Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современное состояние проблемы возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Управление техногенным риском





Возникновение новых и развитие существующих технологий вносило серьезные негативные изменения в состояние окружающей среды, шло с опережением мероприятий, направленных на сохранение экологического равновесия. Это привело к возникновению сложной ситуации во многих регионах и городах, обострило проблемы безопасности жизнедеятельности общества. Решения проблем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера становится в настоящее время одним из важных направлений деятельности по обеспечению национальной безопасности.

Аварии, созданных людьми устройств и их систем неизбежны. Повышение надежности техники не исчерпывает проблему.

В. Легасов считал, что не менее 60% аварий происходит из-за ошибок персонала, работающего на опасных объектах. Страховщики в оценках рисков и страховых взносов исходят из того, что человеческими ошибками обусловлена примерно половина сбоев на АЭС, почти две трети авиакатастроф и 80% морских аварий [247].

Неполнота, низкая степень подробности, неоднозначность и малопонятность информации присутствуют уже на стадии проектирования зданий, сооружений, машин. При строительстве, монтаже и наладке ситуация усугубляется, эксплуатация и управление выступают кульминацией этого апофеоза некомпетентности, складывающейся естественным путем.

Чем более масштабной и сложной является технологическая совокупность объекта, тем больше разрыв между количеством информации, требующейся для управления объектом и совокупностью информации, которую возможно для этого получить. В еще большей степени усиливается разрыв между собираемыми сведениями и информацией, которую человек или группа людей, призванные управлять объектом, способны адекватно усвоить, а так же достаточно быстро принять на ее основе решение с позитивными последствиями.

Кроме человеческого фактора и надежности техники самой по себе, важной причиной техногенных аварий выступает неполнота знаний человека о внешних факторах, о природных зависимостях, которые он нарушил, создавая тот или иной технологический объект.

Любая система с запасенной в той или иной форме энергией, либо содержащая химически или биологически активные вещества, представляет собой угрозу с высокой степенью риска[7,248].

В сфере техногенных катастроф основной упор делается на ликвидацию их последствий, а профилактикой занимаются сами предприятия и надзорные органы.

Согласно ежегодным государственным докладам о состоянии защиты населения и территории Казахстана от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, количество чрезвычайных ситуаций техногенного характера ежегодно увеличивается как почти на 60 %. (с 2858 в 2003 г. до 3329 – в 2004 г. и до 4686 - в 2005 г.). Наибольший процент техногенных ЧС отмечен в регионе действия Карагандинского ЦМК и в 2003 году составило 1424 случая (49,8%) (Таблицы №1, приложение 1).

Из числа техногенных аварий и катастроф превалируют транспортные: 2074 (72,6%) – в 2003 г., 2415 – в 2004 и 2609 в 2005 г., экстенсивный показатель увеличился более чем на 25,0%. Данные таблицы 2 (приложение1) показывают, что в 2004 году частота транспортных катастроф практически не изменилась. Несколько уменьшилось количество пожаров и взрывов, с 21,4% до 17,2% [249].

На втором месте по частоте – пожары и взрывы - (611 (21,4%) – в 2003 г., 572 – в 2004 г., 1643 – в 2005 г.), их число в 2005 году увеличилось почти на 69,0%. Приведенные в таблицах (Таблицы №1-3, приложение 1) сведения позволили провести ранжирование ЧС и выявить динамику изменений числа ЧС за 2003-2005 годы (Таблицы №4-5, приложение 1, часть 2). Ранжирование проведено по убыванию числа ЧС различного вида.

Из таблицы 4 видно, что наиболее высокое ранговое место в течение всего изучаемого периода занимали техногенные ЧС. Что касается динамики изменений числа ЧС, то в период с 2003-2005 годов наблюдался неуклонный рост техногенных и природных ЧС. Некоторый спад социально- биологических ЧС пришелся на 2004 год, однако в 2005 году, по сравнению с 2003 годом, число указанных ЧС выросло на 52,0%.

Сведения о погибших и пораженных в ЧС техногенного характера представлены в таблицах 6-8. Из таблицы 6 следует, что наибольшее количество погибших и пораженных наблюдалось в зоне действия Карагандинского ЦМК (43,1%), затем Павлодарского (16,0%) и далее Северо-Казахстанского (15,1%) ЦМК. По данным Восточно-Казахстанского ЦМК отмечается большое количество погибших (64,9% от количества пораженных).


Данные таблицы 7 свидетельствуют о росте числа погибших и пораженных в 2004 году до 5453, т. е. на 31%. Также как и в предыдущем году, наибольшее количество погибших и пораженных наблюдается в зоне действия Карагандинского, Павлодарского и Северо-Казахстанского ЦМК, соответственно – 46,0%; 17,3% и 14,8%, медицинской помощью было охвачено 99,4% пораженных, госпитализировано 51,6%.

Из материалов таблицы 8 видно, что в 2005 году тенденция увеличения числа погибших и пораженных сохраняется. По сравнению с 2004 годом этот показатель вырос на 16,0%. Стойкое преобладание общего количества пораженных остается по-прежнему в сфере действия Карагандинского, Павлодарского, Северо-Казахстанского ЦМК (44,0%; 24,3% и 15,6%) медицинской помощью было охвачено 84,0% пораженных, госпитализировано 59,4% [249]. (Все приведенные данные по ЧС интерпретированы в форму графиков и диаграмм на схеме 7, приложение5).

По данным Министерства по чрезвычайным ситуациям в Казахстане за период с 1994 года зарегистрировано свыше 320 тысяч чрезвычайных ситуаций и происшествий природного и техногенного характера, общее число пострадавших составило более 250 тысяч человек, погибших – около 40 тысяч человек. По экспертным оценкам, прямой и косвенный ущерб от чрезвычайных ситуаций ежегодно составляет около 25 миллионов тенге. Крупномасштабные природные и техногенные чрезвычайные ситуации обычно сопровождаются тяжелыми экологическими последствиями. Особенно большой вред наносят лесные пожары [241].

Чрезвычайные ситуации техногенного характера оказывают отрицательное влияние на окружающую среду, здоровье и безопасность населения. Отрицательные последствия их влияния сохраняются на многие годы. Вышесказанное, поднимает вопрос о необходимости учета техногенных катастроф в градостроительном проектировании.

Потенциальные источники возникновения техногенных аварий и катастроф, в зависимости от ситуации могут проявляться по-разному. Однако все они связаны между собой и обусловлены:

1. Износом производственных фондов;

2. Устарелостью систем, норм и режима технической безопасности на производстве;

3. Низкими темпами модернизации старых производственных мощностей;

4. Неудовлетворительным техническим состоянием транспортных средств;

5. Неудовлетворительным содержанием транспортных артерий;

6. Вводом в действие новых производств и технологий без учета того комплекса негативных последствий, которые они потенциально могут нести;

7. Просчетами в проектировании, строительстве и эксплуатации потенциально опасных объектов;

8.Отсутствием или низким качеством систем контроля обстановки по опасным факторам и оповещения о ней, систем диагностики, локализации и подавления аварийных ситуаций и др.

Регулирование технического риска. Интенсивный процесс законодательного регулирования промышленной деятельности начался с конца ХХв. Это не случайно, так как законы, меняющие условия жизнедеятельности людей, появляются лишь по мере появления предпосылок, одна из которых научная проработанность вопроса. В настоящее время проработанность вопросов анализа и управления рисками достигла такого уровня, что законодатели уже начали принимать законы, оперирующие понятиями риска. При этом вначале законодательные акты концентрировали внимание на источниках риска внутри предприятия. Со второй половины 1980-х гг. акцент сместился в сторону профилактических мер. Так, в 1997г. законодательно была введена процедура декларирования безопасности промышленных объектов [250].


Приемлемый риск - это риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических соображений. Риск эксплуатации объекта является приемлемым, если ради выгоды, получаемой от эксплуатации объекта, общество готово пойти на этот риск. Приемлемый риск устанавливают для каждого вида технических объектов, строительных сооружений, транспортных систем. Нормирование риска (установление его приемлемого уровня) проводят в различных формах. Так, в зависимости от степени учета составляющих риска (от показателя опасности в источнике до последствий реализации опасности) предельные уровни устанавливают:

- для риска аварий в виде предельно-допустимой вероятности аварий в год или на некоторую наработку. В частности, вероятность тяжелых запроектных аварий не должна превышать 10‾7 1/(реактор год) [ОПБ-88/97];

- риска воздействия негативных факторов аварии на людей. Например, согласно ГОСТ 12.1.010 – 76 и ГОСТ 12.1.005. – 91 вероятность воздействия на людей опасных факторов соответственно взрыва и пожара не должна превышать 10‾6 1/(чел. год);

вызванного авариями социального риска для персонала и населения.

В зависимости от способа определения показателя риска для объекта рассматривают два вида критериев приемлемого риска аварий:

- качественные критерии, основанные на словесных оценках и отражающие конкретные требования безопасности (например, в виде: «Поражающие факторы аварий при разрушении любой единичной емкости на объекте не должна выходить за границу санитарно-защитной зоны»);

- количественные критерии, (например, в виде: «Индивидуальный риск гибели населения от аварии на объекте не должен превышать величины 10‾7 1/год-1»).

Количественные критерии используются в нормативах некоторых зарубежных стран, но, как правило, не на законодательном уровне (как, например, в Голландии), а в корпоративных стандартах или иных документах рекомендательного характера. Это связано с объективными трудностями в оценке количественных показателей риска с приемлемой точностью. В ряде стран принят так называемый стандарт безопасности, под которым понимается допустимый уровень риска, связанный с промышленным объектом или событием. В Японии и Великобритании предельно допустимые значения риска различных негативных последствий закреплены законодательно и составляют по данным, приведенным в [248], от 1∙10‾4 до 1∙10‾6. Однако, к примеру в Голландии, он составляет 1∙10‾8 . Если величина риска, связанная с некоторым объектом, меньше этой величины, то следует считать объект достаточно безопасным. Отметим, что абсолютно безопасных объектов не существует [7].


Управление техногенным риском. Управление техногенным риском осуществляется в основном, с целью обеспечения безопасности человека, его жизнедеятельности и окружающей среды. Поскольку безопасность этих компонентов есть состояние защищенности, оно может регулироваться, т.е. фактически быть объектом управления. Поэтому часто говорят об управлении безопасностью человека, жизнедеятельности, окружающей среды. В случаях техногенных рисков, испытываемых человеком, речь может идти раздельно для персонала предприятия-источника опасности (например, потенциально опасного объекта) и проживающего вблизи населения. В этом случае по отношению к персоналу предприятия говорят об управлении профессиональным риском, управлении безопасностью профессиональной деятельности. Однако часто в сферу профессионального риска в качестве его объектов включают вблизи проживающее население и окружающую среду - природную и искусственную. Такой подход обусловлен соображением, что в конечном итоге этот риск является порождением чьей-то профессиональной деятельности.
Для эффективного управления безопасностью различных видов профессиональной деятельности необходимо иметь достаточно развитую систему методов анализа и оценки сопровождающих рассматриваемый вид деятельности опасностей. Эти методы, как уже указывалось, основываются на использовании количественных показателей риска. Показатели риска должны обеспечивать сравнимость: безопасности различных видов профессиональной деятельности; состояния безопасности между отраслями промышленности и предприятиями; безопасности различных категорий работающих (профессий).

Безопасность профессиональной деятельности характеризует защищенность персонала, населения прилегающих к промышленным объектам территорий и окружающей природной среды от угроз, возникающих при осуществлении рассматриваемого вида профессиональной деятельности. Степень опасности профессиональной деятельности количественно можно характеризовать риском. При этом следует иметь в виду, что безопасность и риск - инверсии, поскольку безопасность - состояние защищенности, а риск - мера опасности. То есть, при оценке, чем выше значение риска, тем меньше безопасность.

Безопасность профессиональной деятельности на промышленных объектах целесообразно оценивать абсолютными и относительными показателями. Абсолютные показатели характеризуют степень безопасности напрямую, например величиной коллективного риска, или косвенно - степенью опасных загрязнений, частотой аварийных ситуаций, аварий и катастроф, площадью зон загрязнения или возможного поражения при авариях и катастрофах, степенью готовности имеющихся сил и средств к эффективной ликвидации последствий аварий. Относительные показатели характеризуют, например, индивидуальный риск смерти, сокращение продолжительности жизни и т.д.

При оценке безопасности тех или иных технологических процессов целесообразно использовать абсолютные показатели риска, а по отношению к лицам из персонала - относительные. Снижение риска требует значительных затрат. Поэтому обеспечение безопасности в условиях опасных технологий и видов деятельности может реализовываться, во-первых, принятием всех необходимых осуществимых мер, или, во-вторых, снижением риска до разумно достижимого уровня.
Однако использование первого подхода неприемлемо, так как любой государственный или любой хозяйственный субъект имеет ограниченные ресурсы. Риск же смерти для опасных профессий различается на 2 - 3 порядка, а эффективность затрат на безопасность, выражаемая числом спасаемых жизней на единицу затрат, на 4 порядка. Поэтому достижение абсолютной безопасности экономически нецелесообразно, так как приводит к неэффективному расходованию средств. Второй же принцип, основанный на использовании показателя "затраты - выгоды", позволяет оптимизировать защиту путем сравнения затрат и полезности от нее.
Для управления риском (или безопасностью) на основе второго принципа устанавливается уровень приемлемого риска - максимально допустимый риск, оправданный с точки зрения экономических и социальных факторов. Приемлемые уровни различаются для рисков вынужденного (профессионального) и добровольного. Средней величиной приемлемого риска в профессиональной сфере обычно принимают 2,5∙10-4 гибели человека в год. Условия профессиональной деятельности считаются безопасными, если риск для персонала ниже приемлемого, и опасными, если превышает его.

Приемлемый уровень риска для отдельных категорий персонала, в частности, сотрудников силовых структур, может быть выше, чем для других видов профессиональной деятельности в силу их специфического предназначения. Но тогда для категорий военнослужащих, подвергающихся повышенному риску, должны быть предусмотрены социально-экономические компенсации дополнительных факторов риска, связанных с осуществлением жизненно важных для государства функций (надбавки к денежному содержанию, дополнительный отпуск, санаторно-курортное обслуживание и др.).

Если индивидуальный риск превосходит приемлемый, имеет место недопустимый риск. Деятельность в этом случае не должна осуществляться, если даже она выгодна для общества в целом. Однако на практике опасная деятельность бывает столь необходима, что и в условиях недопустимого риска ее приходится вести. Поэтому при экспертизе проектов, не исключающих в случае их реализации недопустимый риск, могут быть приняты разные решения - отвергнуть проект, принять особые меры защиты, предусмотреть для подвергающихся риску привлекательные социально-экономические компенсации.

Кроме уровня приемлемого и недопустимого риска устанавливается также уровень пренебрежимого риска, который обычно принимается равным 10-6 1/год. Условия деятельности, в которых индивидуальный риск меньше пренебрежимого, находятся в области безусловно приемлемого (пренебрежимого) риска. Любая деятельность в этой области не требует дополнительных мер по повышению безопасности и не контролируется регулирующим органом.

Защита является составной частью мер обеспечения безопасности, представляет собой комплекс специфических мероприятий и проводится с целью обеспечения сохранности жизни и здоровья персонала и населения, целостности и функциональных возможностей материальных объектов и окружающей среды. Сущность защиты - в возведении физических барьеров, которые препятствуют доступу вредных воздействий к защищаемому объекту, будь то человек, сооружение или природный комплекс, снижают уровень этого воздействия или нейтрализуют его.

Управление техногенным риском, управление безопасностью профессиональной деятельности по большому счету сводится к разработке и реализации программ деятельности по предотвращению аварий, снижению их возможных последствий, обеспечению мониторинга, ограничений и защиты в процессе производственной деятельности [247,248]. Цель этого управления - достижение приемлемого уровня риска. В качестве примеров реальных мер, осуществляемых с целью управления техногенным риском, могут быть названы:

- мониторинг состояния техногенных объектов;

-прогнозирование чрезвычайных ситуаций техногенного характера и оценка их риска;

- рациональное размещение производительных сил по территории страны с точки зрения техногенной безопасности;

- предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

- разработка и осуществление инженерно-технических мер по снижению возможных потерь и ущерба от чрезвычайных ситуаций (смягчению их возможных последствий) на конкретных объектах и территориях;
- подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

- декларирование промышленной безопасности и лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности;

- проведение государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- проведение государственного надзора и контроля по вопросам и техногенной безопасности;

- страхование техногенных рисков;

- информирование населения о потенциальных техногенных угрозах на территории проживания;

- осуществление мер защиты персонала и населения, проживающего на территориях, прилегающих к потенциально опасным объектам;

- поддержание в готовности органов управления, сил и средств, предназначенных в случае аварий для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и т.д.

 

 







Date: 2015-11-14; view: 1594; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию