Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ изображений





Что это значит - дать свой комментарий? Кратко говоря - увидеть то, что отражает наиболее важные характеристики организации, как положительные, так и отрицательные. Ведь на консультанте лежит обязанность помочь клиен-


там уже на этой стадии выйти на те проблемы, которые требуют решения. За­частую это означает, что консультант видит на рисунках то, чего не видят ос­тальные участники, иногда и не хотят видеть или признавать.

Трудный момент. Давайте возьмем примеры.

Ситуация первая. На рисунках много радости: повторяются изображения солнца, цветов, восхождения на вершину, стремительного плавания, красивых кораблей, сияющих лиц и т. п. Словом, отовсюду веет благополучием, уверен­ностью и почти не видно чего-то негативного. Наблюдая такую картину, я пред­лагаю участникам такое свое впечатление: "Беспроблемность..." И далее де­люсь с участниками своим беспокойством - ведь никакая организация не бы­вает без трудностей, всегда есть и даже должно быть что-то вызывающее оза­боченность. Если на фирме ее руководители своевременно не улавливают сиг­налы о затаившихся или слабо проявляющихся проблемах, это означает толь­ко одно - они заметят их лишь тогда, когда проблемы обострятся, и решать их придется намного труднее, с большими потерями.

Ситуация вторая. На рисунках много массивных зданий, башен, пирамид, квадратных и прямоугольных схем, прямых линий, кубов, замкнутых окруж­ностей, преобладают вертикали. В таких случаях я замечал: "Нет динамики...". Почему все так статуарно и неподвижно? Что, организация не развивается? Может быть, застой? Нет ли здесь опасности, рисков? Есть ли у фирмы стра­тегия? Как обстоит с нововведениями?

Ситуация третья. На рисунках много сцен работы сотрудников, изобра­жение их офиса, рабочих мест, много намеков на сложные отношения между разными подразделениями, рассогласованность по вертикали и горизонтали, много производственной, технологической атрибутики, путей движения ком­пании, фактов из ее истории, устремленность в будущее или, наоборот, тупи­ки. Иначе говоря, в рисунках абсолютно преобладает внутренняя жизнь орга­низации. Я спрашиваю: "Где тут клиент?.. " В самом деле, разве может ком­мерческая организация быть без клиентов, не в них ли источник существова­ния фирмы? Разве не укрепление и развитие клиентской базы - главное в ра­боте фирмы? Что может быть важнее, чем взаимодействие с клиентом? Что означает отсутствие клиентов на рисунках?

Ситуация четвертая. На рисунках много разорванных блоков иногда с крас­ными молниями между ними, вершина оторвана от остальной пирамиды или накренена в сторону от нее, середина пирамиды отделена от основания, а в пу­стотах - либо язычки огня, либо зубья ограды, либо потоки воды. Лебедь, рак да щука появляются на одном или нескольких рисунках. Квадрат с разнонап­равленными стрелами, фигурки людей, обращенных спиной друг к другу, иног­да группки этих фигур с расстояниями или преградами между ними - я гово­рю: "Дезинтеграция..." На фирме заметно рассогласование по вертикали и горизонтали, нет единства целей и действий. Почему? Разные интересы? Все замкнуты на собственные функции? Теряется управляемость? Каковы причи­ны? Как преодолеть эти разрывы и напряжения между подразделениями и со­трудниками?

Теперь - внимание. Собственные наблюдения и замечания консультан­та указывают на независимость его позиции, на собственное мнение, которое может существенно отличаться от мнения клиентной организации. Кроме


того, своими суждениями консультант помогает участникам глубже понять ту совокупную картину, которая вольно или невольно сложилась из их ри­сунков, а значит, и глубже понять происходящее в организации. Это одна сто­рона дела.

А вот - другая. Если начало работы с "Метафорой" идет на хорошем эмоци­ональном подъеме, способно быстро растопить лед и напряженность между кон­сультантом и участниками, в нем много занимательного, почти игрового, то пе­реход к обсуждению настраивает всех на аналитику, размышления. Тут уста­навливается спокойное и сосредоточенное состояние. На третьей же стадии, когда консультант делает собственные наблюдения, нередко возникает напряжение -группа переходит в защиту, даже агрессию по отношению к консультанту: "Вы говорите - не видно клиента, но ведь он стоит за всем этим. А для кого мы рабо­таем?", или: "Вы нам не говорили, что нужен клиент. Вы говорили изображать только организацию", или: "Мы не считаем, что у нас не развита клиентная ори­ентация. А куда еще может быть направлено вот это движение? К клиенту, ко­нечно. А из-за кого возникают эти конфликты? Из-за клиента, конечно..." Моя реакция: "Итак, клиент у нас присутствует, но косвенно. Почему же он не присутствует прямо?Как, например, присутствуют технология, оргструк­тура, внутренние отношения..." Давление на консультанта может возрастать, и тогда я занимаю следующую позицию: "Ну, что ж, если ошибаюсь я - это не беда. Гораздо хуже, если заблуждаетесь вы".


Почему я иду на обострение отношений с группой? Ведь это рискованно. Во-первых, я хочу помочь участникам сделать максимально точную самодиаг­ностику, т. е. группе надо развиваться, и начинать следует уже здесь, на старте.' Во-вторых, я оттеняю свою независимую экспертность - в дальнейшем это скажется. Когда я поддержу группу в каких-то достижениях, они будут вос­принимать мое мнение гораздо серьезнее, чем если бы я с ними только согла­шался или отмалчивался. Я занимаю такую позицию еще и потому, что, как правило, среди участников присутствует кто-то желающий и умеющий трезво оценивать состояние своей организации, кто видит дальше и глубже других, и он нуждается в поддержке, в некотором интеллектуальном союзе с консуль­тантом, чтобы устоять перед настроением большинства. Наконец, это мой ли­дерский стиль работы с клиентурой, который совершенно необходим в мето­дологии глубокого консультирования.

Впрочем, такое оппонирование группе требуется далеко не всегда - не­редко совсем наоборот. Бывает, что группа в порядке самоиронии преувели­чивает высказывания консультанта, даже с несколько самоуничижительным акцентом. И тогда я пытаюсь поддержать оптимизм, найти положительные элементы в их метафорах.

Отдельно хочу сказать о поведении, точнее, о положении руководителя в этих процедурах. За его реакцией следят все, улавливают движения его мими­ки, особенно тогда, когда на рисунках много негатива в адрес руководства или ситуации в организации. Как-то президент одного банка в момент интерпрета­ции одного из очень критических рисунков вскочил и крикнул: "Ну кому в голову приходит такой беспардонный образ! Ну нет у нас в банке такого!" Я остановил его и, как водится, обратил к нему вопрос: "Разве не вы сами под­бирали состав участников? Значит, что-то дает основания уважаемым вами


людям так судить о ситуации в банке. Как вы думаете, что именно?" Дискус­сия пошла конструктивно.

Впрочем, господа консультанты, выбирайте сами. Такой стиль взаимо­действия с клиентской организацией может быть удобен не каждому. Безус­ловно, возможны модификации, вплоть до чистой фасилитации: вы даете процесс, а клиент что видит, то и получает. Правда, и продукт, а особенно результат, тогда будут намного скромнее. Кто-то скажет: "Зато им будет при­ятно, они будут довольны и процедурой, и консультантом". Да, наверное. Выбирайте.

Давайте не будем путать эту работу с распространенным в психологии ме­тодом использования рисунков для диагностики личности. Ведь здесь у нас диагностика организации, и в рисунках мы выделяем прежде всего совокуп­ный образ данной организации. То есть и по задаче, и по методике разница большая.


Однако "Метафора" - лишь первое касание оргдиагностики. Легкое и не­рвное.

2. МЕТОД "КРЕСТОВИНА"

Следующая методика развивает и уточняет продукт и результаты, полу­ченные накануне. От Куина и Кэмерона1 я заимствовал схему, несколько до­работал ее, и теперь она выглядит как на рис. 13.

Участникам предлагается оценить соотношение в их организации 4 ори­ентации:

- на власть, иерархию отношений;

- на внутренние проблемы организаций;

- на инициативность, инновационность персонала;

- на рынок, клиентов.

Здесь важно именно соотношение, преобладание одного над другим. Если "Метафора" отражает скорее подсознание, образы организации чаще всего не­рационализированы, то здесь работникам клиентной организации предлагает­ся почти осмысленно определить соотношение величин 4 векторов.

Процесс проходит так. Обратите внимание, что не после завершения ра­боты над "Метафорой", а в момент, когда участники приносят листы со свои­ми рисунками и складывают их один на другой, консультант тут же предлагает каждому схему, которую Вы видите ниже. Вопрос там написан понятно, зада­ние сравнительно'простое. А обсуждение рисунков консультант начинает толь­ко после того, как все участники вернули листки с этим вторым выполненным заданием.

Почему схемы "крестовины" раздаются участникам не после завершения работы над "Метафорой", а в начале ее? Сейчас не вспомню, кто именно, но точно, что один из выпускников Школы консультантов по управлению на за-Щите своей выпускной работы рассказал, как он догадался отделить влияние Работы над "Метафорой" на работу с "Крестовиной". Действительно, если мы °°судили рисунки и заметили там слабую клиентную ориентацию, то естествен-







Date: 2015-11-14; view: 404; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию