Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гари Эззо и Роберт Букнам





«Как научить младенца спать всю ночь»

Введение

В один прекрасный день вы услышите от прохожих восхищенные слова: «У вас такой спокойный ребенок!». Если разговор продолжится и изумленные соседи узнают, что ваш малыш давно перестал беспокоить родителей по ночам, они оскорбят вас, безапелляционно заключив: «Ну и повезло вам!». Ещё Иммануил Кант заметил, что действительное подтверждает возможное. Успех системы, изложенной и книге «Как научить младенца спать всю ночь», исчисляется уже не тысячами, а десятками тысяч. Наша книга — не о гадании на кофейной гуще, а о конкретных принципах. Спокойный ребенок — не случайность, а плод разумного воспитания. Ваши действия в первые дни, недели, месяцы жизни младенца определят ваше отношение к нему на все последующие годы. Сразу оговорюсь: эта книга не только о ночном сне новорожденных. Приучить малыша спать с вечера до утра к шестой или восьмой неделе жизни — самая легкая часть воспитательной работы. Намного труднее вырастить ребенка ответственной личностью. Мы не ставили перед собой задачу выработать список правил для молодых родителей. Увы, воспитание детей не может быть втиснуто в жесткие рамки. Главное, по нашему мнению, это с самого начала настроить вас на верный путь, подготовить к появлению ребенка ваше мышление (что куда важнее, чем подготовка детской). Уверяю вас, малышу нет дела до того, что он одет в ползунки от Диора или что его одеяло гармонирует с цветом обоев. Поведение этого маленького человека определяется не его одеждой и не оформлением его комнаты, а принципами, по которым живете вы и по которым приходится жить ему. Наши взгляды на жизнь влияют на наши взаимоотношения с детьми, супругами, друзьями и знакомыми. Данная книга написана для тех, кто принимает первоочередное значение семьи по сравнению с ребенком. То есть вы относитесь к своему ребенку как к долгожданному члену семьи, а не как к главе семьи. Это положение является основой всего, что мы пытаемся здесь изложить. В разделе, относящемся к физиологии матери и ребенка, мы рассказываем о благотворном влиянии порядка на обмен веществ новорожденного. В частности, мы показываем, как организм младенца реагирует на наличие или отсутствие режима дня у родителей. Несколько глав посвящено вопросам повседневного ухода за ребенком. Сюда входит описание трех основных составляющих распорядка дня новорожденного: кормление, бодрствование и сон. В конце почти каждой главы предлагается провести самопроверку по ее основным пунктам. Мы советуем вам не жалеть времени на это нетрудное упражнение: нужно только прочитать вопросы и выписать ответы на них. Когда вы точно знаете, что делать, почему и для чего, ваша уверенность в своих силах заметно вырастет. Именно поэтому мы составили вопросы, привлекающие внимание к ключевым моментам глав, — чтобы помочь вам обрести уверенность в себе. Книга «Как научить младенца спать всю ночь» — не просто руководство по уходу за новорожденными, это описание стратегии воспитания нравственной личности. Предлагаемые принципы позволяют родителям разработать распорядок дня, где учитываются интересы как ребенка, так и всей семьи. При таком подходе мать не является рабой своего чада и не превращается к концу дня в выжатый лимон, а отец не оказывается отстраненным от заботы о новом члене семьи. Эта стратегия помогла тысячам ответственных родителей и — если вы подойдете к делу серьезно — поможет и вам!

Глава 1 Ребёнку нужна семья

Все мы знаем, что семья — ячейка общества, а значит, имеет смысл ее беречь. Мы оба по долгу службы заботимся о здоровье и просвещении родителей и детей, а потому из первых рук знаем, какая трагедия ждет семьи, в которых нарушены основополагающие принципы воспитания. Нам приходилось помогать родителям, которые брались растить детей с самыми светлыми надеждами на взаимную любовь и понимание, а в итоге их мечты терпели полный крах, а семейная жизнь превращалась в сплошной кошмар. Причина неудач кроется не в недостатке добрых намерений, а в неверных методах. Успеху родительских трудов угрожают две связанные между собой ошибки воспитания. Первая — недооценка роли отношений между мужем и женой в процессе развития их ребенка. Вторая — детоцентризм. Мы убеждены, что наилучшие условия для формирования полноценной личности возникают там, где есть счастливый союз мужа и жены, и образцом семьи в нашем понимании является та, где супруги не только поровну делят заботы по воспитанию детей, но и не забывают друг о друге. Тем не менее, если вам по тем или иным причинам приходится растить ребенка без мужа, наша книга все равно будет вам полезна. Конечно, в одиночку воспитывать ребенка труднее, но основные принципы, изложенные в этой и последующих главах, достаточно универсальны и могут быть использованы как в полных, так и в неполных семьях. Отношение мужа и женыНаибольшее влияние на ребенка оказывают не личные качества каждого из родителей, а их отношения между собой. Увы, сейчас эта древняя истина почти забыта, в современном обществе на пьедестал вознесен детоцентризм, а в результате оно теперь состоит по большей части из эгоистов, занятых поисками самовыражения. В конечном итоге всегда страдают дети — морально и физически. Наша профессия — забота о благополучии детей, а потому мы не устаем повторять: здоровые супружеские отношения — залог устойчивого нервно-психического развития ребенка. Слишком часто родители забывают, что малыш появляется в семье, где уже успели сложиться некие привычки, правила поведения v распорядок дня. Почему-то многие мамы и папы рассматривают свои супружеские отношения как прелюдию к рождению детей, а не как прочный союз на долгие годы, основу семейного счастья. Однако для успешного воспитания ребенка необходимо, чтобы егс родители продолжали видеть друг в друге мужчину и женщину, а не просто папу и маму. Добрые отношения между родителями и детьми легче устанавливаются тогда, когда существуют добрые отношения между мужем и женой. В этой главе мы хотели бы ввести два вымышленных персонажа, с которыми вам предстоит еще не раз встреться на страницах этой книги. Познакомьтесь: это Лиза и Марина, двоюродные сестры, причём одна старше другой всего на неделю. Лизины родители воспитывают дочь по принципам, предлагаемым в нашей книге, а Маринины родители — нет. Несмотря на то, что эти две девочки нами придуманы, различия в их поведении и развитии основаны на реальных фактах. Итак, Лиза. Из всех ее эмоциональных потребности и основной является чувство защищенности. Она знает, что находится в безопасности, и это знание основано на наблюдении за родителями. Из колыбели хорошо видно, что папа с мамой любят друг друга и помогают друг другу, между ними царит взаимопонимание и доверие. Лиза спокойна уже потому, что у нее не возникает тревоги за судьбу их отношений. Все дети обладают врожденной способностью распознавать напряженность между родителями. Любой конфликт рождает у ребенка подсознательное чувство тревоги, а накапливаясь, эти ощущения замедляют его интеллектуальное и эмоциональное развитие. Интуитивно младенец догадывается, что, если что-то произойдет между папой и мамой, весь его маленький мир погибнет. Родители, вспомните свое детство -вы точно так же боялись ссор между двумя самыми близкими вам людьми. Когда ребенок постоянно беспокоится за союз папы и мамы, его внутренняя напряженность сродни ужасу человека, стоящего на краю бездны. Лизина мама могла бы круглые сутки провести в заботах о дочери, но никакие жертвы и безраздельное внимание не дадут девочке уверенности в том, что мама любит папу. Папа мог бы засыпать малышку дорогими игрушками и посвятить ей все свое свободное время, но это не ответило бы на самый сокровенный вопрос Лизиного сердца: правда ли, что папа и мама любят друг друга? Когда ребенок твердо знает, что папа и мама всегда будут вместе, он раскрепощается и со спокойной душой предается своим детским занятиям. Гармония в отношениях мужа и жены — залог счастья всей семьи. Прочные браки создают у детей чувство защищенности и тем способствуют их полноценному развитию. Детоцентризм в воспитанииНередко из самых лучших побуждений папы и мамы «забывают свою первую любовь», то есть друг друга, и полностью или почти полностью переключаются на детей. Такая смена ценностей является первым шагом к разрушению семьи и прямым путем ко второй ошибке воспитания — детоцентризму, то есть убежденности в том, что ребенок в семье есть царь и бог, и жизнь всех остальных членов семьи должна строиться вокруг его капризов. Именно такой точки зрения придерживаются родители Марины. Они решительно поставили на карту будущее своего союза. Свои действия они основывают на вере в то, что воспитание ребенка требует жертв, и успех родителей зависит исключительно от количества внимания, уделяемого отпрыскам. Марине не приходится ждать осуществления своих желаний. Она плачет — родители немедленно берут ее на руки. Она чего-то просит — родители безоговорочно исполняют эту просьбу. Если ей не нравится кашка, не беда — мама сразу же предлагает дочке длинный перечень блюд в надежде, что Мариночка согласится скушать хоть что-нибудь. Не идет и речи о детском садике или няне. Если родителям предоставляется возможность куда-то сходить, но Марину с собой взять нельзя, они без колебаний отказываются от приглашения. Маринины родители не догадываются, что их благие намерения ведут к формированию у дочери эгоцентризма — нервного расстройства, при котором ребенок зацикливается на своей персоне. Марина, как любой другой человек, понимает свое место в жизни так, как ей внушают окружающие. Если с детства все вокруг нее ведут себя как слуги перед королевой, она начинает ощущать себя центром вселенной и, естественно, в дальнейшем будет строить отношения с людьми на основе этого ощущения. Главным местоимением для нее будет «Я». Печальные результаты подобного подхода к воспитанию не заставят себя долго ждать. Вероятность того, что Марина не сможет устанавливать дружеские отношения и сохранять их, будет расти, поскольку для этой девочки мнение других людей не имеет значении. Ей будет трудно ужиться с братьями и сестрами, и найти общий язык со сверстниками, сработаться с коллегами. Она попадет в реальный мир неподготовленной, ведь основой взаимоотношений между людьми является способность делиться тем, что имеешь. Окружающие не станут угождать Марине так, как это делали мама и папа, и у не привыкшей к отказам Марины будут накапливаться раздражение и стресс. Напротив, Лизины родители с самого начала постарались помочь дочери приспособиться к уже существующей структуре семьи. Они воспитывают в ребенке способность устанавливать близкие и любящие отношения. Лиза ощущает себя не королевой, а долгожданным членом семьи и постепенно учится жить среди других людей с учетом их интересов, но и не отказываясь от собственных желаний. Она с раннего возраста начинает понимать, что такое «МЫ» и как строить отношения в коллективе, почему важно не только принимать заботу окружающих, но и уделять ее им. Дружба и послушание Лизины родители считают своей обязанностью вырастить из дочери полноценную личность, ответственного члена общества. Они не собираются полагаться на волю случая в таком важном деле, поскольку убеждены: процесс воспитания надо начинать с себя. Для Лизы нет выбора: быть или не быть членом своей семьи, это вопрос решенный. В связи с этим родители накладывают на нее определенные обязательства и при необходимости настаивают на послушании. Они относят определенные душевные качества — доброту, милосердие, мягкость, сострадание, честность, благородство и уважение к окружающим — к обязательным добродетелям и стараются воспитать их у дочери. Поскольку маленькая Лиза этими добродетелями обладать не может — они не относятся к врожденным качествам, — то родителям предстоит воспитывать ее. Они берут на себя роль любящих наставников до тех пор, пока в Лизином сердечке сформируется нравственное знание и способность нести ответственность за свои поступки. Постепенно девочка получает все больше и больше свободы. Вначале ее самоопределение ограничено сеткой манежа, потом ей разрешают играть перед домом, еще позже — в соседнем дворе. Переход на новый уровень свободы зависит от степени ее сознательности, от того, насколько успешно она научилась принимать здравые решения. При таком воспитании дети вырастают спокойными и доброжелательными, а общение с ними — одно удовольствие. Маринины мама и папа придерживаются совсем другой философии. Они полагают, что родители должны быть для детей друзьями, а потому ведут себя с дочерью, как с равной. К сожалению, их никто не предупредил о печальных последствиях такого воспитания. Для Марины отношения с другими членами семьи всегда будут делом случая. Эта теория называется «демократическое воспитание» и основана на убеждении, что все члены семьи равны между собой и что при таком подходе все конфликты связанные с детским непослушанием, исчезнут сами собой. Родители Марины стараются вести себя по отношению к дочери как приятели, а не мать и отец, и даже сами слова «мама» и «папа» изъяты из личного лексикона. Вместо этих ласковых выражений, столь милых каждому мальчику и девочке, Марина будет обращаться к родителям по именам: просто «Света» и «Вова». Так что же здесь плохого? Кто откажется быть своему ребенку верным товарищем? Разве не заслужимте восхищения модель семьи, построенная на дружеских отношениях? Конечно, не заманчивая перспектива, особенно привлекательная для поколения, выросшего в эпоху строгих и несколько холодных родителей. Однако не торопитесь с выводами. Отказывать от этих ласковых слов и тех отношений, которые за ними стоят, мы наносим удар в самое сердце института семьи как такового. Практика последних двадцати лет показала совершенную несостоятельность «демократического воспитания»: оно приводило не к сближению, а к росту отчужденности между членами семьи, и, видимо, именно «демократическому воспитанию» мы обязаны беспрецедентным ростом подростковой преступности и разводов в 70-е и 80-е годы XX века. Дружеские отношения с детьми — цель, а не отправная точка воспитательного процесса. Дружбы с ними вы должны постараться достичь к тому времени, как они достигнут совершеннолетия, а до той поры не принижайте значения своей роли как отца и матери. Не спускайтесь на уровень ребенка и не возносите ребенка до уровня взрослого. Это не значит, что вы не можете играть с ним. Конечно, вы будете вместе гонять мяч, устраивать кучу малу, обсуждать серьезные вопросы и мечтать — как это делают приятели. Эти счастливые мгновения сложатся в годы, и в конце концов, сделают вас настоящими друзьями, потому что для искренней дружбы необходимы время и опыт. Новорожденные не обладают житейской мудростью, они еще не накопили опыта и не научились самообладанию. В тот день, когда вы стали матерью и отцом, на вас легла огромная ответственность: воспитать это дитя. Природа родительства такова, что вы автоматически обретаете право принимать решения за своего ребенка для его же пользы. Ответственный подход к воспитанию предполагает, что вы — учителя, а дети — ваши ученики. Вы ведете их за собой, они идут за вами. В дальнейшем появится время для дружбы, а при ответственном подходе — и основания для нее. Итак, родители Лизы действуют в интересах своей дочери. Как мать и отец они знают, что для нее лучше, и настаивают на послушании. Отношения между членами Лизиной семьи имеют смысл и определенное предназначение. Девочка живет не сама по себе — она часть большого целого. Попасть в ловушку детоцентризма легко. Новорожденные во всем зависят от родительской заботы, и хлопочущий о малыше получает большое моральное удовлетворение. Тем не менее, можно обеспечить малышу великолепный уход без ущерба для остальных чип семьи. Вот несколько советов, которые помогут Вам это сделать: 1. Напоминайте себе, что жизнь ваша не окончилась с рождением ребенка. Возможно, течение ее слегка замедлилось в первые несколько недель, но все-таки не остановилось. Став матерью, женщина не перестаёт быть дочерью, сестрой, подругой, женой. Различные социальные роли имели значение для вас до появления на свет вашего малыша, так постарайтесь сохранить все эти отношения и сейчас. 2. Ходите на свидания с собственным мужем. Если до рождения ребенка у вас было правило: раз в неделю куда-нибудь ходить вдвоем, то обязательно возобновите ваши «свидания». Как только почувствуете, что улеглась суматоха первых дней, попросите подругу или родственницу присмотреть за малышом, пока вы с мужем сходите на вечерний сеанс в кино. Нет никаких оснований думать, что ребенок рискует получит психическую травму от расставания с матерью на эти два-три часа. Если вы не успели завести привычку проводить вдвоём хотя бы один вечер в неделю, самое время сделать это. Ваши свидания совсем не должны быть разорительными или заканчиваться далеко за полночь. 3. Сохраните привычку делать дуг другу что-то приятное. Если до появления детей вы чем-то вместе увлекались, продолжайте заниматься этим хобби, найдите для этого время. Если муж приносит домой игрушку ля ребенка, пусть не забудет про цветы для жены. Суть в том, чтобы вы продолжали оказывать друг другу привычные знаки внимания, чтобы сохраняли свою любовь. 4. Приглашайте друзей в гости. Вам будет полезно переключить внимание с ребенка на что-то еще. В хлопотах о предстоящем приеме вы будете вынуждены навести порядок в доме, задуматься о праздничном ужине и спланировать день так, чтобы малыш не помешал общению. 5. Найдите время, чтобы посидеть вдвоем. В конце дня уделите друг другу четверть часа, сядьте вместе на диван и посидите в обнимку перед телевизоров Это должно происходить еще до того, как дети легли спать. Объясните им, что вас нельзя отвлекать без серьезных оснований. «Мама с папой хотят посидеть вдвоем. Папа обязательно поиграет с Лизой, но потом». У детей должен быть перед глазами реальный образ союза мамы и папы. Получая конкретное подтверждение их взаимной любви, ребенок удовлетворяет свою внутреннюю потребность в защищенности. Родителям же эти минуты помогают ежедневно ощущать себя супружеской парой, а не просто воспитателями. Заключение Мы хотим, чтобы ваша семейная жизнь была счастливой, полной добрых воспоминаний и чуждой сожаления. Это не идеалистическое утверждение, а обещание конкретных результатов. Отношения внутри семьи не случайны, они не могут зависеть от жизненных обстоятельств или модных социальных теорий. Родители настраивают семейный оркестр в соответствии с единой целью — любовью и единством. Если вы хотите добиться успеха в воспитании детей, берегите свой брак. Крепкие узы между cупругами защищают семью от жизненных невзгод. Сохраняя прежнюю любовь друг к другу, вы одновременно страхуете себя от детоцентризма. Для ребенка вы – родители, учителя и наставники. Он ля вам не сверстник и не приятель, а ученик, остро нуждающийся в направляющей руке. С самого начала ваш ребенок – долгожданный член семьи, а не ее царь и бог. И, наконец, не забывайте: дружба родителей с ребёнком – не отправная точка воспитательного процесса, а его цель.

Глава 2_Теории вскармливания

Человек, не искушенный в вопросах вскармливания, вполне может предположить, что выработать у ребенка навыки здорового питания будет очень просто. Еще бы, чувство голода — едва ли не самое сильное у любого живого существа, и стремление искать пищу базируется на самых основных инстинктах. Однако во время кормления происходит куда больше, чем просто наполнение маленького животика молочком. От того, какой теории вскармливания вы будете придерживаться, зависит формирование важных условных рефлексов, связанных с питанием и сном, а также в каком настроении будет пребывать ваш малыш в течение дня Разберемся с терминологией Молодые родители и те, кто только готовится ими стать, старательно собирают информацию по уходу за новорожденными, в связи с чем, нередко жалуются на невероятную путаницу в терминологии. В школе для будущих мам вам настойчиво предлагали кормить малыша «по требованию» и забыть о каком-либо расписании, особенно если вы намерены кормить грудью. В солидном руководстве вы наткнулись на рекомендацию придерживаться распорядка, основанного на «потребностях конкретного малыша». Подружка посоветовала кормить «естественно» и избегать жесткого графика. Соседка уверенно заявила, что кормить надо «когда заплачет», потому что это куда лучше для младенца, чем питание по часам. Наконец, знакомая медсестра сказала, что важно научиться различать особые сигналы, которые подает голодный ребенок и кормить «по сигналам». При этом вы так и не разобрались с искусственным вскармливанием. В одном дамском журнале вы вычитали, что современная мать выбирает величайшее достижение научно-технического прогресса — бутылочку с адаптированной смесью. Неужели до XX века этого явления не существовало? Откуда взялся весь этот круговорот терминов и что они означают? В данной главе мы предлагаем вам занимательный исторический экскурс в мир философии, методологии и даже мифологии грудного вскармливания. До XX века родители воспитывали детей, полагаясь на здравый смысл, а не на модные теории. Матери кормили детей, когда те хотели есть, но при этом приучали их хотеть есть тогда, когда это было удобно для всей семьи. В те времена мамы не считали минут, но им это было и не нужно. Семья жила по естественному распорядку, который зависел от домашних работ. Режим младенца вписывался в режим семьи и состоял из вполне предсказуемых событий. Просто и удобно. Промышленная революция принесла с собой волну оригинальных теорий воспитания. За последние сто лет две из них приобрели особенную популярность в Новом Свете. Первая появилась в самом начале XX века с легкой руки бихейвиористов (то есть тех, кто изучает поведение). Эта группа ученых полагала, что ребенка воспитывает его окружение, а потому среда и ее структура приобретали в их глазах более важное значение, чем развитие чувств и эмоций. Они утверждали, что определенное окружение рождает определенные эмоции. Опираясь на эту теорию, с начала 1920-х годов американские педиатры стали призывать матерей кормить детей строго по часам — по жесткому графику. Младенцев надо было кормить четко через каждые четыре часа с точностью до минуты. Если ребенок начинал просить есть через три часа — ему же хуже, придется поплакать еще часок. Режим должен был соблюдаться независимо от желания ребенка или мамы, последнее слово было за господином Будильником. К середине 1940-х годов распространилась вторая теория, порождение идей Зигмунда Фрейда о воспитании. Она подвергла сомнению целесообразность жесткого графика и воспевала животные инстинкты младенцев как отправную точку ухода за ними. Новым теоретикам структура казалась менее важной, чем развитие чувств и эмоций. Слегка отредактировав концепции 3. Фрейда, они увлекли родителей в другую крайность. Теперь, если ребенок начинал плакать, его следовало немедленно кормить, не разбираясь, правда ли он просит есть. Считалось, что материнское молоко (или его заменитель) не только утоляет голод, но и удовлетворяет некие «психологические потребности». О каких же психологических потребностях шла речь? Дело в том, что тогда как раз набирал популярность психоанализ. Согласно основному постулату этой теории, причину неврозов у взрослых следовало искать (с помощью оригинальной методики) в психических травмах раннего детства. Вначале предполагалось углубляться в дошкольные годы и заставлять человека вспоминать тяжкие обиды, полученные в 2-3-летнем возрасте. Когда выяснилось, что у подавляющего большинства пациентов никаких тяжелых потрясений выявить не удается, психоаналитики оказались перед выбором: отказаться от своей теории или, надеясь на удачу, предположить, что главным источником психологической травмы является сам процесс родов! В 1929 году именно с этой версией выступил австрийский психоаналитик Отто Ранк. Даже сам 3. Фрейд скептически отнесся к этой публикации. Гипотеза О. Ранка состояла в том, что в подсознании ребенка откладываются страшные воспоминания о процессе, в ходе которого его оторвали от счастливого союза с матерью. Из-за нанесенного шока у него на долгие годы остается подсознательное стремление вернуться в то безопасное и надежное убежище, которое он утратил. Поскольку предполагается, что человеческая психика наиболее ранима в первые два-три года жизни, задача матери — постоянно создавать для малыша среду, подобную утробе матери. Результатом этой гипотезы стала неопримитивистская школа, возникшая в 1940-е годы. Ее сторонники утверждали, что разлучение ребенка с матерью в момент рождения разрушает существовавшую между ними гармонию. Задача родителей на самом раннем этапе жизни младенца — восстановить то состояние, в котором их чадо находилось in utero (внутри матки). Достигается это только постоянным, круглосуточным совместным пребыванием матери и младенца. Молодым мамам предписывается любыми средствами нейтрализовывать травму, полученную ребенком при рождении, чтобы она осталась без далеко идущих последствий. Теория родовой травмы просуществовала до 1949 года, когда от нее вынуждены были отказаться по причине отсутствия объективных практических доказательств ее верности, но возродилась, как Феникс, спустя двадцать пять лет в виде методики неразлучного воспитания. Так или иначе, благодаря теории «инстинктов» пятидесятые годы были отмечены повсеместным отказом от структуры. Во-первых, Бенджамин Спок справедливо отверг идею бихейвиористов о жестком графике кормлений и предложил родителям гибкий распорядок дня. Для пятидесятых годов это была весьма радикальная концепция. Однако маятник качнулся дальше, чем было необходимо для здоровой коррекции старых понятий, и взгляды Б. Спока оказались вытеснены кормлением по требованию. На смену часам и гибкому графику пришел плач ребенка. Теория кормления по требованию опирается на два постулата. Во-первых, ребенок знает лучше, чем родители, а потому любое их вмешательство крайне нежелательно. Во-вторых, сигнал о голоде — это плач ребенка, и любой его плач — это сигнал о голоде (или, как учат приверженцы теории родовой травмы, о неудовлетворенной психологической потребности). Здесь мы хотели бы предупредить тех, кому такая теория показалась привлекательной. Некоторые новорожденные могут лежать тихо по пять или шесть часов, просто потому что слишком слабенькие или больны. Некоторые плачут много, но совсем не из-за голода. В таких случаях кормление по требованию может привести к серьезным медицинским проблемам, которых было бы легко избежать при кормлении по режиму. измученную маму и издерганного младенца со стороны, чтобы заметить очевидное: излишняя забота и постоянное присутствие мешают нормальному развитию ребенка. Теоретики, пропагандирующие кормление по требованию, оказывают матерям медвежью услугу, не давая им научиться правильно распознавать сигналы ребенка. В итоге оказывается, что ответственность за неврозы и явно завышенные потребности детей лежит не на роковой комбинации родительских генов, а на методах воспитания. Младенца, вскармливаемого по требованию, легко узнать по таким симптомам: он часто плачет, его мучают колики, питается бессистемно, сон нестабильный, просыпается ночью до двухлетнего возраста, постоянно требует утешения у материнской груди, боится расставания с матерью, боится спать один, требует немедленного удовлетворения своих желаний, не умеет сам успокаиваться, плохо играет один, к детсадовскому возрасту становится совершенно неуправляемым... и все это на плечах одной несчастной, измученной мамы. Как обидно! Столько искренних усилий и невероятных жертв было потрачено на то, чтобы хрупкая психика ребенка гармонично развивалась, а в результате клинический случай невроза. Несостоятельность теории родовой травмы на всех этапах (от рождения до отнятия от груди) выявляется при рассмотрении исходного аргумента. Процесс родов — причина появления психически неуравновешенных детей? Сначала надо доказать, что новорожденные испытывают беспокойство из-за неприятных воспоминаний. Очень сомнительно, что они вообще способны что-либо помнить. Плод находится в условиях, где уровень кислорода очень низок, а потому функция сознательной или подсознательной памяти работать не может. Только когда младенец покидает матку и делает первый вздох, в его мозг начинает поступать обогащенная кислородом кровь. Дыхание невозможно, пока не расправятся легкие, а >то происходит только после рождения. С этого времени уже можно говорить о какой-то памяти и воспоминаниях. Однако о полноценной памяти тоже речь <ице не идет, так как в момент рождения мозговые центры высшего уровня находятся еще в стадии формирования. Однако сделаем шаг навстречу нашим оппонентам. Предположим, что младенцы сохраняют воспоминания о дородовом периоде своей жизни. Если мы готовы наделить новорожденных желаниями, надеждами и страхами, придется принять и тот факт, что к концу беременности ребенок ждет родов как счастливого избавления, ведь среда его обитания становится все менее уютной. Спросите любую мать, и она охотно подтвердит, что в последний месяц ее малыш ворочался, толкался, пинался, бился, «как будто выскочить хотел». Намного больше оснований думать, что на девятом месяце внутриутробного развития ребенок мечтает вырваться из ставшего тесным и неудобным жилища, а не остаться там на неопределенный срок. Господа теоретики, а не продолжить ли нам логические рассуждения и не ухватиться ли за стесненность плода в последний месяц беременности как за источник беспокойства новорожденных? Уж не утроба ли матери является основной причиной психических травм ребенка? Чем не объяснение детским и взрослым неврозам? Если признать правдоподобной версию о воспоминаниях младенца, связанных с родами, можно договориться до самых безумных теорий. Сторонники неопримитивистской школы и неразлучного воспитания не очень сильны по части доказательств. Их удел — фантастические выводы из край не ограниченной подборки фактов. До сих пор еще никому не удалось убедительно продемонстрировать наличие связи между процессом родов и неврозами. Итак, бихейвиористы придают особое значение внешним обстоятельствам (распорядку) и пренебрегают внутренним миром младенца. Неопримитивисты ставят на первое место личность ребенка и отказываются от каких-либо ограничений извне. С точки зрения специалиста по материнству и детству обе эти крайности ошибочны, вредны для здоровья ребенка и мешают его полноценному развитию. В этой книге мы предлагаем альтернативный вариант: вскармливание младенца под руководством родителей. Эта система воспитания позволяет мамам и папам выработать такой распорядок дня, при котором учитываются все потребности растущего малыша и интересы всей семьи. Наши основные предпосылки просты. Во-первых, мы убеждены, что, став матерью, женщина не перестает быть женой, дочерью, сестрой, подругой или соседкой. Во-вторых, мы считаем, что ребенка надо кормить, когда он голоден. При этом за первые несколько недель жизни мама приучает малыша к режиму, и он начинает просить есть в установленное ею время. Поскольку кормление по расписанию положительно влияет на обмен веществ новорожденного, мама определяет часы кормлений так, как это лучше для малыша, и одновременно облегчает жизнь всей семьи. Получается, что родители и дети совместно вырабатывают распорядок дня. Это называется совместное воспитание. При таком подходе ребенок — долгожданный член семьи, а не ее глава. Кроме того, его психика вполне устойчива, что бы ни говорили теоретики неразлучного воспитания. В результате выигрывают все: новорожденный, мама, папа — и старшие дети, о которых слишком часто забывают. В отличие от описанных в этой главе неопримитинистов мы считаем, что у родителей есть достаточно мудрости для руководства вскармливанием малыша. Подробнее об этом — в следующих главах.

Глава 3_Преимущества порядка

Всякий желающий понять ценность порядка в жизни младенцев должен прежде всего избавиться от двух распространенных стереотипов. Во-первых, что режим мешает удовлетворять психологические и физические потребности ребенка, а слово «расписание» несопоставимо со словами «любовь», «нежность» и «забота». Во-вторых, что ребенок, которого кормят по требованию, счастливее, здоровее и спокойнее, чем тот, кто живет по режиму, а все потому, что родители неустанно и незамедлительно реагируют на его плач. Оба стереотипа далеки от истины, как восток от запада. Вскармливание под руководством родителей (система «Тихая ночь») Все родители хотят выбрать оптимальный стиль воспитания для своего малыша. Очевидно, ваши методы должны учитывать как потребность ребенка в определенном режиме, так и необходимость эмоционального развития. Данная система поможет вам найти золотую середину. В первой главе вы уже познакомились с основными принципами гармоничного воспитания. Мы предлагаем активный подход к формированию у младенца здоровых привычек, способствующий физическому, неврологическому и интеллектуальному развитию. В то же время гибкость нашей системы позволяет учитывать изменяющиеся с ростом потребности ребенка. Именно эта гибкость отличает вскармливание под руководством родителей от идей психоанализа и бихейвиоризма. Необходимость порядка Порядок подразумевает режим и расписание. К сожалению, до сих пор есть немало людей, у кого очень негативное мнение о расписании для новорожденных. Они наслушались историй о жестоких няньках, заставляющих голодных малышей плакать часами в ожидании времени кормления, и о доверчивых матерях, покорившихся суровому графику и затыкающих уши, чтобы не слышать крик своей крошечки. Хотя такое описание довольно верно показывает стиль воспитания, характерный для 1920-х годов, оно не имеет никакого отношения к настоящему режиму дня для новорожденных, каким он должен быть. Вскармливание под руководством родителей — больше, чем график кормлений. Это стратегия воспитания, рассчитанная на круглые сутки и учитывающая интересы детей, родителей и всей семьи. Распорядок дня складывается из трех составляющих, которые привычно и предсказуемо повторяются в течение дня в установленной последовательности: кормление, бодрствование и сон, поэтому мама всегда знает, что будет происходить с ее ребенком и когда. Прежде, чем мы продолжим разговор о порядке отметим разницу между привычным и предсказуемым. Привычное всегда предсказуемо, но вот предсказуемое не всегда привычно. Например, Лизина мама воспитывает дочку по системе «Тихая ночь». В результате ее общение с малышкой одновременно привычно и предсказуемо. Между кормлениями проходит примерно одинаковое время, а это, как мы убедимся позже, первый шаг к установлению продолжительного ночного сна — тихой ночи. Маринина мама кормит по требованию. Ее общение с дочерью вполне предсказуемо (Марина заплачет, и мама покормит), но не привычно. Девочка поела всего час назад, но вот она захныкала, и ей опять дают грудь. В другой раз она поела через три часа, через два, а потом крепко уснула и спит пять часов подряд, но никто не осмелится нарушить ее покой независимо от времени суток. Марину кормят предсказуемо, но совершенно беспорядочно, а это отрицательно сказывается на ее обмене веществ. К счастью для Лизы, ее мама хорошо усвоила преимущества режима и рада чувству защищенности, которое испытывает дочь. Своим спокойствием девочка подтверждает, что имела потребность во внешней структуре, в некоей системе питания и сна. Конечно, в утробе матери плод непрерывно получает питание через плаценту, однако и здесь существуют резкие подъемы — пики, — когда количество питательных веществ в крови возрастает. Эти пики соответствуют завтраку, обеду и ужину беременной женщины. Вне тела матери благодаря графику кормлений у ребенка формируется естественный ритм питания и сна, вписывающийся в жизнь семьи. Например, у новорожденных центральная нервная система еще незрелая. Регулярное и предсказуемое вмешательство родителей помогает организму младенца функционировать нормально до тех пор, пока он не сможет управлять собой сам. Отсутствие порядка не дает малышу выработать свой ритм, обмен веществ оказывается расстроенным, а в результате возникают нарушения пищеварения и сна, четкое чувство голода ребенком не ощущается. Педиатрам хорошо известны преимущества режима. В отделениях новорожденных есть четкое правило: недоношенных детей, детей с пониженной массой тела и близнецов запрещено кормить по требованию, питание осуществляется по графику через каждые три часа. Почему? Да потому, что медицине известен факт: лучше выживают и развиваются те дети, которых кормят по расписанию. Когда речь идет о жизни и смерти, не остается места спорам о модных теориях. Лиза воспитывается по гибкому графику, и от этого выигрывает не только она, но и ее мама, ведь ей всегда известно, когда дочка проснется и когда уснет, когда запросит есть и когда будет играть. Жизнь предсказуема как для Лизы, так и для всей семьи. Мама может спокойно планировать день, не беспокоясь навредить дочери. Такой подход называется «активным» в противоположность «пассивному», при котором родители никогда не знают, что преподнесет им ребенок. Немаловажно и то, что здоровье Лизиной мамы тоже выигрывает. Она успевает выспаться и всегда находит время для лечебной гимнастики. Она нисколько не беспокоится о недостатке грудного молока, как это часто бывает в случае кормления по требованию. Старший брат Лизы тоже не забыт, благодаря четкому распорядку дня родители всегда могут выкроить время и для него. Все довольны, что семья выбрала вскармливание под руководством родителей. А вот Маринина мама настолько озабочена формированием эмоций дочери, что упустила из виду важность порядка в жизни младенцев. На самом деле, режим дня только способствовал бы эмоциональному развитию девочки. Увы, родители Марины вынуждены идти на любые ухищрения, лишь бы та уснула. Они пробуют все новинки детской индустрии, будь то автоматическая колыбель, которая сама качается и поет песенки, или плюшевый мишка со встроенной записью звуков материнского сердца. Если и это не помогает, папе приходится укладывать Марину на заднее сиденье автомобиля и отправляться в долгие ночные поездки в надежде, что шум двигатели и вибрация сделают свое дело, и девочка хоть немного поспит. Трудно не пожалеть Марининых родителей. Они пали жертвами неверных теорий, а в результате страдает вся семья. С тех пор как здравому смыслу указали на дверь, очевидные решения проблемы младенческой бессонницы никто даже не рассматривает. Преимущества вскармливания под руководством родителей Вскармливание под руководством родителей имеет немало преимуществ для каждого из членов семьи. Вот лишь неполный список достоинств этого метода воспитания младенцев: Преимущества для Лизы: 1. Ее обмен веществ стабилен, поскольку родительское участие в ее жизни привычно и предсказуемо. 2. У Лизы намного меньше проблем с пищеварением, чем у Марины, которую часто мучают колики. 3. У Лизы стабильный ночной сон. Где-то между третьей и восьмой неделей жизни она начала спать ночью по семь-восемь часов. К двенадцатой неделе Лизин ночной сон был уже 10— 12 часов. Марина всё еще просыпается дважды за ночь, и мама дает ей грудь несколько минут. По всей видимости, эта привычка сохранится у нее до двух лет, а то и дольше. 4. Лизу не надо укачивать. Когда подходит время на, родители кладут ее в кроватку, и девочка засыпает. Иногда она немного плачет перед тем, как заснуть, но недолго. Маринина мама усыпляет дочку, давая ей грудь, но этот процесс растягивается на два-три часа: едва только мама кладет Марину в колыбельку, та резко просыпается, и все начинается сначала. 5. Лиза научилась игнорировать ненужные шумы, е сну не мешает звук телевизора, проехавший под нами грузовик или телефонный звонок. Марина спит беспокойно, вздрагивает при каждом шорохе, ее может разбудить щелчок маминой косметички. 6. Лиза постепенно учится самостоятельности. У ребенка, вскармливаемого под руководством родителей, нет беспокойства за свою судьбу. Его чувство защищенности зависит от развивающихся отношений с родителями, а не от постоянного присутствия матери. Наоборот, заботливые мамы, которые днем таскают младенца в специальном рюкзачке-кенгуру, ночью укладывают спать с собой и круглые сутки предлагают ему грудь в надежде развить у него чувство защищенности, достигают прямо противоположных результатов. Уровень беспокойства ребенка проверить легко: удалите его от матери на некоторое время и понаблюдайте за его поведением. Любая мама будет отчаянии, если увидит свое чадо бьющимся в истерике от страха самостоятельности, в то время как его сверстники деловито обследуют новую обстановку. 7. Лиза спокойно позволяет маминой подруге, папе ли бабушке нянчиться с собой, поскольку с самого раннего возраста привыкла к общению с разными людьми. 8. Лиза учится чувствовать себя удобно в любой обстановке. Наличие порядка развивает ее способность учиться и повышает потенциал. Отсутствие структуры в жизни ребенка ведет к расстройствам нервной системы, мешающим обучению: неусидчивость, рассеянное внимание, неумение сосредоточиться. Режим дня — лучшая гарантия оптимального развития, и об этом особенно стоит помнить тем, кто планирует учить детей дома. Преимущества для Лизиной мамы: 1. Лизина мама ведет себя естественно и уверенно, она не боится быть матерью, ведь основные потребности дочери вполне предсказуемы. Маринина мама се время «на взводе», она нервничает из-за пустяков и срывается на близких. Еще бы, все проблемы, связанные с дочерью, застают ее врасплох, а решать их ей приходится наобум. 2. Лизина мама — не раба своему ребенку, поскольку в распорядок дня легко вписываются ее личные потребности. Маринина мама находится в полной зависимости от непредсказуемых капризов своей дочери. 3. Обменные процессы в организме Лизиной мамы развиваются так, что ее естественные ритмы подстраиваются под режим дочери. Неудивительно, что у нее возникает проблем с кормлением грудью. Маринина мама кормит беспорядочно и часто, это изматывает ее. Она уже задумывается о переходе на искусственное вскармливание, а ведь Марине нет и четырех месяцев. 4. У Лизиной мамы почти не бывает трудностей с рефлексом отделения молока. Маринина мама постоянно мучается с тем, что молоко в груди есть, но отделяется оно плохо или вообще не отделяется, из-за этого ребенок нервничает еще больше. 5. Гормональное равновесие восстановится у Лизиной мамы раньше, чем у Марининой. Та страшно мучилась от послеродовой депрессии, что неудивительно: силы ее организма все время на пределе. 6. Лизина мама не только находится в хорошей физической форме, но и легко возвращается к своим обязанностям жены, дочери, подруги, соседки. Маринина мама никого не хочет видеть. 7. Лизина мама, как и другие женщины, воспитывающие своих детей по системе «Тихая ночь», значительно меньше страдают от комплекса неполноценности. Им не приходится гадать, разумный режим дня дает им уверенность в себе. Преимущества для Лизиного папы: 1. С самого начала Лизин папа активно участвует в воспитании дочери. Вместе с женой они принимают нужные решения на основании объективных знаний. Маринин папа довольствуется ролью стороннего наблюдателя. 2. Лизины родители не забывают друг о друге. Их отношения продолжают оставаться краеугольным камнем семьи. Для Лизы сразу существовали «мама и папа», а не только мама. Преимущества режима Нам не так много времени отведено на воспитание детей. Не успеешь оглянуться, а они уже выросли и готовы покинуть нас. В свете этой мимолетности младенчество кажется уж совсем мгновением, а потому кт-то может сказать, что методика вскармливания е имеет принципиального значения. Позвольте не согласиться с этим! Режим и порядок — залог успеха в деле воспитания гармоничной личности. Откажитесь от них, и ваш очаровательный ангелочек превратится в Марину, а вы — в несчастную Маринину маму. Вскармливание под руководством родителей опирается на потребность младенца в определенном ритме. Принципы этой системы работают, потому что не противоречат естественным законам развития. Мы не предлагаем вам жесткую программу воспитания вашего малыша, напротив, мы хотим помочь вам разработать свою собственную, которая подходит всей вашей семье. Следуя основным ориентирам, вы сможете уверенно направить жизнь любимого человечка по правильному пути.

 

Глава 4_Цикличность сна и голода

Наиболее очевидным достоинством методики вскармливания под руководством родителей является, конечно, стабильный ночной сон ребенка. Ваш малыш будет спать всю ночь, как и остальные члены семьи. Здоровые, доношенные дети рождаются с уже заложенной в них способностью спать семь-восемь часов без перерыва, и потому остается лишь не мешать им воспользоваться этим врожденным свойством. Чтобы к возрасту восьми недель младенец спокойно спал с вечера до утра, нужно правильно выбрать методику воспитания и вскармливания. Было предпринято немало попыток объяснить, почему одни дети кричат всю ночь, а другие с самого раннего возраста тихо спят в своих кроватках. Теории предлагаются самые разные, от очень простых до весьма запутанных, от вполне логичных до совершенно безумных. По неопытности молодые мамы обычно заключают: «Дети все разные. Одни спят, другие не могут». Сторонник бихейвиоризма будет настаивать, что все дело в различии темперамента у новорожденных: «Одни дети от природы более податливы, а с другими трудно сладить». Некоторые знатоки детской психологии предположат, что причина в различии потребностей: «У одних детей очень высокая потребность в ночном общении с родителями, а у других эта потребность низкая». Хотя в каждом из этих утверждений есть доля истины, никакое из них не дает полного ответа на вопрос. Стабильность ночного сна зависит от того, по какой методике вы организуете питание своего малыша. В течение дня именно во время кормления общение младенца с матерью идет особенно интенсивно. Отношения между ними строятся на основе естественных причинно-следственных связей. Новорожденную Лизу мама кормила по режиму с самого начала, и тем самым у девочки закладывалась четкая периодичность ощущения чувства голода. Как только она привыкла есть в определенное время, установился и ночной сон. Марину всегда кормили беспорядочно, потому она никак не может научиться спать ночью. Кормление по режиму и ночной сон Существует прямая связь между регулярными кормлениями и продолжительным ночным сном. Лизина двоюродная сестра Марина до сих пор не может привыкнуть спать ночью и часто просыпается, иногда каждые два часа. Некоторые исследования показывают, что такие дети продолжают систематически просыпаться ночью до двух лет и даже позже. Пользы от такого образа жизни нет ни для Марины, ни для ее мамы. Неудивительно, что Маринина мама постоянно выглядит усталой. Маринина мама убеждена, что все дело в том, что она кормит грудью. Она где-то прочитала, что дети, находящиеся на грудном вскармливании, не способны спать ночью. На самом деле, продолжительный ночной сон не устанавливается у тех младенцев, кого кормят по требованию, а грудное вскармливание или искусственное — значения не имеет. Проблема сна возникает, когда нет режима. Поэтому Марина и другие дети, кого кормят «когда заплачет», не спят ночью, а Лиза и тысячи грудных детей, кто питается по гибкому графику под руководством родителей — прекрасно спят, и лактации это нисколько не вредит. Лизина мама понимает, что ночной сон зависит не от пищи (грудное молоко или смесь), а от наличия или отсутствия режима. Мамы, которые кормят по требованию из бутылочки, приходят к тем же печальным результатам, что и те, что кормят по требованию грудью. Теория вскармливания, которую вы предпочтете, станет отправной точкой в формировании образа жизни вашего ребенка. У ребенка есть потребность в пище, и то, как мама организовала его питание в течение суток, взаимодействует с функцией мозга, регулирующей биологические часы малыша. Если кормление происходит беспорядочно, стабильный распорядок дня установиться не может. Наоборот, новорожденные, вскармливаемые по гибкому графику, быстро вырабатывают привычку спать крепко и регулярно несколько раз в течение дня и длительно — ночью. Хотя изучение сна новорожденных — относительно новое направление в медицинской науке, из своего опыта мы бы хотели указать на три факта: Факт 1: Здоровые, доношенные новорожденные предрасположены к продолжительному ночному сну, и обычно это подтверждается к восьмой неделе. Факт 2: Цикличность сна новорожденных устанавливается только после того, как установится ритм питания (возникновение чувства голода и переваривание пищи). Факт З: Регулярное вмешательство родителей помогает ребенку научиться испытывать чувство голода с заданной периодичностью. Беспорядочное вмешательство ведет к отсутствию у ребенка четкого чувства голода, а значит, к нестабильным циклам сна и бодрствования. Задумайтесь над этими фактами, особенно над последним. Каким должно быть вмешательство родителей в жизнь новорожденного, чтобы тот наилучшим образом развивался? Ответ очевиден: с самого начала следует придерживаться режима. Кто же лучше сможет выбрать оптимальный распорядок дня — мама или ребенок? Маринины родители решили, что их дочь сама выработает себе режим, а их дело — подстроиться. Ведь девочка знает, когда голодна или когда хочет спать! Да, дети время от времени ощущают голод, но они не могут управлять этим чувством. Малыши периодически устают и нуждаются в отдыхе, но не могут сами выработать стабильный ритм сна и бодрствования. Пока центральная нервная система ребенка не сформируется окончательно, требуется внешняя структура. Только под руководством родителей младенец может приучиться к ритмичному распорядку дня, благодаря которому стабилизируется метаболизм. Система «Тихая ночь» прекрасно подошла Лизе и подойдет любому ребенку, потому что построена на стабильных законах развития, а не на переменчивом настроении. Лиза знает, когда мама придет кормить ее, и организм девочки отвечает на предсказуемые кормления тем, что у малышки устанавливаются соответствующие циклы сна и бодрствования. Цикличность наступления чувства голода С момента рождения у ребенка начинается процесс формирования циклов обмена веществ, и они могут получиться стабильными или беспорядочными. Определяющим фактором является ваше отношение к режиму: выдерживаете ли вы хотя бы два с половиной часа между концом одного кормления и началом следующего, или нет. Когда младенец питается с регулярными интервалами, механизм возникновения чувства голода (переваривание пищи и ее всасывание) начинает работать, как «внутренние часы». Лизу кормят по графику, и мама точно знает, когда девочка опять захочет есть. Например, родители установили такое расписание кормлений: 7:00, 10:00, 13:00, 16:00, 19:00, 22:00. Организм ребенка быстро привыкает к этому, и внутренний будильник каждый раз вовремя сообщает Лизе, что пора кушать. Главное, чтобы питание было регулярным и с разумными интервалами, тогда ребенок начинает ощущать чувство голода с заданной периодичностью, а получаемая пища оптимальным образом усваивается. Когда ребенка кормят бессистемно, пищеварительная память малыша совсем запутывается. Каждый день он получает пищу в разное время, и промежутки между кормлениями постоянно меняются. Когда у ребенка появится шанс уснуть — дело случая. Именно поэтому Марине потребуется не меньше двух лет, чтобы научиться спать всю ночь до утра. Такие дети, как она, часто страдают расстройствами сна. Циклы сна и бодрствования Регулярное питание оказывает положительное влияние на Лизин сон. Ей удается лучше выспаться, чем Марине. Известно, что в первые месяцы жизни младенцы почти все время спят. Половина этого времени приходится на медленный сон, и половина — на быстрый. Исследования показывают, что эти две фазы сна сменяют друг друга каждые 30 — 45 минут. Между двумя фазами существуют заметные различия. Во время медленного сна ребенок спокоен. Его лицо расслаблено, веки прикрыты и неподвижны, он почти не шевелится, дыхание тихое и ровное. Быстрый сон отмечен беспокойством. Это то время, когда и взрослые и дети видят сны. Конечно, медицинская наука еще не установила, какие сны снятся новорожденным, но они явно переживают какие-то важные для их маленькой жизни события. Малыш взмахивает ручками и ножками, веки вздрагивают, рот приоткрывается, мышцы лица в постоянном движении: то он сосет воображаемую грудь, то хмурится, то смешно чмокает. Дыхание учащенное, прерывистое. Фазы сна прямо зависят от режима кормления в первые двенадцать недель. У Марины бывает медленный сон, но редко и не на постоянной основе. С самого начала ее прикладывали к груди десять — пятнадцать раз в сутки и позволяли сосать по сорок пять минут и даже по часу. Понятно, что на медленную фазу сна времени просто не остается, и Марине не всегда удается уснуть крепко и поспать спокойно. Ее ночь похожа на день — она так же часто просыпается, каждый раз подолгу кушает и каждый раз недолго спит. А вот Лиза спит между кормлениями достаточно долго, быстрый и медленный сон естественным образом сменяют друг друга, и она каждый день хорошо высыпается. Опасно ли детское недосыпание? Давно доказано, что хроническое недосыпание очень вредно влияет на центральную нервную систему, даже если речь идет о зрелом человеке. Что будет со здоровым взрослым мужчиной, если в течение недели не давать ему спать больше трех часов подряд? Он станет раздражительным, легко утомляемым, ему будет трудно сосредоточиться, а в какой-то момент произойдет нервный срыв. Что же говорить о ребенке, чья центральная нервная система еще только формируется? Вопрос только в степени вреда, наносимого здоровью малыша, которому не дают проспать восемь часов подряд ни одной ночи из трехсот шестидесяти пяти. Не задумывались ли вы о причинах плохой успеваемости в школе у детей, выросших без режима? Не замечаете ли вы очевидной связи между отставанием в учебе и отсутствием крепкого ночного сна в первые два года жизни, когда мозг ребенка все еще формируется? Мы убеждены, что опасность недосыпания в младенческом возрасте оказывает крайне негативное влияние на интеллектуальное развитие. Что мешает продолжительному ночному сну? ЕСЛИ дети от природы предрасположены к восьмичасовому ночному сну, они должны спать. Большинство младенцев может перестать просыпаться по ночам к третьему месяцу жизни. Это приобретенная способность, вырабатываемая благодаря режиму. Причина недосыпания у маленьких детей кроется не в их природе, а в их воспитании. Действительно, сон — естественная функция организма, сигналом отхода ко сну должно быть желание спать. Однако возникновение этого желания у детей бывает затруднено, поскольку зависит от привычек малыша. Некоторые родительские приемы, связанные с укладыванием ребенка, совершенно безвредны (любимое одеяло или плюшевый мишка), а некоторые ведут к весьма печальным последствиям. Одни мамы жалуются, что кладут малыша в кроватку, а он никак не засыпает. Другие не знают, что делать, если ребенок проснется раньше времени и отказывается спать дальше. В обоих случаях родители прибегают к разнообразным методам воздействия на малыша, и самые вредные из этих способов убаюкивания таковы: 1. Дать ребенку грудь или бутылочку. 2. Укачать его в колыбельке или на руках. 3. Взять его в родительскую постель. Давайте поподробнее рассмотрим каждый из этих вредных методов усыпления ребенка. Дать ребенку грудь или бутылочку «А что, разве нельзя дать малышу грудь, он пососет, устанет, да и уснет...», — спрашивают многие мамы. Наш ответ: нет, нельзя. Этот способ вырабатывает у него ненужную зависимость сна от сосания. Как часто приходится наблюдать такую картину: ребенок долго сосет грудь и, наконец, засыпает у мамы на руках. Она медленно поднимается со стула и осторожно направляется в сторону кроватки. Затаив дыхание, мама аккуратно кладет ребенка, высвобождает руки, на мгновение замирает, прислушиваясь к дыханию малыша. Спит! Свобода! Мама на цыпочках отходит на несколько шагов... Вот она уже у двери... Тут из кроватки слышится плач, и все начинается с начала. Родители не должны быть рабами вредных привычек своего ребенка. С помощью режима они могут воспитать у него здоровые навыки сна и способность самостоятельно засыпать в кроватке. Укачать его в колыбельке или на руках Вопрос не в том, берете ли вы ребенка на руки, или нет. Мы надеемся, что родителей не надо уговаривать лишний раз обнять своего малыша. Однако не создаете ли вы у него вредных привычек, которые в итоге будут мешать ребенку заснуть? Есть немало способов укачивания. Один из последних получил распространение в западных странах, где в домах стоят электрические сушилки для белья. Оказывается, что если водрузить колыбель на такую сушилку, младенец быстро уснет благодаря характерной вибрации. Этот способ не только глупый, но и очень опасный. Есть и другой из той же серии — поездки на автомобиле. Когда ребенку подходит время спать (днем или ночью, неважно), его укладывают в машине и начинают возить по городу в надежде, что шум мотора и вибрация сделают свое дело. Оба этих метода иногда помогают, но ненадолго. Рано или поздно у электросушилки кончится время сушки, у машины кончится бензин, а у вас кончится терпение. Взять его в родительскую постель Наиболее серьезные проблемы, связанные со сном ребенка, мы наблюдали в семьях, где дети спали вместе с родителями. Такая привычка может привести к трагическим последствиям в физическом и эмоциональном плане. Во-первых, реальной угрозой является смерть ребенка из-за того, что кто-то из родителей неудачно повернется во сне. Про такие случаи говорят: «Заспали», и в последнее время пресса, наконец-то, начала обращать на них должное внимание. Во-вторых, этот метод ведет к нервным расстройствам у ребенка. У него может возникнуть ненормальная зависимость от присутствия родителей во время сна, и в итоге он не сможет спать отдельно, даже когда подрастет, из-за страха одиночества. Даже в возрасте трех-четырех лет он будет требовать, чтобы мама лежала с ним рядом, пока он не уснет. В нескольких запущенных случаях нам довелось наблюдать, что дети вызывали у себя рвоту, чтобы привлечь внимание родителей. Бывает, что ребенок будет ритмично биться головой о стенку, пока мама не прибежит на его зов. Совместный сон создает ложное чувство защищенности. Слишком часто такая привычка ведет к беспомощности ребенка в отсутствие родителей, их безопасность зависит от расстояния до мамы или папы, а не от отношений с ними. Наш опыт показывает, что совместный сон родителей с детьми не решает старых проблем и создает новые. Непонятно одно: зачем вообще нужны все эти ухищрения, если элементарный распорядок дня естественным образом обеспечит ребенку крепкий и здоровый сон? Если вы кладете малыша в кроватку и предоставляете ему уснуть самому, он выработает более длительные и стабильные циклы сна, чем ребенок, которого укачивают. Перечисленные выше «хитрости» не дают никаких преимуществ перед самостоятельным засыпанием. Задумайтесь о будущем. Не создавайте у ребенка привычек, от которых потом придется отучать. Кормите детей, качайте их, любите их, но кладите спать до того, как заснут.

Глава 5_Некоторые факты о вскармливании младенцев

Самой основной задачей молодых родителей является организация вскармливания. Сосательный и поисковый рефлексы вполне развиты у ребенка уже к моменту рождения, а поэтому он будет хватать ртом и сосать любой предмет, коснувшийся его щечки. Не так важно, окажется это грудью или бутылочкой. Главное, чтобы во время кормления малыш ощущал тепло и нежность любящей мамы. Решение по поводу искусственного вскармливания должно быть принято матерью самостоятельно и без принуждения. Верность вашего выбора зависит от степени информированности по этому вопросу. Несомненно, грудное молоко значительно превосходит все самые лучшие адаптированные смеси. Это полноценное питание, идеально подходящее ребенку, легко переваривается и усваивается, имеет оптимальное соотношение белков и жиров, содержит нужное количество калорий. Кроме того, в грудном молоке находятся дополнительные антитела, необходимые для формирования иммунной системы младенца. Кормление грудью полезно и для матери. Оно ускоряет возвращение матки к нормальному размеру и форме. Кроме того, это значительно дешевле, чем покупать смеси, и проще, чем возиться с бутылочками. Не надо мыть соски и бутылочки, не надо отводить место для их хранения в без того тесном кухонном шкафу, не надо торопливо подогревать смесь под крик голодного ребенка, не надо тащить с собой дополнительный багаж во время путешествий. Молоко в груди матери никогда не портится и всегда готово к употреблению. Однако кормление грудью само по себе не гарантирует женщине счастливого материнства. В организме нет гормона «хорошая мать», для успеха в воспитании малыша недостаточно просто приложить его к груди. Мы настоятельно рекомендуем естественное вскармливание, но не агитируем за естественное вскармливание любой ценой. Конечно, материнское молоко является ключом к физическому здоровью ребенка, но нет оснований утверждать, будто процесс кормления грудью каким-то образом улучшает здоровье психическое. Оно ни коим образом не гарантирует особой любви и привязанности, не создает дополнительного чувства защищенности. Для оптимального развития ребенка намного важнее наличие порядка в воспитании. Речь идет не о преимуществах естественного вскармливания (которые неоспоримы), а о методике естественного вскармливания, то есть дают ли ребенку грудь «по требованию» или по гибкому графику. Надо понять, какая система обеспечивает наилучший прогресс грудного младенца во всех критических областях развития. В третьей главе мы сравнивали успехи этих двух подходов к воспитанию детей от новорожденных до младшего и среднего дошкольного возраста. Как вы помните, дети, которых кормили по расписанию, вовремя засыпают днем, хорошо спят ночью, мало капризничают, редко проявляют признаки страха при расставании с мамой, привязаны ко всем членам семьи, а не к одной матери. Среди них значительно меньше процент детей с повышенным уровнем беспокойства, они более усидчивы и внимательны во время занятий, умеют сосредоточиться на задании, способны играть без руководства воспитателей и самостоятельно решают свои детские проблемы. Они достаточно послушны, поддаются воспитанию, среди них практически не бывает детей, не способных к обучению. В первые два года жизни закладываются основы дальнейшего развития, и комплексный успех во всех вышеуказанных вопросах представляется нам значительно важнее, чем отдельно взятая категория лактации. Не стоит настаивать на кормлении грудью, если ради этого приходится жертвовать жизненно важными аспектами развития ребенка. Бывают случаи, когда переход на искусственное вскармливание является высшим проявлением материнской любви. Давайте не будем забывать, что при кормлении из бутылочки мама может так же нежно обнимать своего малыша, как при кормлении грудью. (Подробнее о естественном и искусственном вскармливании мы поговорим чуть позже.) Образование молока ЕСЛИ вы остановили свой выбор на грудном вскармливании, изучите основные принципы этого процесса. Самое главное: успех зависит от соотношения «спроса и предложения». Количество молока, образующегося в дольках молочной железы, прямо пропорционально потребностям ребенка: чем больше он сосет, тем больше будет молока. Маринина мама где-то слышала, что надо кормить как можно чаще: больше кормлений, больше молока. В какой-то степени это так, но в целом такой подход не очень удачный. Действительно, у матери, дающей ребенку грудь пять раз в день, молока больше, чем у той, которая делает это лишь однажды. Тем не менее, у человеческого организма есть свои пределы, и у женщины, чей ребенок получает грудь двенадцать, пятнадцать, двадцать раз в сутки, молока образуется столько же, сколько у кормящей шесть-семь раз. Разница здесь не в количестве, а в качестве. За каждое кормление Лиза получает полноценную порцию молока, а Марина — всего несколько глотков и скоро снова просит есть. Младенцы, которых часто кормят, становятся подобны подросткам, весь день таскающим куски, а потом не желающим кушать супчик. К сожалению, мнение о полезности частых кормлений для лактации весьма распространено. К нам на прием часто приходят мамы, у которых в результате бесконечных кормлений молоко пропадает вовсе. Успех грудного вскармливания зависит от целого ряда факторов, а не только от того, сколько раз в сутки ребенка подносят к груди. Как мы уже отметили, образование молока зависит от потребности ребенка. Здесь имеют значение два фактора: необходимая стимуляция груди во время каждого кормления и достаточный промежуток времени между кормлениями. Если ребенок сосет слабо или недолго, образование молока будет сокращаться независимо от числа кормлений. Частые и недолгие ко

Date: 2015-11-14; view: 429; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию