Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Неславянские государства Восточной Европы





VIIначала XIII в.

План

1. Первые тюркские государства в Восточной Европе.

2. Хазарский каганат.

3. Волжская Болгария, Аланское царство.

Учебные задачи

1. Уяснение типологии древнейших цивилизаций: «мир-кочевников», «мир-земледельцев», синтетический тип.

2. Формирование представления о путях и формах этнокультурного взаимодействия в эпоху раннего Средневековья, о роли физико-географического, социально-хозяйственного, социально-политического и религиозного факторов исторического развития.

Учебные проблемы

1. Специфика экзополитарного/ ксенократического типа социально-политической организации?

2. Хазарский каганат: предтеча Древнерусского государства?

3. Распространение монотеистических религий в Восточной Европе VII – IX вв.?

Требования к уровню освоения темы

Необходимо знать:

понятия – экзополитарный/ ксенократический тип социально-политической организации; «мир-кочевников», «мир-земледельцев», синтетический тип цивилизации; этнонимы – тюрки, авары, савиры, анты, болгары, хазары; политонимы – Тюркский, Аварский, Хазарский каганаты, Великая Болгария, Дунайская Болгария, Волжская Болгария, Кавказская Алания.

Необходимо уметь применять полученные знания в процессе изучения последующих тем и других учебных дисциплин.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Авары в истории Восточной Европы.

2. Историческая судьба древних болгар.

3. Хазары в истории Восточной Европы.

4. Кавказская Алания.

 

Тема 4. Кочевники Восточной Европы Xначала XIII в.

План

1. Мир кочевников: хозяйственный уклад, общественный строй, социальная психология.

2. Миграции кочевников в Восточной Европе рубежа IX – X вв. Печенеги.

3. Половцы, Черные клобуки.

Учебные задачи.

1. Усвоение стадий развития скотоводства.

2. Формирование представления о "Великой степи" как едином историко-географическом и хозяйственно-культурном пространстве.

Учебные проблемы.

1. Кочевники и земледельцы: характер взаимоотношений?

2. Кочевники южных степей Восточной Европы как фактор развития Хазарии и Руси?

Требования к уровню освоения темы.

Необходимо знать:

этнонимы – древние угры, гузы, печенеги, половцы, черные клобуки; топонимы – "Великая степь", "Аттелькуза", "Паннония", "Дешт-и-Кипчак" ("Половецкая земля").

Необходимо уметь применять полученные знания в процессе изучения последующих тем и других учебных дисциплин.

Контрольные вопросы по теме:

1. Древние угры, гузы, печенеги.

2. Половцы.

3. Черные клобуки.

Тема 5. Восточные славяне в VIIX вв.

План

1. Источники по проблеме.

2. Этногенез славян.

3. Расселение славян в Восточной Европе.

4. Хозяйство, быт, культура, верования восточных славян в догосударственный период.

Учебные задачи

1. Знакомство с методиками междисциплинарного исследования и комплексного изучения источников.

2. Формирование представления о путях и формах этногенеза.

Учебные проблемы

1. Венеды античные и венеды Иордана?

2. Проблема прародины славян?

3. Причины и пути вторичной миграции славян?

4. Формирование восточнославянских племенных союзов?

Требования к уровню освоения темы

Необходимо знать:

понятия – прародина, археологическая культура, маргинальные культуры, ономастика, антитеза «свой – чужой», синкретизм, стратификация, сакральность; этнонимы венеды, анты, "склавены", названия восточнославянских племенных союзов; важнейшие письменные, археологические, лингвистические и фольклорные источники по происхождению славян; основные историографические концепции этногенеза славян и их расселения в Восточной Европе.

Необходимо уметь применять полученные знания в процессе изучения последующих тем и других учебных дисциплин.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Источники по происходению славян.

2. Историография этногенеза славян.

3. Расселение славян в Восточной Европе.

4. Хозяйство, быт, культура, социальный строй, верования восточных славян.

Литература

1. Бирнбаум Х. Праславянский язык: достижения и проблемы его реконструкции. – М., 1987.

2. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. – М., 1960.

3. Очерки истории культуры славян. – М., 1996.

4. Прокопий Кесарийский. Война с готами. – М., 1950.

5. Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. – М., 1982.

6. Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. I (I – VI вв.). – М., 1994; Т.II (VII – IX вв.). – М., 1995.

7. Седов В.В. Славяне в древности. – М., 1994.

8. Славяне и их соседи в конце I тысячелетия до н.э. – первой половине I тысячелетия н.э. – М., 1993.

 







Date: 2015-11-13; view: 531; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию