Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вмешательство государства в рыночный механизм





Рыночная система не может работать без вмешательства гос-ва. Оно берет на себя: - организация денежного обращения в стране; - несет ответственность за удовлетворение потребностей определенных категорий населения; - несет ответственность за компенсацию и ликвидацию отрицательных последствий рыночной экономики; - экономическая политика (совокупность государственных мер по воздействию на экономику для достижения определенных целей); - обеспечение защиты прав производителей и потребителей (законы на право собственности, антимонопольная политика); - расходы на оборону, содержание правоохранительных органов и дорог; - затраты на некоторые виды страхования; - осуществление контроля за состоянием окружающей среды и утилизацией доходов; - субсидирование здравоохранения, образования, благотворительных программ; - устанавливает МРОТ; - обеспечение стратегических прорывов в области науки и технологии, инвестирование средств на проведение фундаментальных научных исследований.
Методы регулирования экономической жизни: 1) Правовые методы 2) Финансово-экономические методы. Финансовая политика – политика гос-ва по урегулированию обращения денег. Она связана со стимулированием производства таким образом, чтобы оно не снижало своего уровня. Это достигается целевым финансированием, в случае необходимости гос-во прибегает к государственным займам, в том числе и иностранным. Государство осуществляет следующие функции: 1) Экономическая (управление государственным сектором в экономике) 2) Социальная (отслеживание за чрезмерным расслоением населения) 3) Поддержание качества окружающей среды 4) Контрольная функция (формирование различных денежных фондов и резервов).

Рынок– механизм обмена между продавцом и покупателем, механизм купли-продажи. Рыночные отношения – экономические отношения по обмену товара на деньги. При рыночных отношениях существует независимость производителей товаров, свободное установление цены на товар, конкуренция, свободный спрос. Функции рынка: информирующая, регулирующая, стимулирующая, оздоравливающая, посредническая, ценообразующая.

Границы вмешательства государства в экономику:

• прямое вмешательство: введение новых налогов и увеличение существующих;

• косвенное вмешательство: повышение таможенных пошлин, повышение цен на товары.

Рыночный механизм – механизм функционирования рынка, который стимулирует производство, информирует о товарах и услугах, определяет разделение труда между производителями.

Виды рынков:

• по соответствию законодательству: легальный (на законных основаниях), черный (неофициальный, нелегальный), серый (полулегальный);

• по экономическому назначению: потребительский (товаров и услуг), рынок капитала (кредитов), рынок труда (рабочей силы), рынок жилья, рынок информации, рынок иностранных валют и ценных бумаг рынок инвестиций (вложений);

• по пространственному признаку: международный, региональный, национальный, локальный (местный).

Предпринимательство – деятельность, целью которой является получение прибыли (дохода) (торговля, банковское дело, менеджмент и т. д.). Предприниматель – это владелец предприятия или лицо, которое занимается экономической деятельностью с целью получения дохода. Предпринимательская деятельность (бизнес) связана с предпринимательскими рисками: возможностью убытков или недополучения прибыли. В предпринимательстве выделяют субъекты (частные лица и ассоциации: кооперативы, акционерные общества) и объекты предпринимательства (любые виды хозяйственной деятельности: торговля, коммерческое посредничество, операции с ценными бумагами).

Фирма – это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли.

Организационно-правовые формы коммерческих фирм:

• хозяйственные товарищества – коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) капиталом. Вкладом в имущество хозяйственного товарищества могут быть деньги, ценные бумаги и др.;

• акционерные общества (АО) – предприятия, в которых все имущество и капитал разделены на определенное число акций. Акции – это ценные бумаги, которые показывают какую сумму денег ее владелец внес в капитал предприятия. Акция дает право на получение процента от прибыли (право на дивиденды);

• производственные кооперативы – организации, в которых участники и собственники сами работают на производстве или занимаются другой хозяйственной деятельностью.


Проблемы государственного вмешательства в экономику актуальны на протяжении всей истории государства. Особенно большое значение они приобрели в условиях рыночной экономики, когда производство стало осуществляться в широких масштабах, а рыночному механизму отведена роль регулятора хозяйственных связей.

Крупное производство и рынок немыслимы без развитых экономических отношений, которые в современных условиях уже перерастают национальные границы и становятся международными. Кроме того, современное общество существенно отличается от общества периода становления рыночного хозяйства: ему присуще не только более крупное и сложное хозяйство, но и наличие практически ранее отсутствовавшего социального сектора.

Эти и ряд других обстоятельств явились причиной радикальной смены взглядов на роль и место государства в период становления и развития рыночной экономики и сейчас. Более того, у современных экономистов имеется существенное несовпадение взглядов на необходимость и формы государственного вмешательства в экономику. Выяснению необходимости и причин вмешательства государства в экономику, факторов и методов этого вмешательства, а также форм государственной политики в области экономики посвящена данная глава.

Осуществляя либерализацию, государство создает благоприятные условия для зарождения и развития малого и среднего бизнеса, делает рынки более свободными для входа на них новых продавцов-производителей.

Кроме того, в интересах общества государство даже в условиях рыночной экономики может регулировать систему цен. Возможны три варианта государственного воздействия на уровень цен:

1) косвенное, с помощью манипуляций с налоговыми ставками, акцизами, таможенными и другими сборами, что будет влиять на снижение или повышение цен;

2) с помощью замораживания цен на определенный ряд товаров (как правило, на жизненно необходимые товары), производство которых временно ограничено;

3) установление цены волевым решением.

Воздействуя на спрос, государство в состоянии осуществлять регулирование рынка, а через него - и всего экономического процесса. Так, в периоды экономических спадов государство, используя определенные инструменты и приемы, способно существенно влиять на спрос. Возрастание спроса служит сигналом для увеличения предложения со всеми вытекающими отсюда последствиями: оживлением производства, восстановлением экономических связей и пропорций, т.е. созданием предпосылок для экономического роста.

Одной из центральных задач государства в условиях рынка является содействие в формировании экономического, предпринимательского и инвестиционного климата. В этих целях государство разрабатывает и принимает свод законов, декларирующих права экономических субъектов на собственность, на занятие предпринимательской деятельностью, на единое экономическое пространство, преференции для инвесторов и др. Каждый документ должен содержать перечень условий и ограничений для определенной сферы деятельности (в том числе и антимонопольной направленности), а также условий и преимуществ для инвесторов. Для современного этапа развития наиболее характерно смягчение экономического климата, что означает стремление к большей экономической свободе и глобализации. На практике это выражается в том, что государство последовательно ослабляет барьеры входа на рынок, например за счет сокращения количества разрешительных инстанций, уменьшения объема документации для открытия фирм и др. Кроме того, государство способствует созданию благоприятных условий для поддержания конкурентной среды внутри страны, а также осуществления эффективной внешнеэкономической деятельности.


Важная роль принадлежит государству в создании благоприятного инвестиционного климата в стране, поскольку объем и направления инвестиций в экономику являются главными материальными факторами экономического роста.

Создание условий для притока инвестиций и наиболее эффективного их приложения требует комплекса обстоятельств, большая часть которых в значительной мере зависит от государства. Обстоятельствами такого рода являются действующее в стране законодательство, экономическая стабильность; государственные гарантии инвесторам, обеспечивающие безопасность их вложений; действующая в стране система налогообложения; таможенная и внешнеэкономическая политика. Кроме того, серьезным условием для создания благоприятного инвестиционного климата в стране (особенно для иностранных инвесторов) является авторитет данного государства на мировой экономической и политической арене: чем он выше, тем при прочих равных условиях государство более привлекательно для инвесторов.

Важное место в деятельности рынка занимает его инфраструктура, состоящая из вспомогательных элементов, обеспечивающих нормальную деятельность рыночного механизма.

Современная рыночная инфраструктура представляет собой сложный и разветвленный организм, включающий финансовую, информационную, транспортную, функциональную (рынки с их территориями и сооружениями), научно-исследовательскую и другие системы. От набора и качества инфраструктуры во многом зависят деятельность и эффективность рынка.

Субъектами рыночной инфраструктуры могут быть как частные компании, так и государственные предприятия и организации. Отношения, складывающиеся между рыночными субъектами и представителями рыночной инфраструктуры, определяются в основном действием рыночного механизма. Вместе с тем это не означает, что организация (формирование) и действие системы рыночной инфраструктуры осуществляются исключительно автоматически, без какого-либо стороннего вмешательства.

Для рыночной инфраструктуры объективно необходимо участие государства в ее формировании, регулировании и контроле за деятельностью. С помощью финансовой системы - через центральный банк и государственный бюджет - государство выполняет следующие функции:

- организует денежное обращение и регулирует денежные потоки;

- формирует условия или создает режим наибольшего благоприятствования для функционирования информационных систем, транспортных коммуникаций;

- предоставляет территории под рынки и рыночные сооружения;


- организует подготовку и переподготовку квалифицированных кадров и принимает участие в этом процессе;

- разрабатывает конъюнктурные прогнозы и создает программы развития рыночной экономики.

Кроме того, государство осуществляет контроль за деятельностью всех структурных звеньев рыночной инфраструктуры и содействует повышению эффективности их работы.

Таким образом, основными направлениями вмешательства государства являются формирование правовой и институциональной рыночной среды, экономического, предпринимательского и инвестиционного климата, а также организация, поддержка и контроль деятельности рыночной инфраструктуры.

Государство также решает проблемы, связанные с побочными (внешними) эффектами, которые рынок не учитывает. Решая проблемы внешних эффектов, государство использует индивидуальные соглашения, прямое государственное вмешательство, интернализацию внешних эффектов, формирует рынок прав на побочные эффекты. В случае с проблемой загрязнения окружающей среды, правительство может установить нормы загрязнения (с которыми природа сама справится) и продавать право на загрязнение хозяйственным субъектам. Это стимулирует покупателей применять очистные сооружения, задумываться об охране окружающей среды, а также позволяет направлять доходы от продажи прав на природоохранные мероприятия. Путем прямого вмешательства государство может запретить определенный вид производства, опасный для окружающей среды, или потребовать определенного поведения данного вида производства. Интернализовывая внешние эффекты, государство побуждает индивидов учитывать результаты своей хозяйственной деятельности. Государство может облагать дополнительными налогами деятельность, приводящую к отрицательному внешнему эффекту, и субсидировать деятельность, приводящую к положительному внешнему эффекту.

Вмешательство государства в рыночную экономику оправдано и необходимо.







Date: 2015-11-14; view: 5860; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию