Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эпохи и взаимодействие ценностей разных видов производства
(1) Карпухин О., Макаревич Э. Формирование масс. Природа общественных связей и технологии “Паблик рилейгинс“. Опыт историко-социологического исследования. – Калининград, 2001г]
Как видно из таблицы 1.2, различные виды производств и создаваемые ими ценности тесно взаимосвязаны между собой и, интегрируясь, оказывают решающее воздействие на жизнь общества и всего человечества в целом. К примеру, в процессе материального производства создается необходимый для жизнедеятельности людей ценностный продукт. Люди в процессе своей трудовой деятельности создают общественно необходимые для жизни продукты, которые, в конечном итоге, изменяют окружающий мир. Деятельность людей в сфере материального производства стимулирует все другие виды деятельности. Исторический опыт свидетельствует о том, что создаваемые в процессе материального производства ценности обеспечили научно-технический прогресс человечества, способствовали осуществлению промышленной и научно-технической революции. Достаточно вспомнить создание паровой машины, радио, атомных реакторов, полупроводников, телевидения, информационных сетей. Все это изменило облик нашей цивилизации: через материальные ценности шло накопление культурного слоя, способствовавшего дальнейшему прогрессу в духовной и других сферах. Группа ценностей быта, культуры жизнеобеспечения, хотя и основана на достижениях материального производства, носит самостоятельный характер и играет важнейшую роль в жизни общества, так как сопряжена с самым насущным для человека – удовлетворением его физиологических, материальных и духовных потребностей. Данная группа ценностей включает: культуру питания (сбалансированного питания), одежду, жилище, предметы быта и досуга, культуру потребления. На определенном историческом промежутке времени к этой группе ценностей можно было отнести переход к горячей пище, появление переработанных и консервированных продуктов в истории цивилизации, обустроенное жилище, водопровод, свет и т. д. Как видим, эта группа ценностей уже сочетает элементы материального и духовного производств и ориентирована на приоритетные жизненные потребности человека: от них зависит рождаемость людей, здоровье личности, ее настроение. По Э. Фромму, первоначальные психологические импульсы, психологическое состояние индивида, разрешимость дилеммы «иметь или быть» зависят от ценностей культуры жизнеобеспечения. В современной технологии «паблик рилейшнз» (PR) есть понятие «социологическая пропаганда»: пропаганда образом жизни, культурой жизнеобеспечения людей, которая формирует человеческие ценности гораздо эффективнее, чем другие средства, влияет на сознание людей, их установки, настроение, психологию. Ценности духовного производства представляют собой создание научных идей, взглядов, произведений литературы и искусства. По образному замечанию А. Уледова[38], духовное производство осуществляется, прежде всего, особыми группами людей, то есть является специализированным производством. И в этом его особенность. Но, с другой стороны, духовное производство подразумевает народные традиции и верования, гражданские обряды и эпос. Продукты духовного производства, как правило, материализуются в виде книг, художественных произведений, музыкальных записей, фильмов и т. д. Как видим, здесь присутствует прямая зависимость духовного от материального. Однако и материальное производство определяет потребность в духовном. К примеру, естественные и технические науки, непосредственно определяющие научно-технический прогресс, могут одновременно относиться и к духовному, и к материальному производству. Почему? Потому что, как правило, духовные ценности в виде выдающихся произведений литературы и искусства, составляющие материальный пласт духовности нации и человечества в целом, – бессмертны. Типы устройства общества, достигнутые человеческой цивилизацией в процессе материального производства, социально-политической практики, формирования общественного сознания, составляют систему ценностей общественно-политического производства. Результатом их были рабовладельческие и феодальные государства, монархии, либерально-демократические и тоталитарные по форме и организации общества. Общественно-политические ценности, достигнутые в процессе этого производства, составляют солидный общественно-политический пласт культуры человечества, который органически сопряжен с материальным и духовным слоями. Как видим, технические возможности определяют во многом и суть создаваемых духовных ценностей в процессе духовного производства и потребления. Духовное потребление – это удовлетворение духовных потребностей человека в виде идей, взглядов, символов, художественных образов. Они способствуют формированию мировоззрения личности, ее ценностных ориентаций. В любом обществе потреблению придается определенные направленность и заданность. Именно это ориентирует процесс формирования ценностных ориентаций, направляющих личность к базисным ценностям. Духовное потребление связано с процессом распространения духовных ценностей посредством системы социальных институтов общества. Сюда входят все формы обучения человека, деятельность средств массовой информации, учреждений культуры, многообразных формальных и неформальных организаций. Вся система духовного производства, распространение и потребление духовных ценностей определяет ту сферу жизнедеятельности общества, в которой формируется мировоззрение людей. Из таблицы видно, что два последних столетия имеют свои характерные черты и особенности соотнесения ценностей, изменение их приоритетности в разное историческое время. Как считают социологи О. Карпухин и Э. Макаревич, эти периоды отличаются между собой: как период «взлета» материальных и духовных ценностей и вместе с этим борьбы свободы и абсолютизма; как период ценностей тоталитаризма и либерализма. Здесь прослеживаются две ведущие линии: рождение и закат тоталитарных обществ социалистического и буржуазного типа (национал-социализм), противоборство социалистических обществ с ведущими либерально-демократическими системами Запада. Все многообразие предметов человеческой деятельности, социальных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве «предметных» ценностей как объектов ценностного отношения, то есть оцениваться в плане добра или зла, истины или заблуждения, справедливого или несправедливого и т. д. Способы и критерии, на основе которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как «субъектные ценности» (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений). Они выступают ориентирами деятельности человека. «Предметные» и «субъектные» ценности являются, таким образом, как бы двумя полюсами ценностного отношения человека к миру. В системе ценностей зафиксированы те критерии социально признанного (данным обществом и социальной группой), на основе которых развертываются более конкретные и специализированные системы нормативного контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей, как индивидуальные, так и коллективные. Их усвоение на уровне структуры личности составляет необходимую основу ее формирования и поддержания нормативного порядка в обществе. Интеграция, внутренняя противоречивость и динамизм общественных систем находят свое выражение в структуре соответствующих им ценностных установок и ценностных систем, способах их воздействия на различные общественные группы. Важный элемент ценностных отношений в обществе – система ценностных ориентаций личности.Ценностные (социальные) ориентации – своего рода производная ценностных установок личности, группы, общества. Общее понятие «ценностные ориентации» введено в науку в 1920-е гг. Уильямом Томасом (США) и Флорианом Знанецким (Польша) в качестве социальной установки личности («социальный аттитюд»), регулирующей ее поведение. В ценностных ориентациях находят выражение предрасположенность личности к определенному восприятию условий жизни и деятельности, а также к определенному поведению в долгосрочной перспективе. Поэтому они выполняют роль опорных пунктов в принятии личностью важных решений. Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Основное содержание ценностных ориентаций – политические, философские, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. Ценностные ориентации действуют на всех уровнях сознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, целеустремленность. Ценностные установки и ценностные системы органично связаны с потребностями человека. Выделяются биогенные, первичные потребности, обусловленные природой человека как биологического существа, и социогенные, возникшие в результате социально-культурной эволюции человечества. Различаются также вторичные, инструментальные потребности, проявляемые в ходе удовлетворения первичных потребностей. В связи с этим выделяются следующие ценностные установки и ценностные системы: 1) Обусловленные первичными и социогенными потребностями – ориентации на цели, целевые ценности (от англ. terminal values – терминальные ценности).Ими, к примеру, могут быть мир, равенство, достойная жизнь, истина, самоуважение и др. 2) Определяемые вторичными потребностями – ориентацией на средства (инструментальные ценности). Это толерантность, вежливость, честолюбие, самостоятельность и др. Такое разделение – на целевые ценности (или ценностные цели) и инструментальные – условно. Вследствие этого создаваемая человеческим сообществом система ценностей в различных видах производства, взаимодействуя и интегрируя, выкристаллизовывает базисные целевые ценности общества и личности. Ценности являются как бы связующим звеном интересов людей(групп, классов, этносов) и идей, в которых эти интересы выражаются в качестве программ, проектов достижения цели, идеологических доктрин. Категория «интерес» занимает центральное место и значение в идеологии. Идеология ориентирована на выражение коренных интересов значимого социального субъекта. К этому относятся, прежде всего, интересы экономические, политические. Интерес – это «нерв» всякой идеологии, цели которого могут меняться в пределах различного масштаба и притязаний. Социальные интересы – реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями-мотивами, помыслами, идеями и т. д. участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов. В социальных интересах закрепляется отношение данного класса или социальной группы ко всей совокупности общественно-политических институтов, материальных и духовных ценностей. «Идея» неизменно посрамляла себя, как только она отделялась от «интереса». Способом определения ценности конкретным субъектом (классом, группой, личностью) является оценка. Она носит объективный характер и представляет собой субъективное явление, которое устанавливает меру соответствия отражаемых в объекте свойств потребностям и интересам субъекта. Оценка, как правило, имеет социально значимый характер. Поскольку общественное явление оценивается всегда с позиций интересов определенных субъектов, интерпретация одного и того же явления может быть разной для представителей противоположных социальных групп. Ценности и оценки, составляющие мировоззренческую позицию личности, находят воплощение в социальных нормах – правилах поведения, ожиданий и стандартов, регулирующих поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющих стабильность и единство общества. Нормы различаются по многим основаниям; особое значение имеет их деление на моральные и правовые. Последние выступают, прежде всего, в виде закона, контролируются государственной властью, их несоблюдение влечет за собой конкретные санкции, применяемые специальными органами. Моральныенормы опираются на силу общественного мнения, моральной ответственности личности, чувство долга, совести, стыда. Социальные нормы могут ориентироваться не только на юридические и нравственные нормы, но и на обычаи и традиции, что особенно характерно для архаических обществ. Среди социальных норм некоторые исследователи выделяют «нормы-правила» и «нормы-ожидания», а также запрещающие и поощряющие нормы. К «нормам-правилам» можно отнести наиболее значимые моральные и правовые, регулирующие поведение человека в наиболее важных и ответственных «узлах» социальной жизни, обеспечивая гарантии целостности, устойчивости общества, социальной группы. «Нормы-ожидания» – это ожидание желательного поведения, которые чаще всего проявляют себя в правилах хорошего тона, моде и т.п. Во все времена значительной была роль запрещающих норм. Не случайно к древнейшим культурным формам, выработанным человечеством, относятся религиозные и социальные запреты – табу. Так, благодаря запрету половых отношений внутри первобытной родовой общины (экзогамии) последняя стабильно функционировала как основная форма человеческого сообщества тысячи лет. Таким образом, запрещающие нормы очерчивают зону, сферу деятельности, выход за рамки которой может угрожать безопасности других людей, обществу в целом. Причем в рамках различных культур сфера, не подлежащая запретной регламентации, может быть шире или уже. «Нормы поощрения» выглядят скорее как призыв к определенному образу действий. Главная их задача – формировать у человека стремление к достижению успеха. Сущность социальных норм проявляется не только в их структуре, но и в функциях. К их функциямотносят: регулятивную, отражательную, организационную, ценностно-ориентирующую, стимулирующую. Регулятивная функция норм обнаруживается в способности иметь значение императивов, фиксирующих порядок осуществления тех или иных человеческих действий. Отражательная функция показывает, что содержание норм является результатом познания человеком окружающего мира и оценки его в терминах нормы и патологии. Информационная – выражает способность норм отражать отношения человека к миру и другим людям. Организационная – демонстрирует способность норм быть моделями взаимодействия людей с окружающей действительностью. Ценностно-ориентирующая проявляется в способности усвоенной нормы быть средством ориентации в мире ценностей. Стимулирующая заключается в возможности усвоенных человеком норм побуждать его действовать в соответствии с представлениями о долге. Следует иметь в виду, что разные социальные нормы различаются по назначению и содержанию. Их подразделяют на организационно-технические, технологические, политические, правовые, моральные, эстетические и религиозные. Совокупности названных норм включают нормы, регулирующие возникновение, развитие, упорядочение и отмирание определенных видов человеческой деятельности. Каким образом удается достичь этого при помощи норм? Во-первых, нормы – это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе. Во-вторых, нормы – это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Значит, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства. Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют: как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей). Особенностью социальной нормы является и то, что в ней вырабатывается программа достижения конечного результата деятельности. В данном контексте норма выступает как мировоззренческий идеал. Идеалы носят исторический характер и выступают важными факторами регуляции человеческой деятельности и поведения. Типология идеалов включает (рис. 2): – нравственный идеал – представления о нравственном совершенстве, высший моральный образец; – общественный идеал – представления о наиболее совершенном общественном строе, соответствующем социальным, экономическим и политическим интересам каких-либо социальных групп; – социальный идеал – представления о совершенном состоянии социальных объектов, которые отражают наиболее значимые ценности данной культуры и являются критерием оценки реальности, а также ориентиром деятельности индивида, социальных групп, классов, общества.
Рис. 2.Типология идеалов Достаточно вспомнить, к примеру, какую огромную роль выполняли идеалы различных мировых религий. Не случайно министр народного просвещения России (1833–1849 гг.) С.С. Уваров определил официальный идеал общественного развития страны того времени в следующих словах: «Православие, самодержавие, народность». Ядром идеологииявляется социальный идеал. Он конструирует совершенный образ общественной жизни. Способ понимания, объяснения действительности, идеальная форма выражения притязаний на определенные социальные блага, социальный статус и роли включены в систему сформулированных утверждений и предпочтений (социальной группы, класса, нации, государства или отдельной личности). Причем формулируются актуально значимые идеалы и ценности. Они имеют практическую направленность и побуждают к действию в соответствии (или несоответствии) с тенденциями общественного развития. Этой цели служит весьма распространенный принцип – этернизация (от лат. aeternus – вечный). Идеал содержит в себе рекомендацию сверхдолжного поведения. Он является образцом (эталоном) для деятельности в будущем. Идеал конструирует образ совершенства общественной жизни, представление о таком социальном строе и системе отношений, которые могли бы в полной мере выразить сущностные силы человека, его способности к творческому развитию. В нем отражаются прогресс развития общества, закономерные тенденции развития, ассоциируются лучшие представления человека о будущем. По словам Сенеки, когда человек не знает, к какой пристани держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Также считал и Л.Н. Толстой: «Идеал – это путеводная звезда; без нее нет твердого направления; а нет направления, нет и жизни». Таким образом, идеология как ценностная форма общественного сознания (на уровне личности, группы, социальной общности) может включать в себя разнообразный спектр представлений и взглядов: от элементов объективного знания до «ложного» и даже «извращенного» отражения действительности, от чувственных образов до абстракции, от эмпирических сведений до фрагментов теоретических концепций, от рационального до иррационального отражения, от радикалистского видения социальной реальности до консерватизма и т.д. Ибо духовный мир человека многообразен. Идеология же как элемент системы духовного знания выполняет важнейшую роль в его формировании. Духовный мир человека представляет собой «сплав» разума и чувств, сознания и самосознания, различных сфер духовной жизни (информационно-познавательной, оценочно-побудительной, регулятивной и волевой). Он – включает определенную систему знаний, мотивов, интересов, ценностей, ценностных ориентаций и социальных чувств, настроений и волевых импульсов человека, которая наполена исторически конкретным содержанием и развивается в специфических формах сознания. В частности такой, как ценностная. На теоретическом уровне ценностные отношения субъекта (личности, общества) к миру выражены в идеологии. Ценностное сознание может быть научным и не научным. Научное сознание и ценностное отношение к миру хотя и не взаимоисключают друг друга, но и не равноценны по своему значению, содержанию и функциям. Если ценностное отношение складывается на основе научного знания, то оно истинно, достоверно и объективно. В научной литературе излагаются противоположные точки зрения по вопросу о том, можно ли считать ценностное отражение специфическим видом восприятия человеком реальности наряду с познавательным. Результатом таких дискуссий стало признание специфического характера ценностного отражения действительности и его относительной самостоятельности нередко совпадающих результатов теоретического и эмпирического отражения. В психологии данное различие выражается с помощью понятий «значение» и «личностный смысл». Субъективность, пристрастность, избирательность, эмоциональная окрашенность познавательных процессов, их зависимость от потребности и влечений отражена в их «личностном смысле». Однако по-прежнему возникают вопросы о том, какова природа и сущность ценностей, является ли оценка формой познавательной деятельности, как связаны оценка и истина. Очевидно одно: ценностное сознание является специфическим видом духовно-теоретической деятельности, которое обладает особыми функциями в процессе общественной практики. Именно практика – основа того, что предметы, социальные явления имеют для человека объективную ценность. Поэтому противопоставление оценочного и чисто рационального познания относительно. Оно имеет исторические границы и социальные причины. В последние годы в философской и социологической литературе активно обсуждается вопрос: является ли целеполагание специфическим видом духовно-теоретической деятельности? Его цель – моделирование будущего результата. В этом процессе обосновываются не только цели деятельности, но и последовательность практических действий. В структуру практической деятельности непосредственно входит целеполагание. Его специфика заключается в том, чтобы обрисовать и представить идеальный образ действий человека в соответствии с желаемым результатом. В этом процессе знания и ценности выступают, прежде всего, в их практическом значении. Поэтому целеполагающее сознание есть непосредственно практическое сознание, тогда как теоретическое знание связано с практикой не прямо, а через деятельность, которая на основе этого знания вырабатывает практические цели. Сознание включает отношение субъекта как к ценностям, так и к самому себе, выступая таким образом в виде самосознания, которое также имеет социальную природу. Высшим уровнем регуляции деятельности на основе принятых человеком ценностей, нравственных норм является сознательность. Она предполагает, что эти нормы стали главной основой жизни личности. Войдя в систему убеждений, они реализуются с отчетливым пониманием конечных целей и возможных последствий действий. Сознательность предполагает способность человека анализировать мотивы собственного поведения и выбирать наиболее рациональный способ достижения поставленных им целей согласно принятым в обществе нравственным нормам. Исходным пунктом отношения человека к реальному миру является целеполагающая творческая деятельность. Она преобразовывает мир с учетом интересов человека и общества. Основной жизненный смысл и историческая необходимость возникновения и развития сознания предоставляют человеку возможность адекватно отражать реальность, предвидеть будущее и на этой основе посредством практической деятельности – созидать. Date: 2015-11-14; view: 424; Нарушение авторских прав |