Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 3. Разработка инновационных проектов
I. Этапы разработки инновационных проектов. II. Специальные методы разработки инновационных проектов. I. Этапы разработки инновации: 1. Поиск инновационных идей; 2. Создание портфеля новшеств предприятия; 3. Формирование портфеля инноваций; 4. Выполнение инновационных проектов. (1) Поиск идеи начинается с осознания потребности в повышении конкурентоспособности фирмы → замысел изменения Конкурентоспособность предприятия: Конкурентоспособность предприятия определяется конкурентоспособностью продукции. Конкурентоспособность продукции измеряется показателем – удельная цена. Удельная цена – это цена продукции, исчисленная на единицу полезного эффекта (цена-качество):
Задача: Определить конкурентоспособность продукта. Цена фрезерного станка «А» -100 т.р., полезный интегральный эффект от эксплуатации – 10 баллов, цена фрезерного станка «Б» - 150 т.р., эффект – 12 баллов. Вывод: конкурентоспособность фирмы тем выше, чем ниже удельная цена его продукции! Цели инноваций на предприятии: Из формулы удельной цены становятся очевидными основные цели инноваций для повышения конкурентоспособности: ↑Э и ↓Ц. Для этого необходимо: 1) Повышение качества выпускаемого товара; 2) Снижение его себестоимости за счет: ˗ Повышения производительности труда, ˗ Фондоотдачи, ˗ Снижения материалоемкости, ˗ Совершенствование организации производства и управления и других факторов. В результате достигается рост продаж и прибыли. Причина появления инновационной идеи: Поиск инновационных идей производится через анализ финансового, технического и организационного состояния предприятия. Причина появления идеи инновации - возникшее противоречие между существующим состоянием предприятия и новыми условиями хозяйствования. Возникает проблема устранения несоответствия старого объекта новым факторам. Методы генерирования идей: А. Выдвижение гипотез (Гипотеза – это предположение, требующее подтверждения); Б. Метод проб и ошибок; В. Метод контрольных вопросов; Г. Мозговой штурм; Д.Синектика; Е. Метод системного анализа. Выдвижение гипотез – основа других методов. (А) При построении гипотез применяются: ˗ Наблюдение (чувственное познание явления), ˗ Анализ и синтез (изучение целого по частям с последующим выявлением сущности целого), ˗ Абстракция (обобщение событий и явлений), ˗ Воображение (способность фантазировать, представлять образ), ˗ Интуиция (способность непосредственно без длительного логического обдумывания находить правильное решение проблемы), ˗ Догадки (суждения на основе неполных данных), ˗ Инсайт (неожиданное озарение, осознание решения проблемы). Эталонный алгоритм системного анализа состоит из 14 операций (4 этапов): 4 этапа: I. Анализ проблемы: II. Выработка управленческого решения: III. Принятие решения: IV. Реализация решения: Результат поиска инновационных идей- «банк инновационных идей» предприятия: Для его формирования используются внешние и внутренние источники. Внешние источники: ˗ Патентная информация; ˗ Научная журнальная и монографическая литература; ˗ Материалы научно-практических конференций; ˗ Выставки и др. Внутренние источники: ˗ Рационализаторские предложения сотрудников предприятия. (2) Отбор новшеств производится на основе предварительной экспертизы. Задача экспертизы: оценить эффективность новшества и возможность его разработки. При экспертизе оценивается: · Четкость изложения замысла проекта; · Определенность цели и методов исследования; · Новизна (проблема сформулирована впервые, предложены оригинальные подходы к решению известной проблемы, проблема известна и оригинального подхода нет); · Имеющийся задел (есть-нет); · Научный потенциал возможного руководителя и рабочей группы (способны выполнить заявленную работу или нет); · Потенциальная эффективность (методом сравнения «до» и «после», определяется потенциальное воздействие проекта на конкурентоспособность фирмы); · Коммерческая реализуемость проекта (как отношение финансовых результатов и затрат). (3) Типовая форма портфеля новшеств (проектов нововведений):
Экономическая эффективность портфеля: Для оценки экономической эффективности портфеля определяют его уровень рентабельности как отношение суммарной прибыли к совокупным затратам.
Задача: Оцените экономическую эффективность двух инновационных портфелей. Портфель «А»
Портфель «Б»
(4) Выполнение инновационных проектов в России регулируется ГК РФ ч.2, ˗ гл.37 §4 «Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ», ˗ гл.38 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ». Каждый инновационный проект должен оформляться комплектом документов: 1. Краткая аннотация; 2. Техническое задание; 3. Смета расходов (в т.ч. на з/п ≤50%); 4. Договор о проведении работы между заказчиком и исполнителем; 5. Акт закрытия; 6. Протокол о приемке готового объекта (в случае необходимости испытаний). Разработка федеральныхинновационных проектов в РФ: Федеральные научно-технические проекты (программы) утверждаются Правительством и финансируются из федерального бюджета путем заключения государственных контрактов с исполнителями, отбираемыми по конкурсу. При оценке эффективности определяется: ˗ Народнохозяйственная эффективность, ˗ Бюджетная эффективность ˗ Коммерческая эффективность. Гос/финансирование осуществляют также: · Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), · Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), · Национальный фонд подготовки кадров при Министерстве образования и науки РФ и другие. РФФИ получает примерно 11 тысяч заявок в год, отбирается около 25% проектов, средний срок финансирования – 3 года. РФФИ проводит рейтинговую экспертизу в 3 этапа: 1. Предварительная оценка (отбор проектов для 2 этапа, мотивированное отклонение проектов); 2. Рейтинговая оценка отобранных проектов (научная ценность до 5 баллов и реальность выполнения до 5 баллов + 3 балла при особых условиях, макс. оценка = 13 баллов); 3. Окончательный выбор проектов. Финансирование исследований осуществляется в форме коллективных или индивидуальных грантов. II. Основные специальные методы разработки инновационных проектов – эторазличные способы воздействия на инновационный процесс, т.е. на процесс создания, внедрения и распространения новшеств: A. Маркетинг инноваций, B. Бенчмаркинг, C. Бренд-стратегия, D. Инжиниринг и реижиниринг инноваций, E. Фронтирование рынка, F. Мэрджер и др. (A) Маркетинг продуктовых инноваций – это деятельность по изучению и формированию рынка для новых товаров. Система маркетинга продуктовых инноваций включает: 1. Исследование рынка (изучение спроса, сегментирование, рыночные возможности); 2. Разработку нового товара (позиционирование, планирование производства, ценообразование); 3. Организацию продвижения нового товара (выбор каналов товародвижения, стимулирование сбыта). (B) Бенчмаркинг (bench-место, mark-отмечать) – это способ изучения других компаний, прежде всего, конкурентов с целью использования их преимуществ в своей работе. Бывает общий и специальный. ˗ общий бенчмаркинг – сравнение основных показателей своей компании с показателями конкурентов (выручка, прибыль, удельная цена), позволяет наметить направления инновационной деятельности; ˗ специальный бенчмаркинг – сравнение отдельных параметров работы с аналогичными параметрами наиболее успешных предприятий (качество продукции, использование прибыли, ценовая политика, торговая сеть и т.д.), направлен на определение конкретных инноваций для совершенствования своего бизнеса. (C) Бренд-стратегия инновации (брендинг) – это создание благоприятного имиджа компании на основе продвижения его бренда (торговой марки, фирменного названия) на рынке. В инновационном процессе брендинг применяется на стадии внедрения и распространения новинок. Как метод ИМ, брендинг означает управление процессом реализации на рынке новых продуктов при использовании фирменного бренда. Существует также и ребрендинг. Использование брендинга даёт ряд конкурентных преимуществ: 1. Бренд предприятия создает преграду проникновению конкурентов на данный рынок, вынуждает их затрачивать значительные средства на маркетинг, бенчмаркинг, рекламу и пр. 2. Наличие эффективного бренда облегчает предприятию вывод на рынок новых продуктов и технологий, захват новых сегментов рынка. 3. Бренд дает предприятию дополнительное время для перестройки деятельности в условиях кризиса. Однажды сформированный эффективный бренд компании может защитить позицию на рынке без больших затрат на рекламу и без резкого снижения цен на продукты фирмы. (D) Инжиниринг инноваций – это оказание инженерно-консультационных услуг в инновационном процессе. Осуществляется инжиниринговыми компаниями, с которыми заключается контракт на участие в разработке инновации. Реинжиниринг инноваций – оказание инженерно-консультационных услуг по радикальной перестройке бизнеса на основе инноваций. 2 вида реинжиниринга: ˗ Кризисный реинжиниринг. При резком падении объема продаж из-за снижения конкурентоспособности; ˗ Реинжиниринг развития. Направлен на внедрение инноваций для перспективной перестройки бизнес-процесса. (E) Фронтирование рынка (анг. front-выходить на) – операция по захвату рынка другого хозяйствующего субъекта или зарубежного рынка. Применяется, когда цель инновации – новый рынок. Начинается с маркетингового исследования будущего рынка. В результате определяется ёмкость рынка, позиции конкурентов, основные покупатели, способ и время выхода на рынок. Существуют 2 способа: ˗ Индивидуальный ˗ Совместный (компания действует в сотрудничестве с действующими продавцами). (F) Мэрджер - поглощение другой фирмы. Необходимость мэрджера может возникнуть в связи с фронтированием рынка и противодействием конкурирующей фирмы. Формы мэрджера: 1. Покупка контрольного пакета акций поглощаемой компании, в результате образуется холдинговая компания; 2. Обмен своих акций на акции поглощаемой фирмы (с премией); 3. Доведение до банкротства через скупку имущества (зданий, оборудования и т.п.) и другие. Мэрджер может принести т.н. синергетический (умножающий) эффект. Бывает дружественный (при согласии собственников) и недружественный – рейдерство (захват). Методы недружественных поглощений: ˗ Белые: скупка акций и имущества, доведение до банкротства; ˗ Серые: подача исков по надуманным основаниям (юридические казусы); ˗ Чёрные: представление фальшивых исполнительных листов из судов других регионов, подделка печатей, счетов, бланков, применение физического и психического давления, шантаж. Вопросы к теме 3: 1. Последовательность разработки инновационных проектов. 2. Конкурентоспособность и удельная цена. 3. Методы поиска инновационных идей. 4. Формирование портфеля новшеств. Экспертиза новшеств. 5. Портфель инноваций на предприятии. Оценка экономической эффективности портфеля. 6. Инновационный проект: комплект документов. 7. Разработка федеральных инновационных проектов в РФ. 8. Специальные методы инновационного менеджмента. 9. Маркетинг инноваций, бенчмаркинг. 10. Брендинг и ребрендинг. 11. Инжиниринг и реижиниринг инноваций. 12. Фронтирование рынка, мэрджер. Date: 2015-11-14; view: 446; Нарушение авторских прав |