Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Социальная стратификация





Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Вариант № 101

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 37 заданий.

Часть 1 включает 20 задания с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 8 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде числа, слова или словосочетания.

Часть 3 включает 9 заданий с развёрнутым ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование, высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание работы, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1—А20) поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1.Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, учёные характеризуют общество как

1) окружающий мир

2) материальный мир в целом

3) духовный мир в целом

4) развивающуюся систему

А2.Какая черта отличает науку от других отраслей культуры?

1) предложение законченной мировоззренческой системы

2) выражение субъективного отношения к миру

3) теоретическое обоснование законов развития природы и общества

4) образно-символическое отражение природной и социальной действительности

А3. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?



А. Критерием истинности знания является его признание обществом.

Б. Критерием истинности знания является возможность его практического применения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А4. В государстве . Z экономика основывается на многообразии форм собственности и экономической свободе производителей. Для какого типа экономической системы это характерно?

1) распределительной 2) рыночной 3) традиционной 4) командной

А5. К числу факторов производства относится

1) капитал

2) торговля

3) потребление

4) распределение

А 6. Статьи государственного бюджета включают

1) фиксированные цены на товары массового спроса

2) объём производимой промышленной продукции

3) поступления в виде налогов с физических и юридических лиц

4) данные о численности безработных

 

 

А7. На графике изображено изменение предложения роликовых коньков на потребительском рынке. Сравните положения кривых предложения роликовых коньков. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения из положения S1 в положение S2? (На графике по вертикали — цена товара, по горизонтали - количество товара.)

1) внедрение новых технологий производства роликовых коньков

2) сокращение количества фирм, производящих роликовые коньки

3) рост тарифов на электроэнергию

4) рост цен на комплектующие изделия для роликовых коньков

А8. Верны ли следующие суждения о предмете экономики как науки?

А. Экономика - наука' о принципах функционирования рыночных механизмов.

Б. Экономика - наука о рациональном и эффективном использовании ограниченных ресурсов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А9. По какому признаку люди и их группы образуют такую социальную общность, как сельчане?

1) территориальному

2) социально-классовому

3) этническому

4) культурному

А10 .В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам, проживающим в населённых пунктах различного типа, предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?». Полученные результаты представлены в виде гистограммы.

Какой вывод можно сделать на основании гистограммы? Среди тех, кто считает, что в молодости важнее всего

1) создать семью - в равной мере представлены респонденты из пунктов с населением 10-100 тыс. и 100-500 тыс. человек.

2) пожить в своё удовольствие - преобладают респонденты из пунктов с населением менее 10 тыс. человек.

3) получить хорошую работу - преобладают респонденты из пунктов с населением 100-500 тыс. человек__

4) создать семью - преобладают респонденты из пунктов с населением более 500 тыс. человек.

А11.Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобильности?

А. Войны и революции усиливают социальную мобильность индивидов и групп.

Б. Образование, личные качества помогают индивиду продвигаться вверх по социальной лестнице.



1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А12 .Республика - это форма

1) правления, при которой существует наследственный порядок передачи верховной власти

2) многопартийной политической системы

3) государственного устройства, при которой разделены полномочия между центром и регионами

4) правления, характеризующаяся выборностью главы государства и высших законодательных органов

А13.Какая из приведённых ситуаций характеризует демократическую процедуру выборов?

1) Граждане, находящиеся под следствием, имеют право участвовать в выборах.

2) Кандидатов в депутаты выдвигают государственные органы.

3) Неработающие пенсионеры ограничены в избирательных правах.

4) Выборы проводятся на безальтернативной основе.

А14.В государстве С существует свободная конкуренция различных партий, программ, лидеров в борьбе за голоса избирателей. Какому политическому режиму присуще это явление?

1) тоталитарному

2) авторитарному

3) республиканскому

4) демократическому

А15 .Верны ли следующие суждения о государственной власти?

А. Государственная власть является разновидностью политической власти.

Б. Любое проявление властных отношений в обществе связано с деятельностью государства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А16. Правовая норма, в отличие от норм морали, всегда

1) защищает права малообеспеченных людей

2) предусматривает юридическую ответственность в случае её нарушения

3) является совокупностью одобряемых обществом правил поведения

4) направлена на установление справедливости

А17.В трудовую книжку вносятся данные о

1) семейном положении

2) размере зарплаты

3) состоянии здоровья

4) наградах и поощрениях

А18. Системой органов, удостоверяющих всевозможные сделки,, оформляющих наследственные права, являются

1) нотариальные конторы

2) юридические консультации

3) коллегии адвокатов

4) суды

А19. Унитарное предприятие предъявляет иск к производственному кооперативу о возмещении убытков, вызванных неисполнением договорных обязательств. Этот экономический спор может быть разрешён судом в рамках процесса

1) уголовного

2) арбитражного

3) гражданского

4) административного

А20. Верны ли следующие суждения о возникновении гражданских правоотношений?

А. Гражданские правоотношения - это исключительно имущественные

правоотношения. Б. Закон допускает свободу выбора при определении собственного

поведения участниками гражданских правоотношений.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1-В8) является слово (словосочетание) или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В1 .Запишите слово, пропущенное в таблице.

Социальная стратификация

ПРИЗНАК ВЫДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
…. молодёжь
Отношение к власти политическая элита

 

Ответ:__________________________

В2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «производитель».

1) Фирма 2) предпринимательство 3) предложение 4) инвестиции 5) спрос 6) инфляция

Найдите два термина, относящиеся к другому понятию, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Ответ:___________________________.

В3 Установите соответствие между санкциями и видами социальной ответственности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

САНКЦИИ ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ

A) увольнение 1) моральная

Б) осуждение коллег 2) юридическая

B) штраф

Г) порицание

Д) отказ от общения

Е) выговор

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А Б В Г Д Е
           

 

 

В4 . Найдите в приведённом ниже списке общественные явления и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) возникновение государства

2) формирование наций

3) психические качества личности

4) генетическая предрасположенность человека к отдельным заболеваниям

5) способность человека к чувственному восприятию мира

6) создание новых научных направлений

Ответ:___________________________.

В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А)Две крупнейшие в стране энергетические компании заявили о своём слиянии. (Б)Это вызвало значительный рост курса акций большинства из «голубых фишек». (В)Однако вряд ли в условиях нестабильности цен на углеводородное топливо на мировом рынке рост курса акций будет носить устойчивый характер. (Г)По всей видимости, продавцы подорожавших акций стремятся зафиксировать свою прибыль.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражаюшую его xaрактеристику

Ответ:

А Б В Г
       

В6 Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социологи подчёркивают, что социальный ________(А) может быть

эффективным лишь в том случае, когда он придерживается «золотой

середины» между свободой выбора и ________(Б) за него. Действенность

социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди

людей, и стабильности________(В).

Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. В науке под внешним контролем понимается совокупность социальных

________(Г), которые регулируют деятельность людей.

Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратить инициативу и

________(Д) при принятии решений. Поэтому, особенно в современном

обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или ________(Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) ответственность

2) общество

3) контроль

4) властность

5) гражданин v

6) механизм

7) самостоятельность

8) самоконтроль

9) статус

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Ответ:

А Б В Г Д Е
           

В7 Какие из приведённых ниже примеров иллюстрируют функционирование гражданского общества?

1) Министерство науки и образования объявило о проведении конкурса «Школа года».

2) По всей стране прошли выборы в органы местного самоуправления.

3) Органы ГИБДД установили новые светофоры на дорожных переходах возле учебных заведений.

4) Граждане проявили активность в ходе парламентских выборов.

5) На собрании жителей микрорайона было принято решение о благо­устройстве детских площадок.

Ответ:__________________________________.

В8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1)Наблюдение; 2) эксперимент; 3) метод; 4)анкетирование; 5) интервьюирование

Ответ:___________________________.

 

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

 

Часть 3

Для записи ответов на задания этой части (С1—С9) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (Cl, C2 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Количество баллов, выставляемых за задания части 3, зависит от полноты и правильности вашего ответа. Оцениваться будет и полный правильный, и частично правильный ответ.

Прочитайте текст и выполните задания С1—С4.

Статья 2.1.

1. Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. <.. .>

Статья 2.2.

1. Административное правонарушение признается совершённым умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

2. Административное правонарушение признаётся совершённым по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Статья 2.3.

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учётом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Статья 2.7.

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причинённый вред является менее значительным, чем предотвращённый вред.

Статья 2.8.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Статья 2.9.

При малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

(Извлечение из Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП))

С1 Назовите три признака административного правонарушения.

С2 В КоАП предусмотрены обстоятельства, при которых лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), не подлежит административной

ответственности или может быть от неё освобождено. Назовите три таких обстоятельства.

СЗ Какие две формы вины установлены в Кодексе? Проиллюстрируйте примером каждую из форм.

С4 Опираясь на обществоведческие знания, назовите три основных признака юридической ответственности и объясните, как эти признаки конкретизированы в КоАП.

 

С5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об истине.

С6 Проиллюстрируйте тремя примерами влияние конкуренции на развитие производства.

С7 В ходе социологического опроса 2007 г. (Левада-Центр) россиянам предлагалось ответить на вопрос: «Что в настоящее время больше всего осложняет жизнь вашей семьи?». Полученные результаты, наряду с результатами аналогичного опроса 1995 г., представлены в таблице. (Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.)

 

Вариант ответа % респондентов, выбравших ответ
1995 г. 2007 г.
низкие доходы, нехватка денег
плохое здоровье, трудности с лечением
бытовые трудности
усталость, переутомление
опасения потерять работу
плохое жильё
безысходность, отсутствие перспектив в жизни
недостаток свободного времени
невозможность дать детям хорошее образование
пьянство, наркомания кого-либо из членов семьи
плохие отношения в семье
другое
затрудняюсь ответить

Какие показатели за период между опросами изменились более всего? Назовите три таких показателя. Дайте возможное объяснение причин каждого из изменений.

С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политические организации». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на там содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных низке высказываний (C9.1— С9.6).

С9 Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

С9.1 Философия «Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути - благо или зло» (И. Хейзинга).
С9.2 Социальная психология «Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует» (И.В. Гёте).
С9.3 Экономика «Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации» (П. Хейне).
С9.4 Социология «Роль - не личность, а... изображение, за которым она скрывается» (А. Леонтьев).
С9.5 Политология «Участнику демократического строя необходимы личный характер и преданность родине, черты, обеспечивающие в нем определённость воззрения, неподкупность, ответственность и гражданское мужество» (И. Ильин).
С9.6 Правоведение «Законы - это государи над государями» (Людовик XII).

В бланке ответов № 2 запишите полный номер задания (например, С9.5), выбранное высказывание, а затем развёрнутый ответ.









Date: 2015-11-14; view: 1265; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.023 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию