Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 2. Организация инновационного менеджмента
I. Организационные формы инновационной деятельности (ИД). II. Функции и методы инновационного управления. I. Инновационная организация (предприятие): · В узком смысле, к ИО относят организации, специализированные на производстве новшеств. · В широком смысле, к ИО относятся организации, занимающиеся инновационной деятельностью в какой-либо форме, т.е. не только создающие, но и осваивающие, и распространяющие новшества. Организационные формы ИД (виды ИО): 1. Новаторы: к ним относятся научно-исследовательские организации (НИО), производящие новшества. Подразделяются на: · Некоммерческие НИО, не ставящие цель получения прибыли a) Государственные НИО, финансируемые из госбюджета (НИИ РАН, Минобороны, государственные вузы); b) Частные НИО, финансируемые фондами, общественными и религиозными организациями; · Коммерческие НИО, работающие в условиях коммерческого расчета (с/о и с/ф). Х.Фризевинкель: новаторы – «кроты экономики». 2. Эксплеренты (expel – вывести) – это организации, занимающиеся продвижением новшеств на рынок. Пионеры во внедрении новинок. По классификации Х. Фризевинкеля – «первые ласточки». 3. Виоленты (violent – сильный) – крупные производственные компании, занимающиеся выпуском продукции для широкого потребления. Массовый маркетинг. Возможные этапы развития виолентов (Х. Фризевинкель): · «лев», начальный этап быстрого роста и активной конкурентной борьбы в перспективной отрасли; · «слон», развитие замедляется, появляется сеть филиалов, идет проникновение в другие отрасли; · «бегемот», чрезмерная диверсификация приводит к трудностям в управлении, появлению убыточных бизнесов, потери финансовой устойчивости. Необходима санация компании. 4. Патиенты (patient – терпеливый) – производственные компании, работающие на одном сегменте рынка, ориентированы на потребителей с высокими доходами. Выпускают новые, дорогие, высоко-качественные товары. Маркетинг – концентрированный («нишевые» фирмы), стремятся уйти от прямой конкуренции с виолентами. «Хитрые лисы экономики» 5. Коммутанты (communicate –передавать, связывать) – распространители новинок на местных рынках. Производят копии инновационных продуктов и предоставляют услуги по их послепродажному сервису. Приспосабливают новинку к отдельным сегментам рынка. Маркетинг – дифференцирован-ный. Обычно, средние и мелкие, гибкие, специализированные предприятия – «Серые мыши экономики». Особой разновидностью ИО являются венчурные (рисковые) фирмы – небольшие коммерческие организации, специализирующиеся на исследованиях и разработках новой продукции или новой технологии. Впервые возникли в 70-х годах ХХ века в США, широко распространились в Западной Европе, Японии, в последние годы появились и в России. Возможные этапы эволюции венчурной фирмы: 1 этап – зарождение венчурной компании: появление идеи новации, разработка новшества на средства основателей фирмы, организационная форма ИД – «новатор»; 2 этап – превращение новшества в инновацию, привлечение средств фонда венчурного капитала, венчурная компания становится ЗАО, в котором акции принадлежат разработчикам и инвесторам, форма ИД – «эксплерент», предприятия -«start-up»; 3 этап – массовое производство новой продукции (применение новой технологии), компания превращается из ЗАО в ОАО, форма ИД – «виолент». Сотрудники предприятия (или сторонние изобретатели) подают заявки-предложения. В случае одобрения проекта, автор возглавляет дочернюю фирму - «внутренний венчур». За определенный срок, в рамках определенного финансирования эта фирма должна провести разработку новшества и подготовить новый продукт к запуску в производство. В ОПК при конверсии, а также при санации компании. II. Субъектом инновационного менеджмента является инновационный менеджер. Объектом инновационного менеджмента – инновационные проекты, группы сотрудников. Функции инновационного управления – это объективные составляющие процесса управления: 1. Планирование a. Стратегическое: разработка инновационной стратегии компании. Типы стратегий: наступательная, оборонительная, имитационная, консервативная. Способы выбора инновационной стратегии: · Сверху вниз · Снизу вверх · Экспертный Методы разработки инновационной стратегии: · Системного анализа, · Построения дерева целей и дерева работ, · Экономико-математические методы поиска оптимальных решений и другие
b. Оперативное – это формирование портфелей новшеств и инноваций на предприятии с определением работ, исполнителей, ресурсов, сроков. Методы оперативного планирования инноваций: 1) Продуктово-тематический метод (применяется для определения тематики исследований) 2) Технико-экономический метод (предусматривает расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения отобранных тем) 3) Объемно-календарный метод (заключается в определении объемов работ по проектам и построении календарных графиков проведения работ)
2. Организация – это построение организационной структуры, распределение полномочий и определение порядка взаимодействия между подразделениями фирмы в процессе инновационной деятельности. Структуры инновационного управления (или организационная структура) – это состав и порядок связей между органами управления (подразделениями и исполнителями). Существуют: 1) Функциональная структура инновационного управления: работы по проекту распределяются по специализированным подразделениям (технический отдел, отдел маркетинга, финансовый и т.д.). Руководители отделов несут ответственность за выполнение своей части проекта. 2) Тематическая структура инновационного управления: создаются новые штатные тематические подразделения (отделы разработки новых товаров, новой технологии, повышения качества или, конкретно, лаборатория фильтров, насосов и т.п.). Эти отделы осуществляют разработку тем от начала до конца. 3) Матричная структура инновационного управления: менеджер программы создает временный целевой коллектив, привлекая специалистов различных функциональных подразделений. При этом новое штатное подразделение не создается. Методы организационного проектирования: ¾ Метод соответствия структуры управления объекту управления (учитывается вид и объем ИД, количество производственных подразделений, сложность инновационных проектов и т.п.); ¾ Метод соответствия структуры управления процессу управления, т.е. выполняемым управляющей подсистемой функциям-задачам (задача требует органа управления).
3. Мотивация – создание побудительных стимулов достижения целей. Методы мотивации: ¾ Административные (распоряжения и приказы, обязательные к исполнению) ¾ Экономические (через экономические интересы - зарплата, премии, штрафы) ¾ Социально-психологические (воздействуют на сознание работников, формируют моральные стимулы – чувство долга, ответственности за дело, самоутверждение личности и пр.)
4. Контроль Основные объекты контроля в инновационном процессе: · Сроки · Затраты · Качество Контроль качества: Качество выполнения проекта – достижение заданных параметров (характеристик). Метод «TQM Total Quality Management» Цель метода – достижение уровня «Ноль дефектов». Принципы TQM: ¾ Разбивка работы на этапы; ¾ Качественное выполнение каждого этапа; ¾ Качественное выполнение работы каждым участником (соблюдение требуемых характеристик); ¾ Оперативное выявление и устранение любого отклонения. Этапы контроля любого объекта (сроков, затрат, качества): 1. Сбор информации о ходе выполнения проекта; 2. Анализ информации (выявление отклонений и причин, их вызвавших); 3. Прогнозирование последствий; 4. Корректирующие действия. Способы (методы) контроля выполнения проекта: ¾ Контроль в момент окончания работ (способ «0-100»); ¾ Контроль в момент 50%-го выполнения работ (способ «0-50»); ¾ Контроль по завершении определенного этапа работ (контроль «по вехам»); ¾ Интервальный контроль (через равные промежутки времени); ¾ Постоянный контроль (оперативный). Типовые факторы, затрудняющие выполнение инновационных проектов: ¾ Недостаточная квалификация персонала; ¾ Недостаточность финансирования; ¾ Технические проблемы (нехватка приборов, оборудования); ¾ Неэффективная организация и мотивация и др. Вопросы к теме 2: 1. Сущность понятия «инновационная организация». 2. Организационные формы инновационной деятельности. Классификация Х.Фризевинкеля. 3. Организации-новаторы и организации-эксплеренты. 4. Организации – виоленты, патиенты и коммутанты. 5. Венчурные фирмы и возможные этапы их развития. 6. Сущность понятий «функции», «методы» и «структуры» инновационного управления. 7. Типы инновационной стратегии и способы ее выбора. 8. Методы оперативного планирования инноваций: продуктово-тематический, технико-экономический и объемно-календарный. 9. Структуры инновационного управления: функциональная, тематическая и матричная (программно-целевая). 10. Методы организационного проектирования. 11. Мотивация в инновационном менеджменте. 12. Объекты контроля в инновационном процессе. Метод «TQM Total Quality Management» 13. Этапы и способы контроля в ИМ.
Date: 2015-11-14; view: 619; Нарушение авторских прав |