Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 3. Неславянские государства Восточной Европы
VII – начала XIII в. План 1. Первые тюркские государства в Восточной Европе. 2. Хазарский каганат. 3. Волжская Болгария, Аланское царство. Учебные задачи 1. Уяснение типологии древнейших цивилизаций: «мир-кочевников», «мир-земледельцев», синтетический тип. 2. Формирование представления о путях и формах этнокультурного взаимодействия в эпоху раннего Средневековья, о роли физико-географического, социально-хозяйственного, социально-политического и религиозного факторов исторического развития. Учебные проблемы 1. Специфика экзополитарного/ ксенократического типа социально-политической организации? 2. Хазарский каганат: предтеча Древнерусского государства? 3. Распространение монотеистических религий в Восточной Европе VII – IX вв.? Требования к уровню освоения темы Необходимо знать: понятия – экзополитарный/ ксенократический тип социально-политической организации; «мир-кочевников», «мир-земледельцев», синтетический тип цивилизации; этнонимы – тюрки, авары, савиры, анты, болгары, хазары; политонимы – Тюркский, Аварский, Хазарский каганаты, Великая Болгария, Дунайская Болгария, Волжская Болгария, Кавказская Алания. Необходимо уметь применять полученные знания в процессе изучения последующих тем и других учебных дисциплин. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Авары в истории Восточной Европы. 2. Историческая судьба древних болгар. 3. Хазары в истории Восточной Европы. 4. Кавказская Алания.
Тема 4. Кочевники Восточной Европы X – начала XIII в. План 1. Мир кочевников: хозяйственный уклад, общественный строй, социальная психология. 2. Миграции кочевников в Восточной Европе рубежа IX – X вв. Печенеги. 3. Половцы, Черные клобуки. Учебные задачи. 1. Усвоение стадий развития скотоводства. 2. Формирование представления о "Великой степи" как едином историко-географическом и хозяйственно-культурном пространстве. Учебные проблемы. 1. Кочевники и земледельцы: характер взаимоотношений? 2. Кочевники южных степей Восточной Европы как фактор развития Хазарии и Руси? Требования к уровню освоения темы. Необходимо знать: этнонимы – древние угры, гузы, печенеги, половцы, черные клобуки; топонимы – "Великая степь", "Аттелькуза", "Паннония", "Дешт-и-Кипчак" ("Половецкая земля"). Необходимо уметь применять полученные знания в процессе изучения последующих тем и других учебных дисциплин. Контрольные вопросы по теме: 1. Древние угры, гузы, печенеги. 2. Половцы. 3. Черные клобуки. Тема 5. Восточные славяне в VI – IX вв. План 1. Источники по проблеме. 2. Этногенез славян. 3. Расселение славян в Восточной Европе. 4. Хозяйство, быт, культура, верования восточных славян в догосударственный период. Учебные задачи 1. Знакомство с методиками междисциплинарного исследования и комплексного изучения источников. 2. Формирование представления о путях и формах этногенеза. Учебные проблемы 1. Венеды античные и венеды Иордана? 2. Проблема прародины славян? 3. Причины и пути вторичной миграции славян? 4. Формирование восточнославянских племенных союзов? Требования к уровню освоения темы Необходимо знать: понятия – прародина, археологическая культура, маргинальные культуры, ономастика, антитеза «свой – чужой», синкретизм, стратификация, сакральность; этнонимы венеды, анты, "склавены", названия восточнославянских племенных союзов; важнейшие письменные, археологические, лингвистические и фольклорные источники по происхождению славян; основные историографические концепции этногенеза славян и их расселения в Восточной Европе. Необходимо уметь применять полученные знания в процессе изучения последующих тем и других учебных дисциплин. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Источники по происходению славян. 2. Историография этногенеза славян. 3. Расселение славян в Восточной Европе. 4. Хозяйство, быт, культура, социальный строй, верования восточных славян. Литература 1. Бирнбаум Х. Праславянский язык: достижения и проблемы его реконструкции. – М., 1987. 2. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. – М., 1960. 3. Очерки истории культуры славян. – М., 1996. 4. Прокопий Кесарийский. Война с готами. – М., 1950. 5. Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. – М., 1982. 6. Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. I (I – VI вв.). – М., 1994; Т.II (VII – IX вв.). – М., 1995. 7. Седов В.В. Славяне в древности. – М., 1994. 8. Славяне и их соседи в конце I тысячелетия до н.э. – первой половине I тысячелетия н.э. – М., 1993.
Date: 2015-11-13; view: 531; Нарушение авторских прав |