Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Организация инновационного менеджмента





I. Организационные формы инновационной деятельности (ИД).

II. Функции и методы инновационного управления.

I. Инновационная организация (предприятие):

· В узком смысле, к ИО относят организации, специализированные на производстве новшеств.

· В широком смысле, к ИО относятся организации, занимающиеся инновационной деятельностью в какой-либо форме, т.е. не только создающие, но и осваивающие, и распространяющие новшества.

Организационные формы ИД (виды ИО):

1. Новаторы: к ним относятся научно-исследовательские организации (НИО), производящие новшества. Подразделяются на:

· Некоммерческие НИО, не ставящие цель получения прибыли

a) Государственные НИО, финансируемые из госбюджета (НИИ РАН, Минобороны, государственные вузы);

b) Частные НИО, финансируемые фондами, общественными и религиозными организациями;

· Коммерческие НИО, работающие в условиях коммерческого расчета (с/о и с/ф).

Х.Фризевинкель: новаторы – «кроты экономики».

2. Эксплеренты (expel – вывести) – это организации, занимающиеся продвижением новшеств на рынок. Пионеры во внедрении новинок.

По классификации Х. Фризевинкеля – «первые ласточки».

3. Виоленты (violent – сильный) – крупные производственные компании, занимающиеся выпуском продукции для широкого потребления. Массовый маркетинг.

Возможные этапы развития виолентов (Х. Фризевинкель):

· «лев», начальный этап быстрого роста и активной конкурентной борьбы в перспективной отрасли;

· «слон», развитие замедляется, появляется сеть филиалов, идет проникновение в другие отрасли;

· «бегемот», чрезмерная диверсификация приводит к трудностям в управлении, появлению убыточных бизнесов, потери финансовой устойчивости. Необходима санация компании.

4. Патиенты (patient – терпеливый) – производственные компании, работающие на одном сегменте рынка, ориентированы на потребителей с высокими доходами. Выпускают новые, дорогие, высоко-качественные товары. Маркетинг – концентрированный («нишевые» фирмы), стремятся уйти от прямой конкуренции с виолентами.

«Хитрые лисы экономики»

5. Коммутанты (communicate –передавать, связывать) – распространители новинок на местных рынках. Производят копии инновационных продуктов и предоставляют услуги по их послепродажному сервису. Приспосабливают новинку к отдельным сегментам рынка. Маркетинг – дифференцирован-ный. Обычно, средние и мелкие, гибкие, специализированные предприятия –

«Серые мыши экономики».

Особой разновидностью ИО являются венчурные (рисковые) фирмы – небольшие коммерческие организации, специализирующиеся на исследованиях и разработках новой продукции или новой технологии.

Впервые возникли в 70-х годах ХХ века в США, широко распространились в Западной Европе, Японии, в последние годы появились и в России.

Возможные этапы эволюции венчурной фирмы:

1 этап – зарождение венчурной компании: появление идеи новации, разработка новшества на средства основателей фирмы, организационная форма ИД – «новатор»;

2 этап – превращение новшества в инновацию, привлечение средств фонда венчурного капитала, венчурная компания становится ЗАО, в котором акции принадлежат разработчикам и инвесторам, форма ИД – «эксплерент», предприятия -«start-up»;

3 этап – массовое производство новой продукции (применение новой технологии), компания превращается из ЗАО в ОАО, форма ИД – «виолент».

Сотрудники предприятия (или сторонние изобретатели) подают заявки-предложения. В случае одобрения проекта, автор возглавляет дочернюю фирму - «внутренний венчур». За определенный срок, в рамках определенного финансирования эта фирма должна провести разработку новшества и подготовить новый продукт к запуску в производство.

В ОПК при конверсии, а также при санации компании.

II. Субъектом инновационного менеджмента является инновационный менеджер.

Объектом инновационного менеджмента – инновационные проекты, группы сотрудников.

Функции инновационного управления – это объективные составляющие процесса управления:

1. Планирование

a. Стратегическое: разработка инновационной стратегии компании. Типы стратегий: наступательная, оборонительная, имитационная, консервативная.

Способы выбора инновационной стратегии:

· Сверху вниз

· Снизу вверх

· Экспертный

Методы разработки инновационной стратегии:

· Системного анализа,

· Построения дерева целей и дерева работ,

· Экономико-математические методы поиска оптимальных решений и другие

 

b. Оперативное – это формирование портфелей новшеств и инноваций на предприятии с определением работ, исполнителей, ресурсов, сроков.


Методы оперативного планирования инноваций:

1) Продуктово-тематический метод (применяется для определения тематики исследований)

2) Технико-экономический метод (предусматривает расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения отобранных тем)

3) Объемно-календарный метод (заключается в определении объемов работ по проектам и построении календарных графиков проведения работ)

 

2. Организация – это построение организационной структуры, распределение полномочий и определение порядка взаимодействия между подразделениями фирмы в процессе инновационной деятельности.

Структуры инновационного управления (или организационная структура) – это состав и порядок связей между органами управления (подразделениями и исполнителями). Существуют:

1) Функциональная структура инновационного управления: работы по проекту распределяются по специализированным подразделениям (технический отдел, отдел маркетинга, финансовый и т.д.). Руководители отделов несут ответственность за выполнение своей части проекта.

2) Тематическая структура инновационного управления: создаются новые штатные тематические подразделения (отделы разработки новых товаров, новой технологии, повышения качества или, конкретно, лаборатория фильтров, насосов и т.п.). Эти отделы осуществляют разработку тем от начала до конца.

3) Матричная структура инновационного управления: менеджер программы создает временный целевой коллектив, привлекая специалистов различных функциональных подразделений. При этом новое штатное подразделение не создается.

Методы организационного проектирования:

¾ Метод соответствия структуры управления объекту управления (учитывается вид и объем ИД, количество производственных подразделений, сложность инновационных проектов и т.п.);

¾ Метод соответствия структуры управления процессу управления, т.е. выполняемым управляющей подсистемой функциям-задачам (задача требует органа управления).

 

3. Мотивация – создание побудительных стимулов достижения целей.

Методы мотивации:

¾ Административные (распоряжения и приказы, обязательные к исполнению)

¾ Экономические (через экономические интересы - зарплата, премии, штрафы)

¾ Социально-психологические (воздействуют на сознание работников, формируют моральные стимулы – чувство долга, ответственности за дело, самоутверждение личности и пр.)

 

4. Контроль

Основные объекты контроля в инновационном процессе:

· Сроки

· Затраты

· Качество

Контроль качества:

Качество выполнения проекта – достижение заданных параметров (характеристик).

Метод «TQM ­ Total Quality Management»

Цель метода – достижение уровня «Ноль дефектов».

Принципы TQM:

¾ Разбивка работы на этапы;

¾ Качественное выполнение каждого этапа;

¾ Качественное выполнение работы каждым участником (соблюдение требуемых характеристик);

¾ Оперативное выявление и устранение любого отклонения.

Этапы контроля любого объекта (сроков, затрат, качества):

1. Сбор информации о ходе выполнения проекта;

2. Анализ информации (выявление отклонений и причин, их вызвавших);


3. Прогнозирование последствий;

4. Корректирующие действия.

Способы (методы) контроля выполнения проекта:

¾ Контроль в момент окончания работ (способ «0-100»);

¾ Контроль в момент 50%-го выполнения работ (способ «0-50»);

¾ Контроль по завершении определенного этапа работ (контроль «по вехам»);

¾ Интервальный контроль (через равные промежутки времени);

¾ Постоянный контроль (оперативный).

Типовые факторы, затрудняющие выполнение инновационных проектов:

¾ Недостаточная квалификация персонала;

¾ Недостаточность финансирования;

¾ Технические проблемы (нехватка приборов, оборудования);

¾ Неэффективная организация и мотивация и др.

Вопросы к теме 2:

1. Сущность понятия «инновационная организация».

2. Организационные формы инновационной деятельности. Классификация Х.Фризевинкеля.

3. Организации-новаторы и организации-эксплеренты.

4. Организации – виоленты, патиенты и коммутанты.

5. Венчурные фирмы и возможные этапы их развития.

6. Сущность понятий «функции», «методы» и «структуры» инновационного управления.

7. Типы инновационной стратегии и способы ее выбора.

8. Методы оперативного планирования инноваций: продуктово-тематический, технико-экономический и объемно-календарный.

9. Структуры инновационного управления: функциональная, тематическая и матричная (программно-целевая).

10. Методы организационного проектирования.

11. Мотивация в инновационном менеджменте.

12. Объекты контроля в инновационном процессе. Метод «TQM ­ Total Quality Management»

13. Этапы и способы контроля в ИМ.

 







Date: 2015-11-14; view: 619; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию