Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационное обеспечение ИД





Российская система НТИ включает государственные научно-технические библиотеки и другие организации, осуществляющие сбор, обработку и распространение НТИ:

Всероссийский центр межотраслевой информации МЭР РФ;

· Российское объединение информационных ресурсов научно-тех развития (Росинформресурс) МОиН РФ, включающий 65 региональных центров НТИ;

· Всероссийский центр научно-тех информации РАН;

· Государственная публичная н-тех библиотека России;

· Всероссийская патентно-техническая библиотека (100 млн. документов);

· Библиотека РАН по естественным наукам;

· Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН;

· Отраслевые библиотеки.

Создаётся Единая система учёта результатов НТД (ЕС РНТД России, сайт в Интернете)

Для экономистов (дипломные работы):

· Информационно-ресурсный центр ФЭП (ауд.408), библиотека и читальный зал МГЛУ;

· Российская государственная библиотека (б.«Ленинка»), читальный и диссертационный залы;

· Библиотека экономической и юридической литературы (ул.Б.Черкизовская, м. «Преображенская площадь»);

· ИНИОН РАН (м. «Профсоюзная»);

· Центральная универсальная научная библиотека им.Некрасова (Бауманская ул. 58/25, стр.14, м. «Бауманская»);

· Государственная общественно-политическая библиотека (ул.Пика 4, кор.2, м. «ВДНХ»);

· Государственная научно-техническая библиотека России (Кузнецкий мост,12, м.«Кузнецкий мост»).

Международная статистика инноваций:

Осуществляется на основе Руководства Фраскати (ОЭСР), Руководства Осло (ОЭСР) и Руководства Юнеско.

˗ Руководство Фраскати (Manual Frascati). Содержит стандарты учета научных исследований, их классификацию.

˗ Руководство Осло. Регулирует сбор данных о технологических инновациях.

˗ Руководство Юнеско по статистике науки и техники, осуществляет сбор и публикацию статданных об научно-технических инновациях.

˗ + Евростат и Европейский информационный центр, Интернет, международные выставки (74% российских фирм).

II. Система государственной поддержки ИД в РФ:

1. Наличие государственных органов, регулирующих ИД,

2. Государственные инновационные программы;

3. Государственное финансирование важнейших НИОКР;

4. Льготы инноваторам;

5. Формирование инновационной инфраструктуры;

6. Государственная поддержка международного научно-технического сотрудничества.

(1) Государственные органы, регулирующие ИД:

Комиссия при Правительстве РФ по научно-технической политике (координирует деятельность в сфере инноваций следующих ведомств):

· Мин-во образования и науки;

· Мин экономического развития;

· Министерство финансов;

· РАН, специализир академии наук, вузы;

+соответствующие комитеты в ГД, СФ и отдел в администрации Президента РФ.

(2) Государственные инновационные программы:

Базовым документом в сфере инноваций является Постановление Прав РФ «Основы инновационной политики РФ на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу». Определяет принципы инновационной политики России:

· «принцип наращивания» - использование собственных разработок для повышения конкурентоспособности продукции;

· «принцип заимствования» – использование идей иностранных разработок и создание на их основе собственных разработок;

· «принцип переноса» - использование иностранных разработок в отечественном производстве.

В н.в. в РФ осуществляются (финансируются) федеральные программы:

˗ «Создание центра инноваций в Сколково»

˗ «Национальная технологическая база»,

˗ «Развитие электронной техники в РФ»,

˗ «Информатизация РФ»,

˗ «Развитие промышленной биотехнологии»,

˗ «Технологии двойного назначения»,

˗ «Развитие гражданской авиатехники»,

˗ «Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности» и др.

(3) Государственное финансирование инновационных проектов:

Прямое бюджетное финансирование целевых программ и финансирование отдельных инноваций через внебюджетные государственные фонды развития.

Федеральные фонды развития:

· Российский фонд фундаментальных исследований;

· Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

· Венчурный инновационный фонд;

· Российский фонд технологического развития;

· Федеральный фонд производственных инноваций;

· Российский гуманитарный научный фонд;

Кроме федеральных фондов, существуют отраслевые и региональные фонды развития.

(4) Предоставление льгот инноваторам:

В мировой и российской практике используются налоговые, кредитные, таможенные, амортизационные, арендные, страховые, патентные и лицензионные льготы для ИД.

Налоговые льготы в РФ:

· освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость:

˗ выполнение НИОКР за счет госфинансирования, а также учреждениями образования и науки на основе хоздоговоров,

˗ покупка иностранного оборудования, аналоги которого не производятся в РФ;

· уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму затрат по изобретательству и рационализаторству;

· льготы по земельному налогу для научно-исследовательских учреждений Российских АН;

· «налоговые каникулы» по налогу на прибыль (инвестиционный налоговый кредит) – отсрочка налоговых платежей на 1-5 лет при выполнении НИОКР и техническом перевооружении с последующей поэтапной уплатой кредита с процентами.

В отличие от развитых стран в РФ не применяется снижение ставки налога на прибыль инновационных предприятий.

Прочие льготы инноваторам:

· Таможенные льготы инноваторам при закупке иностранного оборудования (не облагается, если аналогичное оборудование не производится в РФ);

· Амортизационные льготы ускоренная амортизация нелинейным способом с удвоением нормы амортизации по активной части ОФ

· Арендные льготы - по решению региональных и местных властей;

· Государственные премии, почетные звания, награды.

(5) Формирование инновационной инфраструктуры

Инновационная инфраструктура – это правовое, информационное, экспертное, финансовое, маркетинговое и кадровое обеспечение ИД

+ инновационные центры: бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы, инновационные союзы и ассоциации.

Инновационные центры:

Бизнес-инкубатор (в т.ч. инкубатор инноваций) – это организация, поддерживающая создание новых (в т.ч. инновационных) фирм путем предоставления помещений (+аренда научного оборудования, юридические, информационные и патентно-лицензионные услуги).

Технопарк – это объединение различных организаций, предоставляющее полный цикл инновационных услуг от разработки до изготовления наукоёмкой продукции.

Технополис – это город или регион, жизнедеятельность которого определяют инновационные организации (налоговые льготы наукоградам – Обнинск, Дубна и др.).

Инновационные союзы и ассоциации (Российский инновационный союз, куда вошли Ассоциация научных и технологических парков, Союз инновационных предприятий, Ассоциация управления проектами и другие организации).

(6) Государственная поддержка международного научно-технического сотрудничества:

Формы:

· подключение к мировым системам НТИ, введение в РФ международных стандартов;

· организация международных выставок, конференций;

· финансирование кадровых обменов;

· зарубежное патентование за государственный счет;

· привлечение иностранных экспертов;

· стимулирование иностранных инвестиций в инновационную сферу;

· экспортный контроль, направленный на предотвращение утечки оборонных технологий и технологий двойного назначения (ФС по технологическому и экспортному контролю в Минобороны).

Зарубежный опыт государственного регулирования ИД:

· США занимает 1 место по абсолютной величине расходов на НИОКР – 200 млрд.дол. в год, в т.ч. 50% государственное финансирование и 50% финансирование частных компаний, 3 место по относительной доле расходов на НИОКР по отношению к ВВП – 2,75% (после Японии и Германии). Мировой лидер в ИД и конкуренто-способности, 60% мирового экспорта лицензий. Опыт для изучения и применения в РФ – развитый механизм поддержки ИД, особенно, механизм защиты конкуренции.

· Япония занимает 2 место по абсолютной величине расходов на НИОКР (89 млрд.дол.) и 1 место в ОЭСР по относительной доле – 3,0% ВВП, превратилась из нетто-импортера в нетто-экспортера лицензий. Для РФ важен японский опыт развития городов-технополисов: Осака, Нагоя, Йокогама и др.

· Интересен опыт инновационной политики в рамках ЕС по направлениям:

1) Прямое государственное финансирование инноваций в области новейших технологий,

2) Льготное налогообложение НИОКР,

3) Применение ускоренной амортизации оборудования,

4) Поддержка малого инновационного бизнеса,

5) Стимулирование сотрудничества университетов и промышленных фирм,

6) Единое антимонопольное законодательство,

7) Реализация «Плана развития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий».

III. Современное состояние инновационной системы России можно определить как кризисное:

1. Недостаточное финансирование науки, доля затрат на НИОКР в ВВП РФ ~ 1%, что в 2,3 раза меньше, чем в среднем по ОЭСР;

2. Низкий уровень оплаты научного труда. Последствия:

˗ утечка интеллектуальной элиты

˗ старение научных кадров (> 60 лет в РФ – 21%, США – 6%),

˗ уменьшение доли исследователей высшей квалификации (в 1991 – 15% кандидатов и докторов наук, в 2003 – 12%);

3. Инновационная инертность российских предприятий и слабая изобретательская активность;

4. Фундаментальная наука нуждается в реформировании, а прикладная наука просто исчезает.

Задачипо развитию инновационной системы России:

1. Создание конкурентной среды в экономике;

2. Усиление защиты интеллект/собственности;

3. Совершенствование механизма банкротства и развитие фондового рынка для увеличения эффективных бизнес-собственников;

4. Реформирование научной сферы, создание эффективных систем фундаментальной и прикладной наук;

5. Формирование системы инновационного взаимодействия (кооперации) между наукой, государством и бизнесом;

6. Развитие инновационной инфраструктуры (технополисы и пр.) для трансфера технологий от науки в промышленность;

7. Вовлечение в инновационный процесс мировых высокотехнологичных компаний-лидеров на базе улучшения инвестиционного климата в РФ;

8. Повышения уровня образования менеджеров и совершенствование системы научно-технической информации.

Вопросы к теме 5:

1. Правовое регулирование инновационной деятельности.

2. Инновации и авторское право.

3. Финансирование инновационной деятельности: источники и формы.

4. Система научно-технической информации в РФ и международная статистика инноваций.

5. Основные формы государственной поддержки инноваций в РФ.

6. Формирование и развитие инновационной инфраструктуры. Бизнес-инкубаторы, технопарки и технополисы.

7. Государственная поддержка международного научно-технического сотрудничества и зарубежный опыт управления развитием.

Date: 2015-11-14; view: 338; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию