Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль малого и среднего бизнеса в экономике государства





 

Малое предпринимательство представляет собой наиболее гибкую, динамичную, инновационную форму организации бизнеса, создающее основную массу товаров, удовлетворяющих локальный спрос. К субъектам малого предпринимательства в Казахстана относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие установленным условиям. В качестве критериев отнесения юридических лиц к малому бизнесу приняты используемые в зарубежных государствах показатели численности работающих, предельно допустимой доли учредителей - юридических лиц в собственном капитале предприятии и индексируемый годовой объем реализации.

Становление рыночно-ориентированной экономики в Казахстане постоянно ставит перед исследователями новые вопросы в отношении управления и ускорения развития хозяйства и социальной сферы страны. Одним из секторов экономики, на который в наше время возлагается множество надежд, является малый бизнес.

Для выявления социально-экономической сущности малого предпринимательства, необходимо выделить его характерные признаки, дать развернутое определение, обозначить функции, которые оно должно выполнять в экономике региона, страны.

Понятие «малое предприятие» было впервые введено в Республике Казахстан (РК) Декретом Кабинета Министров «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в Казахстане» (18 июля 1991 года, № 406). Количество рабочих и сотрудников (включая временных и работающих по контракту) было выбрано в качестве критерия для определения понятия «малое предприятие» по отношению к следующим отраслям экономики [1] (см. табл. 1)[3]

В настоящее время имеет силу Государственный закон от 12.05.1995 №88-ГЗ (в ред. ГЗ от 21.03.2002 №31-ГЗ, от 22.08.2004 №122-ГЗ, от 02.02.2009 №19-ГЗ) «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Казахстан» [2]. Согласно данному закону, «…под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Государства, субъектов РК, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности – 100 человек; в строительстве – 100 человек; на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве – 60 человек; в научно-технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

 

Таблица 1 - Критерии отнесения предприятий к «малым» в различных отраслях экономики

 

Отрасли Количество работников
Промышленность и строительство  
Наука и научное обслуживание  
Другая производственная деятельность  
Розничная торговля, общественное питание и другая непроизводственная деятельность  

 

 

Под субъектами малого предпринимательства также понимаются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли» [3].

Согласно приведенному определению по официальным данным на начало 2010 года в РК насчитывалось около 1032,8 тыс. малых предприятий. МП в этот период обеспечивало около 12-14% валового внутреннего продукта страны. В данной сфере трудилось около 8582,8 тыс. человек.

В нашей стране определение сущности МП всегда являлось довольно сложной задачей в силу влияния политических, социальных или экономических факторов. Зародившееся как кустарное производство, МП в 1980-х годах распространилось почти во всех сферах экономики, появились малые предприятия с высокой степенью автоматизации производственного процесса, производящие экспортно-ориентированную продукцию. Однако и поныне в отношении к МП на государственном уровне превалирует представление как об инструменте социальной политики, обеспечивающем дополнительные рабочие места, самозанятость населения, снижение социальной напряженности. Кроме того, невиданный разгул преступности (в том числе и в экономической сфере) закрепил в общественном сознании образ «фирмы-однодневки», регистрируют которую лишь для вывода финансовых средств из-под налогообложения, для «отмывания» преступно нажитых доходов.

С другой стороны, в РК и ее регионах регулярно формируются и реализуются программы развития и поддержки МП, расходуются достаточно крупные финансовые ресурсы для создания инфраструктуры МП. На основании законодательно определенных критериев МП те или иные предприятия получают определенные льготы, возможность применения тех или иных схем налогообложения. При скромных возможностях нынешних госбюджетов всех уровней расширение определения малого предприятия может негативно сказаться на эффективности программ поддержки МП.

В исследовании [4], проводимом по заказу Торгово-промышленной палаты РК в 2008 г., были приняты следующие критерии отнесения предприятий к субъектам МП (см. таблица 2).

С учетом такой классификации сектор МП в 2003 году выглядел следующим образом: всего 8440,4 тыс. субъектов малого бизнеса, в том числе микробизнес 4706,4 тыс., малый бизнес 1040,9 тыс. и средний бизнес – 2693,1 тыс.

 

Таблица 2 - Критерии отнесения предприятий к малому и среднему предпринимательству

 

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства Тип бизнеса Число занятых
субъекты малого предпринимательства микро- до 15 человек
малый от 16 до 50 человек
субъекты среднего предпринимательства средний бизнес от 51 до 250 человек

 

 

Кроме того, в упомянутом исследовании была предпринята попытка дифференцировать субъекты МП по стоимостному критерию (выручка, балансовая стоимость активов, чистая прибыль, годовой оборот и т.п.) (см. таблица 3).

 

Таблица 3 - Критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства

 

Тип бизнеса Число занятых Объем выручки, млн. тенге
микро- От 1 до 15 человек  
малый От 16 до 50 человек  
средний От 51 до 250 человек  

 

 

Однако, отраслевые различия эффективности МП, теневая экономика, проявляющаяся в искажении отчетности предприятий, и инфляционные процессы не позволили с достаточной уверенностью сформировать количественные данные о МП РК согласно приведенной классификации.

Создание в РК в конце 1980-х - первой половине 1990-х годов даже минимальных благоприятных правовых условий для развития малого предпринимательства привело к его быстрому росту в эти годы. В 1992-1994 гг. число малых предприятий увеличилось с 266,7 тыс. до 865,0 тыс. Но к началу 1995 г. этот рост снизился в связи с финансовыми потрясениями и политической нестабильностью, а в 1996 г. наступил даже некоторый спад (на 3%). В 90-е годы наиболее привлекательными сферами приложения капитала для казахстанских предпринимателей стали торговля (42,7% от общего числа предприятий в 1996 г.), строительство (16,6%), промышленность (14,7%), наука, научное обслуживание (5,6%) и коммерческая деятельность по обеспечению функций рынка (4,8%). Торговлей, строительством и промышленной деятельностью занимались 74% малых предприятий [5 ].

Сегодня отечественные авторы формируют различные определения предпринимательства. Проблемы определения сущности и функций, исполняемых МП в рыночной экономике, нашли отражение в работах Л.И. Абалкина, В.Е. Бачурина, М.А. Брыкалова, А.А. Галагана, А.Н. Дудкина, Б.К. Злобина, А.С. Калайчева, В.В. Котилко, В.П. Лященко, Ф.Ф. Хамидуллина и других авторов.

У А. Бусыгина предпринимательство – это особый вид экономической активности (целесообразной деятельности, направленной на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее [6, С. 15].

Малый бизнес Ф. Хамидуллин [4 С. 13] определяет как «самостоятельный сектор экономики, обладающий значительным инновационным потенциалом, производящий товары, работы и услуги, основанный на использовании индивидуального труда, частной и личной собственности, ограниченного количества ресурсов».

Следует заметить, что традиционно исследователи рассматривают предпринимательство и, отдельно, малое предпринимательство, тогда как именно в рамках так называемого малого предпринимательства (бизнеса) более всего проявляются положительные черты предпринимательства, отмеченные выше. Следует сказать, что в рамках данной работы при оценке тенденций развития отечественного МП мы будем ориентироваться на его определение, данное в казахстанском законодательстве. Пока отсутствует законодательно закрепленное определение крупного, среднего бизнеса в нашей стране. Однако многие исследователи выделяют данные категории при изучении социально-экономических процессов в отечественной экономике. Мы же при использовании статданных сектора МП будем относить к средним и крупным промышленным предприятиям фирмы, численность работников которых превышает 100 человек.

Помимо общих, традиционных черты у крупного и малого предпринимательства есть и различия, актуальные в рамках данного исследования: сложность организации крупного производства; долговременный (десятки лет) характер функционирования предприятий крупного бизнеса; возможность налаживания прямого диалога с властями (налоговые отчисления, социальная стабильность); более частое в сравнении с МП использование собственником крупного предприятия наемного управленческого персонала; разные механизмы обеспечения конкурентоспособности на рынке крупных и малых предприятий: крупный производитель ориентирован на использование эффектов синергии [Малые фирмы сегодня также пользуются эффектом синергии, достигаемым в рамках промышленных узлов, технологических кластеров, сетей при их взаимодействии друг с другом, с крупным бизнесом, инфраструктурными организациями], масштаба производства. Малое предприятие обеспечивает себе конкурентное преимущество, создавая свое, уникальное «торговое предложение», используя при этом любые доступные средства (ценовая политика, создание нового продукта, услуги, неценовые факторы).

Таким образом, в рамках исследования особенностей функционирования малых предприятий (в том числе и в инновационной сфере) существует объективная необходимость в дифференциации предпринимательства на малое, среднее и крупное. От масштабов предпринимательской деятельности часто зависит сфера деятельности предприятия, объем необходимых оборотных средств, величина, структура и соотношение постоянных и переменных издержек, оперативность управления, необходимость и возможность автоматизации производственных процессов, и другие основополагающие факторы деятельности компаний. С другой стороны, существует необходимость определения методологических подходов к стимулированию сбалансированного развития, как крупных производств, так и малого предпринимательства.

Сегодня отдельные специалисты связывают усиление развития малого и среднего бизнеса с процессом появления новых отраслей, поскольку, с одной стороны, малые фирмы имеют возможность быстро откликаться на новые тенденции и, зачастую, параллельно с передовыми крупными компаниями, инвестирующими в развитие новых технологий, создают точки роста новых отраслей. С другой стороны, МП сохраняет и традиционную для него функцию - социальную – и в ответ на ликвидацию старых технологий и отраслей, сокращение крупных промышленных предприятий правительства имеют возможность стимулировать развитие малых и средних предприятий для решения социальных задач [7, С. 16]. Кстати, государственные органы власти ведущих стран мира делают ставку именно на малое и среднее предпринимательство в отношении максимизации налоговых поступлений, снижения социальной напряженности, поддержки рыночной конкуренции. Об эффективности данного сектора экономики говорит тот факт, что в последние двадцать лет прошлого века в американской экономике, например, до 90% новых рабочих мест создано малыми компаниями, при этом занятость в крупнейших корпорациях сократилась за этот же период на 7% [8, С. 44].

Определим признаки предпринимательства, выделяемые большинством исследователей.

- комбинируя экономические ресурсы (причем не всегда принадлежащие ему), используя весь свой интеллектуальный, профессиональный потенциал, предприниматель создает новый товар, услугу, технологию или по-новому организует управление предприятием (производством), вследствие чего получает «предпринимательский доход». Иначе говоря, в основе предпринимательской деятельности лежит некая идея, реализуя которую, предприниматель не только получает доход, но и удовлетворение от проделанной работы и воплощения своей идеи. Причем такая идея может и не быть чем-то совершенно новым, главное, чтобы предприниматель сумел придать новые качества товару или услуге, затратив на это необходимые силы и средства;

- деятельность предпринимателя обязательно связана с множеством различных рисков (финансовые, психологические, социальные);

- предприниматель несет ответственность и как собственник предприятия, и как его руководитель;

- преследуя собственные цели, предприниматель также приносит пользу обществу и государству (создавая новые технологии, товары и услуги с более прогрессивными свойствами, организуя новые рабочие места, приумножая доходы государственного бюджета).

Данные признаки присущи всему сектору предпринимательства, однако в рамках настоящего исследования полезно будет сформулировать признаки малого предпринимательства:

- сравнительно небольшие объем производства, трудовой коллектив или основной и оборотный капитал. Выбор главного фактора определяется отраслевой принадлежностью, уровнем автоматизации производственных и управленческих процессов, внешними условиями деятельности предприятия (политические, экономические, социальные факторы);

- в отличие от среднего и крупного бизнеса в МП руководителем предприятия в основном является его собственник, а не наемный менеджер;

- сектор МП отличает повышенная степень риска, а также наличие особых типов рисков, присущих только МП (например, недостаток или отсутствие источников финансирования);

- исключительная гибкость МП в отношении реакции на требования рынка, на негативные воздействия внешней среды (действия государственных органов в области правового регулирования МП, налогового регулирования);

- гибкая управленческая система МП (позволяет экономить на найме дополнительных специалистов, сокращении сроков выполнения заказов, повышении эффективности принимаемых решений);

- высокая потребность в инновациях. Большие масштабы производства предоставляют крупному и среднему бизнесу множество преимуществ (эффект экономии от масштабов производства, доступность дешевых кредитов, реальная возможность диалога с государством), ставя малые предприятия в неконкурентоспособное положение. МП выходит из этого положения, активно реагируя на изменение потребностей клиентов, по-новому организуя свою деятельность, создавая новые, совершенствуя существующие товары или услуги. Постоянные новации в управлении, производстве, стратегии обеспечивают МП временное превосходство перед крупными и средними компаниями.

Таким образом, малое предпринимательство, как особая сфера социально-экономических отношений, может выполнять следующие функции[11]:

Во-первых, МП (какую бы организационно-правовую форму оно ни принимало) способствует снижению социальной напряженности и социального неравенства через повышение занятости населения, быстрое насыщение рынка потребительскими товарами лучшего качества и ассортимента, повышение налоговых платежей.

Во-вторых, МП, представляя собой, множество самостоятельных хозяйствующих субъектов, формирует солидный источник бюджетных средств, предназначенных для осуществления государственной политики во многих сферах общественной жизни.

В-третьих, неограниченное количество малых предприятий создает предпосылки для установления конкурентного рынка товаров и услуг, что обуславливает полноценное удовлетворение потребностей населения страны (региона).

В-четвертых, малые формы предпринимательства – это «передовой отряд» в сфере создания, производства и распространения инноваций. Именно с малым бизнесом связываются начальные этапы внедрения новых технологий, товаров и услуг.

Учитывая вышесказанное, попробуем сформулировать определение МП. Итак, малое предпринимательство – это деятельность одного или группы лиц, направленная на осуществление предпринимательской идеи [Предпринимательская идея – замысел о реализации новой комбинации производственных факторов, сулящий предпринимателю повышенный доход] и получение максимальной прибыли. Деятельность малого предпринимательства отличается добровольным принятием большой степени риска, ограничениями численности трудового коллектива предприятия (или объемом производства, или объемом оборотных средств, или величиной основного капитала)[Данные показатели определяются законодательно в каждой конкретной стране (регионе) и зависят, как правило, от многих факторов].

Итак, сформировав определение МП, попробуем определить его социальную и экономическую сущность. На наш взгляд, социальная сущность МП заключается в том, что оно представляет собой универсальный социальный механизм, с помощью которого:

а) большинство людей способны достичь материального и морального благополучия, а также дать работу другим;

б) обеспечивается социальный, технологический прогресс общества, сохраняется и наращивается его трудовой, интеллектуальный потенциал;

в) «участие в МП способствует развитию предприимчивой, творческой личности» [7.с.22].

Простота в управлении и невысокий начальный капитал делают реальной возможность участия в МП людей различного социального статуса, уровня образования, возраста.

Исследование МП в регионах РК, предпринятое С.Ю. Лебедевой [10] в 2008 г., показало крайне неравномерное размещение предприятий малого бизнеса на территории Казахстана. Треть общего числа МП сосредоточена в Центральном районе, при этом в Костанай – 22%. В Астане их количество в 2 раза меньше, чем в Костанай (11%), в Южно-Казахстанской, Карагандинской, Актауской, Костанайской областях – по 4-10 %, в Рудныйской, Жезкаганской, Павлодарской областях – по 2%.

По состоянию на начало 2008 года распределение МП РК по областям характеризовалось следующим образом: в абсолютном измерении в пятерку лидеров по развитию МП входили Костанай (34,6%), Южно-Казахстанская область (24,6%), Павлодарская (16,5%), Карагандинская (16,1%), Актауская (11,2%), Костанайская (11,0%). В относительном же измерении (по количеству МП на 1 тыс. чел. населения) ситуация выглядела иначе: Костанай (11,2 МП), Южно-Казахстанская область (8,8 МП), Карагандинская (5,3%), Павлодарская (5,1%), Актауская (5,0%) (по материалам [11]). В трех из семи областей сосредоточено почти 70% малых предприятий страны (г.Костанай, Южно-Казахстанская и Карагандинская области). Предпринимательская активность (с учетом численности МП на 1 тыс. чел. населения) в двух областях значительно превышает среднеказанстанский уровень (г.Костанай, Южно-Казахстанская область). В остальных уровень развития МП примерно одинаковый.

В экономической науке существует множество методологических подходов к региональному регулированию сектора МП. Данный вопрос рассматривается в трудах Алебастровой И.А., Черкасова А.И., Яковлева В.М., Андреевой И.А., Фалмера Р.М. и др.

Различают следующие факторы, влияющие на интенсивность развития сектора в том или ином регионе:

1. Высокая дифференциация уровней социально-экономического развития регионов;

2. Деятельность региональной власти в области поддержки МП. Различные действия, предпринимаемые местными органами государственной власти, могут, как активизировать деятельность малого бизнеса в регионе, так и, наоборот, негативно повлиять на его развитие. Помимо основ государственной поддержки, создаваемых на государственном уровне, субъекты РК вправе создавать собственные приоритеты в отношении развития сектора МП. Региональные власти вправе создавать специальные фонды финансирования МП, привлекать субъектов МП к участию в выполнении госзаказов, создавать собственные региональные программы по развитию сектора, а также формировать региональную инфраструктуру поддержки МП. Особенности регионального законодательства в области поддержки МП также обуславливают региональные различия МП. В последние 4-6 лет значительно активизировалась региональная законотворческая деятельность в области МП. Создаваемая нормативно-правовая база затрагивает все больше сфер действия малых форм бизнеса. Местные власти обращают внимание на проблемы финансирования МП, его отраслевой реструктуризации, развитие новых видов деятельности МП;

3. Региональная налоговая система. С помощью такого мощного инструмента региональная власть в состоянии активно регулировать темпы развития, отраслевую структуру и другие параметры сектора МП данного региона. Несмотря на недавнее сужение полномочий регионов в области налогообложения МП, у региональных органов власти остался определенный набор налоговых инструментов, позволяющих проводить самостоятельную, достаточно эффективную политику налогового льготирования. В первую очередь это относится к региональным и местным налогам и сборам. Кроме этого, в полномочия местных властей входит регулирование порядка и условий налогового кредитования [12]. Регионы могут назначать льготы по налогу на прибыль (в части, поступающей в региональный и местный бюджеты) для малых предприятий, не являющихся плательщиками единого налога. Что касается создания региональной инфраструктуры поддержки МП, то регионы вправе законодательно устанавливать льготы по налогообложению фондов поддержки МП, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых, а также других организаций, способствующих развитию сектора МП.

Таким образом, очевидна немалая роль МП в социально-экономическом развитии общества. Малые предприятия имеют свою нишу в национальном хозяйстве любой страны – они обеспечивают высокий уровень занятости населения, формирование широкого слоя частных собственников («средний класс»), способствуют более эффективному удовлетворению потребительского спроса на самые разные товары и услуги. В то же время необходимо отметить, что без определенных мер поддержки со стороны государства, различных общественных институтов малый бизнес, как правило, снижает темпы своего развития и, как следствие, менее эффективно выполняет свои социальные и экономические функции.


Date: 2015-11-14; view: 925; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию