Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История росписи в технике батик





Искусство украшать ткани пришло к нам из глубины веков, а крашение и набойка тканей являются одним из самых давних ремесел.

Родиной их считают Китай и Индию, где еще примерно за 4 тыс. лет до нашей эры применяли для этого природные красители растительного и животного происхождения.(Приложение№8)

Наиболее распространенным является способ оформления тканей при помощи резервирующих смесей (резервов), известный под названием батик.

Батик- это не что иное как техника росписи тканей с помощью воска и красителей. Также батиком называют уже расписанную ткань.

Техника росписи интересна тем, что результат зачастую абсолютно не предсказуем. Поэтому каждое изделие уникально и неповторимо в своем роде. Скопировать или повторить изделие в точности просто невозможно. Поэтому этот вид искусства продолжает покорять и завораживать сердца. Очень красиво и эффектно батик смотрится в насыщенных и контрастных тонах. Текстура шелка заставляет краски блестеть, и они почти светятся. Но, в общем, рисунки могут быть любыми, простыми или сложными, реалистичными или абстрактными, экспрессивными или спокойными. Что делает батик таким притягательным так это удовольствие от работы с различными тканями и неисчерпаемые возможности, которые таят в себе воск и краски. Легкие складки ткани напоминают языки пламени костра, или песчаные барханы пустыни, или океанские волны. Кажется, это искусство живет столько, сколько живет человек. Ведь никто точно не знает когда человек, создав ткань, решил ее украсить. (Приложение№9)

Понятие «батик» впервые появляется в голландских текстах XVII столетия.

Слово «батик» - явайского происхождения и в переводе обозначает «рисование горячим воском». Это искусство развивали с глубокой древности много народов мира - индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но наивысшего развития и художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява, который считается древнейшим центром батика. Явайских узоров известно около десяти тысяч, и все они на редкость разнообразны.

Самые древние образцы найдены в Египте и датируются V веком до н.э.
Среди других находок, относящихся к глубокой старине, - японские ширмы периода Нара (646-794). Считается, что они были расписаны или китайскими художниками, эмигрировавшими в Японию, или на их родине.
Искусство батика очень древнее. Самые ранние упоминания об использовании красителей для ткани можно найти в китайских текстах, относящихся примерно к 2500 г. До н.э. Изобретение шелка приписывают китайцам (хотя есть мнение, что еще в I тысячелетии до н.э. его вполне могли производить и в Индии). Но то, что батик применяли в Китае во времена династии Суй (710-794), известно абсолютно точно. В любом случае история прочно связывает это искусство с Китаем, ведь именно оттуда оно распространилось по всему миру вместе с шелком. Нежная, легкая материя ценилась тогда на вес золота и экспортировалась из Китая в Японию, Центральную Азию, а оттуда на Ближний Восток и в Индию. Потому-то этот торговый путь и получил название Великого шелкового пути. Есть свидетельство что к 1677 году торговля шелком из Индии распространилась на острове Ява и в Персии.

Во времена Китайских династий суй (581-618) и Тан (618-907) Япония находилась под большим влиянием Китая, поэтому вполне возможно, что именно тогда батик из Китая был экспортирован в Японию. Об этом свидетельствуют ширмы, относящиеся к периоду Нара (646-794).
В Японии в VIII веке батик был широко распространен. Всем известно, что эта страна всегда славилась своими великолепно оформленными кимоно.
В былые времена японцы много времени проводили сидя со скрещенными ногами, поэтому им была нужна одежда, не стесняющая движений. Кроме того, в этой стране, как, в прочем и повсюду на Востоке, не было принято демонстрировать свою фигуру. Но социальный статус необходимо было как-то обозначить, поэтому украшение одежды стало обычным делом для японцев.
Большинство исследователей считает, что батик зародился в XIII - XIV вв. а широко распространился в XVII в., когда был изобретен «чан-тинг» - оригинальный инструмент для нанесения узоров расплавленным воском. (Приложение №10)Это маленькая медная посудина с одним или несколькими загнутыми носиками, с бамбуковой или деревянной ручкой. В наше время техника батика на Яве почти полностью вытеснена методом штамповки «чап». Ажурный металлический блок с узорами из тонкой проволоки опускает в горячий воск, потом плотно прижимают к ткани, а в полученный контур рисунка заливают краску.


В начале XIX века МиязакиЮзен (по другим источникам МиядзаниЮдзен) создал собственный стиль, использую трафареты и окрашивание с защитным составом. Его работы сразу можно отличить: великолепные рисунки располагаются в пределах четко выделенных участков.
В 1835 году в голландском городе Лейдене была открыта первая фабрика по производству батика. Следом за ней такие предприятия появились в Роттердаме, Апелдорне, Хелмунде и Харлеме. Для получения наибольшей прибыли с наименьшими затратами при воспроизведении сложных яванских узоров была разработана новая технология. Чтобы обучать рабочих голландцы не поскупились нанять индонезийских мастеров. Возвращаясь на Яву, эти специалисты в свою очередь налаживали производство батика на родине. В то время воск наносился с помощью печатных штампов, что значительно удешевляло производство и позволяло получать очень сложные узоры.

После резкого обвала мировой экономики в 1920-х годах батик из промышленного производства снова стал ремеслом одиночек. В Голландии открылась школа батика. Батик превратился в прикладное искусство.

Появление в Европе восточных тканей привело в начале XX века к увлечению ручной росписью тканей. Батик переживал второе рождение. Но воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам было сложно, поэтому появился иной, более доступный и простой вид росписи: холодный резерв и соответственно другие приемы крашения.

Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи Суть его состоит, в том, что участки ткани, которые не должны быть закрашены, покрывают резервом (пчелиный воск, парафин, разные смолы), который пропитывает материю, защищая ее от краски. Подготовленную таким образом ткань опускают в краску и закрашивают, а потом удаляют с нее резерв. В результате этого на материи получается белый рисунок на закрашенном фоне.

Однако эта техника отличается от горячего батика не только температурой резерва, изменился его состав, инструменты для его нанесения, а также стиль росписи. Для росписи по шелку наиболее характерны белые и цветные линии, которые отделяют одно цветовое пространство от другого, все детали рисунка имеют четкую границу и расписываются красками только внутри резервной линии. В результате рисунок приобретает графическую четкость. В отличие от горячего батика, данный метод не требует удаления резерва после окрашивания, более прост и безопасен и поэтому относится к числу наиболее популярных приемов росписи ткани. В России метод холодного батика применяется с 1936 года в промышленных артелях. Таким способом изготавливали косынки, шарфы, галстуки, купоны на платья, изделия для интерьера: занавеси, скатерти, салфетки, абажуры. Позднее - декоративные панно, живопись на ткани.

Холодный батик получил широкое распространение во многих странах в 70-80-е годы.(Приложение№11)

В наше время батик становится популярным видом искусства во всём мире, так как с помощью техники батика можно создавать уникальные работы, которые существуют в единственном экземпляре, повторить выкрашенную в технике батика вещь один в один не возможно, ведь, не известно, как растекутся краски.

В технике батика можно расписать любой предмет одежды (галстук, блузку, шарфик, юбку, сумку), только расписывать следует светлую ткань, на тёмной не будет видно рисунка.(Приложение№12)

Для ручной росписи применяются ткани из натуральных шелковых и хлопчатобумажных волокон. Если ткань изготовлена из смеси натуральных и синтетических волокон, то она будет плохо прокрашиваться, иметь неяркие, блеклые оттенки. Определить натуральное волокно можно с помощью горения. Для этого необходимо поджечь нить ткани. Натуральный шелк горит плохо, имеет запах паленой шерсти; хлопок полностью сгорает, имеет запах жженой бумаги.

Ручная роспись шелковых и хлопчатобумажных тканей возникла у нас в стране сравнительно недавно: в конце 20-х - начале 30-х годов. В отличие от большинства других художественных ремесел, здесь нет прочно сложившихся традиций и прямых преемственных связей с крестьянским бытовым искусством или с каким-либо определенным художественным промыслом России.

Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы.







Date: 2015-11-14; view: 1072; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию