Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Выводы по главе 1
Проведённый теоретический анализ исследуемой проблемы позволяет сделать следующие выводы: 1. Личностная свобода понимается нами как целостное личностное образование, сущность которого проявляется в следующих характеристиках: высокий уровень самостоятельного целеполагания; осознанная избирательность поведения; ответственность за принимаемые решения и предвидение последствий своих действий; самобытное дивергентное мышление; опыт межсубъектного взаимодействия и преодоления возникающих при этом социально-личностных противоречий. Структурные компоненты личностной свободы, используемые в нашем исследовании, следующие: рационально-гностический, духовно-иррациональный, эмоционально-волевой, социально-личностный, деятельностно-практический. 2. Готовность будущего учителя начальных классов к развитию личностной свободы учащихся – это интегративное качество личности, включающее мотивы, ценности, смыслы педагогической деятельности, направленные на развитие личностной свободы младших школьников; теоретические знания, необходимые для её развития; сформированность соответствующей системы практических умений по реализации учебного процесса в начальной школе; рефлексивную позицию учителя в педагогической деятельности. Данная готовность обладает следующими функциями: гносеологической, гуманистической, проектировочной, рефлексивной. 3. Реализация функций готовности будущего учителя обеспечивается её компонентами: мотивационно-личностным, когнитивным, операционно-деятельностным. Мотивационно-личностный компонент обеспечивает направленность на педагогическую деятельность по развитию личностной свободы и самосовершенствование в профессиональной области. В нашем понимании данный компонент имеет три аспекта: мотивационно-ценностный (ценностное отношение к личности ученика); эмоционально-волевой (овладение педагогической деятельностью по развитию личностной свободы согласуется с волей самого студента, сопровождается положительными эмоциями); организационно-личностный (актуализация своего личностного потенциала, потребность в личностном развитии ребёнка). Содержание мотивационно-личностного компонента готовности составляют любовь к детям, ориентация на развитие личности ребёнка; осознание важности развития личностного опыта младшего школьника; отношение к свободе как образовательной ценности; заинтересованность, склонность и целеустремлённость в формировании индивидуального стиля педагогического поведения; проявления потребности и желания в продуктивной организации свободной учебной деятельности учащихся. Когнитивный компонент предполагает осознание и принятие системы профессиональных знаний, необходимых для развития личностной свободы. Данный компонент включает в себя знание идей воспитания свободной личности в истории развития педагогической мысли и школьного образования; знание концепций свободного образования; первоначальные знания о личностной свободе, её сущности, структурных компонентах, знание психологических механизмов становления личностной свободы у младших школьников; знание технологии организации учебного процесса, направленного на развитие личностной свободы. Дополнением к когнитивному компоненту служит духовно-иррациональный компонент личностной свободы. Одной из форм проявления духовно-иррационального компонента личностной свободы у студентов является педагогическая интуиция, склонность к воображению, импровизация, которые служат неосознаваемыми элементами умственной активности, в них проявляется иррациональное начало. Операционно-деятельностный компонент обеспечивает реализацию побуждений к учебной деятельности и выражается в опыте практического применения профессионально-педагогических знаний по развитию личностной свободы. В составе данного компонента мы выделяем специальную группу умений, направленных на осуществление педагогической рефлексии. Операционно-деятельностный компонент характеризуется наличием у будущих учителей начальных классов умений по формированию у учащихся высокого уровня автономности в деятельности; организации учебного процесса, направленного на освоение учеником опыта межсубъектного взаимодействия; организации освоения учащимися опыта творческой деятельности; рефлексии собственных учебно-педагогических действий с учётом особенностей процесса и результатов своей деятельности; самоанализу достоинств и недостатков собственной деятельности, проявляющихся во взаимодействии с учащимися; рефлексии своих эмоциональных проявлений в педагогической деятельности по развитию личностной свободы. 4. Показателями готовности к развитию личностной свободы являются смыслообразующие мотивы профессионально-педагогической деятельности по развитию личностной свободы; поиск личностного смысла педагогической деятельности, ориентированной на развитие личностной свободы; ценностная ориентация на субъект-субъектные отношения между учителем и учениками; осознанность профессионально-педагогических знаний по развитию личностной свободы учащихся начальных классов; полнота психолого-педагогических и специальных знаний, необходимых для развития личностной свободы младших школьников; системность профессионально-педагогических знаний по развитию личностной свободы учащихся начальных классов; готовность к проектированию и реализации ситуаций по формированию у младших школьников автономности в деятельности, освоению учеником опыта межсубъектного взаимодействия, освоению учащимися опыта творческой деятельности; осуществление рефлексии собственных действий в ситуациях развития личностной свободы; самоанализ влияния собственных действий на личность учащегося; рефлексия своих эмоциональных проявлений в педагогической деятельности. С учётом выделенных показателей был разработан комплекс методик диагностирования уровня сформированности готовности студентов к развитию личностной свободы младших школьников. 5.Результаты, полученные с помощью описанной нами диагностики, дали возможность выявить уровни развития данной готовности. Критериями для выявления уровней сформированности готовности будущего учителя начальных классов к указанному виду деятельности являются мотивационно-личностное отношение к педагогической деятельности по развитию личностной свободы младших школьников; сформированность знаний, необходимых для развития личностной свободы; технологическая готовность; выраженность рефлексивных умений, связанных с педагогической деятельностью по развитию личностной свободы. На основе указанных критериев выделены уровни искомой готовности: элементарно-репродуктивный, ситуативно-поисковый, профессионально-личностный. Студенты, которых мы отнесли к элементарно-репродуктивному уровню готовности, отличались отсутствием смыслообразующих мотивов, соответствующих педагогической деятельности по развитию личностной свободы, выражена центрация на собственной личности, ориентация на авторитарное взаимодействие. У них отсутствуют целостные знания о сущностных характеристиках личностной свободы, особенностях организации учебного процесса по её развитию, не наблюдаются умения по подбору средств и проектированию ситуаций, направленных на развитие данного личностного образования. Рефлексия собственных педагогических действий, самонаблюдение своих эмоциональных проявлений у этих студентов носят фрагментарный характер. Для представителей ситуативно-поискового уровня характерна неустойчивая мотивационная направленность на будущую педагогическую деятельность по развитию личностной свободы. Студенты данного уровня центрированы на преподаваемом предмете, ориентация на субъект-субъектные взаимоотношения проявляется только в типичных профессиональных ситуациях. Знания студентов о личностной свободе расширяются и осмысливаются, однако они всё ещё не объединены в целостную «картину педагогической деятельности по развитию личностной свободы младших школьников». Эти студенты умеют проектировать отдельные элементы ситуаций по формированию у младших школьников автономности в деятельности и освоению опыта межсубъектного взаимодействия. Анализ достоинств и недостатков педагогической деятельности, рефлексия своих эмоциональных проявлений осуществляются ими только в специально организованных преподавателем ситуациях. У студентов профессионально-личностного уровня проявляется устойчивая положительная мотивация деятельности по развитию личностной свободы, характерна ориентация на субъект-субъектные взаимоотношения между учителем и учениками. Представители данного уровня обладают полными и осознанными знаниями о сущностных характеристиках личностной свободы, об особенностях организации учебного процесса по её развитию, высоким уровнем целостности психолого-педагогических и специальных знаний. Студенты данной группы умеют проектировать все типы ситуаций, направленных на развитие личностной свободы. Самоанализ собственных педагогических действий, их влияние на личность учащегося, самонаблюдение своих эмоциональных проявлений выражены ярко и проявляются во всех ситуациях. Date: 2015-11-14; view: 420; Нарушение авторских прав |