Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организация работы над магистерской диссертацией
Тематика магистерской диссертации должна быть направлена на решение профессиональных задач: - анализ получаемой полевой и лабораторной информации с использованием современной вычислительной техники; - проектирование и проведение производственных (в том числе специализированных) работ; - обработка и анализ получаемой производственной информации, обобщение и систематизация результатов производственных работ с использованием современной техники и технологии; - организация и проведение испытаний; - моделирование изучаемых процессов; - разработка методических и производственных документов. Технология магистерского исследования Технология магистерского исследования представляет собой последовательность выполнения работы над диссертацией с указанием сроков выполнения отдельных её разделов с конкретизацией результатов по ним, позволяющих достичь положительного результата по работе в целом. При всём многообразии подходов к выполнению магистерского исследования в общем виде оно реализуется в следующей последовательности: • составление рабочего плана подготовки магистерской диссертации; • обоснование актуальности, определение теоретического и практического значения темы исследования, выдвижение гипотезы исследования; • формулировка цели и задач исследования, объекта и предмета исследования; - подготовка аналитического обзора литературы; • конкретизация методов и методик исследования; • изучение и анализ теоретических основ исследования; • сбор и изучение практической информации; - разработка научной гипотезы; • подтверждение гипотезы расчетным путём с обработкой научно-практической информации; • формулировка чётких выводов по работе; • оформление диссертации; • оформление реферата диссертации. Выполнение магистерской диссертации осуществляется под руководством научного руководителя, который консультирует магистранта по проблеме исследования, контролирует выполнение индивидуального плана и несет ответственность за ход исследования, качество и своевременность выполнения магистерской диссертации. Контроль хода работы над магистерской диссертацией осуществляется в рамках промежуточных аттестаций на заседании кафедры в форме отчетов магистранта, в форме научного доклада по окончании обучения в магистратуре. Составление рабочего плана План подготовки магистерской диссертации включает содержание работы, сроки и ожидаемые результаты, форму их представления и отметку научного руководителя о ходе выполнения работ по магистерской программе обучения. Рабочий план разрабатывается магистрантом при участии научного руководителя и отражает системный подход к решению проблемы. Первоначальный вариант плана должен отражать основную идею работы. При составлении первоначального варианта плана работы следует определить содержание отдельных глав и сформулировать их название; продумать содержание каждой главы и наметить в виде разделов и параграфов последовательность вопросов, которые будут в ней рассмотрены. Рабочий план должен быть гибким и не ограничивать творческое развитие идеи. Дальнейшие изменения в плане работы могут быть связаны с корректировкой вариантов направления работы после детального ознакомления с изучаемой проблемой, в связи с отсутствием или недостаточностью исходного материала, выявлением новых данных, представляющих теоретический и практический интерес. При необходимости в рабочем плане намечаются сроки командировок на предприятия отрасли, консультаций с ведущими специалистами в данной области. В рабочем плане должно быть также предусмотрено время для проведения рецензирования магистерской диссертации и предварительной защиты. Окончательный вариант плана утверждается научным руководителем и по существу представляет собой упрощенное предварительное оглавление работы, согласованное со сроками выполнения отдельных ее этапов. Обоснование актуальности, определение теоретического и практического значения темы исследования, выдвижение гипотезы исследования Актуальность темы отражает её важность, своевременность выполнения и перспективность достигнутых решений. Содержит доводы, свидетельствующие о научной и прикладной значимости исследования. Необходимо убедительно показать, что в современном состоянии изучаемого вопроса имеются неразрешенные или не полностью решенные аспекты какой-либо проблемы. Выдвижение гипотезы исследования связано с оценкой рассматриваемой проблемы и констатацией факта необходимости ее решения. Формулировка целей и задач исследования, объекта и предмета исследования Лаконично - сжатая формулировка ожидаемого результата решения проблемы представляет собой цель исследования. Достижению цели исследования способствуют четко сформулированные задачи исследования, которые, по существу, являются декомпозицией цели на ряд частных подцелей. Если цель определяет стратегию исследования; то задачи - тактику исследования. Выделяются обычно три-четыре задачи, которые необходимо решить для достижения цели исследования. Объектом исследования или областью, в пределах которой существует исследуемая проблема, является система показателей, закономерностей, связей, отношений, видов деятельности, машины, технологические процессы и т.д. Формулировка предмета исследования направлена на выделение из объекта исследования более узкой и конкретной области исследования. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Конкретизация методов и методик исследования Метод исследования - совокупность приемов, способов и правил, которые исследователь применяет для получения новых знаний и фактов, открытия новых законов, новых формулировок экономических категорий, совершенствования экономической теории и выработки обоснованных практических рекомендаций. Характеристика методической части магистерской диссертации предполагает описание методов сбора научно-технической информации и её обработки (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному и т. д.). Методика - последовательность решения частных задач на основе выбранного метода исследования, система условий, требований и ограничений проведения исследования. Например, выбранный метод конкретизируется в методике определённой последовательностью расчетов: в первую очередь оцениваются количественные показатели (факторы), затем - качественные. Методы и методики исследования служат инструментами достижения поставленной цели исследования. Теоретические основы исследования Изучение истории вопроса и анализ его современного состояния осуществляется непосредственно при работе с научной литературой (монографиями, учебниками, статьями в периодических изданиях, тезисами докладов, библиографическими, информационными, реферативными изданиями и т.д.). Это - основная часть подготовительного этапа работы над диссертацией. Важно найти правильные ориентиры при поиске литературы по теме. Как правило, ориентирами являются грамотно сформулированные гипотеза и цель исследования. При этом сбор теоретической информации ведется ретроспективно - от современных источников к более старым. Кроме того, изучение материала нужно начинать с наиболее фундаментальных работ. В дальнейшем необходимо продолжить поиск теоретических источников в направлении от общего к частному, т.е. от базисных положений к более конкретным. Целесообразно обращаться к источникам, авторы которых обладают максимальным научным авторитетом в данной области. Задача диссертанта - найти самостоятельную позицию, которая опиралась бы на все лучшее, что можно почерпнуть из авторитетных источников. Теоретическая основа исследования обязательно включает изучение и использование научных трудов отечественных и зарубежных авторов в предметной области, связанной с магистерским исследованием. При этом исследования в области решения задач прикладного характера не исключают целесообразности изучения работ общеметодологического характера, обращения к трудам по социологии, философии, политики и т.д. Аналитический обзор литературы, характеризующий теоретические основы исследуемой проблемы, позволит выделить главное и существенное в современном состоянии изученности темы диссертации, оценить ранее сделанное другими исследователями и сформировать контуры будущего исследования. В результате анализа научных трудов должно быть сформулировано своё конструктивное отношение к известным законам, процессам, принципам, терминологии, принятой в практике производства, эксплуатации и ремонта машин и оборудования, что в дальнейшем может рассматриваться как вклад в развитие теории вопроса. Логическим завершением работы с научной информацией является констатация состояния проблемы, степени изученности и разработки на данный момент. Следовательно, нужно четко и ясно охарактеризовать состояние проблемы: в виде нерешенного вопроса или ситуации, уточнения теоретической или практической цели и т.п. Информация, полученная из источников, может использоваться в тексте диссертации прямо или косвенно. Косвенно - либо внутри авторского текста в переработанном виде, либо косвенно в виде цитат, т.е. пересказа в произвольной форме содержания источника со ссылкой на него, но без кавычек. Если в тексте используются прямые цитаты, их следует обязательно брать в кавычки и давать ссылку. Цитаты позволяют с максимальной точностью передать авторскую мысль с целью ее дальнейшего использования для обоснования своих доводов или для полемики с автором. Цитаты привлекают и для иллюстрации собственных суждений. Сбор и изучение практической информации Информационная база исследования дополняет теоретическую использованием статистических материалов, отчетов органов государственной, региональной, ведомственной статистики, научных институтов, электронных сборников, размещенных в сети Интернет (например, Интернет - сайтов крупных отраслевых компаний, сайта Министерства промышленности и торговли РФ и т.д.). К информационной базе исследования относится и любая управленческая, статистическая, оперативная и финансовая отчетность предприятий. Сбор фактического материала - один из наиболее ответственных этапов подготовки выпускной квалификационной работы. От того, насколько правильно и полно собран фактический материал, во многом зависит своевременное и качественное написание работы. Поэтому, прежде чем приступить к сбору материала, магистранту совместно с научным руководителем необходимо тщательно продумать, какой именно фактический материал необходим для магистерской диссертации. В течение научно-исследовательской практики магистрант должен собрать статистический материал для проведения исследования в рамках темы диссертации, сделать необходимые выписки из служебной документации организации, изучить действующие инструкции, методические указания, нормативные документы, постановления, регламентирующие работу организации, подготовить описание исследуемого процесса и проч. Собранный материал должен быть оценен с точки зрения его достоверности и достаточности для подготовки магистерской диссертации. После того, как изучена и систематизирована отобранная по теме литература, а также собран и обработан фактический материал, возможны некоторые изменения в формулировке темы, корректировка первоначального варианта плана диссертации. Подтверждение гипотезы расчетным путём с обработкой научной и практической информации В магистерских исследованиях, как правило, используются методы системного анализа. Качественный и количественный анализ взаимосвязаны и взаимозависимы, поскольку любая формула или модель должна быть теоретически обоснованной. Основные принципы метода системного анализа сводятся к следующему: • единство анализа («расчленение» изучаемого явления на составные части) и синтеза (объединение проанализированных элементов в единое целое); · применение экспертных методов исследования; · комплексный подход к изучению проблемы; • использование такого аналитического приема, как сравнение. При этом в зависимости от поставленных в диссертации задач сравнение подразумевает не только простое количественное сопоставление в динамике, но и качественное сравнение показателей с учетом совершенствования техники и технологии, организации производства, организации материально-технического обслуживания и т. д. Взаимосвязь между показателями при их сравнении может составить предмет: -горизонтального анализа - простое сравнение показателей в динамике; -вертикального анализа - определение структуры показателей для оценки влияния каждой составляющей на результативность в целом; -трендового анализа - сравнение каждой позиции отчетности с показателями предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции изменения показателей во времени, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда прогнозируются возможные значения показателя в будущем; -анализа относительных показателей (коэффициентов); -сравнительного (пространственного) анализа - сравнение показателей эксплуатационных свойств, технического состояния механических систем, деятельности отдельных подразделений, организаций и объединений; анализ позиций конкурентов; сравнение показателей со среднеотраслевыми показателями, со средними по РФ, со среднемировыми значениями; Деление совокупности объектов исследования для проведения анализа на однородные группы по соответствующим признакам производится методом группировки. В отличие от статистики, где группировки используются для обобщения и типизации явлений, в системном анализе они позволяют изучать явления и показатели во взаимосвязи и взаимозависимости, выявить закономерности и тенденции поведения. В зависимости от поставленных задач используются типологические, структурные и аналитические группировки. Примером типологической группировки служит выбор организации как объекта исследования по видам деятельности, формам собственности. Структурные группировки позволяют изучать соотношение отдельных частей целого. Аналитические или причинно-следственные группировки могут включать в себя и типологические, и структурные. Используются для определения формы связи между изучаемыми показателями по определенному признаку - количественному или качественному. В качестве информационной основы группировки может использоваться как генеральная совокупность показателей, так и выборочная. Как правило, отдельно взятый показатель находится под воздействием многочисленных, часто разнонаправленных факторов. Поэтому анализ динамики изучаемого показателя должен сопровождаться оценкой и выделением главных причин-факторов. Часто изучение причин-факторов, влияющих на поведение показателя, в свою очередь требует классификации причин-факторов по степени влияния на группы первого, второго, третьего порядков. Определение степени влияния данного фактора при неизменности остальных производится методом цепных подстановок или экспертными методами. Более сложными из формализованных методов анализа, в основе которых лежат строгие формализованные аналитические зависимости, являются: • математико-статистические методы изучения связей: корреляционный, регрессионный, дисперсионный, факторный анализ, метод главных компонент и т.д.; • эконометрические методы: матричные методы, гармонический анализ, спектральный анализ, методы теории производственных функций, методы теории межотраслевого баланса; • методы кибернетики и оптимального программирования: линейное программирование, нелинейное программирование, динамическое программирование и т.д.; · экспертные методы; • методы исследования операций и теории принятия решения: методы теории графов, теории игр, методы сетевого планирования и управления и т.д. В организации работы над магистерской диссертацией экономический анализ занимает промежуточное место между процессом подбора научно-практической информации и процессом принятия решения по выдвинутой гипотезе исследования. Отсюда понятна роль грамотно подобранной информации и выбора научно-обоснованных методов и методик ее обработки и анализа. 1.8. Научное руководство магистерской диссертацией
Для работы над магистерской диссертацией каждому магистранту назначается научный руководитель. Научное руководство магистерскими диссертациями могут осуществлять преподаватели университета, как правило, профессора и доценты, а также научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты, проводящие самостоятельные исследования в области предполагаемой работы магистранта. В порядке исключения к руководству магистерской диссертацией могут привлекаться высококвалифицированные специалисты других учреждений образования, науки или органов государственного управления. Один преподаватель, как правило, может быть руководителем не более трех магистерских диссертаций. Назначение научных руководителей осуществляется приказом ректора по представлению заведующего выпускающей кафедрой, исходя из утвержденной для поступающего в магистратуру проблематики магистерских исследований и научной специализации преподавателей университета. В обязанности научного руководителя входит: · помощь в формулировании темы диссертации и разработке календарного плана-графика на весь период выполнения работы; · участие в представлении темы диссертации на заседании кафедры; · систематическое консультирование магистранта по проблематике работы, оказание помощи в разработке теоретической и методологической базы исследования; консультации по выбору литературы, поиску информации, сбору данных и т.д.; · содействие в организации консультаций с другими специалистами; · контроль работы над диссертацией и ее соответствия утвержденному плану; · заключительная проверка работы и подготовка развернутого письменного отзыва, в котором комментируется актуальность темы; личное участие автора в разработке изложенных в диссертации положений, достоверность этих положений и результатов; степень новизны, научная и практическая значимость результатов исследования с заключением о соответствии (несоответствии) предоставленной работы требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям; · участие в заседании Государственной аттестационной комиссии по защите магистерских диссертаций. При необходимости помимо научного руководителя может быть назначен консультант из числа ведущих преподавателей университета или сотрудников сторонних организаций. В исключительных случаях, обусловленных невозможностью по объективным причинам выполнения функций руководителя, возможна замена научного руководителя магистерских исследований. Решение о замене научного руководителя утверждается приказом по университету. Ответственность за организацию текущего контроля за ходом магистерских исследований возлагается на научного руководителя и заведующего выпускающей кафедрой. Текущий контроль состоит, как правило, в контроле за соблюдением магистрантом графика работ, оценке полученных результатов исследований и их представлении в виде разделов магистерской диссертации. Текущий контроль исследований может осуществляться в следующих формах: · собеседование магистранта с научным руководителем (не реже одного раза в две недели); · собеседование магистранта с заведующим выпускающей кафедрой (как правило, один раз в месяц); · отчет магистранта на заседании кафедры (как правило, два раза за учебный год); · предзащита магистерской диссертации на заседании кафедры (не позднее, чем за 3 недели до срока защиты); · представление магистерской диссертации к защите. Date: 2015-11-14; view: 1071; Нарушение авторских прав |