Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 12. Потребностно-мотивационная сфера в дошкольном возрасте (6 часов)





Потребностно-мотивационная сфера дошкольников.

Очень важным личностным проявлением, формирующимся в дошкольном возрасте, считается иерархия (соподчинение) мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в потребностно-мотивационной сфере личности ребенка ученые связывают начало «взрослого» становления его личности (Лидия Ильинична Божович и мн. др.).

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Это становится возможным благодаря формирующимся осознанным мотивам (пусть пока на уровне игровой мотивации), которые выполняют роль «ограничителей». Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды, более слабый мотив – наказание (в общении со сверстниками это, в первую очередь, исключение из игры). Самым слабым психологическим мотиватором оказывается прямое запрещение каких-то неоднозначных действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Регулировать свое поведение дошкольнику помогает имеющийся в его представлениях образ поведения другого человека (взрослого, другого ребенка). Сначала ребенку нужно, чтобы кто-то был рядом, контролировал его поведение, а, оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно. Затем, по мере развития внутреннего плана представлений, ребенок начинает руководствоваться осознанными мотивами.

В дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием. Формируются мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества. Развиваются мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. Особенно значимы, с позиций развития личности дошкольника, мотивы интереса к содержанию деятельности и мотивация достижения.

В дошкольный возрастной период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы – преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. В среднем и старшем дошкольном возрасте, под влиянием социальной среды у детей формируются т.н. общественные мотивы.

Находясь в завершающем периоде старшего дошкольного возраста, ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. С точки зрения оценки физиологического развития – это время физического роста, когда дети быстро «тянутся» вверх, наблюдается некоторая дисгармония в нервно-психическом и физическом развитии, которое опережает нервно-психическое развитие ребенка, что приводит к временному ослаблению нервной системы. У детей проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.

Тема 13. Кризис шести – семи лет (6 часов)

Младший школьный возраст: с шести – семи лет (что, зависит от того, в шесть или в семь лет ребенок пошел в школу, в первый класс, стал первоклассником) до одиннадцати лет. Младший школьный возраст имеет две стадии. 1-я стадия: от шести – семи лет до восьми – девяти лет – т.н. ранний младший школьный возраст. 2-я стадия: от восьми-девяти лет до одиннадцати лет – т.н. поздний младший школьный возраст.

Проанализируем тщательно тот кризис возрастного развития, на котором заканчивается старший дошкольный возраст и с которого начинается младший школьный возраст.

Кризис шести – семи лет.

Кризис шести – семи лет имеет ярко выраженную зависимость от того, в каком именно возрасте ребенок идет в школу. Это социально-психологическая специфика первого этапа младшего школьного возраста, когда дети идут в первый класс. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни ребенка: к нему возникают новые общественно предопределенные требования, у него начинает иметь место новая социальная роль ученика, активизируется новый ведущий вид деятельности – учебная деятельность. В школе ребенок приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус ученика школы. В связи с активным формированием принципиально нового статуса школьника, у ребенка меняется восприятие своего места в системе общественных отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, изменяется весь его уклад жизни, по сравнению, даже, со старшим дошкольным возрастом. Хотя, социально-психологический переход ребенка в новое «общественное качество», в современных условиях, как правило, подготовлен тем, что существенное большинство детей в течение предыдущего перед первым классом учебного года ходят в подготовительный класс, занимаются подготовкой к школе с той же учительницей начальных классов, которая будет их учительницей в начальной школе. Тем не менее, на целый порядок возросший в первом классе объем познавательной нагрузки трансформирует всю систему взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, формирует у него наиболее важную в этот период ведущую деятельность – учебную деятельность. Система социальных отношений ребенок ↔ дети остается исключительно значимой, подвергаясь, однако, существенной переработке в связи с ведущей учебной деятельностью, а старая система взаимоотношений и взаимодействий ребенка со взрослыми, – однозначно трансформируется и дифференцируется следующим образом:


ребенок ↔ родитель

ребенок ↔ взрослый:

ребенок ↔ учитель [24]

Таким образом, для ребенка значимые взрослые – это уже не только родные близкие люди, но и учительница, единолично ведущая обучение в первых четырех классах школы, реализующая свою высокую статусную позицию официального агента социализации, конечно, не в системе родственных отношений, а в системе социально-нормативных взаимодействий. Конечно, социально этому предшествует аналогичное по смыслу, но не по значению, возрастание роли воспитательниц детского сада, присутствующих в жизни ребенка с младшего дошкольного возраста, являющихся для детей среднего и старшего дошкольного возрастов довольно-таки значимыми лицами. Но, все же, это явление, в большинстве случаев, не идет, почти, ни в какое сравнение со значимостью для детей учительницы начальных классов. Учительница начальной школы, ведущая все учебные предметы, очень быстро становящейся для первоклассников полным и подлинным авторитетом, отчасти даже вполне сравнимым с родительским авторитетом, – как в познавательном, так и в социальном плане. Наряду с этим, ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учительницы. Поэтому, для детей так важно именно в этом возрасте, чтобы общение учительницы с ними было адекватным, что подразумевает личностное приятие ею обучаемых детей. Авторитарный или отчужденный педагогические стили учительницы, в одиночку преподающей все без исключения предметы в младших классах, очень непродуктивны и вызывают у детей нарушения процесса адаптации к школе, что приводит к снижению успеваемости и познавательной мотивации.

С позиций оценки психосоциального развития личности ребенка шести – семи лет, необходимо подробно обрисовать явление детского негативизма, присущего острой фазе кризиса шести – семи лет. Детский негативизм – это психологическая и поведенческая форма протеста ребенка против реально существующего, или воспринимаемого им в качестве реального, неблагоприятного, отрицательного отношения к нему со стороны взрослых и/или сверстников, включая разновозрастных членов семьи. Детский негативизм может проявляться по-разному: в грубости, в упрямстве, в замкнутости, в непослушании, которое является особо примечательной характеристикой кризиса шести – семи лет. Психологической основой детских негативных реакций, в подавляющем большинстве случаев, является длительное неудовлетворение каких-то чрезвычайно существенных для ребенка потребностей психосоциального свойства: потребности в общении, потребности в одобрении, потребности в уважении,[25] потребности в эмоциональном контакте и т.п. Неудовлетворение, не реализация значимых для развития личности ребенка потребностей, – становится психически негативно заряженной базой его глубоких отрицательных переживаний, которые все более способствуют возникновению у него негативных тенденций в поведении. Длительная фрустрация (неудовлетворение) важных потребностей с большой долей вероятности может привести к социально-психологической дезадаптации ребенка, к личностному формированию и психологическому закреплению негативизма как характерологического качества ребенка.

 

 







Date: 2015-11-14; view: 1923; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию