Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пути решения основных проблем при кредитовании субъектов малого бизнеса Республики Казахстан





Рассмотри особенности кредита как одного из источников проектного финансирования субъектов малого и среднего бизнеса. Одной из основных проблем, с которой сталкиваются банки при кредитовании проектов малого бизнеса, является недостаточность обеспечения кредита. В условиях отсутствия практики гарантирования подобных проектов со стороны государственных уполномоченных организаций (таких, как, например, SBA в США) встает вопрос о том, рассматривать такие проекты вообще или нет. Предлагаемая автором работы схема предполагает гарантию возврата кредита в первую очередь самим проектом, в этом случае работа по кредитованию проектов малого предпринимательства приобретает черты проектного финансирования (ПФ).

В Казахстане преобладает упрощенное представление о ПФ как о банковском долгосрочном кредитовании промышленных инвестиционных проектов. На самом же деле долгосрочное банковское кредитование инвестиционных проектов может рассматриваться при определенных условиях лишь одной из форм ПФ, частным случаем ПФ. Прежде чем попытаться дать обобщающее, короткое определение ПФ, обратим внимание на некоторые его особенности по сравнению с традиционным банковским кредитованием инвестиционных проектов.

1. Если говорить о ПФ с точки зрения коммерческих банков, то для них кредитные операции в рамках ПФ характеризуются повышенным риском. Дело в том, что при схеме ПФ банк выдает кредит заемщику без права регресса (оборота) или с ограниченным оборотом банка на заемщика. Источником погашения кредита и выплаты процентов по нему являются только доходы, получаемые от реализации инвестиционного проекта. В обмен на принятие рисков коммерческий банк получает право на повышенный процент, премию. Таким образом, банк страхует высокие кредитные риски.

2. В схемах ПФ с ограниченным оборотом на заемщика особое внимание уделяется вопросам выявления, оценки и снижения рисков при реализации инвестиционных проектов. Как правило, ведущую роль в этом играет банк, который силами своих сотрудников и привлеченных консультантов осуществляет оценку инвестиционного проекта: эффективности инвестиций, динамики денежных потоков, перспектив реализации продукции, проектных рисков и т.д. Проектный анализ как совокупность методов оценки (экономической, финансовой, технической, экологической, организационно-правовой, коммерческой) инвестиционных проектов в принципе сегодня применяется достаточно широко на Западе — как в банковском, так и промышленном секторах экономики. Но при использовании схем ПФ роль проектного анализа особенно высока.

3. При реализации проектов в них могут быть задействованными многие участники:

- инициаторы проекта;

- проектная компания;

- консультанты;

- подрядчики (генеральный подрядчик, субподрядчики);

- поставщики оборудования;

- страховые компании и банки-гаранты;

- покупатели товаров и услуг, производимых на объекте инвестиционной деятельности;

- кредитор (банк);

Наличие проектной компании (ПК) можно отнести к числу важнейших признаков ПФ. ПК создается спонсорами (инициаторами) проекта исключительно в целях реализации проекта (в российских условиях актуальность создания нового предприятия для реализации проекта повышается в связи с возможностью использования льгот по налогу на прибыль в первые 4 года). Если при обычных кредитных операциях банк интересуется финансовыми результатами деятельности заемщика в кредитующие годы, его репутацией и надежностью, то при реализации инвестиционного проекта банк сосредотачивает свои усилия на его оценке и на вопросах гарантий, обеспечивающих деятельность ПК. Получение проектного кредита отражается на балансе ПК, а не на балансе учредителей. Такой метод кредитования носит название “вне баланса” (“off-balance sheet”).

4. В силу повышенных рисков при осуществлении ПФ кредитор особое внимание уделяет вопросам контроля за реализацией проекта. В некоторых случаях эту функцию выполняет сам кредитор, в некоторых - специальная компания, приглашаемая для осуществления надзорных функций ("сопровождения" проекта). Нередко с этой целью кредитор или от его имени и по его поручению специальная компания подписывает с заемщиком соглашение о реализации проекта, являющееся неотъемлемой частью кредитного договора. В проектном соглашении определяются права кредитора или специальной компании по запросу всей необходимой информации, относящейся к проекту, по доступу инспекторов на площадку и объекты и т.д. Что касается обязанностей заемщика, то важнейшие среди них - предоставление регулярных отчетов о ходе работ, подписываемых контрактах о возникновении возможных препятствий для реализации проекта, о соблюдении строительных, технических, экологических и иных норм, а также условий технической документации. В проектном договоре оговаривается порядок проведения закупок и выбора поставщиков и подрядчиков (как правило, на конкурентной основе), графики работ, смета (в том числе четкое распределение затрат между заемщиком и кредитором). Обязательства заемщика по соглашению о реализации проекта считаются частично выполненными после сдачи объекта инвестиционной деятельности в эксплуатацию (порядок сдачи оговаривается в проектном соглашении), а полностью выполненными - после погашения всех платежных обязательств по кредитному договору. В некоторых случаях затраты по надзору (контролю) за реализацией проекта могут достигать 5 и более процентов от общего объема инвестиций в проект.

5. Банки выступают на рынке ПФ в разных качествах:

- как банки-кредиторы;

- как гаранты;

- как финансовые консультанты;

- как лизинговые институты и т.д.

6. Для заемщика средств в рамках ПФ кроме очевидных преимуществ этой схемы (прежде всего ограниченная ответственность перед кредитором) имеются и определенные минусы:

- повышенный процент по кредиту, в связи с высокими рисками, а также повышенные комиссионные (комиссия за оценку проекта, комиссия за организацию финансирования, комиссия за надзор и т.д.);

- высокие затраты по предпроектным работам (подготовка технико-экономического обоснования, углубленные маркетинговые исследования), эти затраты несет потенциальный заемщик;

- без наличия детально проработанной предпроектной документации банк, как правило, заявку на финансирование проекта не рассматривает;

- чрезвычайно жесткий контроль за деятельностью заемщика (финансовый, производственный, коммерческий) со стороны банка;

- в некоторых случаях риск потери заемщика своей независимости (если кредитор оговаривает за собой право приобретения акций компании в случае удачной реализации проекта).

Поэтому в ряде ситуаций для заемщика предпочтительнее будут "традиционные" схемы финансирования инвестиционных проектов (кредиты под залоговое обеспечение, гарантии и поручительства; эмиссия акций и облигаций; лизинг и т.д.).

Таким образом, в нашем случае ПФ - это целевое кредитование заемщика для реализации инвестиционного проекта без регресса (оборота) или с ограниченным регрессом кредитора на заемщика; обеспечением платежных обязательств заемщика исключительно или в основном являются денежные доходы, генерируемые объектом инвестиционной деятельности (а также активы, относящиеся к инвестиционному проекту).

При кредитовании проектов малых предприятий банки зачастую сталкиваются с проблемой недостаточности обеспечения, предлагаемого заемщиком. Вместе с тем сделка, зависящая только от успеха принудительного осуществления залоговых прав, является неудачной, – при большом удельном весе подобных кредитов банк может серьезно ухудшить показатели ликвидности.

И в том и в другом случаях хорошо проведенный анализ проекта (наряду с использованием частичного или полного залогового обеспечения) является самой лучшей гарантией исполнения кредитных обязательств заемщика.

Принимая по хорошему проекту обеспечение лишь в части суммы кредита, банк по сути осуществляет проектное финансирование, принимая на себя не только кредитные, но и проектные риски. Естественно, что банк должен компенсировать их: требуя повышенный процентной ставки по кредиту, дополнительной документации по проекту, комиссии при участии в подготовке (анализе) проекта.

В схеме ПФ банк может выступать не только как кредитор, но и как консультант, гарант и т.д.

Проектный цикл, или жизненный цикл проекта, - важнейшее понятие дисциплины управления проектами. В целом это - “промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации”. Проектный цикл является исходным понятием для решения проблемы финансирования работ по проекту, принятия соответствующих решений. Согласно сложившейся практике, состояния, через которые проходит проект, называются фазами (этапами, стадиями). В самом общем виде проектный цикл делится на три фазы:

1) прединвестиционная;

2) инвестиционная;

3) эксплуатационная.

В рамках каждой фазы можно выделить ряд этапов. Например, прединвестиционная фаза для инициатора проекта может быть разделена на этапы:

- разработка концепции проекта;

- оценка жизнеспособности проекта;

- планирование проекта;

- разработка технических требований;

- выбор и оформление земельного участка;

- эскизное проектирование.

Инвестиционная фаза может иметь следующие этапы:

- детальное (рабочее) проектирование;

- организация торгов и заключение контрактов;

- организация закупок и поставок;

- строительно-монтажные работы;

- завершение работ (пуско-наладочные работы, сдача объекта).

Для кредитора проектный цикл по сути дела начинается с момента получения от будущего заемщика заявки на финансирование проекта, а заканчивается моментом, когда заемщик выполняет все свои платежные обязательства по кредиту и кредитный договор прекращает свое действие.

Наиболее важными для кредиторов являются этапы: отбора и оценки проекта, переговоров и принятия решения о финансировании проекта; контроля за реализацией проекта.

Оговоримся, что это очень укрупненное вычленение этапов. Первые два из названных относятся к прединвестиционной фазе. Третий этап охватывает сразу инвестиционную и эксплуатационную фазы проектного цикла. Весьма важно, чтобы кредитор имея четкое представление о проектном цикле заемщика, а заемщик - кредитора, чтобы не допускать сбоев в продвижении проекта и действовать максимально скоординировано. Банку необходимо доскональное знание проектного цикла заемщика для того, чтобы:

- максимально полно учесть все расходы и доходы, связанные с реализацией проекта (в каждой фазе и на каждом этапе);

- представлять все риски, связанные с реализацией проекта (опять-таки в каждой фазе и на каждом этапе);

- разработать свой график контроля за реализацией проекта (с указанием временных точек, отделяющих различные фазы и этапы друг от друга).

Членение собственного проектного цикла банка на три этапа является общим и универсальным. В некоторых банках могут быть дополнительные этапы, например, в банках, специализирующихся на финансировании инвестиционных проектов и работающих по схемам проектного финансирования. Так проектный цикл TUSRIF по программе кредитования малого предпринимательства включает в себя шесть основных этапов:

1) отбор проектов (identification);

2) подготовка проектов (preparation);

3) оценка проектов (appraisal);

4) ведение переговоров и утверждение проекта (negotiations and appraisal);

5) реализация проекта и контроль за его ходом (implementation and control);

6) оценка результатов реализации проекта (evaluation).

В банках, специализирующихся на финансировании инвестиционных проектов, обычно разрабатываются внутренние руководства (инструкции), которые четко регламентируют, проектный цикл банка, определяют списки и форматы необходимых внутренних и внешних документов, должностные обязанности сотрудников, работающих по направлению ПФ, и т.д. Такие руководства способствуют ускорению движения проекта, сокращают проектный цикл банка.

Рассмотрим организацию процесса отбора инвестиционных проектов.

Банки, специализирующиеся на кредитовании инвестиционных проектов (ИП), обычно имеют дело с устойчивым потоком заявок и проектных предложений. Такие банки обычно создают системы отбора и сортировки заявок на основе целого ряда формальных и неформальных критериев. Первоначальная "фильтрация" заявок осуществляется на основе таких формальных признаков, как отраслевая принадлежность проекта, размеры запрашиваемого кредита и общая сумма инвестиций в проект, степень проработанности проекта (наличие технико-экономического обоснования, бизнес-плана, технической документации и т.д.), наличие гарантий или других способов обеспечения платежных обязательств заемщика по кредиту, тип инвестиционного проекта (новое оборудование, реконструкция существующих мощностей, расширение производства и т.д.), финансовое состояние заемщика и некоторые другие. Все эти формальные признаки (критерии) должны быть сформулированы внутренним руководством банка. К разряду неформальных критериев относятся такие, как коммерческая жизнеспособность проекта, общеэкономическое состояние заемщика, технические, финансовые, экологические и другие риски реализации проекта, профессиональная способность заемщика осуществлять реализацию проекта, государственная поддержка проекта и т.д. "Фильтрация" и отбор заявки и проектных предложений на основе неформальных критериев требуют больших знаний и опыта, и эта функция возлагается обычно на профессионалов, представляющих разные области знания.

В западных банках операция по "фильтрации" и предварительному отбору проектных предложений носит название "скрининга" (screening) - "просвечивание" заявок, или экспресс-анализ (см. гл.3.1.). Иногда под скринингом понимается только экспресс-анализ заявок на основе формальных критериев, а анализ на основе неформальных критериев носит название "предварительного обзора" (initial review).

Следует отметить, что скрининг и предварительный обзор могут выполнять не только отбраковку заявок, но и постановку некоторых задач заявителю, установление обратной связи с целью уточнение заявки, ее переформатирования, реструктуризации проекта и т.д.

Хорошо известно, что банки не занимаются обычно подготовкой проектов (в виде технико-экономического обоснования инвестиций, бизнес-плана), однако через постановку уточняющих вопросов и задач заявителю банк фактически может оказывать содействие в подготовке обосновывающей документации по проекту (см. Приложение 1).

В других случаях банк может брать на себя подготовку обоснований документации по ИП, выступая в качестве обычной консалтинговой компании и получать за эту работу соответствующее вознаграждение (но отнюдь не гарантируя, что данный проект будет обязательно им самим профинансирован).

Оценка инвестиционного проекта.

Наиболее ответственный этап проектного цикла банка - оценка ИП. Объектом ИП является документация, относящаяся к ИП:

- технико-экономическое обоснование инвестиций в проект и/или бизнес-план;

- финансовая отчетность предприятия-заявителя;

- отчеты финансового аудита;

- учредительные документы предприятия-заявителя;

- вспомогательные (по отношению к ТЭО) исследования: отчеты технических, экологических аудитов; маркетинговые исследования и т.д.);

- контракты или проекты контрактов (на поставку машин и оборудования, подрядные работы, поставку будущего проектного продукта и т.д.);

- разрешения, лицензии и согласования государственных органов (на недропользование, выбросы в окружающую среду, землеотводы и т.д.);

- другие документы и материалы.

Целями оценки ИП являются:

- проверка исходных посылок и данных, заложенных в технико-экономическое обоснование инвестиций (и/или в бизнес-план);

- проверка на основе собственного анализа и собственных расчетов конечных выводов и количественных показателей, характеризующих жизнеспособность проекта (чистая приведенная стоимость, внутренняя рентабельность инвестиций, срок окупаемости и т.д.);

- формулирование рекомендаций и условий заявителю (например, необходимость получения от государственных органов лицензий и разрешений как условия начала переговоров по кредиту;

- необходимость получения гарантии (администрации, гарантийного фонда и пр.) как условия подписания или вступления в силу кредитного договора и т.д.;

- формулирование рекомендаций кредитному комитету банка по вопросу о предоставлении кредита для финансирования ИП;

- определение рамочных финансовых условий для ведения переговоров по предоставлению кредита (процентная ставка, сроки использования кредита, льготный период, способ погашения и т.д.).

Оценка ИП оформляется в виде оценочного доклада по проекту (project appraisal report). Структура оценочного доклада может весьма варьировать в различных банках. Однако типичными разделами доклада являются:

- резюме доклада;

- оценка финансового и экономического состояния предприятия-заемщика;

- общее описание ИП;

- техническая и экологическая оценки ИП;

- оценка организационного плана работ и управления ИП;

- оценка коммерческой (а иногда также экономической, социальной, бюджетной) эффективности ИП;

- оценка основных рисков по ИП;

- план финансирования ИП;

- рекомендации и выводы.

По представленному крдитному комитету банка оценочному докладу принимается решение относительно целесообразности ведения переговоров и рамочных условий кредитного соглашения. При небольших размерах кредита соответствующие решения может принимать руководитель структурного подразделения, ведающего вопросами ПФ.

Кредитный договор. Переговоры банка с заемщиком ведутся прежде всего по кредитному соглашению. Иногда в дополнение к нему готовится соглашение о реализации инвестиционного проекта, которое является неотъемлемой частью кредитного. В этом соглашении (или соглашениях) помимо всех прочих вопросов, присущих любому кредитному соглашению, рассматриваются следующие:

- отчетность заемщика о ходе реализации ИП;

- способы реализации ИП (закупки товаров, услуг и работ на основе конкурсного отбора поставщиков (консультантов) подрядчиков; закупки на основе уже заключенных контрактов; проведении работ хозяйственным способом);

- график ведения работ и мероприятий по ИП;

- график расходования средств на реализацию ИП и категории затрат, финансируемых за счет кредита банка;

- возможность кредитора вмешиваться в управление ИП в случае отклонения от графиков ведения работ, ухудшения финансового положения заемщика, нарушения графика погашения задолженности по кредиту и т.д.

Конечно, если кредит для финансирования ИП выдается банком предприятию под "железные" гарантии (гарантия первоклассного банка на весь срок кредитного соглашения, залог высококвалифицированных активов и т.д.), кредитующий банк может выступать в роли обычного "торговца деньгами' и не включать в соглашение с заемщиком вопросы, подобные вышеперечисленным. Однако, если речь идет о схеме проектного финансирования, когда на кредитора ложатся значительные проектные риски, банк не может не вникать в существо проекта и не может не контролировать расходование кредитных средств и ход реализации ИП. В этом случае банк прямо или косвенно участвует в управлении ИП, что накладывает свой отпечаток на содержание соглашений с заемщиком.

Весьма своеобразными могут быть и финансовые условия кредитного соглашения при использовании схемы ПФ. Так, как правило, заемщику всегда предоставляется льготный период на выплату основной суммы долга, а нередко и процентов (обычно за рубежом). Это связано с тем, что при использовании схемы ПФ погашение задолженности происходит за счет доходов, генерируемых проектом.

Льготный период обычно равен сроку сроку инвестиционной фазы проектного цикла плюс срок, необходимый для накопления первого платежа в погашение задолженности по кредиту.

В отношении схемы погашения долга в кредитном соглашении достаточно часто предусматриваются аннуитетные платежи (особенно в тех случаях, когда заемщик получает и использует периодически возобновляемую гарантию на фиксированную сумму) (см. Приложение 2). Применяются и погашение равными долями основной суммы плюс проценты на остаток непогашенного долга, и единоразовое погашение основной суммы долга по завершении инвестиционной фазы, если заемщик продает готовый объект и сразу же получает за него 100% цены.

В ПФ могут использоваться и более экзотические способы погашения задолженности, например, в виде заданного “посвещенного” процента от проектного дохода за установленные отрезки времени (devoted percentage, С.А. Веремеенко называет его “коэффициент резервирования проекта” (24, с.7.)), например, 70%. В этом случае срок погашения оказывается "плавающим". Наконец применяются так называемые соглашения "ройалти" (royalty agreement). Фактически это уже не банковский процент, а участие в прибылях: кредитор может получать определенный процент от чистой проектной выручки за оговоренный срок.

Грань между кредитным и "инвестиционным" финансированием ИП может стираться в том случае, когда кредитный договор предусматривает выплату заемщиком только ссудного процента, а основная сумма долга в конце действия кредитного соглашения конвертируется в акции (convertable unsecured loan stock).

Следует отметить, что в ПФ применяется принцип дифференциации процентных ставок по кредиту в зависимости от стадии проектного цикла. Повышенная ставка используется в течение инвестиционной фазы, а более низкая - применительно к эксплуатационной фазе проектного цикла. В кредитном соглашении в рамках ПФ, как правило, предусматриваются комиссионные, связанные с участием банка в подготовке и реализации ИП. Это, в частности, комиссионные за: оценку проекта; сопровождение проекта; агентские услуги по расчетно-кассовым операциям и т.д.

Особое внимание в кредитном соглашении уделяется обеспечению платежных обязательств заемщика по кредиту. Основными способами обеспечения являются активы проекта; банковские гарантии; переуступка выручки от реализации проектного продукта. Для снижения рисков могут применяться также разные формы государственной поддержки: резервные кредиты "стэндбай”, субординированные займы, поручительства и гарантии по основному кредиту и т.д. Соответствующие документы (гарантийные письма, договоры поручительства и т.д.) становятся неотъемлемой частью основного кредитного соглашения. Обычно условием вступления в силу основного кредитного соглашения является предоставление заемщиком необходимого обеспечения в виде соответствующим образом оформленных документов.

Принципиальное решение о финансировании проекта руководство банка обычно принимает на стадии парафирования кредитного соглашения, после чего соглашение подписывается. Некоторые договоренности между кредитором и заемщиком (как правило, по техническим вопросам) могут быть зафиксированы в протоколе ведения переговоров. Вступление в силу кредитного соглашения происходит не только после выполнения заемщиком требуемых от него условий, но и уведомления банка о вступлении соглашения в силу. С этого момента начинается инвестиционная фаза проектного цикла.

Контроль за реализацией проекта.

Уже отмечалось, что банк вмешивается в ход реализации ИП только в том случае, если он работает по схеме ПФ, то есть берет на себя полностью или частично проектные риски (соответственно ПФ без регресса на заемщика и ПФ с ограниченным регрессом на заемщика). В том случае, если банк является еще и инвестором (а это довольно часто имеет место при использовании банком схемы "ПФ без регресса"), то есть участвует в капитале проектной компании, он фактически уже осуществляет не контроль за реализацией ИП, а участвует в управлении ИП. В некоторых случаях различие между участием в управлении и контролем за реализацией бывает достаточно размытым. Например, когда банк в кредитном соглашении оговаривает за собой право замены участников реализации ИП (в частности, подрядчиков). Безусловно, данное право можно квалифицировать как право на вмешательство в управление ИП при определенных обстоятельствах.

Основными функциями контроля являются:

- мониторинг (систематическое и планомерное наблюдение за всеми процессами реализации ИП);

- выявление отклонений от плановых и нормативных показателей;

- прогнозирование последствий возникающих отклонений;

- обоснование необходимости принятия корректирующих мер.

Отклонения фиксируются на основе сравнения фактических показателей с плановыми, которые содержаться в бюджете проекта, календарных графиках - планах работ и мероприятий, расчетах потребностей в трудовых и материальных затратах (план инвестиций, производственный план) и т.д. Нормативные же показатели делятся на финансовые, экологические, строительные, санитарные, социально-трудовые и многие другие, которые содержатся в законах и подзаконных актах, выражаются в виде стандартов, норм, правил и т.д.

Банковский контроль за реализацией ИП осуществляется посредством:

- анализа докладов и отчетов, периодически представляемых заемщиком кредитору;

- получения кредитором дополнительной информации путем специальных запросов заемщику;

- инспекций, осуществляемых сотрудником (сотрудниками) банка, и ознакомления с ходом работ на месте, а также ознакомления с документами и материалами заемщика, имеющими отношение к ИП;

- получения по запросам специальной информации от государственных контролирующих и инспектирующих (надзорных) органов.

Важной функцией банковского сопровождения ИП, близкой к контролю, является оценка. Если контроль предполагает постоянное слежение за продвижением ИП, то оценка основана на периодическом подведении промежуточных итогов. Заемщик может быть обязан на периодической основе представлять кредитору следующие отчеты (доклады):

- об инвестиционной деятельности;

- об эксплуатационной деятельности.

Кроме того, заемщик обязан предоставлять отчеты, отражающие особые случи (например, страховые случаи).

Особо важным в проектном цикле и для кредитора, и для заемщика является момент приемки-сдачи объекта (в этот момент при работе банка по схеме ПФ происходит перераспределение рисков; в частности, банк принимает на себя коммерческие риски реализации ИП).

В зависимости от договоренностей между банком и заемщиком, банк может принимать, а может и не принимать участие в приемке-сдаче объекта. Приемка-сдача обычно не является "точечным" мероприятием, она состоит из таких этапов, как:

- эксплуатационные испытания;

- подготовка отчета о проведении эксплуатационных испытаний;

- закрытие контракта подрядчика;

- подготовка и оформление акта приемки законченного строительства объекта.

В любом случае (даже если представитель банка принимает участие в приемке-сдаче) заемщик готовит в оговоренные сроки отчет о завершении инвестиционной деятельности, где помимо прочего освещаются такие вопросы, как соответствие объекта инвестиционной деятельности требованиям технической документации и различным нормативам, результаты эксплуатационных испытаний (расхождения между запланированными и реальными техническими и технико-экономическими показателями, причины выявленных расхождений и т.д.), балансовая стоимость проектных активов, выявленные отклонения от сметы (бюджета) работ по ИП и т.д.

На эксплуатационной фазе реализации ИП основной целью контроля банка за реализацией проекта служит контроль за соблюдением графика погашения задолженности по кредиту. Представляемые в это время банку отчеты обычно имеют периодичность, равную процентному периоду (отрезок времени между двумя платежами). В случае возникновения или вероятности возникновения проблем с осуществлением очередного платежа заемщик должен информировать об этом банк. Если реализация ИП проводится по схеме ПФ, банк вряд ли немедленно будет использовать карательные меры против должника. Объективная ситуация, когда банк и заемщик "находятся в одной лодке", будет заставлять банк вести кропотливую работу с заемщиком вплоть до подключения к управлению проектом (если такая возможность оговорена в кредитном соглашении).

В том случае, когда банк участвует в реализации ИП не только как кредитор, но и как инвестор, его контроль за реализацией проекта не ограничивается только вопросами соблюдения графика погашения задолженности по кредиту. Как совладелец проектной компании банк участвует в управлении проектом, вникая в коммерческие вопросы, производство, вопросы охраны окружающей среды и т.д.

Оценка результатов реализации ИП.

Проектный цикл для банка (как кредитора) заканчиваете моментом полного погашения заемщиком своих платежных обязательств по кредиту. Те банки, которые поставили финансирование ИП "на поток", как правило, оформляют завершение проекта отчетом по оценке результатов реализации ИП (evaluation report). Такие доклады необходимы прежде всего для: сравнения результатов реализации ИП с плановыми показателями (то есть оценки эффективности реализации проекта); обобщения опыта организации финансирования инвестиционных проектов, который может быть учтен в будущем. В коммерческих банках на Западе, а также в международных финансовых институтах (ЕБРР, TUSRIF) созданы специальные полразделения (отделы, департаменты), которые занимаются исключительно вопросами анализа результатов завершенных инвестиционных проектов. Так, в ЕБРР существует Департамент оценки проектов (ДОП) во главе с вице-президентом, подчиненным непосредственно Президенту банку. С результатами проведенных оценок сотрудников банка знакомят на семинарах по извлечению уроков, на что сотрудники ДОП тратят значительную часть своего служебного времени.

Причем оценкам могут подвергаться не только проекты, которые только что были "закрыты" (после выполнения всех обязательств заемщиков), но и те, которые завершились сравнительно давно. Иначе говоря, временные рамки проектного цикла банка могут быть расширены. Вряд ли такое расширение временных рамок проектного цикла целесообразно для коммерческих банков, преследующих при реализации ИП преимущественно или исключительно коммерческие цели.

Таким образом предлагается организовать работу по кредитованию проектов малого предпринимательства следующим образом:

1. Отбор инвестиционных проектов в соответствии с отраслевой политикой формирования кредитного портфеля банка (если таковая имеется), размерами испрашиваемых кредитов, предлагаемым обеспечением и др. на основе вопросов, сформулированных в кредитной заявке.

2. Анализ документации по отобранным проектам. Список документов, необходимых для получения кредита, формулируется руководством банка и обычно включает в себя:

- нотариально заверенные учредительные документы;

- разрешения, лицензирования, если кредит выдается в целях обеспечения такой деятельности;

- заверенные подписями и печатью Заемщика формы бухгалтерской отчетности;

- бизнес-план или заполненная кредитная заявка

- договоры и документация, имеющие отношения к выдаваемому кредиту

- список всех расчетных, текущих и ссудных счетов, открытых в других банках, заверенный в налоговой инспекции по месту регистрации;

- выписки по расчетным и ссудным счетам на последнюю дату с отметкой банка о сальдо счета и наличии претензий к счетам);

- справки обслуживающих банков о наличии и состоянии картотек неплатежей и непогашенной ссудной задолженности;

- документы, подтверждающие назначение на должность лица, уполномоченного заключать договоры и главного бухгалтера.

- документы на право пользования (владения) производственными помещениями, землей и другими основными фондами, если они используются в ходе проекта.

3. Заключение кредитного соглашения, в котором помимо стандартных положений (предмет договора, права, обязанности и ответственность сторон, порядок расчетов, срок, реквизиты, порядок разрешения разногласий и споров, прочие условия) в тексте договора или в приложении может быть оговорены следующие моменты: отчетность заемщика о ходе реализации проекта; график ведения работ по проекту; возможность вмешательства кредитора в управление проекта в случае нарушения оговоренных условий и пр.

4. Мониторинг или контроль за реализацией проекта в целях оперативного реагирования на возможные негативные отклонения от запланированного хода проекта. Мониторинг осуществляется на основе личных посещений заемщика кредитным инспектором, анализа отчетов предоставленных заемщиков, информации полученной по третьим каналам и других источников информации.

Для целей внутрибанковского анализа деятельности может обобщаться опыт организации кредитования уже завершенных проектов.

Работа по кредитованию проектов может быть построена другим образом однако в любом случае нужно четко сформулировать во внутрибанковских инструкциях основные этапы работы и мероприятия, проводимые накаждом этапе.

Рассмотрим основные методы оценки эффективности ИП.

Учитывая специфику работы в банке по оценке инвестиционных проектов малого предпринимательства в течение преддипломной практики, автор работы уделил особое внимание изучению методов оценки эффективности проектов и выбора оптимальной группы показателей для оценки проекта.

Дисконтные методы.

Чистая приведенная стоимость (Net Present Value - NPV).

Наиболее распространенный показатель оценки эффективности инвестиционных проектов. NPV представляет собой сумму дисконтированных денежных потоков разных лет с учетом процентной ставки.

 

,(1)

 

где NPV - чистая приведенная стоимость;

CFt - движение денежной наличности (cash flow) в году t;

I0 - начальные вложения (собственные и заемные средства).

Если нужно выбрать одну из нескольких альтернатив проекта, то следует выбрать тот проект, у которого наибольшая NPV (обоснование см. ниже). Метод NPV имеет явно выраженные преимущества по сравнению с методами, основанными на определении срока окупаемости или годовой нормы прибыли, которые рассматриваются ниже, поскольку он учитывает весь срок жизни проекта и распределение во времени потоков реальных денег.

Недостатки метода NPV - сложность выбора соответствующей нормы дисконта и то, что NPV не показывает точной прибыльности проекта. По этой причине NPV не всегда понимают бизнесмены, привыкшие мыслить категориями нормы прибыли на капитал. Поэтому рекомендуется использовать показатель внутренней нормы доходности.

Внутренняя норма доходности

Внутренняя норма доходности - это норма дисконта, при которой дисконтированная стоимость притоков реальных денег равна дисконтированной стоимости оттоков. Другими словами, это норма дисконта, для которой дисконтированная стоимость чистых поступлений от проекта равна дисконтированной стоимости инвестиций (NPV равен нулю). Математически это означает, что в ранее рассмотренной формуле NPV должна быть найдена величина r, для которой - при данных величинах cash flow - NPV равен нулю. Решение получают посредством итеративного процесса, с использованием или таблиц дисконтирования, или соответствующей компьютерной программы (функция ВНДОХ в Excel).

Процедура, используемая для расчета IRR, - та же, что и для вычисления NPV. Можно использовать такие же таблицы, но вместо дисконтирования потоков реальных денег при заданном минимальном коэффициенте окупаемости, нужно опробовать несколько норм дисконта - до тех пор, пока не будет найдена величина, при которой NPV равен нулю. Эта норма и есть IRR, и она представляет точную величину прибыльности проекта.

NPV и IRR для полных инвестиций показывают доход от проекта в целом. В случае, когда часть инвестиций финансируется из заемного капитала (внешнее финансирование), NPV и IRR отличаются от вышеупомянутых из-за влияния налога при погашении долга (проценты являются статьей издержек, и поэтому в случае выплаты процентов облагаемая налогом прибыль меньше).

Коэффициент чистого дисконтированного дохода или индекс доходности (Profitability Index - PI).

Применение метда NPV требует некоторого уточнения, поскольку NPV является индикатором лишь положительных чистых потоков реальных денег или чистых выгод по проекту. Если существуют две или более альтернатив, целесообразно определить, какая сумма инвестиций потребуется для создания этих положительных NPV. Соотношение NPV и требуемой дисконтированной стоимости инвестиций (NPI) называется коэффициентом чистого дисконтированного дохода (PI) или индексом доходности который дает дисконтированную норму прибыли. Это соотношение должно использоваться для сравнения альтернативных проектов. Формула имеет вид:

 

PI=(S(A+Pt/(1+d)t)/(Ct/(1+d)t)),(2)

 

где

Р –денежные потоки по проекту в период t,

С –затраты по периодам,

r – дисконт.

Если период строительства не превышает одного года, стоимость инвестиций не следует дисконтировать.

Таким образом, PI можно также рассматривать как рассчитанную норму инвестирования, которую должна, по меньшей мере, достичь норма прибыли проекта.

Традиционные методы.

Период окупаемости.

Период окупаемости определяется как период, требуемый для возврата первоначальных инвестиционных расходов посредством накопленных чистых потоков реальных денег, полученных с помощью проекта. Важно отметить, что для расчета окупаемости используются потоки реальных денег по проекту. Было бы совершенно неправильным рассчитывать окупаемость на основе накопленной чистой прибыли после уплаты налога. Даже если накопленные проценты и амортизация добавляются вновь существует опасность, что не будут включены в расчеты инвестиции для замены оборудования, обычно необходимые для продолжения эксплуатации предприятия.

Метод расчета окупаемости обычно критикуют за его концентрирование на начальной фазе периода производства без учета (для решения об инвестировании) работы завода после периода окупаемости. Этот критический аргумент был бы справедлив, если бы инвестиционное решение целиком основывалось на методе расчета окупаемости. Однако, его можно применять для оценки риска и ликвидности в сочетании с показателями прибыльности.

Окупаемость применима, если новый проект предполагает быстрое технологическое изменение в промышленном секторе, в особенности, когда технологический жизненный цикл значительно короче технического жизненного цикла проекта или его основных компонентов. Другая типичная ситуация, когда входные барьеры на рынке с высокой конкуренцией относительно низки. В такой деловой среде инвесторы могут выбрать ту стратегию проекта, которая позволяет возместить инвестиционные затраты с получением некоторого минимального процента в течение периода времени, связанного с фазой жизненного цикла промышленного сектора, а также с жизненным циклом ожидаемой технологии к продукта. Лица, принимающие решения, смогут тогда определить точки окупаемости, во-первых, для возмещения всех инвестиционных расходов (обычная окупаемость) и, во-вторых, для возмещения этих расходов и обеспечения минимальной прибыльности (NPV при требуемой норме дисконта будет равен нулю для срока окупаемости t лет, и, таким образом, в этой точке наступает безубыточность, а затем в последующие годы происходит получение дополнительного дохода).

Короткий период окупаемости обычно соответствует высокому годовому чистому потоку реальных денег. Поэтому величина, обратная периоду окупаемости, может использоваться как приблизительная мера прибыльности инвестиций. Длительный период окупаемости означает также, что соотношение между годовыми чистыми потоками реальных денег н начальными инвестициями относительно неблагоприятное. Если к тому же низка и капиталоотдача (выражающая стоимость годового объема продукции, созданного благодаря вложению единицы капитала), то проект, вероятно, будет непривлекательным для инвесторов и финансистов.

Простая, или годовая, норма прибыли.

Простая норма прибыли определяется как коэффициент годовой чистой прибыли на капитал. Данный показатель часто рассчитывают только для одного года, обычно - года производства на полную мощность. Однако он может также рассчитываться для различных степеней использования производственных мощностей (анализ чувствительности) или для различных лет на этапе начала производства. Для оценки инвестиций обычно представляют интерес две нормы прибыли: на полный используемый капитал (полные инвестиции). Норма прибыли (годовая) на полный вложенный капитал Нj рассчитывается по формуле:

 

Hj (%)=(ЧП+п)*100%/К, (3)

 

где ЧП - чистая прибыль (после амортизационных отчислений, уплаты процентов и налогов),

п - проценты,

К - полные инвестиционные издержки (основной и оборотный капитал).

Метод расчёта простой нормы прибыли имеет несколько серьезных недостатков. Например, какой год является нормальным (репрезентативным) для принятия за основу при расчете нормы прибыли? Поскольку для определения простой нормы прибыли используются годовые данные, трудно, и зачастую невозможно, выбрать наиболее репрезентативный год проекта. Помимо изменяющихся уровней производства, особенно в начальные годы, и уплаты процентов, которые также могут меняться каждый год, существуют некоторые другие факторы вызывающие изменения уровня чистой прибыли в отдельные годы (например, в период налоговых каникул).

В годы, когда действуют налоговые льготы, чистая прибыль, очевидно, будет весьма отличаться от прибыли в те годы, когда она является предметом нормального налогообложения.

Главный же недостаток этого метода в том, что не принимаются во внимание временная цена оплаченного акционерного капитала и годовая прибыль на акционерный капитал. Кроме того, годовая прибыль на акционерный капитал ниже, чем чистый поток реальных денег, остающийся после уплаты долгов. Таким образом, если ежегодные амортизационные расходы безотлагательно не реинвестировать, метод нормы прибыли всегда будет недооценивать финансовые поступления (доход) от инвестиций. Очевидно, что доход, получаемый в ранний период, предпочтительнее дохода, получаемого позже. Однако очень трудно выбирать между двумя альтернативами проекта, которые имеют различную прибыльность в течение ряда лет прибыль альтернативных вариантов проекта.

Итак, чем же руководствоваться работникам отделов инвестиционного проектирования при отборе максимально эффективных проектов с целью минимизации кредитных рисков банка, связанных с самим проектом. Подразумевается, что:

- проекты прошли отбор на предмет реализуемости;

- решение принимается в условиях ограниченности ресурсов (то есть существует утвержденный объем средств, предназначенный для инвестирования):

- рассматриваются характеристики проекта, относящиеся только к экономическим последствиям реализации проекта.

В МР “для сравнения различных инвестиционных проектов (вариантов проекта) и обоснования размеров и форм участия в их реализации рекомендуется использовать критерии NPV, IRR, индекса доходности и срока полного погашения задолженности (для участников, привлекающих кредитные и заемные средства) (9, с.17). В.Беренс и П.Хавранек рекомендуют также использовать срок окупаемости и норму прибыли.

В МР сказано, что “выбор проектов не может осуществлен на основе одного - скол угодно сложного - формального критерия”. Однако, что делать, если один из критериев вступает в противоречие с другим? “Если сравнение альтернативных (взаимоисключаемых) инвестиционных проектов (вариантов проекта) по IRR и NPV приводят к противоположным результатам, то предпочтение следует отдавать NPV” (9, с.10), а если рассматриваются не взаимоисключающие проекты, а портфель, - об этом не сказано.

Остановимся на каждом из критериев отдельно.

Срок окупаемости.

Некоторые авторы утверждают, что в условиях инфляции срок окупаемости является основным критерием эффективности инвестиций. Г.ПаРКенов утверждает, что это утверждение не корректно, так как этот критерий на самом деле не связан с фиксированной целью - получением прибыли, а показатель NPV включает в себя при расчете ставку дисконтирования, уже учитывающую уровень инфляции. Действительно, проект с небольшим сроком окупаемости может иметь на определенный срок расчета меньшую NPV, нежели проект с длительными сроками ведения строительно-монтажных работ и постепенным наращиванием объемов продукции.

Срок полного погашения задолженности.

Если все остальные показатели (сальдо денежных доходов-расходов, NPV) говорят о ликвидности проекта, то соответствие интересам и политике банка (структура денежных потоков, отраслевая принадлежность проекта и др.) может служить основным критерием при отборе инвестиционных проектов.

Индекс доходности.

На самом деле, уровень доходности проекта можно оценить с помощью IRR, а для комплектования портфеля с максимальным суммарным значением NPV можно использовать не PI, а непосредственно NPV.

Норма прибыли.

В.Беренс и П.Хавранек предлагают рассчитывать НП на вложенный капитал как (10, с.254,255)

 

Hj=(ЧП+п)*100%/К, или Hj=(ЧП+п+А)*100%/К,(4)

 

Где,ЧП - чистая прибыль,

п - проценты,

А - амортизация,

К - полные инвестиционные издержки.

Однако тут же указываются недостатки этого критерия (метода):

- проблема выбора репрезентативного периода (как правило, года) для принятия за основу при расчете НП;

- даже при расчете НП для всех периодов остается главный недостаток - не принимается во внимание временн а я цена инвестированных средств. Поэтому “недостаточно полагаться на годовой расчет прибыльности, необходимо определить общую прибыльность проектов, что возможно только путем использования методов дисконтирования”.

Тогда для чего нужен этот показатель, если можно использовать методы дисконтирования, да к тому же иногда он может нести искаженную информационную нагрузку?

Внутренняя норма доходности

В работах различных авторов предлагается использовать для ОЭИП метод IRR и сравнивать её с требуемой инвестором нормой дохода на капитал, нормой дисконта, стоимостью капитала + надбавка за риск и т.д.

Предлагается использовать IRR для ранжирования проектов при формировании инвестиционного портфеля. Хорошо, предположим, что имеется 2 (для простоты) альтернативных проекта:

 

a) NPV1>>NPV2;

b) IRR2>>IRR1;

c) K1+K2>K;

d) K1>>K2, (5)

 

где

К1, К2 - объёмы инвестиций,

К - располагаемые объемы средств.

В этом случае стоит подумать об увеличении масштабов второго проекта. Если этого сделать нельзя, целесообразно “поискать” третий проект:

 

a) K2+K3<K;

b) NPV2+NPV3>NPV1, (6)

 

таким образом, критерий IRR подменяется критерием NPV.

Нужно также учесть, что уравнение для нахождения IRR может иметь несколько действительных корней. В этом случае нужно брать в качестве IRR наименьшее значение.

Чистая приведенная стоимость.

Какими же свойствами обладает показатель NPV:

1. именно NPV является мерой эффекта инвестиций по определению - сумма эффектов за весь расчетный период приведенная к начальному шагу;

2. только NPV обладает свойством аддитивности (то есть выполняется равенство Эjkkiji, где Эji - эффект от замены мероприятия j на i, - этот случай был проиллюстрирован при рассмотрении IRR), что служит предпосылкой для локальных экономических расчетов.

Таким образом, если задано n независимых проектов, отбор для финансирования проводится следующим образом: составляются всевозможные комбинации проектов (их будет 2n-1, а точнее 2n, так как возможен такой вариант, что ни один из проектов не будет удовлетворять ограничению, а математика точная наука). И далее отбираем такие проекты, для которых:

 

Кi<K,

NPVi=max. (7)

 

Ещё раз оговоримся, рассматривалась ситуация для ограниченного объема ресурсов. Если же финансово-кредитное учреждение располагает возможностями привлечения средств из дополнительных источников, то тогда можно ранжировать проекты по IRR. Очевидно, что при одинаковых объемах инвестиций большую NPV будет иметь проект (портфель проектов), имеющий большую IRR. Однако это уже проблема консолидации финансово-кредитных учреждений.

Как было уже сказано выше (см. страницу 20) одной из основных проблем, с которыми сталкиваются малые предприятия при обращении за кредитом является недостаточность обеспечения по кредиту. Отсутствие достаточного для залога имущества при расширении деятельности или более того при организации нового бизнеса – вполне нормальное явление для необремененных основными фондами малых предпринимателей. Для малого предпринимательства также крайне важны сроки рассмотрения кредитных заявок и принятия решений о кредитовании – в силу мобильности и высокой эффективности проектов малого предпрнимательства лишние 2-3 недели на анализ заявки банком могут обернуться для предпринимателя потерей значительных доходов.

Далее рассмотрим гарантийные фонды как источник обеспечения кредитов малому бизнесу

В последнее время активно ведутся разговоры о необходимости создания эффективной структуры, решающей проблемы обеспечения кредитов для малых предприятий. Ниже будет рассмотрен зарубежный (США) опыт работы организаций с аналогичными, что и у гарантийного фонда задачами, а также предложения по мультипликации средств гарантийного фонда.

Small Business Administration - организация, задачей которой является поддержка малого бизнеса в США (аналог Государственного фонда поддержки малого предпринимательства). SBA предлагает целый пакет программ, направленных на финансирование и гарантирование займов малого бизнеса в США:

- 7 (а) loan guaranty

- low documentation loan (low doc), 7 (а) loan guaranty

- CAPlines, a 7 (а) loan guaranty

SBA также предлагает ряд менее актуальных для российской действительности программ гарантий займов:

- женщинам-бизнесменам;

- малым предприятиям, работающим на “оборонку”;

- экспортным малым предприятиям;

- экспортно-импортным малым предприятиям;

- микропредприятиям;

- гарантии под “развивающие” кредиты.

Наиболее интересна для российских условий программа 7 (a) loan guaranty, реализуемая в соответствии со статьей 7 (а) Акта о малом бизнесе (Small Business Act), предоставившей полномочия SBA по гарантированию ссуд малым предприятиям, которые не могут привлечь финансирование на разумные сроки через традиционные каналы получения заемных ресурсов. Эта программа создана для поддержки становления и роста малых предприятий путем предоставления гарантий по кредитам, выдаваемым эффективно работающим фирмам. Она рассчитана на весьма разнообразные цели использования кредита:

- покупка недвижимости;

- расширение бизнеса;

- покупка оборудования;

- пополнение оборотных средств;

- приобретение инструментов (МБП).

В рамках этой программы SBA может прогарантировать до 75 % ссуд размером до $ 750 000 и до 80 % ссуд размером не более $ 100 000. Стоимость гарантии не превышает 2,75 % годовых. Срок гарантии: для кредитования оборотных средств - до 10 лет, основных средств - до 25 лет.

Размещение средств SBA производится через коммерческие кредитные институты, получившие соответствующие лицензии SBA (например, General Electric Capital Small Business Finance)

Опыт SBA представляет ценность в силу того, что в рамках фонда поддержки малого предпринимательства и региональных фондов поддержки малого предпринимательства ведется работа по созданию гарантийных фондов

В законе “О государственной поддержке малого предпринимательства в РК” сказано, что “Фонд поддержки малого предпринимательства может выступать гарантом... по инвестиционным кредитам, предоставляемым кредитными организациями РК субъектам малого предпринимательства на коммерческой основе для реализации конкретных программ и проектов в области малого предпринимательства”. Это положение отражено в Уставе фонда: “для достижения своей основной цели Фонд:... выполняет функции залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам субъектов малого предпринимательства” (6, ст.6). Формирование гарантийных фондов может быть осуществлено и в рамках региональных фондов поддержки малого предпринимательства.

Необходимость создания гарантийных фондов связана с необходимостью “привлечения дополнительных средств и повышения эффективности управления ими”.

Основной функцией гарантийных фондов будет являться создание системы выдачи гарантий (поручительств) специализированным структурам по поддержке малого предпринимательства и иным организациям, имеющим собственные программы кредитования малого бизнеса, а в отдельных случаях и непосредственно субъектам малого предпринимательства с целью обеспечения возвратности кредитов, направляемых кредиторами в сферу малого предпринимательства. Гарантийный фонд должен возмещать потери банкам и иным кредитным учреждениям по невозвращенным вовремя прогарантированным кредитам от субъектов малого предпринимательства.

Интересно, что средства гарантийных фондов могут формироваться как за счет денежных средств, так и за счет ценных бумаг, а при дальнейшем развитии рынка недвижимости в качестве имущества гарантийного фонда может выступать передаваемая муниципалитетами недвижимости по её оценочной стоимости. Это, несомненно, важно, так как живых денег для таких целей у исполнительной власти нет. Особенно актуально это для регионов.

Заявки на предоставление гарантий будут рассматриваться специально созданным Кредитным комитетом фонда, специальным органом, осуществляющим процедуру санкционирования разрешения о предоставлении финансирования на возвратной основе.

Предоставление гарантий будет платным – не более 1 % от суммы обеспеченного гарантией обязательства. Однако данный подход к установлению платы за гарантию представляется автору по мнению автора работы нецелесообразен – комиссия фонду за гарантию должна покрывать как минимум расходы фонда по анализу проекта соискателя и учитывать риски гаранта, которые будет нести фонд. Учитывая, что получить бюджетные деньги в условиях постоянного бюджетного кризиса представляется достаточно проблематичным, а средств от приватизации на уставные цели как всегда будет не хватать, напрашивается вывод – с указанной платой за гарантии фонд будет вынужден зарабатывать средства “на стороне”. В то же время автор уверен, что проекты малых предприятий, направляемых на соискание гарантии фонда будут достаточно доходны, чтобы оплатить комиссию фонду в 3-6 % (в зависимости от проекта и репутации заемщика). Следовательно устанавливать заниженную плату за предоставление гарантий – не нужно: необходимо сделать деятельность по предоставлению гарантий если не доходной, то, по крайней мере, безубыточной.

По мере развития деятельности гарантийных фондов в Казахстане можно будет говорить о применении практики мультипликации гарантий, предоставляемых ими. В процессе деятельности фондов можно будет выявить средний процент невозврата прогарантированных кредитов, относимых на убытки фонда, и гарантировать уже не в пределах активов фондов, а в пределах сумм, определяемых из формулы:

 

ГГ= П*100%, k-r   ((8)

 

где

Г – планируемая сумма гарантий;

k – средний процент невозврата прогарантированных сумм;

П – нетто-поступления в фонд из различных источников в планируемый период;

r – средний процент, взимаемый фондом за выдачу гарантий.

Так, если практикой показано, что:

- из каждых 100 тенге прогарантированных фондом ссуд 4,9 тенге не возвращаются кредиторам и фонд вынужден возмещать им эти средства;

- средний процент, взимаемый за предоставление гарантий,
составляет 0,9 %;

- предполагаемые поступления из бюджетных и внебюджетных источников (не считая процентов, взимаемых за предоставление гарантий и возврат средств Государственного фонда поддержки малого предпринимательства, выделенных ранее на какие-либо цели) в текущем году составляют 250 млн. тенге., то фонд сможет прогарантировать без риска снижения своих активов кредитов малым предприятиям на сумму не более

 

250 * 100% / (4,9 % - 0,9 %) = 6 250 млн. тенге.

 

Таким образом, гарантийные фонды смогут прогарантировать обязательств малых предприятий больше, чем совокупная стоимость своих активов, без риска их “проедания”. Создание гарантийных фондов и развитие разнообразных схем гарантирования займов малым предприятиям несомненно ощутимо повысят заинтересованность кредитных организаций в кредитовании проектов малых предприятий.

 


Заключение

 

Малый и средний бизнес находится в центре интересов казахстанского общества, затрагивает жизнь всего населения страны. Немногие сектора экономики могли бы функционировать без его нескончаемого потока продукции и услуг. И что особенно важно, его деятельность инициирует изобретательскую и инновационную деятельность, основные идеи и изобретения чаще поступают от малых, нежели от крупных предприятий. Вопреки общераспространенному мнению малый бизнес процветает в тени крупного бизнеса. Как правило, малые производства являются более прибыльными, нежели крупные перерабатывающие компании.

Хотя малый бизнес процветает почти в каждой отрасли, в некоторых он занимает более сильные позиции, чем в других. Требования каждой основной группы отраслей - начальные финансовые вложения в персонал, материалы и оборудование определяют, насколько устойчивым будет присутствие в них малого бизнеса. Если судить по количеству наемных работников, малый бизнес преобладает в трех из четырех основных групп отраслей: оптовой торговле, розничной торговле и сфере услуг. Менее сильной является позиция в производстве, главным образом из-за больших денежных средств, необходимых для начала дела.

Возможности развития предпринимательства имеются фактически в каждой отрасли. В любой отрасли малые предприятия достигают наибольшего успеха, когда являются новаторами. Из проведённого анализа можно сказать, что в настоящее время основная часть предпринимателей занимается торгово-посредническими услугами, промышленные предприятия занимают не более 13%.

Все исследуемые формирования ведут активную предпринимательскую деятельность. В 2009г. большинство предприятий поддерживали прямые связи с перерабатывающими предприятиями (об этом сообщили 22% респондентов), в том числе на давальческих условиях (11%), с предприятиями розничной торговли (11%) и с предприятиями агросервиса (7%). Большинство респондентов (64%) отметили неизменность в 2009г. по сравнению с 2008г. собственных финансовых ресурсов, 7% - увеличение и 11% - уменьшение этих ресурсов (в 2008г. об этом сообщали соответственно 61%, 15% и 7%).

В 2009г., по оценкам большинства респондентов, снизился спрос на услуги строительных организаций, снизились доходы и обеспеченность собственными финансовыми ресурсами; снизилась стоимость строительно-монтажных работ. Среди факторов, ограничивающих деловую активность автотранспортных предприятий, самыми значимыми, по оценкам предпринимателей, в 2009г. оставались "рыночная конкуренция со стороны предприятий данного вида транспорта", "недостаток собственных финансовых средств" и "изношенность материально-технической базы. В 2009г в числе факторов, препятствующих конкуренции услуг на рынках сбыта предприятиях связи, отмечены наличие национального оператора монополиста на рынке (об этом сообщили 47% респондентов), трудности с получением лицензии на отдельные виды деятельности (17%).

Более трети руководителей опрошенных предприятий (34%) отметили в 2009г. высокий уровень конкуренции со стороны казахстанских предприятий. Доминирующим фактором, который оказывал влияние на усиление конкуренции услуг на рынке сбыта в 2009г. как и в предыдущем году, по оценке руководителей, оставалось "проникновение на рынки сбыта новых предприятий". В 2009г., по оценкам руководителей обследованных предприятий, среди факторов, препятствующих нормальной работе, лидируют такие как "возросшая конкуренция на рынке" и "недостаток собственных финансовых ресурсов". В то же время 28% респондентов отметили отсутствие ограничений для нормальной работы.

Общая экономическая ситуация на предприятиях торговли в 2009г. оставалась стабильной. В частности, доля предприятий торговли, экономическое положение которых охарактеризовано их руководителями как "хорошее" и "удовлетворительное", в 2009 г. уменьшилась по сравнению с 2008 г. с 93 % до 91%.

В настоящее время существует множество факторов препятствующих развитию малого и среднего бизнеса. Одной из наиболее сложных проблем является отсутствие у большей части субъектов достаточных финансовых ресурсов для обеспечения собственных инвестиционных и оборотных потребностей. Банки в силу низкой залогоспособности малого предпринимательства вынуждены переносить стоимость риска на кредиты путем увеличения процентной ставки по займам. Другим фактором, негативно влияющим на развитие малого предпринимательства, является несовершенство существующих или отсутствие четких норм в законодательстве страны, регулирующих деятельность малого предпринимательства, что приводит к увеличению административных барьеров. Недостаточная скоординированность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства привела к тому, что при входе на рынок предприниматель несет большие издержки, обусловленные необходимостью налаживания и поддержки отношений со всеми контрагентами во внешней и внутренней среде. Во внешней - это взаимоотношения с государственными органами, финансово-кредитными организациями, поставщиками, потребителями и конкурентами; во внутренней - выбор вида деятельности и организационно-правовой формы; формирование уставного капитала в необходимом размере; подбор кадров и управление персоналом; поиск команды партнеров и знание рынка.

Во многих регионах продолжают оставаться нерешенными проблемы квалификации предпринимателей и их обучения. Наблюдается острый дефицит квалифицированных кадров для малого бизнеса в области инженерно-технических и рабочих специальностей. В этой связи наиболее актуальным представляется необходимость углубления экономических, правовых и институционально-структурных реформ путем систематизации работы по поддержке малого предпринимательства на основе опыта предыдущих лет.

Используя опыт развитых стран по развитию малого и среднего бизнеса, Правительство проводит углубленную политику по реформе финансового сектора и комплексному развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: расширение сети центров малого бизнеса, бизнес-инкубаторов, консалтинговых, лизинговых и других фирм, создание банков данных специализирующихся на обслуживании малых предприятий. В настоящее время упрощен порядок регистрации субъектов малого предпринимательства - введены типовые уставы, размер регистрационного сбора уменьшен в 4 раза; упрощена процедура сертификации продукции для субъектов малого предпринимательства; введены льготы по регистрации недвижимости и права на землю; сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг, осуществляемых ими; проводятся тендеры по передаче субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенного строительства; вв

Date: 2015-11-14; view: 367; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию