг. XXв.), когда была выдвинута концепция «государства всеобщего благоденствия». Вусловиях развития научно-технического прогресса удалось достичь существенного экономического роста, а благодаря активной роли государства разрешить многие социальные противоречия. Однако неолиберализм породил и новые проблемы: 1) рост бюрократических структур и бюрократизацию политики; 2) постоянно растущие притязания граждан, которые смотрят на государство как на орган, обеспечивающий все их права, в том числе и социальные. 3) В конце XX ст. возникли и другие проблемы, особенно в духовной сфере. В начале же XXI в. к ним добавились новые — финансово-экономические проблемы, не позволяющие обеспечить минимальный уровень социальных гарантий государства для значительной части граждан. Консерватизм (от лат. conservare —сохранять) — идейно-политическое течение появившееся вконце XVIII в. как реакция на Великую французскую революцию (1789) и ее социально-политические последствия. Консерватизм выражал интересы аристократических кругов. Среди основателей консервативной идеологии следует выделить англичанина Эдмунда Берка, французов Жозефа де Местра и Луи Бональда. Ключевые постулаты классического консерватизма изложены в книге Э. Берка«Размышления о революции во Франции» (1790), считающейся своего рода библией консерватизма.. Важнейшим принципом консерватизма является традиционализм — признание исторического единства прошлого, настоящего и будущего. Традиции составляют фундамент любого общества, в них аккумулируется мудрость, унаследованная от предков, отражается коллективный разум, втом числе и политический. Поэтому, по мнению классиков консерватизма, необходимо уважительно относится к наследию прошлого, традициям и религиозным ценностям, ориентироваться на них в процессе жизнедеятельности. Консерваторы осторожно, преимущественно недоверчиво относятся к социальным изменениям. По их мнению, общественные реформы должны опираться не на голые теоретические схемы, а на созданные всеми прежними поколениями духовные традиции и ценности, и быть рассчитаны не на абстрактного человека, а на реальных людей. При проведении реформ консерваторы выступают за сохранение положительных элементов прежней системы, т. е. за эволюционный путь развития, категорически отрицая революцию, а также за сохранение в обществе иерархии. Консервативная идеология ориентирована на местные и общенациональные духовные ценности. Общество должно состоять не из отдельных индивидов, а представлять собой целое. В XIX в. происходит модификация данной идеологии, которая воспринимает некоторые идеи либерализма, прежде всего, политические. Однако «звездный час» неоконсерватизма приходится на 70-е гг. XX ст. Указанные процессы были связаны с кризисом в развитии Западной цивилизации и ослаблением ее морально-нравственных устоев. Идеологи неоконсерватизма — Дж. Белл (США), Р. Гелен, Э. Юнгер, Г. Кальтербрунер (ФРГ), Р. Арон, А. де Бенуа(Франция) — превозносили капитализм эпохи свободной конкуренции и выступали за приоритет рынка и развитие свободного предпринимательства. Политическим воплощением идей неоконсерваторов, пришедших к власти в Великобритании стал тэтчеризм, а в США — рейганомика. По мнению их теоретиков, государство оказалось «перегруженным» функциями экономического регулирования и социальной защиты, что привело к развитию бюрократизма, снижению роли личной инициативы и конкуренции. В частности, Р. Рейган утверждал, чторост социального иждивенчества подрывает традиционные ценности американского образа жизни и ослабляет государство. Меры были направлены на развитие личной инициативы и заинтересованности и реализовывались посредством стимулирования мелкого бизнеса, предоставления налоговых льгот, участия в прибылях, приобретения акций предприятий широким кругом лиц и, в первую очередь, работниками этих предприятий. Внедрение в производство различных систем участия персонала в повышении качества продукции (кружки качества, бригадный метод работы) так же, как и отмеченные выше меры, несколько ослабили отчуждение как собственника, так и работника от средств производства и результатов труда. Нельзя не заметить, что в США стали не только осознавать причины так называемого японского экономического чуда, но и использовать опыт этой страны, а также опыт некоторых других стран, которые называют малыми азиатскими «хищниками» (Республика Корея, Тайвань и др.). В социальной сфере провозглашались: принцип солидарности, основанный на представлении о единстве труда и капитала; принцип справедливости (относительно «справедливое» распределение доходов и собственности) и др. При этом во главу угла ставился тезис о том, что личность должна, в первую очередь, рассчитывать на собственные силы, а государство, ориентированное на сохранение целостности общества, должно обеспечить гражданину необходимые условия на основе правопорядка, сбалансированного взаимоотношения общества и природы. В политике неоконсерваторы являлись сторонниками сильного государства,полагая, что политическая деятельность доступна каждому, но при условии, что он обладает соответствующими способностями, специальным образованием ипризванием. (Р. Рейган, например, начинал карьеру артистом кино, Буш-старший — военным летчиком.) Признавая идею прав и свобод человека, неоконсерватизм увязывает ее с обязанностями человека перед обществом и другими гражданами, а принцип равенства рассматривает не как равенство результатов, а как равенство возможностей. Историческая заслуга неоконсерватизма заключается в том, что он сформулировал и предложил эффективные способы решения актуальных проблем, возникших в 70-е гг. XXв. Десятилетие спустя неоконсерваторы добились существенного экономического роста в ведущих странах Запада, а также высокой стабильности и морального обновления общества. Сегодня неоконсерватизм представляет собой сложное и противоречивое образование, отличительной чертой которого являются конфликтующие между собой идеи, принципы и концепции. Особенно заметным это явление стало в США, где консерваторы были вынуждены уступить власть (2008) демократам. В условиях обостряющегося экономического кризиса в ряде европейских государств победу на выборах все чаще стали одерживать партии и лидеры, не разделяющие консервативные и неолиберальные традиции. Термин «социализм» (от лат. socialis — общественный) был впервые использован французским мыслителем Пьером Леру в статье «Об индивидуализме и социализме» (1834). Однако социалистическая идеология, как уже отмечалось, восходит корнями к античности, раннему христианству и средневековому утопическому социализму (его родоначальники — англичанин Т. Мор(«Утопия») и итальянец Т. Кампанелла(«Город Солнца»). Основу их концепций составляли идеи об идеальном общественном строе, устранении эксплуатации в обществе и ликвидации частной собственности. Большой вклад в разработку утопического социализма в XVIII-XIXвв. внесли французы А. Сен-Симон, Ш. Фурье и англичанин Р. Оуэн. При всей своей многовариантности и утопичности социалистическая идеология защищала интересы простых людей, помогала им верить в светлое будущее человечества. Среди главных концептуальных ценностей следует выделить: равенство, солидарность, коллективизм и общественную собственность. Социализм рассматривает социальное равенство (равное положение людей) в качестве высшего блага для личности и общества в целом и выступает за приоритет общественной собственности,которая создает необходимые условия для справедливого распределения, равенства, благополучия и социального мира. Социалистическая идеология исходит из того, что на смену индивидуализму приходит ассоциация, добровольная совместная деятельность людей, интересы которых не вступают в разрушительный конфликт. Именно коллективистское общество, основанное на принципах равенств людей и социальной справедливости, было призвано преодолеть эгоизм и взаимоотчуждение людей. В XIX в. в контексте социалистической идеологии возникает марксизм (ставший в последствии синонимом коммунизма)как идейно-политическое учение пролетариата. В его основе лежит постулат об особой исторической миссии рабочего класса. Помнению К. Маркса и Ф. Энгельса, коммунистическое общество является закономерным результатом прогресса цивилизации, поскольку капитализм содержит противоречие между общественным характером труда и частной собственностью на средства производства и порождает своего социального могильщика — пролетариат. В результате социалистической революции этот класс приходит к власти и освобождает всех трудящихся от эксплуатации. В ленинской редакции марксизма коммунистическая формация проходит в своем развитии несколько этапов: переходной период, социализм и коммунизм. Первоначально устанавливается диктатура пролетариата, который экспроприирует капиталистическую частную собственность, передавая ее в пользование всем членам общества. Как уже отмечалось, новое общество в своем развитии проходит две фазы: 1) социализм,когда распределение произведенного продукта происходит в соответствии с принципом «каждому — по труду»; 2) коммунизм,когда реализуется принцип «от каждого по способностям — каждому по потребностям». Коммунизм — это общество свободных сознательных тружеников, в котором должны были исчезнуть классы и само государство, а также товарно-денежные отношения. Общественное самоуправление и социальное равенство были главными признаками новых теоретических конструкций. Основанный Марксом и Энгельсом I Интернационал (1864)способствовал созданию массовых социалистических рабочих партий во многих государствах Европы: в Германии (1869), Дании (1871), Испании (1879), Норвегии (1887), Швеции (1889), России(1898; I съезд РСДРП состоялся г. Минске). Однако после смерти К. Маркса и Ф. Энгельсаначали углубляться разногласия по поводу основных постулатов марксизма: о диктатуре пролетариата, классовой борьбе, ликвидации частной собственности и обобществлении средств производства. Вскоре возникло новое идейно-политическое течение — социал-демократия (основатели — Э. Бернштейн и К. Каутский),включающее в себя идею политической, экономической и культурной интеграции рабочего движения в существующую капиталистическую систему. Однако многие их идеи не выдержали суровых испытаний Первой мировой войны. Ее результатом стал раскол социал-демократического движения. После Второй мировой войны (1951 г.) был воссоздан Социалистический интернационал, провозгласивший во Франкфуртской декларации официальную доктрину — «Демократический социализм».Основной тезис доктрины заключался в том, что к социализму можно прийти только демократическим путем. Все иные средства борьбы деформируют социалистическую цель и делают ее недосягаемой. В целом, можно утверждать, что XX век был веком больших успехов социал-демократии, поскольку ее представителям удалось реализовать на практике многие социалистические идеи.В Норвегии, Швеции, Германии, Великобритании, Испании и других странах социалисты и социал-демократы неоднократно завоевывали власть на выборах и формировали правительство. В результате возник целый ряд национальных и региональных вариантов — «шведский» («скандинавский»), «средиземноморский», «азиатский» социализм и др. Что касается коммунистического движения,руководствовавшегося марксистско-ленинской доктриной, то в течение многих десятилетий оно являлось наиболее мощной политической силой. До 80-х гг. XX в. коммунистические партии были правящими во многих странах мира. После распада СССР те из них, что не были запрещены, начали модернизировать свои программы, а в ряде случаев использовать некоторые социал-демократические концепции и подходы. Это создало определенные предпосылки для возобновления их деятельности, повышения роли и авторитета в обществе, например, в России, Украине, Беларуси и других странах. Усиливается международная деятельность «левых» партий. В парламентской ассамблее Совета Европы сформирована группа «Объединенные левые».Некоторые страны (Китай и Вьетнам)осуществляют успешное развитие, опираясь на социалистическую идеологию и широко используя рыночные отношения. Другие (КНДР, Куба)—придерживаются прежних идейных позиций, опираясь на авторитарные методы управления, которые стали анахронизмом в начале XXI века. Date: 2015-11-14; view: 422; Нарушение авторских прав |