Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. диссертационного совета Д 064.19.01 в Челябинском государственном универ-





диссертационного совета Д 064.19.01 в Челябинском государственном универ-

ситете по диссертации Игнатовой Валентины Владимировны на тему «Педаго-

гические факторы духовно-творческого становления личности в процессе со-

циализации и условия их реализации», представленной на соискание ученой

степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.01 – общая педа-

гогика.

Диссертация В.В. Игнатовой представляет собой завершенное, самостоя-

тельное научное теоретико-экспериментальное исследование педагогических

факторов духовно-творческого становления личности в процессе социализации

и условий, при которых они реализуются.

Актуальность темы исследования обусловлена:

- социальным заказом на формирование духовно-творческой личности;

- противоречием между наличием субъективных ресурсов в период пере-

хода от подросткового возраста к юношескому и их невостребованностью в

процессе жизнедеятельности;

- отсутствием научно обоснованных теоретических и практических разра-

боток по проблеме духовно-творческого становления личности в процессе со-

циализации.

Научная новизна исследования:

1. Выявлены и определены педагогические факторы духовно-творческого

становления личности в процессе социализации: когнитивно-пропедевтический

(организация специальных занятий по формированию творческого мышления в

младшем подростковом возрасте); просоциально-деятельностный (обеспечение

успешного преодоления подростками маргинальной стадии социализации);

личностно-регулятивный (обогащение рефлексивного опыта личности в стар-

шем подростковом и раннем юношеском возрастах); социально-культурный

(приобщение личности к психологической культуре в юношеском возрасте).

2. Разработано педагогическое обеспечение духовно-творческого становле-

ния личности в процессе социализации для выделенных факторов, включающее

совокупность специально создаваемых в образовательном процессе педагоги-

ческих условий: конструирование содержания специальных занятий, учет лич-

ностного разнообразия младших подростков, гуманистическое взаимодействие

участников образовательного процесса (когнитивно-пропедевтический фактор);

последовательное введение во внеурочную деятельность разнообразных орга-

низационных форм, своевременное создание в процессе внеурочной деятельно-

сти системы ситуаций успешности, подготовка подростков к социальной само-

защите (просоциально-деятельностный фактор); поэтапная организация аутоп-

сиходиагностики, недирективная организация продолженной пропедевтической

профессионально-рефлексивной игры, выбор средств педагогической поддерж-

ки (личностно-регулятивный); изучение преподавателем особенностей образо-

вательного процесса в конкретном учебном заведении, реализация системы пе-

дагогических принципов, принятие преподавателем позиции «педагог–психо-

лог» (социально-культурный фактор).

3. Научно обоснована и сконструирована информационно-функциональная

модель духовно-творческого становления личности, которая отражает влияние

педагогических факторов на раскрытие духовно-творческого потенциала лич-

ности учащегося в процессе внеурочной деятельности.

4. Выявлена закономерная связь между уровнем развертывания духовно-

творческого потенциала, с одной стороны, и уровнями сформированности

творческого мышления в младшем подростковом возрасте, подготовленности к

просоциально-успешной деятельности в подростковом возрасте, рефлективно-

сти в раннем юношеском возрасте, приобщенности к психологической культуре

в юношеском возрасте, с другой стороны.

5. Разработана концепция духовно-творческого становления личности в

процессе социализации. Ядром концепции является положение о том, что ду-

ховно-творческое становление личности определяется развертыванием ее ду-

ховно-творческого потенциала в результате реализации в образовательном про-

цессе педагогических факторов.

Теоретическая значимость исследования:

1. Получило дальнейшее развитие содержание раздела педагогики – «Педа-

гогика личности» за счет разработки проблемы духовно-творческого становле-

ния личности.

2. Теоретически обоснована и экспериментально подтверждена концепция

духовно-творческого становления личности на этапе маргинальной стадии со-

циализации в процессе внеурочной деятельности, позволяющая педагогически

целесообразно обеспечивать влияние факторов, способствующих успешному

протеканию этого процесса.


3. Углублено содержание основных понятий: «социализация», «социокуль-

турное пространство», «внеурочная деятельность», «духовно-творческий по-

тенциал личности», «духовно-творческое становление личности» и сконструи-

рованы соответствующие модели.

Практическая значимость исследования определяется тем, что систе-

матизированный анализ материала о духовно-творческом становлении лично-

сти, содержащий теоретические положения и выводы по научно-

педагогическому и методическому обеспечению этого процесса, а также кон-

кретные научно-методические рекомендации позволяют:

- осмыслить педагогическим работникам процесс духовно-творческого

становления личности и педагогические факторы, способствующие его успеш-

ному протеканию;

- уяснить смысл перехода воспитанника из организуемой личности в са-

моорганизующуюся и стратегически верно осуществлять способы организации

педагогической системы по развитию духовно-творческого потенциала лично-

сти, учитывая социокультурную ситуацию в школе;

- обратить внимание педагогов-исследователей на необходимость даль-

нейшего теоретического, экспериментального и опытного изучения проблем

духовно-творческого становления личности на уровне индивидуального прояв-

ления духовно-творческих качеств личности (потенциала) и развития их (его) в

различных видах деятельности;

- интенсифицировать образовательный процесс, в частности, внеурочную

деятельность, по развитию духовно-творческого потенциала школьника на основе

знаний о педагогических факторах духовно-творческого становления личности.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечи-

вается опорой на методологию духовного и творческого становления личности,

синтезом философских, психологических и педагогических подходов в обосно-

вании ведущей идеи, обоснованностью совокупности применяемых методик,

масштабами экспериментально-опытной работы, в процессе которой отрабаты-

вались различные предположения о педагогических факторах духовно-

творческого становления личности на маргинальном этапе социализации и ко-

торая доказала правомерность разработанной концепции.

Диссертация В.В. Игнатовой соответствует п.13 «Положения о порядке

присуждения научным и научно-педагогическим кадрам ученых степеней и

присвоения научным работникам ученых званий» ВАК РФ. В ней на основании

выполненных автором исследований разработаны теоретические положения,

совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное достижение

в развитии перспективного направления в области общей педагогики.

Председатель

диссертационного совета И.О. Фамилия

Ученый секретарь

диссертационного совета И.О. Фамилия







Date: 2015-11-14; view: 305; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию