Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследования понятия идеологии в советский и постсоветский период





Исследование понятия и феномена идеологии проводились учеными бывшего СССР. В Советском Союзе существовала развернутая институционализированная система идеологической работы. Она имела и свою объективированную, т. е. «выраженную в материально-знаковой форме» совокупность письменных источников – монографий, брошюр, учебников и т. д. До 1991 г. публиковалось большое количество работ по проблеме «форм и методов» идеологической работы, а также в качестве их раздела по «борьбе с буржуазной идеологией» и «контрпропаганде».

После 1991 г. акцент ставился на проблеме «политических идеологий современности» с явным преобладанием литературы по критике «коммунистической идеологии». С отставанием от Запада на 40–50 лет разрабатывались теории «деидеологизации». И это после того, как сам Запад давно от них отказался и создал высокоразвитые системы политического образования в своих странах. К примеру, в ФРГ основу всех институтов и учреждений, занятых политическим образованием, составляет «Федеральный централ» политического образования со штатом свыше 150 человек и бюджетом свыше 100 млн западногерманских марок (по состоянию на 1992 г.). После объединения Германии, кроме «Федерального централа», заработали 15 земельных централов политического образования. С 1991 г. руководство системой политического просвещения перешло от министра внутренних дел к президенту ФРГ. Для развития методологии и методики родилось мощное научное направление социальных наук – политическая дидактика, или дидактика политического образования. Выпускается большое количество литературы (монографий, учебников, журналов), рассчитанной на различные категории в зависимости от возраста читателей: учителей, учеников (младших, средних и старших классов школы), журналистов, всего взрослого населения страны (по специальной программе «Политическое образование взрослых»). Эта система выполняет позитивную идеологическую функцию.

В основу деятельности системы политического образования ФРГ были положены основные ценности, впервые введенные в оборот в таком качестве Франкфуртским Конгрессом Социалистического Интернационала (1950 г.) – свобода, справедливость, солидарность, официально принятые на своих съездах двумя ведущими партиями страны – социал-демократической и христианско-демократической (они собирают на выборах свыше 80% голосов избирателей). Эти ценности декларированы и конституцией ФРГ в виде «демократического правового и социального государства». Все представленные в бундестаге (парламенте) ФРГ партии имеют научные пропагандистские и культурные центры, которые заняты распространением своих идей, в том числе и за границей. В постсоветский период отношение к идеологии в странах СНГ неоднозначно. Вместе с тем и со стороны ученых проявляется интерес к данной проблеме и даются справедливые оценки. Например, Н.А. Косолапов (Россия) подчеркивает следующие качества идеологии как социального явления [26]:

1. Идеология – это такая система взглядов, которая позволяет человеку и обществу так или иначе ориентироваться в окружающем их физическом и социальном пространстве, то есть это синтез всего знания, каким обладает в данный исторический момент человек.

2. Идеология – не просто синтез знания (им является и мировоззрение, и многое другое), но синтез, направленный на решение практических задач в организации жизнедеятельности общества.

3. В отличие от политических программ, платформ и т. п., идеология, в главных содержательных ее аспектах, всегда концентрируется на макроуровне социальных явлений и процессов, а также на долговременных и сверхдолговременных процессах, явлениях, тенденциях и задачах.

4. Поэтому идеология объективно выполняет важную функцию высшей легитимации всего, с чем она имеет дело в содержательном плане (а именно: представлении о мире и месте человека в нем, определенном общественном устройстве, социальных отношениях, типах поведения и образа жизни и т. д.), выступает и как волевой импульс, обеспечивающий организацию всей общественной жизни, и как источник социальной мотивации для человека… Социум, обладающий сознанием, никогда не сможет обойтись без идеологии. Иное дело – какой.







Date: 2015-11-14; view: 422; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию