Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Способы разработки Кодекса фирмы
Приживаемость Кодекса в компании прямо связана с составом его разработчиков: чем большее количество сотрудников участвует в его разработке, тем жизнеспособней будет Кодекс, тем охотнее коллектив будет признавать его своим. Поэтому наилучшим способом выработки Кодекса является групповая и межгрупповая работа применительно к управленческой команде фирмы в расширенном составе. A. Она должна начинаться с некоторой самодиагностики: - Какой тип организационной культуры сложился в нашей компании в це - Какие субкультуры существуют в ее подразделениях, иерархических уров - Что из этого мы бы хотели и смогли "взять" в свой VISION? - Что в нашей оргкультуре следовало бы изменить? - На какие организационные ценности нам следует ориентироваться в дос - Каково их соотношение между собой? Какие из этих ценностей мы будем B. Потом необходимо наметить те управленческие решения, которые мо - управленческие установки, требования к руководителям подразделений Г. И только теперь мы можем начать выработку правил работы, поведения, отношений, которые могут регулировать деятельность сотрудников в соответствии с идеологемами (о структуре Кодекса, изложенной выше). Бывает, что глава компании берется сам сформулировать какую-то часть Кодекса своей фирмы, причем в самом начале бизнеса или на некоторых стадиях его развития. Иногда роль автора Кодекса принимает на себя кто-то из сотрудников, подразделение (службы персонала, маркетинга и т. д.). Некоторые консультанты берутся за разработку Кодекса фирмы практически без участия ее сотрудников, за них, что, по-моему, неконсультационно. И без особых обсуждений эти правила волевым порядком внедряются в организацию. Таким образом, Кодекс фирмы может вырабатываться как конвенционально (совместными усилиями лидирующего ядра или всего коллектива), так и директивно (через приказы и контроль). Первый способ намного эффективнее, хотя и требует больше времени и усилий. Кодексы, конечно, гораздо длиннее и разнообразнее. Иногда они смыкаются с идеологией, когда в них включаются своего рода лозунги в виде идеологем: "Мыслить глобально, действовать локально", "Кто нам платит зарплату? Клиент!", "Качество - не мелочь, но складывается из мелочей", "Процветающая фирма - преуспевающие сотрудники" и т. п. Введение подобных идеологем в Кодекс фирмы символически акцентирует основные цели разработчиков Кодекса. Практика ясно показала, что кодексы заимствованные, привнесенные в организацию извне или разработанные кабинетно, ничего не стоят, они недееспособны. Даже наоборот, вызывают иронию и отторжение в коллективе. Кодекс может быть естественным и работающим, только будучи рожденным совместным творчеством. Для этого созданы специальные методы. Дело это очень важное. Ведь через правила, Кодекс фирмы повышается интеграция персонала, управляемость организации, ее устойчивость. Особенно высок эффект того, когда удается перевести какие-либо правила или даже кодекс в целом в нормы, т. е. неформальную нормативную среду (о ней говорилось выше). * * * Мы отвлеклись на подробное описание Кодекса фирмы в силу его особой значимости, но теперь продолжим описание основных компонент организационной культуры. Итак, предположим, мы с клиентом выработали какие-то идеологемы, через управленческие установки довели их до сотрудников, разработали правила деятельности в соответствии с этими установками и идеологемой (Кодекс фирмы). Теперь нам необходимо разрабатывать оставшиеся две компоненты организационной культуры. ОБЫКНОВЕНИЯ есть некоторые организационные ритуалы, специально вводимые для подкрепления правил (Кодекса) и подтверждения ценности избранной идеологемы. Обыкновения представляют собой регулярные совещания, собрания, конкурсы на лучшего, например по качеству, инновационное™ и т. д., штабные сессии, регулярные смотры и пр. Их назначение - постоянно воспроизводить важность соответствующей идеологемы, делая процесс ее освоения организацией необратимым. Обыкновения задают тонус и ритм усилиям руководства по изменению организационной культуры. НОРМЫ. Тут мы доходим до самой главной и трудной компоненты организационной культуры. Все, что делалось до сих пор, были усилия для изме- нения именно этих норм, более того, если благодаря этим усилиям коллективные нормы не меняются - значит, усилия были напрасны и организационная культура пребывает все в том же состоянии. Это сложившиеся, привычные ценности, фактически определяющие повседневное деловое поведение работников. Они возникают двумя путями: а) складываются спонтанно, даже неосознанно (вышестоящий говорит "ты" б) задаются целенаправленно в виде идеологем, правил, но потом перехо Социальные нормы становятся естественной средой пребывания индивида, усваиваются им. Но коллектив контролирует следование им, спонтанно реагирует на их нарушение негативными воздействиями. Иначе говоря, нормативная среда, однажды сложившись, саморегулируется. Это задает ей большую инертность и защитную способность. Коллективные нормы есть то, что здесь негласно одобряется или осуждается, во что люди на самом деле верят. Следование своим нормам коллектив поддерживает через тот самый механизм социально-психологического контроля, который обсуждался выше. Управлению это важно потому, что если удается их развить в нужном направлении, то они могут существенно подкреплять управление, становясь его естественными резервом и основой. Намного повышаются управляемость организации, ее жизнеспособность и энергия. Управлению тогда приходится тратить меньше усилий на достижение целей. А с другой стороны, изменение нормативной среды дается очень трудно, с сильным ее сопротивлением. Последнее обычно не проявляется открыто, происходит скорее глухо, вне наблюдаемых явных проявлений. Однако бывают случаи, когда управленческое воздействие на нормы совершенно необходимо. Это когда в коллективе сложились негативные нормы. То ли они унаследованы от предыдущей стадии развития организации, то ли стали следствием некоторых ошибок управления, то ли привнесены извне организации. Например: сокрытие подразделениями информации друг от друга и от руководства, отношение к любым изменениям как вредным для себя, сдерживание производительности, упрощение технологии, преобладание производства над сбытом и т. д. Сколько многообещающих начинаний отступило от неодолимой стены закоренелых и бесперспективных норм на наших заводах и фабриках! То швейцарский бизнесмен вложил немалые капиталы в производство батареек и бросил все, не сумев внушить рабочим уважение к качеству труда, продукции. То швейная фабрика пошла на дно, не сумев просто обеспечить качество шва или быструю сменяемость ассортимента. Показательно, что почти всегда находился кто-то из работников, готовых обеспечить требуемое качество, но его усилия неодобрительно воспринимались окружающими. Люди теряли работу, но не привычки... Нормативная среда организации - сердцевина организационной культуры. Никакие идеологемы, установки, никакие программы и стратегии, новше- ства и функции не будут реализованы, если нормативная среда организации их не принимает, с ними не совместима. Date: 2015-11-14; view: 302; Нарушение авторских прав |