Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. диссертационного совета Д 064.19.01 в Челябинском государственном универ-
диссертационного совета Д 064.19.01 в Челябинском государственном универ- ситете по диссертации Игнатовой Валентины Владимировны на тему «Педаго- гические факторы духовно-творческого становления личности в процессе со- циализации и условия их реализации», представленной на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.01 – общая педа- гогика. Диссертация В.В. Игнатовой представляет собой завершенное, самостоя- тельное научное теоретико-экспериментальное исследование педагогических факторов духовно-творческого становления личности в процессе социализации и условий, при которых они реализуются. Актуальность темы исследования обусловлена: - социальным заказом на формирование духовно-творческой личности; - противоречием между наличием субъективных ресурсов в период пере- хода от подросткового возраста к юношескому и их невостребованностью в процессе жизнедеятельности; - отсутствием научно обоснованных теоретических и практических разра- боток по проблеме духовно-творческого становления личности в процессе со- циализации. Научная новизна исследования: 1. Выявлены и определены педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации: когнитивно-пропедевтический (организация специальных занятий по формированию творческого мышления в младшем подростковом возрасте); просоциально-деятельностный (обеспечение успешного преодоления подростками маргинальной стадии социализации); личностно-регулятивный (обогащение рефлексивного опыта личности в стар- шем подростковом и раннем юношеском возрастах); социально-культурный (приобщение личности к психологической культуре в юношеском возрасте). 2. Разработано педагогическое обеспечение духовно-творческого становле- ния личности в процессе социализации для выделенных факторов, включающее совокупность специально создаваемых в образовательном процессе педагоги- ческих условий: конструирование содержания специальных занятий, учет лич- ностного разнообразия младших подростков, гуманистическое взаимодействие участников образовательного процесса (когнитивно-пропедевтический фактор); последовательное введение во внеурочную деятельность разнообразных орга- низационных форм, своевременное создание в процессе внеурочной деятельно- сти системы ситуаций успешности, подготовка подростков к социальной само- защите (просоциально-деятельностный фактор); поэтапная организация аутоп- сиходиагностики, недирективная организация продолженной пропедевтической профессионально-рефлексивной игры, выбор средств педагогической поддерж- ки (личностно-регулятивный); изучение преподавателем особенностей образо- вательного процесса в конкретном учебном заведении, реализация системы пе- дагогических принципов, принятие преподавателем позиции «педагог–психо- лог» (социально-культурный фактор). 3. Научно обоснована и сконструирована информационно-функциональная модель духовно-творческого становления личности, которая отражает влияние педагогических факторов на раскрытие духовно-творческого потенциала лич- ности учащегося в процессе внеурочной деятельности. 4. Выявлена закономерная связь между уровнем развертывания духовно- творческого потенциала, с одной стороны, и уровнями сформированности творческого мышления в младшем подростковом возрасте, подготовленности к просоциально-успешной деятельности в подростковом возрасте, рефлективно- сти в раннем юношеском возрасте, приобщенности к психологической культуре в юношеском возрасте, с другой стороны. 5. Разработана концепция духовно-творческого становления личности в процессе социализации. Ядром концепции является положение о том, что ду- ховно-творческое становление личности определяется развертыванием ее ду- ховно-творческого потенциала в результате реализации в образовательном про- цессе педагогических факторов. Теоретическая значимость исследования: 1. Получило дальнейшее развитие содержание раздела педагогики – «Педа- гогика личности» за счет разработки проблемы духовно-творческого становле- ния личности. 2. Теоретически обоснована и экспериментально подтверждена концепция духовно-творческого становления личности на этапе маргинальной стадии со- циализации в процессе внеурочной деятельности, позволяющая педагогически целесообразно обеспечивать влияние факторов, способствующих успешному протеканию этого процесса. 3. Углублено содержание основных понятий: «социализация», «социокуль- турное пространство», «внеурочная деятельность», «духовно-творческий по- тенциал личности», «духовно-творческое становление личности» и сконструи- рованы соответствующие модели. Практическая значимость исследования определяется тем, что систе- матизированный анализ материала о духовно-творческом становлении лично- сти, содержащий теоретические положения и выводы по научно- педагогическому и методическому обеспечению этого процесса, а также кон- кретные научно-методические рекомендации позволяют: - осмыслить педагогическим работникам процесс духовно-творческого становления личности и педагогические факторы, способствующие его успеш- ному протеканию; - уяснить смысл перехода воспитанника из организуемой личности в са- моорганизующуюся и стратегически верно осуществлять способы организации педагогической системы по развитию духовно-творческого потенциала лично- сти, учитывая социокультурную ситуацию в школе; - обратить внимание педагогов-исследователей на необходимость даль- нейшего теоретического, экспериментального и опытного изучения проблем духовно-творческого становления личности на уровне индивидуального прояв- ления духовно-творческих качеств личности (потенциала) и развития их (его) в различных видах деятельности; - интенсифицировать образовательный процесс, в частности, внеурочную деятельность, по развитию духовно-творческого потенциала школьника на основе знаний о педагогических факторах духовно-творческого становления личности. Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечи- вается опорой на методологию духовного и творческого становления личности, синтезом философских, психологических и педагогических подходов в обосно- вании ведущей идеи, обоснованностью совокупности применяемых методик, масштабами экспериментально-опытной работы, в процессе которой отрабаты- вались различные предположения о педагогических факторах духовно- творческого становления личности на маргинальном этапе социализации и ко- торая доказала правомерность разработанной концепции. Диссертация В.В. Игнатовой соответствует п.13 «Положения о порядке присуждения научным и научно-педагогическим кадрам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий» ВАК РФ. В ней на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное достижение в развитии перспективного направления в области общей педагогики. Председатель диссертационного совета И.О. Фамилия Ученый секретарь диссертационного совета И.О. Фамилия Date: 2015-11-14; view: 305; Нарушение авторских прав |