Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Анализ коммуникативного аспекта социально-политической эволюции взаимоотношений общества и власти показывает





Анализ коммуникативного аспекта социально-политической эволюции взаимоотношений общества и власти показывает, что в современных социально-политических процессах средства массовой коммуникации выдвинулись на первый план, стали основным механизмом взаимодействия власти и общества в силу того, что политика в большей, чем другие виды общественной деятельности, степени нуждается в опосредованных формах общения и средствах связи между носителями власти, исполнителями воли власти и гражданами. В связи с этим в последние пятьдесят лет выдвигаются теории, согласно которым человечество эволюционировало по мере изменения значимости информации и коммуникации в жизнедеятельности людей. Если в недавнем прошлом в качестве инструмента общественного развития рассматривалось третье сословие, добивавшееся преобразований революционным путем, то теперь таким инструментом становится общественное мнение. Именно общественное мнение должно консолидировать общество и контролировать власть.

Данный вывод подвел автора к пониманию недостаточности разработанности роли общественного сознания в процессах общественного развития. Им была предложена концепция взаимовлияния и взаимозависимости развития общественного сознания и государственной власти, осуществляемых при помощи массовой коммуникации. Согласно концепции, возрастающее воздействие массовой коммуникации на общественное сознание (в совокупности с изменяющимися экономическими, хозяйственными, интеллектуальными факторами) приводит к росту осознания общественностью необходимости защиты своих личных прав и свобод. Усиление требований общественности по реализации личных прав и свобод вынуждает власть изменяться, трансформируясь от авторитарных систем правления (попечительный и полицейский этапы государственной власти) к демократическим (правовое государство). Если власть оказывается сильнее в защите своих претензий на монопольное решение социально-политических проблем, изменения наступают, как правило, регрессивные. Если общественность оказывается способной отстаивать право на реализацию своих и личных потребностей, наступают прогрессивные изменения в плане реформирования государственной власти в направлении формирования социального государства. Взаимовлияние и взаимозависимость общественного сознания и государственной власти осуществляются в наибольшей степени посредством массовой коммуникации.

В результате автором выделено пять основных этапов развития государственной власти, для каждого из которых характерен определенный уровень общественного сознания и конкретная форма влияния средств массовой коммуникации на общество (отношения «власть – общество»). Это теократический этап, вотчинный (или владельческий), попечительный, полицейский и правовой.

Еще одним результатом исследования стало то, что анализ коммуникативного аспекта социально-политических отношений общества и власти подтвердил правоту предлагаемой теории и позволил автору выделить периоды во взаимодействии власти и средств массовой коммуникации (отношения «власть – СМК»). Предлагаемая периодизация отношений власти и СМК охватывает всю российскую историю и соответствует теории взаимовлияния и взаимозависимости общественного сознания и государственной власти.

Так, догосударственный этап в отношениях власти и общества характеризуется как мировоззренческий период во взаимоотношениях власти и СМК; теократический и вотчинный этапы в отношениях власти и общества – как период исключительной мысли власти в отношениях государственной власти к средствам массовой коммуникации (когда государство стремится исключить распространение иных, кроме своих, мнений и мыслей при помощи СМК); попечительный и полицейский этапы – как период господствующей мысли власти (когда государство соглашается на одновременное сосуществование с выдвигаемыми им самим мыслями и мнениями иных мыслей и мнений, т. е. когда мысль власти становится господствующей, но не единственной); правовой – как период многообразия мнений [595].

Выделение этапов в отношениях «власть – общество» и периодов в отношениях «власть – средства массовой коммуникации» позволяет не только делать ретроспективный анализ происходившего, но и прогнозировать направленность социально-политических процессов.

При этом установлено, что средства массовой коммуникации способны производить конструктивные или деструктивные изменения в социальной жизни, если эти изменения совпадают с потребностями общества. В таком случае СМК подготавливают, закрепляют и ускоряют процесс принятия идей. Притеснения средств массовой коммуникации властью не в состоянии остановить процесс распространения идей, если они близки обществу: власти могут только замедлить его. Однако, чем длиннее период неудовлетворения потребностей общества в овладении идеей или в ее реализации, тем впоследствии резче реакция со стороны общества по отношению к власти за сдерживание развития этой идеи.

В ходе анализа генезиса российской ментальности и его особенностей с целью формирования понимания объективных причин выбора нашим народом цивилизационного пути развития выявлено, что общественное сознание играет решающую роль в процессах прогрессивного развития народов. Оно способно в большой мере определять курс цивилизационного развития государства и корректировать систему государственной власти в соответствии с уровнем претензий народа на удовлетворение своих потребностей. Однако это происходит в том случае, когда на каждом новом этапе социального развития идеи защиты прав и свобод народа получают широкое распространение в конкретной социальной страте и порождают готовность представителей этой страты действовать в соответствии с общественными потребностями. Механизмом распространения идей в обществе являются средства массовой коммуникации.

В современных условиях, когда является очевидной необходимость формирования информационного общества в России, создания сферы новой экономики и, соответственно, стимулирование появления человека «третьей волны» (по
Э. Тоффлеру), средства массовой коммуникации выдвигаются на первый план в ускорении процессов общественного развития через повышение уровня образования и потока свободной информации. Этот процесс должна направлять сбалансированная информационная политика.

В ходе исследования автор пришел к выводу, что основу современной государственной информационной политики должен составлять базовый принцип – служение интересам народа, остальные, как-то: интересы общенациональной безопасности, упрочение доверия народа к власти и т.д. – являются неотъемлемыми составляющими базового принципа в силу их производности от служения народным интересам. Поэтому в основание информационной политики должны быть положены отношения совершенствования свободы слова и ответственности за нее, расширение доступа граждан к информации и незамедлительная реакция власти на появление в средствах массовой коммуникации негативных мнений общественности путем устранения причин негативного мнения, а не его носителя.

В качестве основных средств и методов формирования государственной информационной политики автором рекомендуются следующие:

- совершенствование законодательства в сфере СМИ и СМК (регулирование концентрации и монополизации СМИ, уточнение отношений «владелец-учредитель-редакция»; принятие законов о праве на информацию и о телерадиовещании, о прозрачности деятельности структур государственной власти, об ограничении государственного участия в учреждении СМИ и непосредственном их финансировании (на местном уровне) и др.) с широким обсуждением проектов законов в СМК;

- создание общественного телевещания;

- формирование комиссии жалоб на СМИ;

- стимулирование появления омбудсманов в СМИ;

- разработка системы экономической поддержки печатных СМИ с целью осуществления плюрализма мнений и высокого качества изданий, а также снижения стоимости печатных изданий с целью расширения круга читателей;

- введение норм маркировки телевизионных программ в целях ограничения нанесения психологического вреда, в первую очередь детям и подросткам;

- создание системы экологии СМИ.

Одновременно для СМК, стремящихся внести свой вклад в совершенствование государственной информационной политики, в работе делаются следующие рекомендации:

- активизировать функции СМИ: «неназидательного просвещения»; консолидирующую для трех ведущих сил общества: власти, бизнеса и СМК (СМК до активизации некоммерческих/негосударственных организаций (НКО/НГО) представляют общественные интересы), агитационно-пропагандистскую, нацеленную на толкование направлений реформирования страны;

- солидаризировать их усилия с НКО/НГО в целях развития гражданского общества;

- стремиться к отражению реальной действительности, стать ареной обмена выработанным позитивным опытом в разных сферах жизнедеятельности, местом обсуждения независимых и альтернативных мнений;

- ввести деятельность омбудсманов в СМИ;

- создать советы по информационным спорам на региональном уровне, обеспечивающие право граждан на информацию, развитие свободы СМИ и их ответственности.

Таким образом, в ходе диссертационной работы решена научная проблема комплексное концептуальное исследование эволюции субъект-субъектных отношений власти и общества, осуществляемых путем влияния средств массовой коммуникации на каждую из сторон во временном промежутке от начала Руси до современности, осуществленное через выявление и анализ закономерностей в отношениях «власть – средства массовой коммуникации – общество». В связи с этим дается научное обоснование общественного сознания как решающего фактора в процессах общественного развития, определяемого уровнем свободы слова, распространения идей и мнений (при помощи средств массовой коммуникации); предложена концепция взаимовлияния и взаимозависимости развития общественного сознания и государственной власти; введена в научный оборот «Теория И.Я. Фойницкого», являющаяся составной частью предложенной концепции; разработана периодизация отношения власти к средствам массовой коммуникации не в традиционном плане анализа формирования и функционирования системы государственной цензуры, а в плане отношения власти к СМК как к регулятору процессов общественного развития. Выделены пять периодов в отношениях «власть – СМК», охватывающих всю историю России; определены взаимосвязи между отношениями «власть – общество» (этапами развития государственной власти), отношениями «власть – средства массовой коммуникации» (периодами взаимовлияния власти и средств массовой коммуникации) и этапами хозяйственной трансформации (доиндустриальный – индустриальный – постиндустриальный этапы); разработана модель, позволяющая анализировать и прогнозировать процессы взаимодействия и взаимовлияния названных факторов[596]; выявлены закономерности реакции средств массовой коммуникации на ограничения свободы слова, исходящие от власти, и определены границы воздействия СМК на общественное сознание; предложены рекомендации по совершенствованию государственной информационной политики для органов власти и для средств массовой коммуникации.

Полученные в ходе исследования результаты рассмотрения эволюции отношений власти, средств массовой коммуникации и общества позволяют осуществлять анализ взаимоотношений, формирующихся между обществом, властью и СМК в прошлом, настоящем и будущем, предопределять поведение сторон и особенности их взаимодействия. Таким образом, развивается научная основа планирования и реализации государственной информационной политики, что создает возможность более взвешенного и сбалансированного продуцирования подходов, принципов и методов формирования информационной политики разного уровня – от региональной до федеральной. Применение полученных теоретических знаний и предложенных практических рекомендаций является особенно актуальным на современном этапе в связи с построением социального государства и необходимостью вхождения России в информационное общество.

Решение проблем государственной информационной политики, конечно, не исчерпывается предложенным исследованием. В нем поставлены многочисленные вопросы, на которые совместными усилиями должны ответить ученые (политологи, журналисты, социологи, психологи, юристы и др.), государство, средства массовой коммуникации и общество. Прежде всего, необходимо выстроить систему деятельности СМК таким образом, чтобы она способствовала возможности общества получать разнохарактерную и разностороннюю информацию социально-политического плана и адекватно воспринимать ее, тем самым повышая зрелость общественного сознания, оказывающего решающее воздействие на процессы жизнедеятельности всей страны. Формирование такой системы мер, регулируемой государством, должно стать одной из основных задач государственной информационной политики.

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Date: 2015-11-14; view: 309; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию