Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение комплекса контрольных параметров зубчатого колеса по требованиям к точности его изготовления





 

Рассмотрим схему установкизубчатого колеса в механизме и расположения условных обозначений технических требований, которые следует предъявлять к зубчатым колесам, причем дадим краткие рекомендации по выбору параметров и технических требований для прямозубых зубчатых колес с модулем от 1 до 16 мм.

1. Модуль m.

Модуль назначается в соответствии с действующим стандартом и выбирается из предпочтительного ряда таблицы 5 (таблица приводится в сокращении).

Т а б л и ц а 5

Ряд Модуль m, мм т, мм
1.25 1.5 2.5
1.125 1.375 1.75 2.25 2.75 3.5 4.5 5.5

2.Число зубьев зубчатого колеса z.

Для зубчатых колес без смещения (х = 0) при а = 20° и коэффициенте высоты делительной го­ловки зуба h*a= 1 число зубьев не должно быть меньше zmin =17.

3.Степень точности.

Выбор степени точности зубчатого колеса производится на основе конкретных условий работы передачи: окружной скорости, передаваемой мощности, режима работы и т. д.

Выбор степени точности осуществляется одним из трех методов:

• расчетным методом, при котором, как правило, выбирают:

1) нормы кинематической точности на основе кинематического расчета погрешностей всей передачи и допустимого угла рассогласования, а иногда из расчета динамики ее работы;

2) нормы плавности из расчета динамики и допустимых вибраций передачи;

3) нормы контакта из расчета на прочность и долговечность;

· методом прецедентов (аналогов), когда степень точности вновь проектируемой передачи при­нимают аналогичной степени точности работающей передачи, для которой имеется положи­тельный опыт эксплуатации;

· методом подобия, при применении которого используются обобщенные рекомендации.

Допускается комбинирование норм кинематической точности, норм плавности работы и норм контакта зубьев разных степеней точности, но при этом нормы плавности могут быть не более чем на две степени точнее или на одну степень грубее норм кинематической точности; нормы контакта зубьев могут назначаться по любым степеням более точным, чем нормы плавности рабо­ты зубчатых колес, а также на одну степень грубее норм плавности.



Выбор показателей или комплексов точности.

Для цилиндрических зубчатых колес стандартом установлены следующие нормы точности:

• кинематическая норма точности;

• норма плавности работы;

• норма контакта зубьев.

Рекомендуемые показатели или комплексы точности по каждой из норм выбираются в зависимости от степеней точности и приводятся в таблице 6.

Следует помнить, что точностные требования установлены стандартом для зубчатых колес, находящихся на рабочих осях, т. е. осях, вокруг которых они вращаются в передаче.

Каждый установленный комплекс показателей, рекомендуемый при приемке зубчатых колес и передач, является равноправным с другими. При сравнительной оценке влияния точности пере­дач на их эксплуатационные качества предпочтительными являются функциональные показатели Fior, fzzor, fzkor и суммарное пятно контакта, т. е. показатели, измеряемые у зубчатой передачи, установленной непосредственно в механизме.

При выборе показателей точности или комплексов зубчатого колеса следует учитывать конкрет­ные условия производства, в частности наличие на предприятии тех или иных измерительных средств.

Выбор гарантированного бокового зазора и назначение сопряжения.

Т а б л и ц а 6

Степень точности Метод нарезания зубьев Окончательная обработка рабочих поверхностей (профилей) зубьев Шероховатость профиля зуба Rа, мкм Условия работы и применение Окружная скорость, м/с КПД передачи
(высоко­точные) Обкатка на точных станках Тщательное шлифование или шевингование 0.4...0.8 Плавная работа на высоких скоростях и при больших нагрузках. Зубчатые колеса делительных механизмов особо ответственные колеса авиа-и автостроения До 15 Не ниже 0.99
7 (точные) Обкатка на точных станках Шлифование, притирка, хонингование, шевингование 0.8...0.16 Повышенные скорости и умеренные мощности или небольшие скорости при значительных нагрузках. Зубчатые колеса металлорежущих станков, скоростных редукторов, колеса в авиа-и автостроении До 10 Не ниже 0.98
(средней точности) Обкатка или метод деления Зубья не шлифуются, при необходимости отделываются или притираются 3.2...6.3 Зубчатые колеса общего машиностроения, не требующие особой точности. Зубчатые колеса нормальных редукторов, неответственные колеса станков До 6 Не ниже 0.97
(понижен- ной точности) Любой метод Специальные отделочные операции не требуются 3.6...12.5 Зубчатые колеса, предназначенные для грубой работы. Ненагруженные передачи, выполненные по конструктивным соображениям большими, чем следует из расчета До 2 Не ниже 0.96

 

Гарантированный боковой зазор должен обеспечить нормальные условия работы передачи, т. е. исключить возможность заклинивания при ее нагреве и создать необходимые условия смазки зубьев. Очевидно, что при выборе необходимого уменьшения толщины зубьев зубчатых колес сле­дует учитывать не только величину гарантированного бокового зазора в передаче, но и возмож­ность компенсации погрешностей изготовления и монтажа передачи. Следовательно, для передачи с определенным боковым зазором далеко не безразлично, с какой степенью точности она выпол­нена.



В противном случае из-за погрешностей монтажа и неточности колес гарантированный зазор в передаче может полностью отсутствовать. Поэтому устанавливаются соотношения между видами сопряжения колес в передаче и степенью точности по нормам плавности, соответствие между видом сопряжения и видом допуска на боковой зазор, а также соответствие предусмотрен­ных классов отклонений межосевого расстояния (таблица 7).

Допускается изменять соответствие между видом сопряжения и допуском на боковой зазор, а также классом отклонения межосевого расстояния, но при этом необходимо помнить, что в некоторых случаях нужно проводить перерасчет гарантированного бокового зазора (см. ГОСТ 1643—81).

На основе опытных данных установлено, что сопряжение вида Вобеспечивает минимальную величину бокового зазора, при котором исключается возможность заклинивания стальной или чу­гунной передачи от нагрева при разности температур зубчатых колес и корпуса в 25 °С и исполь­зовании любой степени по другим нормам точности.

Условное обозначение цилиндрической зубчатой передачи

Принимаем, исходя из условий работы узла, цилиндрическую передачу со степенью точности 8 по нормам кинематической точности, со степенью 7 по нормам плавности, со степенью 7 по нормам контакта зубьев, с видом сопряжения В, видом допуска на боковой зазор bи соответствием меж­ду видом сопряжения и классом отклонения межосевого расстояния:

8—7—7—В ГОСТ 1643—81.

4.Определим:

высоту головки зуба ha= m = 2,5 мм;

высоту ножки зуба hf = 1,25m = 1,25*2,5=3,125мм.

5.Определяем показатели, характеризующие кинематическую точность зубчатого колеса. Определимся с комплексом точности. По таблице 2, стр.426[3] выбираем III. В соответствии с этим комплексом, принимаем следующие показатели:

FvWr - колебание длины общей нормали;

Frr - радиальное биение зубчатого венца.

Допуск на радиальное биение зубчатого венца (таблица 5,с.431): Fr =45 мкм.

Допуск на колебание длины общей нормали (таблица 5,с.432): FvW = 28 мкм.

Т а б л и ц а 7

Вид сопряжений А B C D Е H
Допуск на боковой зазор зазор а b с d h h
Степень точности по нормам плавности работы   3-12   3-11   3-9   3-8   3-7   3-7
Класс отклонения межосевого расстояния   VI   V   IV   III   II   I

6. Определяем показатели, характеризующие плавность работы зубчатого колеса (таблица 7,с.436), принимаем VII комплекс:

fPbr - отношение шага зацепления;

fPtr - отклонение шага.

Предельные отклонения шага и отклонение шага зацепления:

fPt=±14 мкм

fPb = ±13 мкм

7. Определяем показатели, характеризующие полноту контакта зубьев (7-ая степень точности).

Наиболее часто контрольным показателем является суммарное пятно контакта, относительные размеры которого определяем по таблице 13. Суммарное пятно контакта по высоте зуба не менее 45%, а по длине зуба не менее 60% .

8. Определяем показатели, характеризующие боковой зазор по таблице 17, стр.451[2].

Гарантированный боковой зазор (jn min) определяется в зависимости от сопряжения В и межосевого расстояния (aw):

jn min= 120 мкм, что соответствует виду сопряжения В и V классу отклонения межосевого расстояния.

Предельное отклонение межосевого расстояния (fа) для вида сопряжения В и V класса отклонения межосевого расстояния:

fа = ±60 мкм.

9. Наименьшее дополнительное смещение исходного контура определяем по таблице 19, с.454:

Ehs= -140 мкм.

10. Допуск на смещение исходного контура определяем по таблице 21, с.455: ТH = 140мкм

11.Длина общей нормали Wи поле допуска на среднюю длину общей нормали.

Длина общей нормали для цилиндрических прямозубых колес рассчитывается по формуле:

W= m k,

где m— модуль, мм; к— коэффициент, который при угле зацепления α = 20° и определенном числе охватываемых зубьев при измерении зависит от числа зубьев колеса z (таблица 8).

W= 2,5 ·7,744 = 19,361 мм.

Наименьшее отклонение (верхнее отклонение) средней длины общей нормали состоит из двух слагаемых, первое из которых зависит от вида сопряжения и делительного диаметра колеса, а второе — от допускаемого радиального биения Fr.

Величина Frустанавливается в соответствии с нормой кинематической точности:

EWms= EWmsl+ EWmsll= -100-11 = -111 мкм,

где EWmsI= -100 мкм ; EWmsII= -11 мкм

Допуск на среднюю длину общей нормали TWm= 70 мкм. Допуск длину общей нормали TW= 100 мкм

-0.111

W = 19,361

-0.211

12. Диаметр вершин зубьев:

da = d + 2ha

da= 65 + 2·2,5 = 70 мм.

df = d – 2hf

df = 65-2*3,125=58,75мм.

Допуск на диаметр принимаем таким, чтобы нижнее отклонение было не более 0.1 m;рекомен­дуется проставлять в соответствии с данными таблицы 9:

Т а б л и ц а 8

z k z k z k z k
4.666 13.817 20.015 26.213
7.632 13.831 20.029 26.227
7.642 13.845 20.043 29.194
7.660 13.859 20.057 29.208
7.674 13.873 23.023 29.222
7.688 13.887 23.037 29.236
7.702 13.901 23.051 29.250
7.716 16.867 23.065 29.267
7.730 16.881 23.079 29.278
7.744 16.895 23.093 29.291
10.710 16.909 23.107 32.258
10.725 16.923 23.121 32.272
10.739 16.937 23.135 32.286
10.758 16.951 26.101 32.300
10.767 16.965 26.115 32.314
10.781 16.979 26.129 32.328
10.795 19.945 26.143 32.342
10.809 19.959 26.157 32.356
10.829 19.973 26.171 32.370
13.789 19.987 26.185 35.336
13.803 20.001 26.199 35.350

Т а б л и ц а 9

Модуль, мм До 8 Свыше 8
Обозначение поля допуска h12 h14

 

Если диаметр вершин зубьев используют в качестве измерительной или технологической базы, то в технологической документации допуски на диаметр daи его радиальное биение значительно сокращают.

13. Определяем радиальное биение наружного диаметра заготовки по таблице 5.26 стр.878[6]:

Fda=0.6 · Fr=0,6 ·45 = 27 мкм = 0,027 мм.

19. Биение базового торца определяем по формуле из примечания(2) таблицы 5.27 стр.879[6]:

Fт = 12 · d/100

Fт = 12 · 65/100 = 14.4 мкм = 0.014 мм






Date: 2015-11-14; view: 199; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию