Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 12. Русь и монголы в XIII в





План

1. Русские земли накануне нашествия.

2. Образование империи Чингисхана и монгольские завоевания первой трети XIII в.

3. Монгольское нашествие на Русь.

4. Установление ордынского ига.

5. Историки о влиянии нашествия и ига на ход русской истории.

6. Золотая Орда.

Учебные задачи

1. Формирование понимания значения монгольских завоеваний в истории

2. Усвоение роли харизматического фактора в истории.

3. Формирование представления об историографических стереотипах как факторе мисперцепции истории.

4. Формирование понимания воздействия восточных цивилизаций на историю Восточной Европы.

5. Формирование представления о трансформации типа государства.

Учебные проблемы

1. "Татаро-монголы" как "кабинетный" миф?

2.Монгольские завоевания как фактор культурной трансляции?

3. Масштабы и последствия монгольского нашествия на русские земли?

4. Роль ордынского ига в русской истории?

6. Золотая Орда как евразийская держава?

7.Русские земли и Орда: характер взаимоотношений?

Требования к уровню освоения темы

Необходимо знать:

понятия курултай, ярлык, баскак, бесермен, выход, рать, иго, культурный синкретизи, беклярибек, везир, диван, улусбек; политическую географию владений Чингизидов; династическую схему Чингизидов; политическую систему и основные вехи политического развития Золотой Орды; источники по теме; этническую и политическую карты Дальнего Востока, Центральной Азии и Восточной Европы первой половины – середины XIII в.; основные направления и хронологию монгольских завоеваний;систему ордынского ига и этапы его установления;историографические оценки значения монгольского нашествия и ордынского ига в русской истории.

Необходимо уметь применять полученные знания в процессе изучения последующих тем и других учебных дисциплин.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Русь и монголы: источниковая база исторической проблемы.

2. Образование империи Чингисхана и монгольские завоевания первой трети XIII в.

3. Русские земли накануне монгольского нашествия: общая характеристика.

4. Монгольское нашествие на Русь: основные направления, этапы и их содержание, итоги.

5. Историки о влиянии монгольского нашествия и ордынского ига на русскую историю.

6. Территория, население, социальный строй, хозяйство и культура Золотой Орды.

7. Политическая система Золотой Орды.

8. Политическое развитие Золотой Орды.

Литература

1. Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды (на рубеже XIV – XV вв.). – М., 1975.

2. Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М., 1993.

3. Гумилёв Л.Н. Поиски вымышленного царства. Легенда о «государстве» пресвитера Иоанна. – М., 1970.

4. Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII – XIV вв. – М., 1985.

5. Кульпин Э.С. Золотая Орда. – М., 1998.

6. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. – СПб., 1884.

7. Хрусталев Д.Г. Русь: от нашествия до «ига» (30 – 40 гг. XIII в.). – СПб.: Евразия, 2004.

8. Феннел Дж. Кризис средневековой Руси. 1200 – 1304. – М., 1989.

Тема 13. Русские земли и княжества серединывторой половины XIII в.

План

1. Политические центры Руси конца 1230 гг.

2. Борьба за власть на Руси в 1246 – 1269 гг.

3. Юго-Западная Русь в 1250 – 1290 г.

Учебные задачи

1. Усвоение метода альтернативного понимания истории.

2. Формирование представления о влиянии конфессионального фактора в

развитии международных отношений эпохи Средневековья.

Учебные проблемы

1. Роль Александра Невского в русской истории?

2. Русь между Ордой и крестоносной агрессией?

3. Прибалтика XIII в. между Русью и Западом?

Требования к уровню освоения темы

Необходимо знать:

этнополитическую карту Восточной Европы XIII в.; роль восточноевропейских государств и народов в развитии международных отношений XIII в.; основные события политической жизни Восточной Европы середины – второй половины XIII в.; важнейшие факты биографий Александра Невского, митрополита Кирилла II, Даниила Галицкого, Миндовга, Довмонта.

Необходимо уметь применять полученные знания в процессе изучения последующих тем и других учебных дисциплин.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Русь и Запад в 1230 – начале 1240-х годов.

2. Борьба за власть на Руси в 1246 – 1290-х годах.

3. Русь и Запад во второй половине XIII в.

Литература

1. Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М., 1993.

2. Древнерусские княжества X – XIII вв. – М., 1975.

3. Феннел Дж. Кризис средневековой Руси. 1200 – 1304. – М., 1989.

4. Шаскольский И.П. Борьба Руси за сохранение выхода к Балтийскому морю в XIV веке. – Л., 1987.

5. Шаскольский И.П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII – XIII вв. – Л., 1978.

Тема 14. Русские земли и княжества в XIVпервой половине XV в.

План

1. Территориальное и политическое устройство русских земель.

2. Характер и предпосылки объединения русских земель и княжеств.

3. Борьба за политическое лидерство на Руси в первой половине – середине XIV в.

4. Русские земли во второй половине XIV – первой половине XV в.

5. Династический кризис в Московском княжестве второй четверти XV в.

6. Периферийный взгляд на развитие периода.

Учебные задачи

1. Формирование представления о роли "случайности"/ "промысла" в истории

2. Усоение исторических моделей централизации государств

3. Усвоение значения конфессионального фактора в этно-культурном и этно-политическом развитии Восточной Европы.

4. Усвоение "центричного" и "полицентричного" методов историко-политологического анализа.

Учебные проблемы

1. "Западная" и "Северная" альтернативы в развитии древнерусского наследия?

2. Причины возвышения Москвы?

3. Русская Церковь как фактор политического развития Восточной Европы XIV – XV вв.?

4. Орда и Литва как фактор политического развития Восточной Европы XIV – XV вв.?

Требования к уровню освоения темы

Необходимо знать:

политическую географию Восточной Европы XIV – XV вв., общее содержание и основные факты политического развития Восточной Европы, династические схемы московских, тверских и литовских князей, ордынских ханов XIV – XV вв.

Необходимо уметь применять полученные знания в процессе изучения последующих тем и других учебных дисциплин.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Территориальное и политическое устройство русских земель в XIV – первой половине XV в.

2. Население, общественный строй, хозяйство и торговля русских земель в XIV – первой половине XV в.

3. Характер и предпосылки объединения русских земель и княжеств, причины возвышения Москвы.

4. Борьба за политическое лидерство на Руси в первой половине – середине XIV в.

5. Русские земли во второй половине XIV – первой половине XV в.

6. Династический кризис в Московском княжестве второй четверти XV в.

Литература

1. Борисов Н.С. Политика Московских князей: конец XIII – первая половина XIV в. – М., 1999.

2. Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М., 1993.

3. Дворниченко А.Ю. Русские земли Великого княжества Литовского (до начала XVI в.). Очерки истории общины, сословий, государственности. – СПб., 1993.

4. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV – XVI вв. – М.; Л., 1950.

5. Зимин А.А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. – М., 1991.

6. Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X – XIV вв. – М., 1984.

7. Любавский М.К. Образование основной государственной территории великорусской народности. Заселение и объединение центра. – Л., 1929.

8. Пашуто В.Т. Образование Литовского государства. – М., 1959.

9. Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства. – Пг., 1918.

10. Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху зрелого феодализма. – М., 1989.

11. Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства. Очерки социально-экономической и политической истории. – М., 1960.

12. Черепнин Л.В. Русские феодальные архивы XIV – XV веков. Ч.I. – М.; Л., 1948; Ч.II. – М.; Л., 1951.

13. Янин В.Л. Новгородские посадники. – М., 1962.

 

Date: 2015-11-13; view: 433; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию