Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






хорового звучания





Хоровое пение располагает различными вокальными штрихами, среди которых значительное место занимают приемы звуковедения. Эти приемы диктуются характером музыки, особенностями ее фактурного изложения. В хоровом пении и дирижировании наиболее часто используемые – legato, non legato (markato), stakkato.

Все указанные приемы звуковедения могут быть осуществле­ны лишь при условии умения певцов пользоваться дыханием. По­этому во время исполнения того или иного певческого штриха руководитель должен обращать внимание участников хора на взаимосвязь звуковедения с дыханием, мышцами брюшного прес­са, диафрагмой. Например, при звуковедении legato нельзя сни­мать звук с дыхания, а при исполнении staccato надо петь, как бы коротко прерывая (ослабляя) дыхание, но постоянно сохраняя при этом активное состояние мышц, регулирующих дыхательный про­цесс.

Существует три главных приема певческого звуковедения:

1. Legato, что означает «плавно, связно». Это наиболее труд­ный для овладения прием звуковедения. Вместе с тем именно на­выки пения без толчков являются для певцов основополагающими. На базе пения legato вырабатываются все другие навыки звуко­ведения.

Петь legato, незаметно переходя от звука к звуку, как бы пе­реливая голос из звука в звук, сохраняя на одном уровне силу всех составляющих мелодию звуков или постепенно усиливая и филируя их, есть большое певческое искусство.

Лучше всего прием legato удается в пении на гласные или с закрытым ртом. Самое трудное — сохранить legato при пении ме­лодии с текстом, так как согласные звуки, встречающиеся в нем, неизбежно прерывают вокальную линию. Необходимо добиваться как можно более короткого, но четкого и мягкого произношения незвучащих согласных, особенно б, п, к, д, т.

Пение legato можно сравнить с непрерывным и ровным звуча­нием смычка струнных инструментов. Так же ровно, плавно дол­жен звучать певческий голос. Лирические напевные произведения исполняются приемом legato.

Дирижирование:

Прием legato (легато - связно): мягко, пластично, плавно, тягуче, ровно, без толчков. «Точки» на гранях долей в дирижерских схемах почти стираются, а доли схемы связываются между собой. Для этого необходима свобода всего мышечного аппарата (кисти, предплечья, плеча).

2. Staccato означает «отрывисто». Этот прием звуковедения прямо противоположен legato. Переходить к нему рекомендуется после овладения навыком связного, плавного пения. Обозначается этот штрих точками над или под нотами. При исполнении staccato звуки как бы подчеркиваются голосом легкими толчками (акцен­тами) и отделяются друг от друга цезурами (короткими паузами). Согласные с конца слога (если они не стоят в конце слова) пере­носятся к началу следующего слога. Прием staccato используется в подвижных, шуточных произведениях в звукоизобразительных целях.

Дирижирование:

Прием stakkato (стаккато - отрывисто) обычно исполняется либо одной кистью, либо кистью с предплечьем. «Точки» фиксируются очень четко, остро и отчетливо. Плечо и предплечье должны быть при этом абсолютно свободны. Путь от «точки» до «точки» в дирижерской схеме предельно сокращен.

3. Nonlegato — буквально — не legato, не плавно, не связно. Этот штрих состоит как бы из элементов двух предыдущих: с од­ной стороны, прием non legato предусматривает некоторое под­черкивание каждого звука мелодии (как staccato), но при этом нельзя допускать нарочитости акцентов, то есть, с другой сторо­ны, исполнять мелодию надо на основе непрерывности, не делая цезур (пауз).

Штрихом non legato исполняются, например, произведения в подвижном темпе, когда следует передать характер взволнован­ности или особую значительность подчеркиванием каждого слога текста (Танеев. «Посмотри, какая мгла»). В работе над такими хоровыми партитурами следует наметить и выполнять динамику фраз, предложений, чтобы не получилось однообразное пение «по слогам».

Дирижирование:

Прием non legato (нон легато - несвязно): комбинированный, промежуточный, т.к. соединяет в себе особенности звуковедения и legato и non legato. Доли разграничены по отношению друг к другу, долевые движения ускорены, увеличивается значимость «точки» - исполняется упруго, с б о льшей отдачей.

Markato (маркато - подчеркивая) требует острого, четкого удара кисти, но с сохранением эластичности, движение руки должно быть непрерывным

 

7. Общепринятые темповые разновидности

Как известно, среди многих элементов исполнения темп (т. е. тип движения) является наименее стабильным и устойчивым. Свободный, «живой» темп в про­изведении обладает естественностью, пластичной гибкостью; в таком типе дви­жения заложена необыкновенная сила воздействия. В то же время ровность и неизменная поступательность постоянного темпа производят не меньшее впе­чатление. Различные типы движения избираются композиторами для воплоще­ния в произведениях музыкальных образов. В сочинениях разных стилей и жан­ров установились разнообразные типы движения — быстрые, спокойные и мед­ленные, свободные и строгие по темпу.


Как сообщал Г.Риман в книге «Катехизис истории музыки», темповые обо­значения появились к концу XIXв. Поначалу это были allegro, andante, adagio. Затем к ним присоединились presto, largo и производные — allegretto, andantino, prestissimo. Эти определения относились в большей мере к характеру исполнения (например, allegretto, скорее, указывает на легкость движения, чем на точное определение темпа), что, впрочем, остается и поныне. Некоторые темповые определения отличались друг от друга совсем незначительно. Темп, как форма движения, менялся соответственно смене музыкальных стилей в истории. Та­ким образом, движение allegro XVIIIв. отличается от скорости allegro XX в. большим спокойствием.

Обычно композиторы в произведениях выставляют темповые обозначения либо в виде общепринятых терминов, выражающих тип, скорость движения и характерные жанровые, стилистические особеннос ти. Дополнительно могут использоваться метрономические указания, выраженные в числовом значении, что, безусловно, облегчает исполнителям понимание движения в музыке.

Правильное определение темпа в произведении — первостепенная задача дирижера. Неверно взятый темп отрицательно отражается на всех становится неуверенным. Достаточно перейти допустимые границы скорого темпа, как качество исполнения резко ухудшится: утратится отчетливость ритма и слова, разрушит­ся ансамбль и строй.

Иногда исполнители не удерживают единый темп с начала до конца произ­ведения. Это проявляется в тенденции связывать crescendo с accelerando,diminuendo с rallentando.

В музыкальном понимании ровный темп является обязательным условием, потому что через ощущение метрономически постоянного движения откры­ваются возможности

· разнообразной агогики, например, tempo rubato и tempo ad libitum,

· все виды ускорений (accelerando, stringendo, incalzando, affrettando, con moto, piu mosso) и

· замедлений (ritenuto, ritardando, rallentando, stentando, strasciando).

Фермата является знаком, увеличивающим звук (паузу) на неопределенное количество временных единиц. Существует два вида фермат на звуке — снимае­мые и неснимаемые.

Первые, снимаемые, ферматы называются так, потому что встречаются в конце музыкальных построений (например, на заключительных аккордах) и внутри построений перед паузами, т.е. в тех случаях, когда после остановки на ноте ее звучание прерывается, при этом требуется дирижерский жест снятие.

Вторые, неснимаемые, ферматы встречаются внутри музыкальной фразы; после ферматы (остановки на ноте) следует продолжение музыки, и дирижер не производит движения снятие. К ферматам на паузе относят ферма­ту между звуками и фермату на тактовой черте; обе они выражают внезапную остановку в виде люфтпаузы.


 

Существуют общепринятые темповые разновидности. Они включают группы очень медленных, медленных, умеренных, быстрых и очень быстрых темпов.

  Очень медленные ММ =       Grave   Largo   Lento Adagio   Важно, степенно, серьезно, значительно, несколько торжественно Широко, протяжно, величаво, очень медленно, торжественно Протяжно, медленно Медленно
Медленные   Largetto   Andante Andantino Sostenuto Умеренно медленный темп (близкий к Andante) Не спеша Скорее (чем Andante) Сдержанно
Умеренные   Commodo   Maestoso Moderatо Tranquillo Удобно; непринужденно, свободно, не спеша Величественно, величаво, торжественно Умеренно Тяжело
Быстрые   Allegretto   Animato Allegro Оживленно, подвижно (медленнее, чем allegro) Одушевленно Скоро, весело, быстро
Очень быстрые   Allegro assai Allegro vivace Vivo, Vivace Presto Prestissimo Весьма скоро Очень скоро Живо, оживленно Быстро Очень быстро

 

Замедление, ускорение:

Accelerando (аччелерандо) – ускоряя

Allargando (алларгандо) – расширяя

A tempo (а темпо) – в прежнем темпе

Meno mosso (мэно моссо) – менее подвижно

Piu mosso (пиу моссо) – более подвижно

Poco a poco (поко а поко) – постепенно

Rallentando (раллентандо) – постепенно замедляя

Ritardando (ритардандо) – расширяя

Ritenuto (ритэнуто) – замедляя

 

Прочие оттенки:

Da capo al fino (да капо аль фино) – с начала до слова «конец»

Meno (мэно) – менее

Molto (мольто) – много, очень много

Piu (пиу) – больше

Rubato (рубато) – свободно по темпу

Non troppo (нон троппо) – не слишком

Sempre (сэмпрэ) – постоянно, всегда

Simile (симиле) – аналогично, в том же роде

Sforzando (сфорцандо) – внезапный акцент на звуке или аккорде

Subito (субито) – внезапно, резко

 

Эмоциональные оттенки:

Agitato (аджитато) – возбужденно

Animato (анимато) – одушевленно

Apassionato (апассионато) – страстно

Cantabile (кантабиле) – певуче

Con anima (кон анима) – с душой

Con brio (кон брио) – живо

Con moto (кон мото) – с движением

Con fuoco (кон фуоко) – с огнем

Dolce (дольче) – нежно, ласково

Espressivo (эспрессиво) – выразительно

Leggiero (леджиеро) – легко, грациозно

Maestoso (маэстозо) – величественно, торжественно

Marcato (маркато) – четко, подчеркивая

Morendo (мoрэндо) – замирая

Risoluto (ризолюто) – решительно

Scherzando (скэрцандо) – шутливо, игриво, с юмором

Semplice (сэмпличе) – просто

Smorzando (сморцандо) – замирая

Sotto voce (сотто воче) – с душой

Spirituoso (спиритуозо) – с увлечением

Tenuto (тэнуто) – выдержанно

Громкость (динамика):


Forte (фортэ) – сильно, громко

Mezzo forte (меццо фортэ) – не очень громко

Fortissimo (фортиссимо) – очень громко

Piano (пиано) – тихо

Mezzo piano (мэццо пиано) – не очень тихо

Pianissimo (пианиссимо) – очень тихо

 

Crescendo (крещендо) – постепенно усиливая

Diminuendo (диминуэндо) – постепенно затихая

8.Хоровые жанры (духовные и светские) русской музыки

Знаменный распев -основа древнерусской музыки. Знаменный распев относится к монодичеекой музыке. Отличается плавностью, волнообразным движением, внутрислоговыми распевами. Партесное пение - (от латинского «panes» голоса). Стиль русской и украинской многоголосной музыки (от 3-х до 12-ти и более). Два вида многоголосия: 1. постоянное многоголосие (обычно это 4-хголосная обработка знаменного распева) 2. переменный склад многоголосия (сопоставление tutli и групп голосов).   Псальма —род бытовой многоголосной песни духовною содержания. В отличие от церковных псалмов псальма предназначена для домашнегопения. Псальмы - бытовые песни религиозного содержания, а позднее и светского. Переходная форма от церковной музыки к светской, в частности, к жанру лирического канта.   Кант- род бытовой многоголосной песни светского содержания. Канту свойственно 3-х голосное изложение с параллельным движением двух верхних голосов и басом, создающим гармоническую опору, подчиненная квадратностимузыкальная строфа.   Гимн название различных по содержанию торжественных песен. Гимном является протестантский хорал, гуситские песни, польские псалмы. В 17-19 в.в. гимны как части входили воратории, оперы, кантаты, концерты. В настоящее время гимн - звучащий символ государства   «Знамена» знаки древнерусской безлинейной нотации   «простоественное» тональности Cd, Fd, их параллели     «борительное» или «концертовое»     От греч. «псалом»   От лат. «cantus» пение, песня. Канты - приветственные, патриотические, бытовые. любовно-лирические, канты-виваты     Н.А.Римский- Корсаков – опера «Снегурочка» Хор «Свет и сила, бог Ярило»   11-17в.в. после принятия христианства знаменским распевом распеты песнопения всего годичного круга богослужения. Позднее (16-17в.) демественный распев, путевой, болгарский, греческий, киевский распев.   С середины 17 века распространилось из Украины в Россию (до последней четверти 18 века).     Конец 17 в.- начало 18 в. Россия, Украина, Белоруссия     Начало 18-середина 19 в. Поэзия М. Ломоносова, А.Сумарокова, «Силлабическая поэзия»

9.Хоровые жанры (духовные и светские) западноевропейской музыки

Mecca- воскресная католическая служба (на латинском языке) состоит из 5 разделов. Названия соответствуют первымсловам молитв: 1. Куriе eleison - Господи помилуй 2. Gloria-Слава 3. Credo- Верую 4. Sanctus Benedictus - Свет Благословен 5. Agnus Dei - Агнец Божий Реквием- разновидность мессы (заупокойная служба), эволюция мессы в сторону концертности, сближение с оперой, чередование сольных и хоровых номеров, оркестровой партии.   Романтизация мессы Магнификат -празднично-величавые песнопения, связанные с легендой о благовещении (дева Мария, получив благую весть о предстоящем материнстве, величает бога)   Мотет-жанр многоголосной вокальной музыки, где в основном звучании соединяются несколько самостоятельных мелодий с различными текстами. Католическая церковь боролась против таких мотетов, противопоставив с 15 в. многоголосные песнопения на единый латинский текст. Мотеты писались для хора а cappella (с 16 в. - с сопровождением), состояли из нескольких (2,3 и более) разделов в полифоническом и аккордовом складе.   Мотет постепенно перерастает в сольную и хоровую кантату, сближается с ней (мотет-ария, мотет-сцена, мотет-диалог и др.)     «Высокая месса»h-moll Баха; «Торжественная месса» Бетховена Симфонизация мессы   Романтизм   От лат. «magnificat» - величание   От фр. «мот» - слово. Особый музыкальный род, стоящий между мессой и песней   Эпоха Возрождения - Жоскен Депре, Дж.Палестрина     Барокко 1-я половина 18 в. Д.Скарлатти, И.Бах 2-я половина 18-го -19 век. И.Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен     19 в.- К.Вебер, Ф.Лист, Ф.Шуберт Дж.Палестрина, О.Лассо. К.Монтеверди, И.Бах     Конец 12 -14 в. - 16 в. Дж. Палестрина, О.Лассо. 17 в.- Рамо, Пёрселл, Гендель, Бах   18 в. – И.Гайдн, В.Моцарт; 19 в. – Р.Шуман, И.Брамс, Ш.Гуно, К.Сен-Санс; 20 в. – А.Веберн,И. Стравинский  
Мадригал -песня (лирическая) на родном языке, в отличие от песнопений на латинском языке, одноголосная. Светский музыкальный жанр эпохи Возрождения. Истоки мадригала - в итальянском народном творчестве. Мадригал в 16 в. это 4-5-ти голосное вокальное сочинение «строгого стиля» (полифоническое).   Кантата- возникла в Италии как вид сольной вокальной музыки в 17 в. Затем, наряду с сольной, возникла хоровая кантата. наряду со светской - духовная кантата. Кантата - многочастное произведение для солистов, хора и оркестра. (Бах называл свои кантаты «концертами», «мотетами», диалогами»).   Ораторияпоявилась одновременно с кантатой. Название произошло от особого церковного помещения, где верующие читали Библию, Евангелие. Крупное музыкальное сочинение для певцов-солистов, хора и оркестра, имеющее драматический сюжет и предназначенный для концертного исполнения. Основной источник сюжетов - Библия.   Хоровая сюита - это циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных частей, располагающихся по принципу контраста, объединенных единым замыслом, содержанием, названием     От итал. «cantare» - петь, (соната - инструментальная музыка, кантата - вокальная музыка)     От лат. «oratorium» молельня. Сходство с оперой: сюжетность, крупные размеры. Вокальные формы - арии, речитативы, ансамбли,хоры. Отличи е: оратория - эпический повествователь­ный жанр, исполняется концертно, без костюмов и декораций.     От франц. «suite» - ряд, последователь­ность     16 в. — Аркадельт, Палестрина, Маренцио,Монтеверди, Лассо   17 в. – И.Бах - около 300 кантат; 20 в. – светские кантаты: С.Прокофьев - «Александр Невский»; Д.Кабалевский «Песня утра, весны и мира»; Ю.Чичков - «Дети рядом с отцами»; «Пионеры- герои»; А.Пахмутова - «Красные следопыты»     18 в. Ф.Гендель -создатель классического образца этого жанра. И.Гайдн, Л.Бетховен. В.Моцарт. 20 в. С.Прокофьев, Д.Щостакович, Г.Свиридов, А.Шнитке. И.Макаров «Река-богатырь  
  Хоровая миниатюра или хоровое произведение малых форм. Небольшое хоровое произведение -обычно отточенное по форме, афористичное, преимущественно лирического, любовного содержания, пейзажное, часто на народной жанровой основе. Отсутствие многоплановости, как правило, разрабатывается один раз. Музыка лишена внешних эффектов. Прежде всего, обращена в сферу внутреннего мира человека, его чувств и переживаний. Танцевальность. Формы: одночастная (период), 2-х частная, куплетная форма.   Миниатюризм как художественный принцип характерен для французской хоровой музыки. Расцвет миниатюры - 19 в. - эпоха романтизма   Ф.Рамо, Ф.Куперен, В.Моцарт, Л.Бетховен, Ф.Шуберт, Р.Шуман, К.Вебер, Мендельсон, Э.Григ. Россия: М.Глинка, А.Даргомыжский и др.  

 

10.Периодизация хоровых жанров по эпохам:

Возрождение -Франция, Италия, Нидерланды (2-я половина 14 века –

середина 16 века)

Барокко - Италия, Германия, Австрия (конец 16 века – 1-я половина

18 века)

Рококо -Франция, Австрия (1-я половина 18 века)

 

Классицизм -Германия, Австрия (конец 17 века – начало 19 века)

 

Романтизм - Австрия, Германия, вся Западная Европа, Россия (19 век)

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ (или Ренессанс) 14-16 в. Название произошло в связи с возрождением интереса к античному искусству. Родилось новое мировоззрение - гуманизм (обращение к человеку от лат. «гуманос» - человеческий). Изобретение книго- и нотопечатания. Изменяется фактура изложения (увеличивается число голосов до 4-6-ти и т.д.), в гармонии - консонансы. Складываются мажорный и минорный лады, тактовая система, ритмика, теснее связь музыки и текста. БАРОККО (конец 16 в. -1-я половина 18 в.) От итал. «странный», «причудливый», «вычурный». В основном термин «барокко» применяют к пластическим искусствам (архитектура) - синоним величия, пышности, декоративности. Барокко отразило глубочайшее внутреннее противоречие эпохи, необычный взлет души. Свойственны:напряженность, динамизм, контрастность.   РОКОКО(1-я пол. 18 века) - стиль, распространенный, прежде всего, во Франции (изобразительное искусство, декоративное оформление дворцовых интерьеров). Вычурность, изощренность, обилие орнаментов, рисунков в настенных росписях.   Духовная музыка: месса, магнификат, псалм. Светская музыка: мотет, мадригал, песня, фроттола, виланелла, шансон   Полифония достигла вершины. Развитие гомофонии (на первый план выдвигается мелодия – Дж.Каччини «Ave Maria». Старинные лады сменяет гармоническая система мажора-минора. Формируются жанры: опера, оратория, кантата, сюита, псалмона. От фр. «орнаментальный» Пасторали, мотеты, камерные кантаты.   От лат. «образцовый» Жоскен Депре (1440-1524) Нидерландская школа - полифонист Палестрина (1529-1594); Римская школа - органист, хормейстер Орландо.Лассо (1532-1594) - полифонист строгого стиля, один из основателей гомофонно-гармонического склада в хоровой музыке.     Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) -3 оратории, 300 кантат (22 светских). Творчество на грани барокко и классицизма: Георг Фридрих Гендель (1685-1759) создал классические оратории в истории мировой музыки (32).     Французские клавесинисты (камерность, миниатюризм, грациозность, кокетивость образов, изысканность мелизматики). Луи Клод Дакен ( 1694-1772) кантаты, мессы, песни; Куперен Франсуа (1668-1733) органист, клавесинист, учитель музыки. Основа творчества - инструментальная музыка, но писал и мессы. Жан Филипп Рамо (1683-1764) органист, теоретик, педагог, заложил основы современной гармонии, обосновал терцовое строение, ввел понятие гармонического центра D, S -функций. В трактате о гармонии -утверждал первенство гармонии над мелодией. Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787) реформатор оперы. В оперных хорах - величавость, лирико-драматическое начало.    
  КЛАССИЦИЗМ (17 в. – начало 19 в.). В основе – принципы лирического обоснования внутренней гармонии, строгой регламентации жанров, типизации и обобщенности выразительных средств. С 18 века классицизм развивается во взаимодействии с другими стилями и художественными течениями – барокко, рококо, позднее – романтизмом. Вершина – искусство Венской классической школы       Йозеф Гайдн (1732-1809) мессы, мотеты, песни, кантаты, оратории «Сотворение мира» и «Времена года». Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) кроме опер - оратории, мотеты, мессы. каноны, гимны, «Реквием», песни, хоровые миниатюры. Людвиг ван Бетховен (1770-1827) - оратории, мессы, кантаты, хоровой финал симфонии № 9, хоры с сопровождением (оркестр), хор в опере «Фиделио», песни, хоровые миниатюры. Россия: М.С.Березовский (1745-1777) - 9 хоровых концертов, хоры и др., мастер хорового письма а cарpellа. Д.С.Бортнянский (1751-1825) -оперы, более 100 хоровых произведений, 35 хоровых концертов, 10 концертов для двойного хора и др. Заложил основы русской хоровой культуры.  

 

 

Литература,

которую можно использовать при

анализе и написании аннотации хорового произведения

 

1. Безбородова Л.А. Дирижирование / уч. пособие / - М., 1990.

2. Вокальный словарь /под ред. И.Кочневой, А.Яковлева/ - Лен., 1986.

3. Живов В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения - М., 1987.

4. Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. / уч. пособие / - М., 2003.

5. Композиторы Российской Федерации. - Вып. 1-7. - М., 1981 - 2000.

6. Копытман М.Р. Хоровое письмо / уч. пособие / - М., 1971.

7. Краснощеков В. Вопросы хороведения - М., Музыка 1969.

8. Левандо П.П. Хоровая фактура /монография/ - Лен., 1984.

9. Осеннева М.С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом - М., 1999.

10. Осеннева М.С, Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором: /учебное пособие/ - М.: Издательский центр Академия, 2003.

11. Романовский Н. Хоровой словарь - М., Музыка 2005.

12. Ручьевская Е.А. Анализ вокальных произведений / уч. пособие / – М., 1988.

13. Самарин В.А. Хороведение / уч. пособие / - М., 2000.

14. Соколов В.Г. Работа с хором / уч. пособие / - М., 1983.

15. Способин И.В. Музыкальная форма - М., Музыка 1980.

16. Уколова Л.В. Дирижирование - М., Владос, 2003.

17. Усова И.А. Хоровая литература - М, Музыка 1976.

18. Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом – М., Музыка 1988.

 







Date: 2015-11-14; view: 1569; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.032 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию