Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Книги об И.А. Ильине





1. Евлампиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. СПб.: Наука. 1998.

2. И.А. Ильин: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2004.

3. Киселев А.Ф. Иван Ильин и его поющее сердце. М.: Университетская книга, Логос, 2006.

4. Полторацкий Н.П. Иван Александрович Ильин. Жизнь, труды, мировоззрение. // Ильин И.А. Собрание сочинений: Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней. М.: Русская книга, 2001.

5. Сохряков Ю.И. И.А. Ильин – религиозный мыслитель и литературный критик. М.: ИМЛИ РАН. 2004.

 

III. Статьи, диссертации, авторефераты:

 

1. Коломейцева Т.С. Антропологическое обоснование обращения И.А. Ильина к проблемам гегелевской гносеологии // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. № 5. С. 210–216.

2. Комков О.А. Традиции православной иконологии и проблема художественной формы в русской религиозно-философской мысли XX в. (А.Ф. Лосев и И.А. Ильин) // Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2003. № 1. С. 121–136.

3. Коробко Д.М. Вербальные и невербальные типы общения в философии культуры И.А. Ильина // Омский научный вестник № 5 (59), сентябрь-октябрь 2007. С. 74–77.

4. Маслов Р.В. Проблема телесности в русской философской традиции (П. Флоренский, С. Франк, В. Розанов, Н. Бердяев, И. Ильин, В. Соловьев) // Известия Саратовского университета. 2006. Т. 6. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1/2. С. 22–29.

5. Моргачев В.О. Идеи исихазма в русской философии: охранительный и творческий аспекты // Вестник ДГТУ, 2009. Т. 9. № 4 (43). С. 224–234.

6. Стародубец С.Н. Бинарный синкретизм плана содержания в дискурсе И.А. Ильина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 11. СПб.: Изд-во «Книжный дом». С. 87–96.

7. Стародубец С.Н. Мифические символы в работах И.А. Ильина // Высшее образование в России. 2005. № 12. С. 138–141.

8. Стародубец С.Н. Системно-структурная организация инвариантного символа Дух/дух в дискурсе И.А. Ильина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 12. СПб.: Изд-во «Книжный дом». С. 272–280.

9. Тарасова М.Р. И.А. Ильин о «Выбранных местах из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя // Гуманитарные исследования в Сибири и на Дальнем Востоке. Владивосток: ДГТУ, 2009. № 3. С. 52–55.

10. Тарасова М.Р. Теоретические предпосылки эстетики и литературной критики И.А. Ильина // Обсерватория культуры. 2009. № 3. С. 16–23.

11. Тарасова М.Р. Эстетика Гегеля как методологический источник эстетики И.А. Ильина // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Владивосток: ДГТУ, 2009. № 1 (5). С. 46–48.

12. Чернова Т.Ю. Слово И.А. Ильина о «художественном предмете» в музыкально-эстетических параллелях и отголосках // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5, Музыкальное искусство христианского мира. 2007. Вып. 1 (1). С. 179–198.

13. Кулешова И.В. Философия творчества И.А. Ильина: диссертация... кандидата философских наук: 09.00.03. М., 2006. 142 с.

14. Пирогова Л.А. Проблема очевидности в философии И.А. Ильина: диссертация... кандидата философских наук: 09.00.03. Калининград, 2005. 149 с.

15. Соколова А.В. Феномен искусства в философско–эстетических воззрениях И.А. Ильина: диссертация... кандидата философских наук: 09.00.04. Кострома, 2001. 140 с.

16. Стародубец С.Н. Специфика организации языковых символических средств в дискурсе И.А. Ильина: диссертация … доктора филологических наук: 10.02.01. М., 2010. 519 с.

17. Тарасова М.Р. Предметно-эстетическая критика И.А. Ильина в контексте русской идеалистической критики XIX – первой половины XX веков: автореферат диссертации … доктора филологических наук: 10.01.01. Владивосток, 2010. 45 с.

18. Финько М.В. Религиозно-философская концепция русской культуры (на материале работ И.А. Ильина): автореферат диссертации … доктора философских наук: 09.00.13. Ростов-на-Дону, 2004. 47 с.

 

IV. Другие источники:

 

1. Абеляр П. История моих бедствий. М.: Республика, 1992.

2. Аврелий Августин. Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского. М.: АСТ, 2006.

3. Андроник (Трубачев), игум. «Обо мне не печальтесь…»: Жизнеописание священника Павла Флоренского. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007.

4. Андроник (Трубачев), иеромонах. Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского. Томск: Издательство «Водолей», Издание А. Сотникова, 1998.


5. Антоний Великий, преподобный. Поучения. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010.

6. Антоний (Храповицкий), митрополит. Молитва русской души. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2006.

7. Батаева Е.В. Об «умной иконографии» новозаветного мифа. СПб.: Алетейя, 2008.

8. Бердяев Н.А. Очарование отраженных культур. В.И. Иванов. // Типы религиозной мысли в России. [Собрание сочинений. Т. III] Париж: YMCA-Press, 1989. С. 516–528.

9. Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

10. Берковский Н.Я. Лекции и статьи по зарубежной литературе. СПб.: Азбука-классика, 2002.

11. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1975.

12. Булгаков С.Н. Икона и иконопочитание // Первообраз и образ: сочинения в двух томах. Т. 2. СПб.: ООО «ИНАПРЕСС», М.: «Искусство», 1999.

13. Булгаков С.Н. Жребий Пушкина // А.С. Пушкин: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2000.

14. Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения. СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2008.

15. Булгаков С.Н. Философия Имени. СПб.: Наука, 2008.

16. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. В 2-х тт. М.–СПб.: Университетская книга, 1999.

17. Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. М.: Ладомир, 2007.

18. Бычков В.В. Эстетика. М.: Академический Проект, 2009.

19. Вагнер Р. Произведение искусства будущего. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.

20. Вакенродер В.Г. Фантазии об искусстве. М.: Искусство, 1977.

21. Василенко Л.И. Введение в русскую религиозную философию. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006.

22. Василий Великий, святитель. Избранные творения. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2008.

23. Вульфиус П. Франц Шуберт: Монография. М.: Музыка, 1983. 447 с.

24. Выготский Л.С. Психология искусства. Мн.: Современное слово, 1998.

25. Высылка вместо расстрела. Депортация интеллигенции в документах ВЧК-ГПУ. 1921-1923. – М.: Русский путь, 2005.

26. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса // Кризис индустриальной культуры. Избранные сочинения. М.: Астрель, 2006.

27. Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. В 2-х тт. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004.

28. Гартман Н. Эстетика. Киев: Ника-Центр, 2004.

29. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. В 2-х тт. СПб.: Наука, 2001.

30. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. СПб.: Наука, 2005.

31. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М.: Академический проект, 2008.

32. Гете Иоганн Вольфганг. Собрание сочинений в 10-ти томах. М.: Худож. лит., 1978.

33. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. М.: Издательство иностранной литературы, 1960.

34. Григорий Богослов, святитель. Избранные творения. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010.

35. Григорий Нисский, святитель. Избранные творения. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2007.

36. Григорий Палама, святитель. Трактаты. Краснодар: Текст, 2007.

37. Григорий Палама, святитель. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон+, 2005.

38. Н.В. Гоголь: pro et contra. Т. 1. СПб.: РХГА, 2009.

39. Гоголь Н.В. Духовная проза. М.: Русская книга, 1992.

40. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в восьми томах. М.: Издательство «Правда», 1984.


41. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М.: Эксмо, 2003.

42. Гулыга А.В. Эстетика в свете аксиологии. Пятьдесят лет на Волхонке. СПб.: Алетейя, 2000.

43. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. М.: Академический проект, 2009.

44. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск.: Сагуна, 1994.

45. Данте Алигьери. Божественная комедия. М.: Интерпакс, 1992.

46. Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. С толкованиями преп. Максима Исповедника. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2008.

47. Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. М.: Христианская библиотека, 2007.

48. Долгов К.М. Реконструкция эстетического в западноевропейской и русской культуре. М.: Прогресс–Традиция, 2004.

49. Авва Дорофей, преподобный. Душеполезные поучения. М.: Издательство Сретенского монастыря, 209.

50. Жильсон Э. Живопись и реальность. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004.

51. Зайцев Е. Учение В. Лосского о теозисе. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007.

52. Записки петербургских Религиозно-философских собраний (1901–1903 гг.) М.: Республика, 2005.

53. Зеньковский В.В. История русской философии. Л.: ЭГО, 1991.

54. Зеньковский В.В., протопресвитер. Смысл православной культуры. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2007.

55. Иванов В.И. По звездам. Борозды и межи. М.: Астрель, 2007.

56. Игнатий Брянчанинов, святитель. Слово о человеке. СПб.: Приход святителя Игнатия Брянчанинова, 2008.

57. Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005.

58. Иларион (Алфеев), епископ Венский и Австрийский. Духовный мир преподобного Исаака Сирина. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2008.

59. Иларион (Алфеев), епископ Венский и Австрийский. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2008.

60. Ильин Н.П. Трагедия русской философии. М.: Айрис-пресс, 2008.

61. Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. М.: ДАРЪ, 2007.

62. Иоанн Златоуст, святитель. Толкование Евангелия от Иоанна. Беседы. В 2-х т. М.: Правило веры, 2008.

63. Иоанн Кассиан Римлянин, преподобный. Собеседования египетских Отцов. М.: Правило веры, 2008.

64. Иоанн Кронштадтский, святой праведный. О молитве (извлечения из дневниковых тетрадей за 1856–1862 годы). М.: Отчий дом, 2007.

65. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006.

66. Исаак Сирин, преподобный. О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2010.

67. Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. М.: Правило веры, 2006.

68. История русской философии / под ред. М.А. Маслина. М.: КДУ, 2008.


69. История этических учений / под ред. А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2003.

70. Иулиания, монахиня (Соколова М.Н.). Труд иконописца. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. 352 с.

71. Кандинский В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992.

72. Кант И. Критика способности суждения. СПб.: Наука, 2006.

73. Кант И. Критика чистого разума. СПб.: «Наука», 2008.

74. Киприан (Керн), архимандрит. Антропология Св. Григория Паламы. М. Паломник, 1996.

75. Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. Кто из богатых спасется. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2009.

76. Козлов А. Рок: истоки и развитие. – М.: Синкопа, 2001.

77. Кошемчук Т.А. Русская поэзия в контексте православной культуры. СПб.: Наука, 2006.

78. Кудряшов А.Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII–XX вв. СПб.: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, Лань, 2010.

79. Кутузов Б.П. Знаменный распев – поющее богословие. Сборник статей. М.: Издатель Андрей Рублев, 2009.

80. Лескин Д., протоиерей. Метафизика слова и имени в русской религиозно-философской мысли. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2008.

81. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980.

82. Алексей Федорович Лосев / под ред. А.А. Тахо-Годи и Е.А. Тахо-Годи. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009.

83. Лосев А.Ф. Бытие – имя – космос. М.: Мысль, 1993.

84. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Академический проект, 2008.

85. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы. М.: Академический проект, 2010.

86. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. // Из ранних произведений. М.: Издательство Правда, 1990.

87. Лосев А.Ф. Философия имени. М.: Академический проект, 2009.

88. Лосев А.Ф. «Я сослан в XX век…»: в 2 тт. М.: Время, 2002.

89. Лосев А.Ф., Лосева В.М. «Радость на веки». Переписка лагерных времен. М.: Русский путь, 2005.

90. Лосский В.Н. Боговидение. Мн.: Издательство Белорусского экзархата, Харвест, 2007.

91. Лосский В.Н. Богословие света в учении Григория Паламы. Мн.: Издательство Белорусского экзархата, Харвест, 2007.

92. Лосский В.Н. Догматическое богословие. Киев: Общество любителей православной литературы. Издательство им. свт. Льва папы Римского, 2004.

93. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Киев: Общество любителей православной литературы. Издательство им. свт. Льва папы Римского, 2004.

94. Лосский В.Н. Спор о Софии. Мн.: Издательство Белорусского экзархата, Харвест, 2007.

95. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Академический проект, 2007.

96. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М.: Прогресс-Традиция, Традиция, 1998.

97. Лука Войно-Ясенецкий, святитель. Дух, душа, тело. М.: ОБРАЗ, 2009.

98. Макарий Великий, преподобный. Духовные беседы. М.: Издательство Сретьенского монастыря, 2009.

99. Мандзаридис Г. Обожение человека. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003.

100. Манн Ю.В. Русская философская эстетика. М.:МАЛП, 1998.

101. Маритен Ж. Искусство и схоластика. // Избранное: Величие и нищета метафизики. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004.

102. Мейендорф Иоанн, протоиерей. Введение в святоотеческое богословие. Мн.: Лучи Софии, 2007.

103. Мейендорф Иоанн, протоиерей. Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы. Мн.: Лучи Софии, 2001.

104. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Жизнь и труды святителя Григория Паламы.Введение в изучение. СПб. 1997.

105. Мережковский Д.С. Воскресшие боги. Леонардо да Винчи. М.: Панорама, 1993.

106. Мережковский Д.С. Смерть богов. Юлиан Отступник. М.: Художественная литература, 1993.

107. Микеланджнло Буонарроти. Письма. Поэзия. СПб.: Азбука-классика, 2010.

108. Никодим Святогорец, преподобный. Невидимая брань. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007.

109. Онегер А. О музыкальном искусстве. Л.: Музыка, 1979.

110. О святых иконах и иконопочитании / преподобный Иоанн Дамаскин, преподобный Феодор Студит. Краснодар: Текст, 2006.

111. Осипов А.И. «Как же можно беспрестанно молиться…»: сравнение практики молитвы Иисусовой по трудам святителя Игнатия (Брянчанинова) и «Откровенным рассказам Странника». М.: Издательство Московской Патриархии, 2009.

112. Паисий Святогорец. Слова. В 5 т. М.: Издательский дом «Святая гора», 2004–2009.

113. Петр Дамаскин, преподобный. Творения. Краткое изложение священного трезвения. М.: Правило веры, 2009.

114. Переписка В.В. Розанова и П.А. Флоренского. М.: Республика; СПб.: Росток, 2010.

115. Переписка священника П.А. Флоренского со священником С.Н. Булгаковым: Архив священника Павла Александровича Флоренского. Вып. 4. Томск: Водолей, 2001.

116. Платон. Избранные диалоги. М.: Эксмо, 2007.

117. Плотин. Шестая эннеада. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005.

118. Победоносцев К.Н. История православной Церкви (до начала разделения Церквей). СПб.: «Русская симфония» библиотека академии наук, 2006.

119. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. – М.: Прогресс-традиция, 2001.

120. Поснов М.Э. История христианской Церкви. (До разделения Церквей – 1054 г.) М.: Высшая школа, 2005.

121. Потебня А.А. Мысль и язык. М.: Лабиринт, 2007.

122. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: АЛЬФА-КНИГА, 2009.

123. Пушкин А.С. Собрание сочинений в шести томах. М.: Библиотека «Огонек», Издательство «Правда», 1969.

124. А.С. Пушкин: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2000.

125. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в древнерусской иконописи. – М.: Издательство «Наука», 1975.

126. Рафаил (Карелин), архимандрит. Умение умирать, или Искусство жить. М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2011.

127. Рахманинов С. Литературное наследие в трех томах. Т. 3. Письма. М.: Советский композитор, 1980.

128. Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде): История в материалах и документах: 1907-1917: в 3 т. М.: Русский путь, 2009.

129. Ренан Э.Ж. Жизнь Иисуса. М.: Политиздат, 1991.

130. Розанов В.В. Метафизика христианства. М.: АСТ, Харьков: Фолио, 2001.

131. Роуз Серафим. Душа после смерти. М.: Лепта-Пресс, 2005.

132. Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.

133. Святые отцы о молитве и трезвении / сост. святитель Феофан Затворник. М.: Правило веры, 2009.

134. Сербиненко В.В. Русская философия. М.: РГГУ: Омега-Л, 2005.

135. Симеон Новый Богослов, преподобный. «Прииди, Свет Истинный». Избранные гимны. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2008.

136. Симеон Новый Богослов, преподобный. Слова. В 2-х т. М.: Правило веры, 2006.

137. Симеон Новый Богослов, преподобный; Никита Стифат, преподобный. Аскетические произведения. Клин: Фонд «Христианская жизнь», ЛАРГЭС, 2001.

138. Скуполи Л. Брань духовная, или Наука о совершенной победе самого себя. СПб.: Азбука-классика, 2009.

139. Соловьев В.С. Значение поэзии в стихотворениях Пушкина // Литературная критика. М.: Современник, 1990.

140. Соловьев В.С. Об упадке средневекового миросозерцания // Избранное. М.: Сов. Россия, 1990.

141. Соловьев В.С. Общий смысл искусства // Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. М.: Книга, 1990.

142. Соловьев В.С. Оправдание добра. М.: Академический проект, 2010.

143. Соловьев В.С. Теоретическая философия // Сочинения. В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990.

144. Соловьев В.С. Три разговора // Избранное. М.: Сов. Россия, 1990.

145. Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского // Избранное. М.: Сов. Россия, 1990.

146. Софроний (Сахаров), архимандрит. Видеть Бога как Он есть. Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006.

147. Софроний (Сахаров), архимандрит. Духовные беседы. Т. 2. Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2007.

148. Софроний (Сахаров), архимандрит. О молитве. Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003.

149. Софроний (Сахаров), архимандрит. Переписка с протоиереем Геогием Флоровским. Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2008.

150. Софроний (Сахаров), архимандрит. Преподобный Силуан Афонский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005.

151. Софроний (Сахаров), архимандрит. Таинство христианской жизни. Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009.

152. Столович Л.Н. История русской философии. Очерки. М.: Республика, 2005.

153. Тёрнер С. Лестница в небо.Рок-н-ролл в поисках искупления: история рока и религии. М.: Триада, 2001.

154. Тик Л. Странствия Франца Штернбальда. М.: Наука, 1987.

155. Толстой А.К. Полное собрание стихотворений и поэм. СПб.: Академический проект, Издательство ДНК, 2006.

156. Толстой Л.Н. Что такое искусство? // Собрание сочинений в 22 т. Т. 15. М.: Художественная литература, 1983.

157. Трубачев, Сергий. Избранное: ст. и исслед. М.: Пресс-Плеяда, 2005.

158. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2005.

159. Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. М.: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2005.

160. Трубецкой Е.Н. Два мира в древнерусской иконописи. М.: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2005.

161. Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. М.: Мысль, 2003.

162. Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории. Философско-историческое исследование. СПб.: Издательство Олега Абышко; Университетская книга – СПб, 2009.

163. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. М.: ДАРЪ, 2007.

164. Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Собрание писем. М.: Сретенский монастырь, 2004.

165. Феномен русского старчества: Примеры из духовной практики старцев / Сост. и вступ. ст. С.С. Хоружего. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006.

166. П.А. Флоренский: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2001.

167. Флоренский П.А., священник. Автореферат; Троице-Сергиева Лавра и Россия; Иконостас; Имена. Метафизика имен в историческом освещении. Имя и личность; Предполагаемое государственное устройство в будущем. М.: Мир книги, Литература, 2007.

168. Флоренский П.А. Мнимости в геометрии: расширение области двумерных образов геометрии (опыт нового истолкования мнимостей). Изд. 3-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.

169. Флоренский П.А., священник. У водоразделов мысли. // Сочинения. В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 2000.

170. Флоренский П.А., священник. Собрание сочинений. Философия культа (Опыт православной антроподицеи). М.: Мысль, 2004.

171. Флоренский П.А., священник. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М.: Мысль, 2000.

172. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007.

173. Флоровский Г., протоиерей. Восточные отцы Церкви. М.: АСТ, 2005.

174. Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. Мн.: Издательство Белорусского Экзархата, Издательство «Харвест», 2006.

175. Франк С.Л. С нами Бог. М.: АСТ, 2003.

176. Франк С.Л. Смысл жизни. М.: АСТ, 2003.

177. Ходасевич В.Ф.Собрание сочинений: В 4 т. Т. 4: Некрополь. Воспоминания. Письма. М.: Согласие, 1997.

178. Хомяков А.С. О возможности русской художественной школы. // Хомяков А.С. Учение о Церкви. СПб.: Русская симфония, 2010.

179. Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1998.

180. Хоружий С.С. О старом и новом. СПб.: Алетейя, 2000.

181. Хосперс Дж. Содержание в музыке // Современная книга по эстетике. Антология. М., 1957.

182. Цветаева М. Искусство при свете совести // Собрание сочинений: В 7 т. Т. 5: Автобиографическая проза. Статьи. Эссе. Переводы. М.: Эллис-Лак, 1994.

183. Чернов С.В. Книга о гениальности. Т. 1. Человеческий гений: Природа. Сущность. Становление. Воронеж – М.: АНО «Институт духовной культуры и свободного творчества», 2010.

184. Чижевский Д.И. Гегель в России. Париж: Дом книги, 1939.

185. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М.: Издательство социально-экономической литературы «Мысль», 1966.

186. Шестаков В.П. История эстетических учений. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.

187. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Собрание сочинений в 5 т. Т. 1. М.: Московский клуб, 1992.

188. Яковенко Б.В. История русской философии. М.: Республика, 2003.

189. Яковенко Б.В. Мощь философии. СПб.: Наука, 2000.

190. Dahm H. Grundzüge russisches Denkers. München. 1979.

191. Dahm H. Russische philosophie: Tradition und Gegenwart. Köln. 1980.

192. Kratz, Charlotte. Die Rezeption von Sergej Rachmaninovs Konzerttaetigkeit in Deutschland. Masterarbeit im Fach Musikgeschichte. Marburg, 2008. 90 S. Публикация в интернете: http://archiv.ub.uni-marburg.de/ed/2008/0002/pdf/dpck.pdf

193. Offermans W. «Mensch, werke wesentlich!» Das Lebenswerk des russischen religiösen Denkers Ivan Ilyin für Erneuerung der geistigen Grundlagen der Menschheit. Erlangen. 1979.

 


[1] Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. М.: Ладомир, 2007. С. 373–374.

[2] Лосев А.Ф. Женщина-мыслитель // Лосев А.Ф. «Я сослан в XX век…»: в 2 т. Т. 2. М.: Время, 2002. С. 128.

[3] Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви. М.: ДАРЪ, 2007. С. 379.

[4] Гиппиус З. Предостережение // И.А. Ильин: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2004. С. 652.

[5] Письмо С.В. Рахманинову от 30.08.1938 // И.А. Ильин: pro et contra. С. 373.

[6] Письмо Архимандриту Константину (1953 год) // И.А. Ильин. pro et contra. С. 403.

[7] Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Л., 1991; Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991; Чижевский Д.И. Гегель в России. Париж, 1939; Яковенко Б.В. Мощь философии. СПб., 2000; Яковенко Б.В. История русской философии. М., 2003.

[8] См. Полторацкий Н.П. Иван Александрович Ильин. Жизнь, труды, мировоззрение. // Ильин И.А. Собр. соч. М.: Русская книга, 2001.

[9] Евлампиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. СПб.: Наука, 1998; Бабинцев С.М. Миросозерцание И.А. Ильина. М.: Прометей, 1997; Киселев А.Ф. Иван Ильин и его поющее сердце. М.: Логос – Университетская книга, 2006; История русской философии: учебник / под ред. М.А. Маслина. М.: КДУ, 2008; Столович Л.Н. История русской философии. Очерки. М.: Республика, 2005; Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М.: Эксмо, 2003.

[10] Соколова А.В. Феномен искусства в философско-эстетических воззрениях И.А. Ильина. Дисс. канд. филос. н. Кострома, 2001.

[11] Сохряков Ю.И. И.А. Ильин – религиозный мыслитель и литературный критик. М.: ИМЛИ РАН, 2004.

[12] Кулешова И.В. Философия творчества И.А. Ильина. Дисс. канд. филос. н. М., 2006.

[13] Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. М.: Ладомир, 2007.

[14] Offermans W. «Mensch, werke wesentlich!» Das Lebenswerk des russischen religiösen Denkers Ivan Ilyin für Erneuerung der geistigen Grundlagen der Menschheit. Erlangen. 1979.

[15] Dahm H. Grundzüge russisches Denkers. München. 1979.

Dahm H. Russische philosophie: Tradition und Gegenwart. Köln. 1980.

[16] Тарасова М.Р. Предметно эстетическая критика И.А. Ильина в контексте русской идеалистической критики XIX – первой половины XX веков. Владивосток, 2010.

[17] Стародубец С.Н. Специфика организации языковых символических средств в дискурсе И.А. Ильина. М., 2011.

[18] Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. М.: Русская книга, 2002. Т. 1. С. 12.

[19] Параграф «Что такое философия?» из книги «Путь к очевидности» является, по сути, переработкой, а отчасти и просто переводом соответствующего раздела работы «Blick in die Ferne. Ein Buch der Einsichten und Hoffnungen» (Взгляд в даль. Книга размышлений и упований), изданной по-немецки в 1945 году.

[20] То, что Ильин в 1910-х годах говорил о религии, Ф.Степун охарактеризовал не много не мало как «религиозное помешательство неверующей души» (И.А. Ильин: pro et contra. С. 81). Такая оценка, может быть, чересчур сурова, но в целом не лишена оснований. С годами Ильин существенно скорректировал свою позицию по этому вопросу, поэтому здесь мы не считаем необходимым подробно ее рассматривать.

[21] Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Т. 2. М.: Русская книга, 2003. С. 158.

[22] Ильин И.А. Религиозный смысл философии // Собр. соч.: в 10 т. Т. 3. М. Русская книга, 1994. С. 19.

[23] Там же. С. 20.

[24] Ильин И.А. Религиозный смысл философии // Собр. соч.: в 10 т. Т. 3. М. Русская книга, 1994. С. 29.

[25] Там же. С. 27.

[26] Ильин И.А. Религиозный смысл философии // Собр. соч.: в 10 т. Т. 3. М. Русская книга, 1994. С. 23.

[27] Там же. С. 23–25.

[28] Ильин И.А. Религиозный смысл философии // Собр. соч.: в 10 т. Т. 3. М. Русская книга, 1994. С. 26.

[29] Там же. С. 26.

[30] Там же. С. 27.

[31] Там же. С. 31.

[32] Ильин И.А. Религиозный смысл философии // Собр. соч.: в 10 т. Т. 3. М. Русская книга, 1994. С. 41.

[33] Излагаемая Ильиным концепция «одержимости», скорее всего, является творческой переработкой учения Платона, изложенного, в частности, в диалогах «Ион» и «Федр».

[34] Ильин И.А. Религиозный смысл философии. С. 54.

[35] Там же. С. 59.

[36] Там же. С. 28.

[37] Ильин И.А. Религиозный смысл философии // Собр. соч.: в 10 т. Т. 3. М. Русская книга, 1994. С. 51.

[38] Там же. С. 52.

[39] Там же. С. 38, 44.

[40] Там же. С. 40.

[41] Там же. С. 58.

[42] Там же. С. 51.

[43] Ильин И.А. Религиозный смысл философии // Собр. соч.: в 10 т. Т. 3. М. Русская книга, 1994. С. 59.

[44] Там же. С. 45.

[45] Там же. С. 44.

[46] Там же. С. 44–45.

[47] Ильин И.А. Религиозный смысл философии // Собр. соч.: в 10 т. Т. 3. М. Русская книга, 1994. С. 46.

[48] Там же. С. 46.

[49] Там же. С. 47.

[50] Ильин И.А. Религиозный смысл философии // Собр. соч.: в 10 т. Т. 3. М. Русская книга, 1994. С. 49.

[51] Там же. С. 50.

[52] Если, например, в английском языке существуют два разных слова “feeling” и “sense”, то различие между соответствующими русскими «чувство» и «ощущение» (иногда “sense” вообще переводится как «смысл»!!!) уже не столь велико. А если от них образовать прилагательные – «ощутимый» и «чувственный», то смысл каждого из них меняется почти на противоположный. Уже здесь может происходить путаница. А Ильин вообще не употребляет слова «ощущение», говоря только о «чувствах» и «состояниях» людей. В этом случае следовало бы обозначить различие между «чувственным» и «чувствуемым».

[53] Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Т. 2. М.: Русская книга, 2003. С. 175.

[54] Соколова А.В. Феномен искусства в философско-эстетических воззрениях И.А. Ильина. Кострома, 2001. С. 58.

[55] Там же.

[56] Там же. С. 49.

[57] Данная терминология, может быть, не совсем удачна, и в ряде случаев ее применение может приводить к недоразумениям, но поскольку замечания на этот счет уже сделаны и значение терминов уточнено, мы считаем возможным применять их в дальнейшем без ущерба для понимания.

[58] Ильин И.А. Религиозный смысл философии // Собр. соч.: в 10 т. Т. 3. М. Русская книга, 1994. С. 47.

[59] Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Собрание сочинений: в 10 т. Т. 5. С. 155.

[60] С этим, вероятно, связан один из аспектов практики «дзен», когда послушник обретает просветление, будучи, например, выброшенным учителем из окна.

[61] Интенсивное телесное наслаждение можно сравнить с грохотом «музыки» в наушниках, который делает человека несособным расслышать журчание ручейка под ногами. Когда наушники уже сняты, в ушах по-прежнему звенит, так что ручейка все равно не слышно, а слышно только шум в ушах. Точно также, когда наслаждение прекращается, оно оставляет душу огрубевшей и неспособной воспринимать потоки «божественных энергий», пронизывающие мир. Поэтому за интенсивным наслаждением всегда следует ощущение тоски и пустоты.

[62] Отдельного внимания заслуживает случай, когда развращенный человек, казалось бы, получает наслаждение от боли, и таким образом забывается. На первый взгляд этот пример опровергает сказанное выше. Однако при более внимательном рассмотрении мы обнаружим, что здесь не сама боль дарует самозабвение, а те причины, которые вызывают ее обычно у нормального человека. В больной душе они могут порождать другие «содержания» – в частности, самозабвение, свободное от всякой сладости, а представляющее собой голое умопомрачение.

[63] Ильин И.А. Религиозный смысл философии // Собр. соч.: в 10 т. Т. 3. М. Русская книга, 1994. С. 21.

[64] Там же. С. 20.

[65] Ильин И.А. Религиозный смысл философии // Собр. соч.: в 10 т. Т. 3. М. Русская книга, 1994. С. 27.

[66] Там же. С. 26.

[67] Там же. С. 29.

[68] Евангелие от Фомы. 61.

[69] Ильин И.А. Религиозный смысл философии // Собр. соч.: в 10 т. Т. 3. М. Русская книга, 1994. С. 35–36.

[70] Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Т. 1. М.: Русская книга, 2002. С. 223.

[71] Там же. С. 243–244.

[72] Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Т. 1. С. 246.

[73] Ильин И.А. Религиозный смысл философии // Собр. соч.: в 10 т. Т. 3. М. Русская книга, 1994. С. 35.

[74] Зеньковский В.В. История русской философии. Том II. Ч. 2. Л.: ЭГО, 1991. С. 131.

[75] Там же.

[76] Ильин И.А. Религиозный смысл философии // Собр. соч.: в 10 т. Т. 3. М. Русская книга, 1994. С. 83.

[77] Там же. С. 87.

[78] Там же. С. 55–56.

[79] Там же. С. 50.

[80] Ильин И.А. Религиозный смысл философии // Собр. соч.: в 10 т. Т. 3. М. Русская книга, 1994. С. 50.

[81] Встречающийся у Ильина термин «Богопознание» – исключение, связанное с невозможностью образовать сложное слово от «познание» и «Божество».

[82] Зайцев Е. Учение В. Лосского о теозисе. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. С. 125.

[83] Там же. С. 126.

[84] Там же.

[85] Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Т. 2. С. 11.

[86] Там же. С. 14.

[87] Там же. С. 39.

[88] Ильин И.А. Основное нравственное противоречие войны // Собр. соч.: В 10 т. Т. 5. М.: Русская книга, 1996. С. 14.

[89] Ильин И.А. Основное нравственное противоречие войны. С. 14.

[90] Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Т. 1. С. 81.

[91] Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Т. 1. С. 88.

[92] Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск.: Сагуна, 1994. С. 152.

[93] Там же. С. 154.

[94] Там же. С. 173.

[95] Зеньковский пишет: «Или это игра словами, или это вскрывает истинные мысли Ильина – перед нами в таком случае чистое гегелианство». Сказано это по поводу возможности сущностного Богопознания, на которой, по мнению автора, настаивает Ильин, и в этом контексте данное утверждение можно оспорить. Однако, будучи примененным к рассуждениям Ильина о разумно-логическом раскрытии содержания духовного опыта, оно вполне может быть признано истинным. Причем истина будет заключаться именно в первой его части.

[96] Ильин И.А. Религиозный смысл философии // Собр. соч.: в 10 т. Т. 3. М. Русская книга, 1994. С. 40.

[97] Там же. С. 39.

[98] Ильин И.А. Религиозный смысл философии // Собр. соч.: в 10 т. Т. 3. М. Русская книга, 1994. С. 40.

[99] В издании «Эксмо» пропущен кусок текста.

[100] Там же. С. 41.

[101] Там же. С. 51–52.

[102] Там же. С. 51.

[103] Ильин И.А. Религиозный смысл философии // Собр. соч.: в 10 т. Т. 3. М. Русская книга, 1994. С. 54.

[104] Там же. С. 48.

[105] Там же. С. 51.

[106] Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск.: Сагуна, 1994. С. 151–152.

[107] Это не относится к Божественной «сущности» в том смысле, который придается этому термину в богословии.

[108] Ильин И.А. Религиозный смысл философии // Собр. соч.: в 10 т. Т. 3. М. Русская книга, 1994. С. 64.

[109] Там же. С. 66.

[110] Ильин И.А. Религиозный смысл философии // Собр. соч.: в 10 т. Т. 3. М. Русская книга, 1994. С. 79.

[111] Там же. С. 86.

[112] Там же. С. 87.

[113] Ильин И.А. Путь к очевидности // Собр. соч.: в 10 т. Т. 3. М. Русская книга, 1994. С. 498.

[114] Там же. С. 497.

[115] Там же.

[116] Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. // Собр. соч.: в 10 т. Т. 3. М. Русская книга, 1994. С. 315.

[117] Там же. С. 317.

[118] Там же. С. 318.

[119] Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. // Собр. соч.: в 10 т. Т. 3. М. Русская книга, 1994. С. 315.

[120] Ильин И.А. Религиозный смысл философии // Собр. соч.: в 10 т. Т. 3. М.: Русская книга, 1994. С. 71.

[121] Там же.

[122] Там же. С. 74.

[123] Там же. С. 77.

[124] Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Т. 2. М.: Русская книга, 2003. С. 91, 124.

[125] Ильин И.А. Религиозный смысл философии. С. 75.

[126] Ильин И.А. Религиозный смысл философии // Собр. соч.: в 10 т. Т. 3. М.: Русская книга, 1994. С. 77.

[127] Там же. С. 80–81.

[128] Там же. С. 73.

[129] Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Т. 2. М.: Русская книга, 2003. С. 212.

[130] Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Т. 2. М.: Русская книга, 2003. С. 266–267.

[131] Ильин И.А. Религиозный смысл философии // Собр. соч.: в 10 т. Т. 3. М.: Русская книга, 1994. С. 54.

[132] Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Т. 2. М.: Русская книга, 2003. С. 458.

[133] Впрочем, наряду с органической универсальностью ее основных положений, мы не можем не отметить и присущей ей иногда эклектичности.

[134] Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве. // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. 1. М.: Русская книга, 1996. С. 95.

[135] Там же.

[136] Там же. С. 101

[137] В терминологии Ильина «талант» – способность к выражению содержаний, воспринятых в акте созерцания. Подробнее – см. ниже.

[138] Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве. С. 103.

[139] Там же. С. 77.

[140] Там же. С. 144.

[141] Там же. С. 143.

[142] Там же. С. 145.

[143] Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве. С. 149.

[144] Там же. С. 151.

[145] Там же. С. 146.

[146] См., например, его труды, направленные против Евномия.

[147] Лосский В.Н. Боговидение. Мн.: Издательство Белорусского Экзархата, 2007. С. 56.

[148] Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. М.: ДАРЪ, 2007. С. 72.

[149] Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве. С. 55.

[150] Там же. С. 60.

[151] Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве. С. 58.

[152] Там же. С. 59.

[153] Там же. С. 61.

[154] Там же. С. 60–61.

[155] Конечно, традиция считать поэта пророком уходит своими корнями в глубь веков (ср., например, диалоги Платона «Ион» и «Федр»), но в Новое Время, по-видимому, именно романтики были первыми, кто «выпустил гения из бутылки» (genie = джинн). Европейские художники предшествующих эпох были несколько скромнее, считая себя зачастую лишь искусными ремесленниками.

[156] Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Т. 1. С. 325.

[157] Ильин И.А. Собр. соч.: [Доп. T. 2]: Письма, мемуары (1939–1954). М.: Русская книга, 1999. С. 12.

[158] Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Т. 1. С. 343.

[159] Соловьев В.С. Значение поэзии в стихотворениях Пушкина // Соловьев В.С. Литературная критика. М.: Современник, 1990. C. 234.

[160] Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. М.: Ладомир, 2007. С. 58.

[161] Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. С. 374.

[162] Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве. С. 58.

[163] Цит. по: Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. С. 337.

[164] Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. С. 337.

[165] Из поэмы И.А. Ильина «Наше жилище» // Собр. соч.: В 10 т. [Доп. T. 2]: Письма, мемуары (1939–1954). М.: Русская книга, 1999. С. 259.

[166] Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. С. 223.

[167] Иванов В.И. О границах искусства // Иванов В.И. По звездам. Борозды и межи. М.: Астрель, 2007. С. 404.

[168] Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве. С. 94–95.

[169] Там же. С. 94.

[170] Толстой Л.Н. Что такое искусство? // Собр. соч. в 22 т. Т. 15. М.: Худож. лит., 1983. С. 135.

[171] Толстой Л.Н. Что такое искусство? С. 165.

[172] Там же. С. 168.

[173] Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве. С. 61.

[174] Ильин И.А. «Моцарт и Сальери» Пушкина. (Гений и злодейство). // Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. 2. М.: Русская книга, 1996. С. 105–106.

[175] Там же.С. 105.

[176] Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве. С. 98–99.

[177] Там же.С. 102.

[178] Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве. С. 103.

[179] Там же. С. 111.

[180] Там же. С. 104.

[181] Письмо Шмелеву 29.01.1947 // Переписка двух Иванов (1947–1950). М.: Русская книга, 2000. С. 19.

[182] Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве. С. 110–111.

[183] Там же. С. 110.

[184] Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Т. 1. С. 12.

[185] Ильин И.А. Достоевский как человек и характер // Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. 3. М.: Русская книга, 1997. С. 277.

[186] Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Т. 1. М.: Русская книга, 2002. С. 262.

[187] Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве. С. 66.

[188] Ильин И.А. Художественное призвание Шаляпина // Собр. соч.: в 10 т. Т. 7. М.: Русская книга, 1998. С. 431.

[189] Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. М.: Академический проект, 2009. С. 24.

[190] Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве. С. 124.

[191] Цит. по: Лисица Ю.Т. Иван Александрович Ильин. Историко-биографический очерк. // Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1993. С. 35.

[192] Ильин И.А. Музыка и слово // Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. 2. М.: Русская книга, 1996. С. 311.

[193] Рыбинский Н. Духовный меч (Памяти И. А. Ильина) // И.А. Ильин: pro et contra. С. 168.

[194] И.А. Ильин: pro et contra. С. 353–356.

[195] Там же. С. 369–377.

[196] Из письма И.А. Ильина С.В. Рахманинову от 14.08.1938 // И.А. Ильин: pro et contra. С. 370.

[197] Ильин И.А. Что такое искусство // Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. 2. М.: Русская книга, 1996. С. 319.

[198] «… Сегодняшние корифеи – Сергей Рахманинов и Николай Метнер». (Ильин И.А. Русское восприятие искусства и художественного совершенства // Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. 3. М.: Русская книга, 1997. С. 67); также см. приведенную выше цитату из статьи «Музыка и слово».

[199] Из письма И.А. Ильина С.В. Рахманинову от 6.12.1929. // И.А. Ильин: pro et contra. С. 357.

[200] Рахманинов С. Литературное наследие в трех томах. Т. 3. Письма. М.: Советский композитор, 1980. С.455–456; Kratz, Charlotte. Die Rezeption von Sergej Rachmaninovs Konzerttaetigkeit in Deutschland. Masterarbeit im Fach Musikgeschichte. Marburg, 2008. S. 70. Публикация в интернете: archiv.ub.uni-marburg.de/ed/2008/0002/pdf/dpck.pdf

[201] Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. [Доп. T. 2]: Письма, мемуары (1939–1954). М.: Русская книга, 1999. С. 12.

[202] Там же.

[203] Лисица Ю.Т. Иван Александрович Ильин. Историко-биографический очерк. // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1993. С. 15.

[204] И.А. Ильин: pro et contra. С. 208.

[205] Свои описания автор подкрепляет также ссылками на конкретные произведения композитора, по большей части опускаемыми здесь для краткости. Желающий с ними ознакомиться может найти их список в цитируемой здесь статье «Музыка Метнера» («Русский колокол», 1929), (Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. 2. С. 291–305), а также 2-й части лекции «Николай Метнер – композитор и провидец» (1943), (Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. 3. С. 497–520).

[206] Ильин И.А. Музыка Метнера // Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. 2. М.: Русская книга, 1996. С. 297–298.

[207] Там же. С. 302.

[208] Там же. С. 296.

[209] Там же. С. 299.

[210] Там же. С. 298.

[211] Ильин И.А. О музыке Метнера // Собр. соч.: В 10 т. Т.6. Кн. 2. М.: Русская книга, 1996. С. 308.

[212] Ильин И.А. Борьба за художественность // Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. 2. М.: Русская книга, 1996. С. 366.

[213] Ильин И.А. О музыке Метнера. С. 309.

[214] Ильин И.А. Музыка Метнера. С. 302.

[215] Ильин И.А. Искусство (1930-1933). Феноменология произведений искусства (итальянские впечатления). // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. [Доп. T. 2]: Письма, мемуары (1939–1954). М.: Русская книга, 1999. С. 272.

[216] Ильин И.А. О музыке Метнера. С. 306.

[217] Для сравнения: А.Ф. Лосев, так же большой знаток музыки, характеризовал творчество «Прокофьева, Скрябина и новейших композиторов» как «музыкальную порнографию». (Лосев А.Ф. «Я сослан в XX век…»: в 2 т. Т. 2. М.: Время, 2002. С. 145).

[218] Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве. С. 66

[219] Ильин И.А. Пророческое призвание Пушкина // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. 2. М.: Русская книга, 1996. С. 45.

[220] Ильин И.А. Достоевский как художник // Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. 3. М.: Русская книга, 1996. С. 316.

[221] Там же.

[222] Ильин И.А. Искусство (1930-1933). С. 298.

[223] Имеется в виду различие между «реальностью» и «действительностью» в гегелевском понимании.

[224] Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве. С. 107.

[225] Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Т. 1. М.: Русская книга, 2001. С. 262.

[226] Ильин И.А. Художественное призвание Шаляпина // Собр. соч.: в 10 т. Т. 7. М.: Русская книга, 1998. С. 437–438.

[227] Там же.С. 437.

[228] Из интервью с критиком Olin Downes в New York Times //http://prokofiev.org/articles/quotes.cfm

[229] Ильин И.А. Наши задачи // Собр. соч.: В 10 т. Т. 2. Кн. 1. М.: Русская книга, 1993. С. 140.

[230] Ильин И.А. О музыке Метнера. С. 308–309.

[231] Цит. по: Хосперс Дж. Содержание в музыке // Современная книга по эстетике. Антология. М., 1957. С. 294–319.

[232] Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве. С. 94.

[233] Какое произведение имеет в виду автор, мы определить затрудняемся. Лично нам известно о существовании у Шуберта только двух трио: B-dur (op. 99) и Es-dur (op. 100) (См. Вульфиус П. Франц Шуберт: Монография. М.: Музыка, 1983. С. 436). При этом характеристика Гарни, по-видимому, подходит ко второму, а характеристика Шумана к первому.

[234] Цит. по: Хосперс Дж. Содержание в музыке. С. 294–319.

[235] Ильин И.А. Музыка Метнера. С. 295.

[236] Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве. С. 110.

[237] Ильин И.А. Гоголь – великий русский сатирик, романтик, философ жизни // Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. 3. М.: Русская книга, 1997. С. 259.

[238] Ильин И.А. Русское восприятие искусства и художественного совершенства // Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. 3. М.: Русская книга, 1997. С. 67.

[239] Ильин И.А Основы христианской культуры // Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1993. С. 314.

[240] Ильин И.А. Русское восприятие искусства и художественного совершенства. С. 66

[241] Ильин И.А. Покой и радость в православном мировоззрении // Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. 3. М.: Русская книга, 1997. С. 9.

[242] Ильин И.А. Искусство (1930-1933). С. 286–288.

[243] Козлов А. Рок: истоки и развитие. М.: Синкопа, 2001. С. 29.

[244] Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве. С. 67.

[245] Герой комической повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели».

[246] Ильин И.А. Искусство (1930-1933). С. 287.

[247] Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры // Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. 2. М.: Русская книга, 1996. С. 394.

[248] Ильин И.А. Основы христианской культуры. С. 319.

[249] Ильин И.А. Искусство (1930-1933). С. 288.

[250] См. И.А. Ильин: pro et contra. С. 377.

[251] Ильин И.А. Искусство (1930-1933). С. 289.

[252] Ильин И.А. Искусство (1930-1933). С. 278–279.

[253] Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве. С. 71.

[254] Ильин И.А. Основы христианской культуры. С. 289.

[255] Письмо к Л.Я. Гуревич // И.А. Ильин: pro et contra. С. 191.

[256] Письмо к Л.Я. Гуревич // И.А. Ильин: pro et contra. С. 184.

[257] Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве. С. 133.

[258] Там же. С. 110.

[259] Там же. С. 109.

[260] Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин – Ремизов – Шмелев. // Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. 1. М.: Русская книга, 1996. С. 220.

[261] Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве. С. 108

[262] Ильин И.А. Искусство (1930-1933). С. 307.

[263] Ильин И.А. Гоголь – великий русский сатирик, романтик, философ жизни. С. 259.

[264] Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве. С. 93.

[265] Там же.

[266] Хомяков А.С. О возможностях Русской художественной школы // Хомяков А.С. Учение о Церкви. СПб.: Русская симфония, 2010. С. 398.

[267] Ильин И.А. Искусство (1930-1933). С. 309.

[268] Ильин И.А. Искусство (1930-1933). С. 308.

[269] Там же. С. 308–309.

[270] Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве. С. 121.

[271] Ильин И.А. Искусство (1930-1933). С. 295.

[272] Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве. С. 134.

[273] Флоренский П.А. Обратная перспектива // Флоренский П.А. Сочинения в 4 т. Т. 3 (1). М.: Мысль, 2000. С. 69.

[274] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. М.: ДАРЪ, 2007. С. 363.

[275] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. М.: ДАРЪ, 2007. С. 363.

[276] Ильин И.А. Древнерусское искусство (зодчество и фрески) // Ильин И.А. Искусство (1930-1933).: В 10 т. Т. 6. Кн. 3. М.: Русская книга, 1997. С. 125.

[277] Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве. С. 133.

[278] Там же.

[279] Там же. С. 63.

[280] Раушенбах Б.В. Пространственные построения в древнерусской иконописи. М.: Наука, 1975. С. 51.

[281] Там же. С. 62.

[282] Раушенбах Б.В. Пространственные построения в древнерусской иконописи. С. 11.

[283] Там же. С. 18.

[284] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. С. 362–363.

[285] Раушенбах Б.В. Пространственные построения в древнерусской иконописи. С. 51.

[286] Сказанное справедливо также в отношении средневековой китайской живописи, хотя звучание ее, разумеется, несколько иного рода: от иконы она отличается так же, как взмах крыльев бабочки от удара колокола. Небезынтересно было бы провести анализ соответствия применяемых в ней выразительных средств художественному содержанию по аналогии с тем, как это делает П.А. Флоренский в работе «Иконостас», сопоставляя таким образом икону, масляную живопись и гравюру как выражения православного, католического и протестантского мировоззрения.

[287] Ильин И.А. Искусство (1930-1933). С. 310.

[288] Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Т. 2. М.: Русская книга, 2003. С. 327.

[289] Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Т. 2. М.: Русская книга, 2003. С. 327–328.

[290] Там же. С. 325–326.

[291] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. С. 269.

[292] Там же.С. 279.

[293] «Каролиновы книги» – труд, составленный франкскими богословами в ответ на присланный Карлу Великому латинский перевод Деяний VII Вселенского собора, на котором был утвержден догмат иконопочитания. По словам Л.А. Успенского, «перевод этот был сделан настолько неточно и грубо, что римский ученый, Анастасий Библиотекарь, в IX в. говорил, что он просто неудобочитаем, и сам сделал другой перевод. Однако первый перевод привел к очень печальным последствиям и большим недоразумениям, в частности к иконоборчеству (впрочем, умеренному) Карла Великого» (Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. С. 106).

[294] Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви. С. 266.

[295] Там же.С. 225.

[296] Там же.

[297] Там же.С. 267.

[298] Там же.С. 268.

[299] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. С. 211.

[300] Лосский В.Н. Богословие света в учении св. Григория Паламы // Лосский В.Н. Боговидение. Мн.: Издательство Белорусского экзархата, 2007. С. 355.

[301] Там же. С. 363.

[302] Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. Т. 1. М., СПб.: Университетская книга, 1999. С. 530.

[303] Ильин И.А. Покой и радость в православном мировоззрении. С. 28.

[304] Ильин И.А. Путь духовного обновления // Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1996. С. 51.

[305] Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Т. 2. М.: Русская книга, 2003. С. 436.

[306] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви. Киев: Общество любителей православной литературы. Издательство им. свт. Льва папы Римского, 2004. С. 286.

[307] Там же. С. 284.

[308] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви. С. 281.

[309] См. Лисица Ю.Т. Иван Александрович Ильин. Историко-биографический очерк. // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1993. С. 24.

[310] Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры. С. 434.

[311] Не означает ли это, что, по мнению, Ильина свою «религиозную интенцию» человек обращает только к Богу, а Богоматери, святым и ангелам не молится, а всего лишь подражает?

[312] Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Т. 2. М.: Русская книга, 2003. С. 28.

[313] Там же. С. 59.

[314] Ильин И.А. Древнерусское искусство (зодчество и фрески). С. 131.

[315] Ильин И.А. Искусство (1930-1933). С. 283–286.

[316] Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве. С. 66.

[317] Ильин И.А. Гении России // Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. 3. М.: Русская книга, 1997. С. 206.

[318] И.А. Ильин: pro et contra. С. 318.

[319] Лосев А.Ф. Письмо М.В. Юдиной от 17.02.1934 // Лосев А.Ф. «Я сослан в XX век…»: в 2 т. Т.2. М.: Время, 2002. С. 152.

[320] Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2008. С. 21.

[321] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. С. 389–390.

[322] Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве. С. 121.

[323] Там же. С. 110.

[324] Там же. С. 133.

[325] Трубачев, Сергий. Избранное: ст. и исслед. М.: Прогресс-Плеяда, 2005. С. 353–354.

[326] Сергий Булгаков, свящ. Священник о. Павел Флоренский // Переписка свящ. П.А. Флоренского со свящ. С.Н. Булгаковым. Томск: Водолей, 2001. С. 212.

[327] Из письма к А.М. Флоренской 18 сентября 1921 года. Москва. // Трубачев, Сергий. Избранное: ст. и исслед. С. 358.

[328] И.А. Ильин: pro et contra. С. 114.

[329] Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве. С. 103.

[330] Ильин И.А. Путь духовного обновления // Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1993. С. 76.

[331] Письмо Шмелеву 29.01.1947 // Переписка двух Иванов (1947 – 1950). М.: Русская книга, 2000. С. 20.

[332] Письмо Шмелеву 10.04.1938 //Переписка двух Иванов (1935 – 1946). М.: Русская книга, 2000. С. 224.

[333] Сохряков Ю.И. И.А. Ильин – религиозный мыслитель и литературный критик. М.: ИМЛИ РАН. 2004. С. 74; Письмо Шмелеву 19.01.1931 // Переписка двух Иванов (1927 – 1934). М.: Русская книга, 2000. С. 196.

[334] Ильин И.А. Когда же возродится великая русская поэзия? // Ильин И.А. Одинокий художник. М.: Искусство, 1993. С. 225.

[335] Ильин И.А. Искусство (1930-1933). С. 280.

[336] Ильин И.А. Искусство (1930-1933). С. 278.

[337] Ильин И.А. Лев Толстой как истолкователь русской души («Война и мир») // Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. 3. М.: Русская книга, 1997. С. 433.

[338] Бердяев Н.А. Очарование отраженных культур. В.И. Иванов. // Типы религиозной мысли в России. [Собрание сочинений. Т. III] Париж: YMCA-Press, 1989. С. 519.

[339] Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве. С. 99.

[340] См. Ходасевич В.Ф. Брюсов (Глава из книги воспоминаний «Некрополь») // Ходасевич В.Ф. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 4: Некрополь. Воспоминания. Письма. М.: Согласие, 1997. С. 27.

[341]Письмо Шмелеву 11.08.1932 //Переписка двух Иванов (1927 – 1934). С. 301.

[342] Капитан Лебядкин – персонаж романа Достоевского «Бесы», пьяница, сочиняющий нарочито вульгарные вирши, но об этом их свойстве, очевидно, не подозревающий.

[343] Письмо Шмелеву 11.08.1932 //Переписка двух Иванов (1927 – 1934). С. 301.

[344] Рафаил (Карелин), архимандрит. Умение умирать, или Искусство жить. М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевской Лавры, 2011. С. 273.

[345] Из стихотворения «Сквозь серый дым от краю и до краю…» // Блок А. Стихотворения и поэмы. Мн.: Маст. Лiт., 1989. С. 326.

[346] См., напр., Маритен Ж. Искусство и схоластика. // Маритен Ж. Избранное: Величие и нищета метафизики. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. С. 445–550.

[347] См. напр., Паисий Святогорец. Слова. Т. 3. Духовная борьба. М.: Издательский дом «Святая гора», 2006. С. 19–78.

[348] Ильин И.А. Искусство (1930-1933). С. 293–295.

[349] Ильин И.А. Творчество Мережковского // Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. 2. М.: Русская книга, 1996. С. 173.

[350] Ильин И.А. Творчество Мережковского. С. 181.

[351] Там же. С. 182.

[352] Там же. С. 182–183.

[353] Там же. С. 184.

[354] Ильин И.А. Творчество Мережковского.С. 183.

[355] Там же. С. 184.

[356] Ильин И.А. Борьба за художественность // Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6. Кн. 2. М.: Русская книга, 1996. С. 362.

[357] Там же.

[358] Ильин И.А. Творчество Мережковского. С. 187.

[359] Ильин И.А. Творчество Мережковского. С. 196.

[360] Замечательна в этом отношении распространенная сегодня манера говорить о домашних животных как о «членах семьи»: с большой степенью уверенности можно утверждать, что говорящие так люди, если они говорят осознанно, не к животному относятся по-человечески, но, наоборот, в человеке видят не дух, а одну только животность.

[361] См. напр. Мережковский Д.С. Гоголь и отец Матвей // Записки петербургских религиозно-философских собраний (1901–1903 гг.). М.: Республика, 2005. С. 174–190.

[362] Ильин И.А. Творчество Мережковского. С. 194.

[363] Там же. С. 195.

[364] Там же. С. 196.

[365] Там же. С. 195.

[366] Ильин И.А. Творчество Мережковского. С. 189.

[367] Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. С. 387.

[368] Там же. С. 386

[369] Письмо Шмелеву 10.04.1938 //Переписка двух Иванов (1935 – 1946). С. 224–225.

[370] Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин – Ремизов – Шмелев. С. 269.

[371] Там же. С. 268.

[372] Письмо Шмелеву 11.02.1947 //Переписка двух Иванов (1947 – 1950). С. 33.

[373] Письмо Шмелеву 16.11.1947 //Переписка двух Иванов (1947 – 1950). С. 204.

[374] Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин – Ремизов – Шмелев. С. 333.

[375] Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин – Ремизов – Шмелев. С. 401.

[376] Ильин И.А. Лев Толстой как истолкователь русской души («Война и мир»). С. 445.

[377] Ильин И.А. Мировоззрение Льва Толстого // Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. 3. М.: Русская книга, 1997. С. 458.

[378] Ильин И.А. Лев Толстой – художник и человек // Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. 3. М.: Русская книга, 1997. С. 482.

[379] Ильин И.А. Мировоззрение Льва Толстого. С. 457.

[380] Иль







Date: 2015-11-14; view: 422; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.319 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию