Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ современного состояния и кредитования малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан





 

Малый и средний бизнес находится в центре интересов казахстанского общества, затрагивает жизнь всего населения страны. Немногие сектора экономики могли бы функционировать без его нескончаемого потока продукции и услуг. И что особенно важно, его деятельность инициирует изобретательскую и инновационную деятельность, основные идеи и изобретения чаще поступают от малых, нежели от крупных предприятий. Вопреки общераспространенному мнению малый бизнес процветает в тени крупного бизнеса. Как правило, малые производства являются более прибыльными, нежели крупные перерабатывающие компании.

Хотя малый бизнес процветает почти в каждой отрасли, в некоторых он занимает более сильные позиции, чем в других. Требования каждой основной группы отраслей - начальные финансовые вложения в персонал, материалы и оборудование определяют, насколько устойчивым будет присутствие в них малого бизнеса. Если судить по количеству наемных работников, малый бизнес преобладает в трех из четырех основных групп отраслей: оптовой торговле, розничной торговле и сфере услуг. Менее сильной является позиция в производстве, главным образом из-за больших денежных средств, необходимых для начала дела.

Возможности развития предпринимательства имеются фактически в каждой отрасли. В любой отрасли малые предприятия достигают наибольшего успеха, когда являются новаторами. Например, в производстве малый бизнес успешно конкурирует в высокотехнологичных отраслях, таких как производство химических веществ и электроника. Сфера услуг благодаря легкости, с которой можно начать дело, привлекает многих предпринимателей и является наиболее быстро развивающейся частью экономики.

На 1 января 2010 года по данным Агентства Республики Казахстан по статистике в республике зарегистрировано 845737 субъектов малого предпринимательства, что на 15% больше чем на соответствующий период 2009 года, из которых 76% составляют действующие или 639185 единиц.

Из общего количества зарегистрированных субъектов малого предпринимательства юридические лица составляют 172277 единиц, из них действующих 114850 единиц, физических – 673460 единиц, из них действующих – 524335 единиц

Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей составило 476601 единиц, в них действующих – 363016 человек. Крестьянских хозяйств в республике зарегистрировано 190859 единиц, из них действующих – 161319.

 

Таблица 5 – Количество предприятий малого бизнеса по состоянию на 01.02.2010 г.

 

  Зарегистрированные, единиц Действующие
Всего, единиц из них активные, единиц численность занятых человек
Республика Казахстан        
Акмолинская        
Актюбинская        
Костанайская        
Атырауская        
Восточно-Казахстанская        
Жамбыльская        
Западно-Казахстанская        
Карагандинская        
Костанайская        
Кызылординская        
Мангистауская        
Павлодарская        
Северо-Казахстанская        
Южно-Казахстанская        
г. Астана        
г. Костанай        

 

 

Численность занятых в сфере малого бизнеса составляет 1653482 чел, что на 10% больше чем за соответствующий период прошлого года. Численность работающих юридических лиц составило 553731 человек (33 %); индивидуальных предпринимателей – 682420 человек (41%); численность занятых в крестьянских хозяйствах составляет – 417331 человек (25 %). В торговой отрасли отмечается наиболее высокая предпринимательская активность, всего зарегистрировано 342235 субъектов с численностью работающих – 554630 человек.

В строительстве зарегистрированы – 32021 субъект, с численностью работающих 118307 чел., по операциям с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг потребителям – 53357 субъекта, с численностью работающих – 121354 чел., в промышленной деятельности – 27499 субъекта, с численностью работающих – 98272 чел., из которых наибольшее количество приходится на обрабатывающую промышленность (89076 чел., от общего количества занятых). Выпуск продукции субъектами малого предпринимательства за 2009 год составил 1532863903,8 тыс. тенге, что выше уровня прошлого года на 24,2 %, в том числе в сфере строительства – 259206357,9 (17 %), в сфере торговли, по ремонту автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования – 387592173,6 (25,4 %), в промышленности – 187368849,5 (12,3 %), операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг предприятиям – 181134699,2 (11,9%).

Доля малого бизнеса (малый бизнес и домашние хозяйства) в ВВП республики составила за 2010 год 30,9%.

 

Рисунок 3 – Малые предприятия по состоянию на 01.02.2010 г.

 

По данным Налогового Комитета поступления в бюджет от субъектов малого предпринимательства за первое полугодие 2009 года составили 179770373 тыс. тенге. По итогам 2009 года по данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан всеми контролирующим государственными органами было подвергнуто проверкам 288446 субъектов малого предпринимательства.

В региональном разрезе наибольшее количество зарегистрированных субъектов малого бизнеса на 1 января 2010 года приходится на Южно-Казахстанскую область – 127774 (или 15 % от общего количества зарегистрированных субъектов малого бизнеса). Из общего числа действующих субъектов малого предпринимательства 639185 единиц, наибольший удельный вес занимает Южно-Казахстанская область – 106338 единиц, что составляет 16,7 %, Костанайская область – 88805 (11 %), действующие – 71241 единиц (11 %) и г. Костанай – 111232 (13 %), действующие – 74582 единиц (11,7%). Наименьшее количество действующих субъектов малого бизнеса в Кызылординской области - 23373 (3 %) и Атырауской - 30421 (4 %) областях (табл. 2).

Из числа зарегистрированных юридических лиц наибольшее количество отмечается в г. Костанай – 60879 (35 %), г. Астана – 17047 (10 %), в Южно-Казахстанской области – 15068 (9 %), Восточно-Казахстанской области – 10668 (6 %).

Наибольшая численность занятых в сфере малого бизнеса отмечается в Южно-Казахстанской области – 237083 человек или 15 % от общей численности занятых в малом бизнесе, г. Костанай – 216303 человек (13 %), Костанайской области – 178874 человек (10 %). Наименьшая численность в Кызылординской области – 40785 человек (3 %). На торговлю, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования приходится 30% от общей численности занятых в малом бизнесе, на сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство - 30,2%, на строительство – 17,7%, на промышленность – 14,7%.

 

Таблица 6 – Статистические данные по развитию малого бизнеса в Республике Казахстан за период с 01.10.2008 по 01.02.2010

 

Период Зарегистрированные единиц Действующие
Всего, единиц из них активные, единиц численность занятых человек
01.10.2008        
01.01.2009        
01.02.2009        
01.03.2009        
01.04.2009        
01.05.2009        
01.07.2009        
01.09.2009        
01.12.2009        
01.01.2010        
01.02.2010        

 

 

К числу факторов, повлиявших на увеличение числа занятых в малом бизнесе, следует отнести проводимую правительством последовательную политику поддержки малого бизнеса, в том числе через формирование соответствующего законодательства. Для того, чтобы наглядно рассмотреть динамику развития малого бизнеса в Республике Казахстан за последнее время, проанализируем статистические данные о развитии малого бизнеса, отображенные на таблице 6. Используя данные таблицы 6 была построена диаграмма приведённая на рисунке 4.

Рисунок 4 - Анализ показателей развития малого бизнеса в Республике Казахстан

 

Из таблицы 6 и рисунка 4 видно, что количество предприятий малого бизнеса растёт из месяца в месяц, причём рост поступательный, не имеющий каких либо скачков и спадов, это обстоятельство характеризует предпринимательство в стране как стабильно развивающееся. Кроме того, из графика на рисунке 4 видно, что количество активных единиц в среднем составляет треть от количества зарегистрированных. Необходимо также отметить, что количество «ложных» (неработающих) предприятий малого бизнеса превышает количество активных. Данный факт свидетельствует о проблемах, в связи с которыми данные предприятия не работают. Проведенный анализ сектора малого бизнеса показывает, что слабые стороны практически не изменились с 1997 года, к ним можно отнести следующее.

- Отсутствие четко выраженных практических мер по проведению политики поддержки малого бизнеса и подготовки кадров.

- Противоречивость законодательных и нормативных актов.

- Проблемы доступа к финансовым источникам (отсутствие стартового капитала, эффективного залогового и страхового механизма).

- Отсутствие эффективного механизма кооперации с крупными предприятиями, условий для развития франчайзинга.

- Отсутствие у начинающих предпринимателей знаний и навыков работы в рыночных условиях, их правовая неосведомленность.

- Бюрократизм, коррупция, вымогательство.

- Слабость и фрагментарность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

- Жесткая налоговая и таможенная политика, особенно в вопросах администрирования.

- Повышенная чувствительность малого предпринимательства к экономическим изменениям.

- Низкий уровень специализации малого предпринимательства, недостаточный уровень необходимого информационного обеспечения.

Если рассматривать отраслевую структуру малого предпринимательства, то с начала 90-х годов она практически не менялась. Основная часть предпринимателей занимается торгово-посредническими услугами, промышленные предприятия занимают не более 13%. Вызывает также тревогу то обстоятельство, что в последние 5-6 лет количество действующих субъектов малого предпринимательства практически не возрастает, за исключением индивидуальных предпринимателей. Не происходит существенного расширения класса предпринимателей - большинство новых фирм создается "старым" кругом собственников.

Доля малого бизнеса в ВВП за последние годы остается на уровне 16-17%.

Увеличению масштабов и размеров чистого дохода частных производственных предприятий препятствуют высокие транзакционные издержки, уровень которых определяется факторами, не зависящими от самих предприятий. В их числе: трудности сбора рыночной информации о ценах спроса и предложения, протекционистские меры местных властей, защищающих интересы производителей на своих территориях, медленное осуществление банковских операций, противоречивость правовой базы, регламентирующей порядок проведения тех или иных хозяйственных операций и др. Агентство Республики Казахстан по статистике начиная с июля 1998 года проводит регулярные конъюнктурные обследования деловой активности организаций в различных секторах экономики. Целью обследования является оперативное получение качественной информации о состоянии и динамике показателей деловой активности организаций в различных секторах экономики. Программа обследований осуществляется в соответствии с международными стандартами по изучению уровня и тенденций предпринимательской активности. В процессе обследований осуществляется анкетный опрос руководителей организаций о сложившемся в анализируемом периоде (месяц, квартал и т.д.) состоянии и изменениях экономической деятельности возглавляемых ими структур, а также об их ожиданиях на краткосрочную перспективу.

Результаты обследования свидетельствуют о том, что в 2010 г. в отношении конъюнктуры в сельском хозяйстве произошли значительные изменения. В частности:

-объемы производства скота и птицы в живой массе несколько снизились, в то время как объемы производства молока по сравнению с предыдущим кварталом увеличились;

-наблюдалось уменьшение прибыли;

-уменьшилось также число формирований, отметивших в 2010г. увеличение собственных финансовых ресурсов;

-однако в отношении оценки изменения посевных плошадей под основные культуры наблюдался спад;

-закупочные цены на производимую продукцию и задолженность по оплате труда работников остались примерно на прежнем уровне.

В 2010г., по оценкам руководителей, экономическое состояние большинства обследованных сельскохозяйственных формирований остается удовлетворительным.

В частности, более 79% респондентов оценили экономическое состояние своего хозяйства в целом как "удовлетворительное", 11% - как "неудовлетворительное" и 3% - как "на грани банкротства" (в IV квартале 2009г. об этом сообщали соответственно 80%, 12% и 3%).

Следует отметить, что руководители сельскохозяйственных формирований растениеводческого направления более оптимистичны в своих оценках экономического состояния, чем руководители формирований животноводческого направления.

По вопросу об изменении объемов производства скота и птицы в живой массе в I квартале 2010г. по сравнению с IV кварталом 2009г. 20% руководителей опрошенных формирований отметили увеличение и 17% - снижение этих объемов (в IV квартале 2009г. об этом сообщали соответственно 26% и 16%). В то же время 37% респондентов сообщили об увеличении объемов производства молока и 15% - об их снижении (в IV квартале 2009г. об этом сообщали соответственно 22% и 31%). Баланс изменения оценок объемов производства скота и птицы в живой массе в текущем квартале уменьшился по сравнению с предыдущим с (+10)% до (+3)%, баланс изменения оценок объемов производства молока увеличился с (-9)% до (+22)%.

Уменьшение объемов производства скота и птицы в живой массе и увеличение объемов производства молока в I квартале 2010г. по сравнению с предыдущим отметили руководители всех опрошенных сельскохозяйственных формирований.

Все обследуемые формирования ведут активную предпринимательскую деятельность. В 2010г. большинство предприятий поддерживали прямые связи с перерабатывающими предприятиями (об этом сообщили 22% респондентов), в том числе на давальческих условиях (11%), с предприятиями розничной торговли (11%) и с предприятиями агросервиса (7%).

 

Рисунок 5 - Факторы, ограничивающие производственную деятельность и предпринимательскую активность в сельском хозяйстве

 

В то же время 36% опрошенных предприятий имеют гарантированный выход на местные оптовые продовольственные рынки, 8% - собственные магазины, ларьки и палатки. При этом, они имеют возможность выбора поставщиков материально-технических ресурсов и услуг (об этом сообщили 21% респондентов) и заключили договор с иностранными фирмами и партнерами на сбыт сельскохозяйственной и другой продукции (2%).

Большинство респондентов (64%) отметили неизменность в I квартале 2010г. по сравнению с IV кварталом 2009г. собственных финансовых ресурсов, 7% - увеличение и 11% - уменьшение этих ресурсов (в IV квартале 2009г. об этом сообщали соответственно 61%, 15% и 7%).

По данным обследования, в 2010г. 14% опрошенных формирований пользовались финансовыми ресурсами, полученными из бюджета, 25% - кредитами и займами.

О неизменности прибыли (без дотаций и компенсаций) в 2010г. по сравнению с предыдущим сообщил каждый второй руководитель (55%) обследованных формирований, об увеличении - 7% и об её уменьшении - 14% (в IV квартале 2009г. об этом сообщали соответственно 51%, 16% и 11%).

Как показали результаты обследования, в 2010г. пятая часть обследованных сельскохозяйственных формирований использовали дотации и компенсации из бюджета, у 90% они не изменились, у 5% - увеличились и у 6% - уменьшились.

В 2010г. доминирующее положение среди факторов, ограничивающих деятельность опрошенных сельскохозяйственных формирований, продолжает занимать фактор "недостаток финансовых средств" (рисунок 3).

Деятельность 41% предприятий ограничивали "низкие закупочные цены". На деятельность 18% предприятий, по оценкам их руководителей, не оказывают воздействия никакие ограничивающие факторы.

Результаты конъюнктурного обследования свидетельствуют о снижении деловой активности в отрасли строительства, что обусловлено фактором сезонности. Снижение деловой активности негативно сказалось и на изменениях показателей финансово-хозяйственной деятельности. Так, в I квартале 2010г. по сравнению с предыдущим кварталом:

- снизился физический объем работ;

- ухудшилось состояние портфеля заказов строительных организаций;

- отмечается незначительное снижение численности занятых.

 

Рисунок 6 - Факторы, ограничивающие строительную деятельность 2010 г. (в % к общему числу ответов)

 

В 2010г., по оценкам большинства респондентов, спрос на услуги строительных организаций снизились доходы и обеспеченность собственными финансовыми ресурсами; снизилась стоимость строительно-монтажных работ.

Индекс предпринимательской уверенности, характеризующий деловую активность обследованных строительных организаций, увеличился по сравнению с IV кварталом 2009г. с (-10)% до (+3)%.

В структуре выполняемых работ в строительном секторе около 70% от общего числа приходится на организации, осуществляющие преимущественно жилищное строительство. Сокращение портфеля заказов и физического объема работ строительных организаций привели в начале I квартале 2010г. к сокращению численности занятых. В 2010г. баланс изменения оценок численности занятых составил (-12)%, в предыдущем квартале - (-10)%.

Среди факторов негативно влияющих на деловую активность строительных организаций, ведущие позиции сохранили в 2010г. "высокая стоимость материалов, конструкций, изделий", "недостаток заказов на работы" и "высокий уровень налогов" (рисунок 6).

Результаты обследования свидетельствуют о том, что в I квартале 2010г. отмечалось ухудшение конъюнктуры на транспорте. В частности:

-отмечалось уменьшение доли организаций, у которых наблюдалось увеличение спроса и объемов грузооборота и пассажирооборота.

-наблюдались снижение оценок численности занятых, обеспеченности собственными финансовыми ресурсами и экономической ситуации.

В 2010г. наблюдалось снижение деловой активности опрошенных предприятий транспорта по сравнению с предыдущим кварталом.

 

Рисунок 7 - Факторы, ограничивающие рост объёмов транспортных услуг в 2010 г.

 

В частности, в I квартале 2010г. по сравнению со IV кварталом 2009г. о неизменности деловой активности на своих предприятиях сообщили 71% руководителей, о росте - 12% и о спаде - 16% (в IV квартале 2009г. об этом сообщали соответственно 64%, 18% и 13%).

Большинство руководителей предприятий негосударственной формы собственности отметили снижение деловой активности по сравнению с предыдущим кварталом. Так, баланс изменения оценок деловой активности на этих предприятиях снизился с (+5)% до (-4)%.

В I квартале 2010г. более 24% руководителей опрошенных транспортных предприятий отметили высокий уровень конкуренции со стороны предприятий данного вида транспорта по сравнению с предыдущим кварталом, 43% - умеренный уровень, 5% - слабый, 6% -отсутствие конкуренции и 1 7% - затруднились оценить (в IV квартале 2009г. об этом сообщали соответственно 25%, 42%, 4%, 6% и 17%).

В то же время 10% респондентов оценили уровень конкуренции со стороны предприятий других видов транспорта как "высокий", 20% - как "умеренный", 6% - как "слабый", 12% - как "никакой" и 22% затруднились дать оценку (в IV квартале 2009г. давали оценку уровню конкуренции соответственно 12%, 18%, 5%, 9% и 25% респондентов).

Фактор "проникновение на рынки других предприятий" (53% от общего числа ответивших) оставался доминирующим в усилении конкуренции услуг предприятий и в 2010г. Для 15% -"сокращение внутреннего платежеспособного спроса", для 8% - возможность конкурентов свободно рекламировать свои услуги".

Среди факторов, ограничивающих деловую активность автотранспортных предприятий, самыми значимыми, по оценкам предпринимателей, в 2010г. оставались "рыночная конкуренция со стороны предприятий данного вида транспорта", "недостаток собственных финансовых средств" и "изношенность материально-технической базы" (рисунок 8).

 

 

Рисунок 8 - Факторы, усиливающие конкуренцию на рынке услуг в 1 квартале 2010 г.

 

Результаты обследования свидетельствуют о том, что в 2010г. существенных изменений в отношении деловой активности обследованных предприятий связи не произошло. В частности по сравнению с предыдущим кварталом:

-спрос на услуги связи и объем реализации услуг существенно не изменились;

-отмечалось незначительное сокращение численности занятых;

-роста тарифов на оказываемые услуги не наблюдалось;

-значительного увеличения как дебиторской задолженности, так и задолженности по обязательствам также не наблюдалось;

-собственные финансовые ресурсы остались на уровне предыдущего квартала.

В числе факторов, препятствующих конкуренции услуг на рынках сбыта предприятия связи в 2010г., отмечены наличие национального оператора монополиста на рынке (об этом сообщили 47% респондентов), трудности с получением лицензии на отдельные виды деятельности (17%).

Неизменность уровня спроса не повлияло на рост объемов реализации услуг. Баланс изменения оценок объема реализации составил в конце I квартала 2010г. (+18)% (в конце IV квартала 2009г. -(+23)%). На предприятиях национальной почты, курьерской деятельности и электросвязи также отмечено снижение баланса изменения оценок объема реализации.

Более трети руководителей опрошенных предприятий (34%) отметили в I квартале 2010г. высокий уровень конкуренции со стороны казахстанских предприятий, 42% - умеренный уровень, 5% - слабый уровень, 3% - никакой уровень и 10% - затруднились оценить. В то же время 7% и 8% респондентов сообщили о высоком уровне конкуренции соответственно со стороны предприятий ближнего и дальнего зарубежья, 13% и 8% - умеренном уровне, 6% и 3% -слабом, 18% и 21% - никаком, 25% и 27% соответственно затруднились оценить уровень конкуренции.

Доминирующим фактором, который оказывал влияние на усиление конкуренции услуг на рынке сбыта в I квартале 2010г. как и в предыдущем квартале, по оценке руководителей, оставалось "проникновение на рынки сбыта новых предприятий" (рисунок 5).

Большинство руководителей опрошенных предприятий в целом по связи (61%) оценили экономическую ситуацию своего предприятия на момент обследования как «удовлетворительную», 26% - как «хорошую» и 7% - как «плохую». При этом 32% руководителей отметили в I квартале 2010г. по сравнению с IV кварталом 2009г. улучшение экономической ситуации на своих предприятиях, 59% сообщили о неизменности и 5% - об её ухудшении (в IV квартале 2009г. об этом сообщали соответственно 31%, 63% и 4%).

В 2010г. доминирующее положение среди факторов, ограничивающих деятельность опрошенных предприятий связи, продолжает занимать фактор "рыночная конкуренция со стороны отечественных предприятий" (54% от общего числа ответивших).

Деятельность 38% предприятий ограничивал "недостаток собственных финансовых средств", а 21% - "недостаток рынка предоставляемых услуг", 22% - "недостаток необходимого оборудования", 16% - "неплатежеспособность потребителей", 12% - "изношенность основного оборудования".

На деятельность 19% предприятий, по оценкам их руководителей, не оказывают воздействия никакие ограничивающие факторы.

Результаты обследования свидетельствуют о том, что в 2010г. существенных изменений основных показателей финансово-хозяйственной деятельности опрошенных торговых предприятий торговли не произошло.

В частности отмечалось незначительное увеличение доли организаций, у которых наблюдался рост объемов товарооборота по сравнению с IV кварталом 2009г.;

 

Рисунок 9 - Факторы, препятствующие нормальной работе предприятий торговли в 1 квартале 2010 г.

В марте 2010г. по сравнению с предыдущим месяцем индекс предпринимательской уверенности на предприятиях оптовой торговли остался на уровне предыдущего месяца и составил (+16)%, в розничной торговле снизился с (+14)% до (+13)%, а в сфере торгового посредничества - с (+12)% до (+7)%.

Индекс предпринимательской уверенности, характеризующий деловую активность предприятий торговли в марте 2010г. по сравнению с февралем 2010г. уменьшился на 1 процентный пункт и составил (+14)%.

Общая экономическая ситуация на предприятиях торговли в I квартале 2010г. оставалась стабильной. В частности, доля предприятий торговли, экономическое положение которых охарактеризовано их руководителями как "хорошее" и "удовлетворительное", в текущем квартале уменьшилась по сравнению с предыдущим кварталом с 93% до 91%.

В 2010г., по оценкам руководителей обследованных предприятий, среди факторов, препятствующих нормальной работе, лидируют такие как "возросшая конкуренция на рынке" и "недостаток собственных финансовых ресурсов". В то же время 28% респондентов отметили отсутствие ограничений для нормальной работы (рисунок 9).

Оценки руководителей опрошенных предприятий, оказывающих компьютерные услуги и услуги, связанные с ними, в 2010г. свидетельствуют о незначительных изменениях показателей их предпринимательской деятельности. В частности:

-снижения объемов оказанных услуг не наблюдалось, однако снизился спрос по сравнению с IV кварталом 2009г.;

-финансовые показатели предприятий улучшились незначительно;

-стоимость оказываемых услуг повысилась незначительно;

-рыночная конкуренция со стороны отечественных предприятий осталась достаточно высокой.

Как показали результаты обследования, большинство предприятий, оказывающих компьютерные услуги и услуги, связанные с ними проводили маркетинговые исследования в области компьютерных услуг:

- исключительно собственными силами: систематически - 11%, эпизодически - 21%;

- преимущественно собственными силами: систематически - 3%, эпизодически - 13%.

Результаты обследования свидетельствуют, что вложения инвестиций в основной капитал (повышение квалификации персонала) в I квартале 2010г. не изменились по сравнению с IV кварталом 2009г. В то же время наблюдается увеличение баланса изменения оценок инвестиций в оборудование (на 2 процентных пункта).

Доминирующим фактором, ограничивающим инвестиции в I квартале 2010г., по оценкам 35% руководителей опрошенных предприятий, явился "недостаток прибыли". Немаловажную роль в ограничении инвестиции сыграл такой фактор как "высокий процент коммерческого кредита" (об этом сообщили 15% респондентов). Другими факторами, ограничивающими инвестиции в I квартале 2010г., явились «низкий уровень квалифицированного персонал» (5%), «технические факторы» (6%) и другие факторы (10%).

При этом все руководители опрошенных предприятий в I квартале 2010г. предпринимали следующие меры для повышения конкурентоспособности оказываемых услуг:

-повышение качества услуг (об этом сообщили 70% респондентов);

-изучение запросов потребителей (54%);

-повышение квалификации персонала (48%);

-создание новых видов услуг (50%);

-изучение конкурентов (46%);

-рекламная компания (40%);

-улучшение менеджмента (35%);

-внедрение новых технологий (25%);

-снижение издержек (30%);

-модернизация оборудования (35%);

-получение государственной лицензии на дополнительные виды деятельности (19%);

-другие (5%).

Рисунок 10 - Факторы, ограничивающие рост объёма компьютерных услуг

 

Для 48% респондентов доминирующим фактором, усиливающим конкуренцию в 2010г. оставалось «проникновение на рынки сбыта новых предприятий».

Для 19%, 22% и 20% предприятий такими факторами явились: соответственно "возможность предприятий-конкурентов свободно рекламировать свои услуги", "сдерживание иен казахстанскими конкурентами" и "снижение себестоимости услуг вследствие появления новых технологий" (рисунок 8).

Положение с занятостью на обследованных предприятиях в 2010г. продолжало оставаться достаточно стабильным. Почти у 81% предприятий численность занятых не изменилась. На тех предприятиях, где произошли изменения, баланс оценок показателя 2010г. составил (+2)%, что выше данного показателя в IV квартале 2009г. на 2 процентных пункта.

Таким образом, можно выделить ряд факторов, негативно влияющих на развитие малого предпринимательства.

Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, является отсутствие у большей части субъектов достаточных финансовых ресурсов для обеспечения собственных инвестиционных и оборотных потребностей. Банки в силу низкой залогоспособности малого предпринимательства вынуждены переносить стоимость риска на кредиты путем увеличения процентной ставки по займам.

В то же время недостаточный уровень фондовооруженности предприятий малого бизнеса не способствует повышению экономической эффективности сектора малого предпринимательства из-за его низкой производительности труда и сдерживает кредитование малого предпринимательства под залог основных средств.

По этой причине на протяжении ряда лет торгово-посредническая деятельность для предпринимателей остается единственно доступным методом накопления собственных финансовых средств. Доход субъектов малого предпринимательства от реализации товаров, услуг в сфере торговли составляет более 60% от общего объема полученного ими дохода.

Другим фактором, негативно влияющим на развитие малого предпринимательства, является несовершенство существующих или отсутствие четких норм в законодательстве страны, регулирующих деятельность малого предпринимательства, что приводит к увеличению административных барьеров. Недостаточная скоординированность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства привела к тому, что при входе на рынок предприниматель несет большие издержки, обусловленные необходимостью налаживания и поддержки отношений со всеми контрагентами во внешней и внутренней среде. Во внешней - это взаимоотношения с государственными органами, финансово-кредитными организациями, поставщиками, потребителями и конкурентами; во внутренней - выбор вида деятельности и организационно-правовой формы; формирование уставного капитала в необходимом размере; подбор кадров и управление персоналом; поиск команды партнеров и знание рынка.

Во многих регионах продолжают оставаться нерешенными проблемы квалификации предпринимателей и их обучения. Наблюдается острый дефицит квалифицированных кадров для малого бизнеса в области инженерно-технических и рабочих специальностей. В этой связи наиболее актуальным представляется необходимость углубления экономических, правовых и институционально-структурных реформ путем систематизации работы по поддержке малого предпринимательства на основе опыта предыдущих лет.

В целях дальнейшего развития малого предпринимательства Главой государства определены основные направления поддержки малого бизнеса на ближайшую перспективу, в том числе формирование предпринимательского климата, конкурентной среды, системы общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор к созданию производств с высокой добавленной стоимостью. [2] Правительство проводит углубленную политику по реформе финансового сектора и комплексному развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: расширение сети центров малого бизнеса, бизнес-инкубаторов, консалтинговых, лизинговых и других фирм, создание банков данных специализирующихся на обслуживании малых предприятий.

Также предусматриваются меры по кооперации малого предпринимательства с крупными предприятиями, а также осуществление сегментации крупных малоэффективных производств и создания на их базе малых предприятий.

В целях привлечения предпринимателей в процесс подготовки законодательных и нормативных актов при центральных исполнительных органах созданы Экспертные советы по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, в состав которых вошли представители общественных объединений предпринимателей.

В целом в настоящее время упрощен порядок регистрации субъектов малого предпринимательства - введены типовые уставы, размер регистрационного сбора уменьшен в 4 раза, упрощена процедура сертификации продукции для субъектов малого предпринимательства, введены льготы по регистрации недвижимости и права на землю, сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг, осуществляемых ими, проводятся тендеры по передаче субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенного строительства, введена система упрощенного бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

В Казахстане произведен независимый мониторинг, в результате которого в законодательной базе Казахстана, касающейся малого и среднего бизнеса, выявлено 156 административных барьеров, 60 из которых непреодолимы.

Среди 150 административных барьеров - привлечение иностранной рабочей силы, таможенные процедуры для субъектов малого бизнеса, правила по введению в эксплуатацию объектов недвижимости. В свое время не следовало расширять полномочия контрольно-надзорных органов, которых на сегодня в Казахстане насчитывается 57 (особо активных - более 3-х десятков). Каждый административный барьер для субъекта предпринимательства, не обладающего широкими связями и специальной юридической службой, является коррупционной схемой. На сегодняшний день HДС для казахстанских предприятий составляет 14%, тогда, как в США - всего 5%.


Date: 2015-11-14; view: 1231; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию