Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Определение комплекса контрольных параметров зубчатого колеса по требованиям к точности его изготовления
Рассмотрим схему установкизубчатого колеса в механизме и расположения условных обозначений технических требований, которые следует предъявлять к зубчатым колесам, причем дадим краткие рекомендации по выбору параметров и технических требований для прямозубых зубчатых колес с модулем от 1 до 16 мм. 1. Модуль m. Модуль назначается в соответствии с действующим стандартом и выбирается из предпочтительного ряда таблицы 5 (таблица приводится в сокращении). Т а б л и ц а 5
2.Число зубьев зубчатого колеса z. Для зубчатых колес без смещения (х = 0) при а = 20° и коэффициенте высоты делительной головки зуба h*a= 1 число зубьев не должно быть меньше zmin =17. 3. Степень точности. Выбор степени точности зубчатого колеса производится на основе конкретных условий работы передачи: окружной скорости, передаваемой мощности, режима работы и т. д. Выбор степени точности осуществляется одним из трех методов: • расчетным методом, при котором, как правило, выбирают: 1) нормы кинематической точности на основе кинематического расчета погрешностей всей передачи и допустимого угла рассогласования, а иногда из расчета динамики ее работы; 2) нормы плавности из расчета динамики и допустимых вибраций передачи; 3) нормы контакта из расчета на прочность и долговечность; · методом прецедентов (аналогов), когда степень точности вновь проектируемой передачи принимают аналогичной степени точности работающей передачи, для которой имеется положительный опыт эксплуатации; · методом подобия, при применении которого используются обобщенные рекомендации. Допускается комбинирование норм кинематической точности, норм плавности работы и норм контакта зубьев разных степеней точности, но при этом нормы плавности могут быть не более чем на две степени точнее или на одну степень грубее норм кинематической точности; нормы контакта зубьев могут назначаться по любым степеням более точным, чем нормы плавности работы зубчатых колес, а также на одну степень грубее норм плавности. Выбор показателей или комплексов точности. Для цилиндрических зубчатых колес стандартом установлены следующие нормы точности: • кинематическая норма точности; • норма плавности работы; • норма контакта зубьев. Рекомендуемые показатели или комплексы точности по каждой из норм выбираются в зависимости от степеней точности и приводятся в таблице 6. Следует помнить, что точностные требования установлены стандартом для зубчатых колес, находящихся на рабочих осях, т. е. осях, вокруг которых они вращаются в передаче. Каждый установленный комплекс показателей, рекомендуемый при приемке зубчатых колес и передач, является равноправным с другими. При сравнительной оценке влияния точности передач на их эксплуатационные качества предпочтительными являются функциональные показатели Fior, fzzor, fzkor и суммарное пятно контакта, т. е. показатели, измеряемые у зубчатой передачи, установленной непосредственно в механизме. При выборе показателей точности или комплексов зубчатого колеса следует учитывать конкретные условия производства, в частности наличие на предприятии тех или иных измерительных средств. Выбор гарантированного бокового зазора и назначение сопряжения. Т а б л и ц а 6
Гарантированный боковой зазор должен обеспечить нормальные условия работы передачи, т. е. исключить возможность заклинивания при ее нагреве и создать необходимые условия смазки зубьев. Очевидно, что при выборе необходимого уменьшения толщины зубьев зубчатых колес следует учитывать не только величину гарантированного бокового зазора в передаче, но и возможность компенсации погрешностей изготовления и монтажа передачи. Следовательно, для передачи с определенным боковым зазором далеко не безразлично, с какой степенью точности она выполнена. В противном случае из-за погрешностей монтажа и неточности колес гарантированный зазор в передаче может полностью отсутствовать. Поэтому устанавливаются соотношения между видами сопряжения колес в передаче и степенью точности по нормам плавности, соответствие между видом сопряжения и видом допуска на боковой зазор, а также соответствие предусмотренных классов отклонений межосевого расстояния (таблица 7). Допускается изменять соответствие между видом сопряжения и допуском на боковой зазор, а также классом отклонения межосевого расстояния, но при этом необходимо помнить, что в некоторых случаях нужно проводить перерасчет гарантированного бокового зазора (см. ГОСТ 1643—81). На основе опытных данных установлено, что сопряжение вида Вобеспечивает минимальную величину бокового зазора, при котором исключается возможность заклинивания стальной или чугунной передачи от нагрева при разности температур зубчатых колес и корпуса в 25 °С и использовании любой степени по другим нормам точности. Условное обозначение цилиндрической зубчатой передачи Принимаем, исходя из условий работы узла, цилиндрическую передачу со степенью точности 8 по нормам кинематической точности, со степенью 7 по нормам плавности, со степенью 7 по нормам контакта зубьев, с видом сопряжения В, видом допуска на боковой зазор bи соответствием между видом сопряжения и классом отклонения межосевого расстояния: 8—7—7—В ГОСТ 1643—81. 4.Определим: высоту головки зуба ha= m = 2,5 мм; высоту ножки зуба hf = 1,25m = 1,25*2,5=3,125мм. 5.Определяем показатели, характеризующие кинематическую точность зубчатого колеса. Определимся с комплексом точности. По таблице 2, стр.426[3] выбираем III. В соответствии с этим комплексом, принимаем следующие показатели: FvWr - колебание длины общей нормали; Frr - радиальное биение зубчатого венца. Допуск на радиальное биение зубчатого венца (таблица 5,с.431): Fr = 45 мкм. Допуск на колебание длины общей нормали (таблица 5,с.432): FvW = 28 мкм. Т а б л и ц а 7
6. Определяем показатели, характеризующие плавность работы зубчатого колеса (таблица 7,с.436), принимаем VII комплекс: fPbr - отношение шага зацепления; fPtr - отклонение шага. Предельные отклонения шага и отклонение шага зацепления: fPt=±14 мкм fPb = ±13 мкм 7. Определяем показатели, характеризующие полноту контакта зубьев (7-ая степень точности). Наиболее часто контрольным показателем является суммарное пятно контакта, относительные размеры которого определяем по таблице 13. Суммарное пятно контакта по высоте зуба не менее 45%, а по длине зуба не менее 60%. 8. Определяем показатели, характеризующие боковой зазор по таблице 17, стр.451[2]. Гарантированный боковой зазор (jn min) определяется в зависимости от сопряжения В и межосевого расстояния (aw): jn min= 120 мкм, что соответствует виду сопряжения В и V классу отклонения межосевого расстояния. Предельное отклонение межосевого расстояния (fа) для вида сопряжения В и V класса отклонения межосевого расстояния: fа = ±60 мкм. 9. Наименьшее дополнительное смещение исходного контура определяем по таблице 19, с.454: Ehs= -140 мкм. 10. Допуск на смещение исходного контура определяем по таблице 21, с.455: ТH = 140мкм 11.Длина общей нормали Wи поле допуска на среднюю длину общей нормали. Длина общей нормали для цилиндрических прямозубых колес рассчитывается по формуле: W= m k, где m— модуль, мм; к— коэффициент, который при угле зацепления α = 20° и определенном числе охватываемых зубьев при измерении зависит от числа зубьев колеса z (таблица 8). W= 2,5 ·7,744 = 19,361 мм. Наименьшее отклонение (верхнее отклонение) средней длины общей нормали состоит из двух слагаемых, первое из которых зависит от вида сопряжения и делительного диаметра колеса, а второе — от допускаемого радиального биения Fr. Величина Frустанавливается в соответствии с нормой кинематической точности: EWms= EWmsl+ EWmsll= -100-11 = -111 мкм, где EWmsI= -100 мкм; EWmsII= -11 мкм Допуск на среднюю длину общей нормали TWm= 70 мкм. Допуск длину общей нормали TW= 100 мкм -0.111 W = 19,361 -0.211 12. Диаметр вершин зубьев: da = d + 2ha da= 65 + 2·2,5 = 70 мм. df = d – 2hf df = 65-2*3,125=58,75мм. Допуск на диаметр принимаем таким, чтобы нижнее отклонение было не более 0.1 m;рекомендуется проставлять в соответствии с данными таблицы 9: Т а б л и ц а 8
Т а б л и ц а 9
Если диаметр вершин зубьев используют в качестве измерительной или технологической базы, то в технологической документации допуски на диаметр daи его радиальное биение значительно сокращают. 13. Определяем радиальное биение наружного диаметра заготовки по таблице 5.26 стр.878[6]: Fda=0.6 · Fr=0,6 ·45 = 27 мкм = 0,027 мм. 19. Биение базового торца определяем по формуле из примечания(2) таблицы 5.27 стр.879[6]: Fт = 12 · d/100 Fт = 12 · 65/100 = 14.4 мкм = 0.014 мм Date: 2015-11-14; view: 757; Нарушение авторских прав |