Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поэзия Грушинского фестиваля





И я, забывшись в песенном бреду,

Как заклинанье, повторяю снова,

Что музыкант лишь тот, кто слышит слово,

Поэт лишь тот, кто с музыкой в ладу.

А. Розенбаум

 

Авторская песня – многогранное, живое, постоянно развивающееся явление. Вначале авторская песня не назывались таким образом. Она называлась самодеятельная, пока не включились в процесс осмысления своей роли в культуре такими знаменитыми художниками слова, как Б. Окуджава, В. Высоцкий, А. Галич, Н. Матвеева – истинными профессионалами.

Авторская (бардовская) песня - самобытное явление культуры нашей страны. Истоки ее лежат в устном народном творчестве. Авторская песня является современным фольклором, зеркалом жизни России на разных исторических этапах. Авторская песня - современный жанр устной поэзии (“поющаяся поэзия”), сформировавшийся на рубеже 50 - 60-х гг. в неформальной культуре студенчества и молодых интеллектуалов. Сама по себе “поющаяся поэзия” - древнейший вид творчества, известный культурам едва ли не всех народов, и не случайно представителей авторской песни часто называют “бардами”, сопоставляют с древнегреческими лириками, русскими гуслярами, украинскими кобзарями и т.п., исходя прежде всего из того, что современный “бард”, как и древний поэт, обычно сам поет свои стихи под собственный аккомпанемент на струнном инструменте (чаще всего - гитаре). Однако это все же внешние, и к тому же не всегда обязательные, признаки жанра.

Термин «авторская песня» был введен (по преданию - В.С. Высоцким) для того, чтобы подчеркнуть ее личностный характер, чтобы отделить ее, с одной стороны, от песен, поставляемых профессиональной эстрадой, а с другой - от породивших ее городского фольклора и непритязательных “самодельных” песен, сочиняемых, по случаю, для “своей компании”, “своего института”, и мало кому интересных за пределами этого узкого круга.

Почва, на которой выросла авторская песня, прежде всего наш русский фольклор: частушка, лаконичная, метафоричная, остроумная; городской романс, солдатские песни.

Наверное, не столь важно, как назвать - авторская песня или бардовская песня. Главное - глубоко содержательное поэтическое слово и душевное, щемящее сердце своей простотой и наивностью, чистотой и мелодичностью звучание гитары. Авторская песня стала своего рода протестом против поверхностного искусства, имитации чувств. Она противостоит развлекательной эстрадной песне, для которой важны главным образом ритм, пестрота, световые эффекты, доходчивые слова.

Развлекательная песня - явление музыкальное, авторская песня - прежде всего литературное. Она пишется думающими людьми для думающих людей.

"Песня сочиняется не с пером в руке, не на бумаге, не с строгим расчетом, но в вихре, в забвении, когда душа звучит и все члены, разрушая равнодушное, обыкновенное положение, становятся свободнее, руки невольно вскидываются на воздух и дикие волны веселья уводят от всего… Оттого поэзия в песнях неуловима, очаровательна, грациозна, как музыка. Поэзия мыслей более доступна каждому, нежели поэзия звуков или, лучше сказать, поэзия поэзии", писал великий Николай Васильевич Гоголь.

Наиболее яркими представителями авторской песни 50-х годов являлись Юрий Визбор, Вероника Долина, Б. Окуджава, Владимир Высоцкий.

Тема авторской песни интересна, так как обращена к каждому, каждый может найти в ней то, что близко его пониманию и духовному развитию. Сила авторской песни в честности, искренности, поэтому не может не заинтересовать, умеющего и желающего думать, человека.

А расширяя границы темы авторской песни, углубляясь в ее поэзию, лиричность, драматизм, понимаешь, что тема «Поэзия Грушинского фестиваля» актуальна как никогда. Она позволяет сохранить сложившиеся годами традиции авторской песни, пропагандирует хорошую поэзию, музыкальность, а также способствует развитию патриотического воспитания гражданской позиции, чувства дружеского локтя и ответственности за ближнего.

Традиции Грушинского фестиваля помогают из поколения в поколение прививать вкус к хорошей музыке, поэтическому слову, творческому объединению людей. Такие фестивали являются альтернативами "поп" и "рок" музыки, а также низкопробным образцам российской эстрады.

Действия Грушинского фестиваля обычно раскручиваются на четырех основных эстрадах (Детская, Зазеркалье, Главная эстрада и Новая волна) и на двух костровых озвученных эстрадах.

Ностальгической и интересной была начатая несколько лет назад программа "Песни прошлых лет", включавшая лучшие песни советских композиторов с прекрасными стихами и мелодиями. Это своего рода камертон хорошего вкуса, образец того, какой должна быть песня как жанр. Не речёвка, не бормотанье под гитарный чёс, а песня, которую можно петь! Это обращение к культурным ценностям своего народа. Главный организатор этой программы — Галина Хомчик.

Но вместе с тем у авторской песни свой путь, своя забота, своя судьба.

Много внимания уделялось творческим мастерским, работавшим на фестивале.

Дело это деликатное. Творческие люди, сочинители, певцы — зачастую очень ранимы. Кому-то кажется, что его талант недооценили, кто-то хочет, чтобы его послушали и посоветовали, что лучше показать на конкурсе. Но все — от юных до пожилых, как правило, очень волнуются, и этот поход в "Творческую мастерскую" для них как поход к врачу.

Не злобный, не капризный, обидеть вас боюсь,

Я здесь не ставлю клизмы, а прививаю вкус!

"Песня — это птица, у которой одно крыло — поэзия, второе — музыка, мелодия. И если одно из крылышек несовершенно или они не соответствуют друг другу — птичка не полетит".

На сцене "Зазеркалье" Грушинского фестиваля встречаются не только авторы-исполнители, но и "чистые" поэты. Фестивальная практика показала: Все больше поэтов приходит на поляны с тем, чтобы быть не только услышанными, но и просто - пообщаться или получить какие-то рекомендации, советы от коллег по цеху. Может быть поэтому, в последние годы выкристаллизовались на слетах и фестивалях в разных городах Поэтические Мастерские? Такова реальность. Ведь, если нам всем не изменяет память, авторская песня опирается, в первую очередь, на серьезную, тонкую поэзию. Два притопа и три прихлопа, а также песни для ног всегда были прерогативой эстрадных звезд.

Люди с гитарами на протяжении десятилетий заставляли думать, сопереживать, смеяться и плакать, любить, помнить.

И вот уже слышишь на фестивале, как хором поют такое, что просто оторопь берёт: «Чуть позвякивает чайничком / кипяток на плитке газовой. / А в окошко смотрит мальчиком / март-пройдоха сероглазовый…» Последняя строчка – шедевр дурновкусия. А написано это для того, чтобы «песни петь да девкам нравиться». И это не разовый курьёзный случай, а зловещая тенденция. Сейчас уже нередко приходится слышать, что главное в авторской песне – драйв, профессиональное пение «поставленным» голосом, владение гитарой на уровне музучилища, подпевки, подтанцовки и прочее, а слова - это так - для «забивки щелей» во всем предыдущем.

Для таких авторов и ансамблей хороша публика та, что громко хлопает и свистит, улюлюкает и вопит. А вот плохая публика та, что молчит или хлопает нехотя. Но выступальщик не задумывается: Может, они и молчат от боли за происходящее?

С другой стороны, многие авторы и исполнители после спетой песни замирают вместе с залом, который поймал внутреннее дыхание, даже - напряжение мелодии стиха. Это пик - зал настроен на единую волну с человеком, который стоит на сцене. И после гробовой тишины, словно после вдоха, происходит "выдох" ладоней людей, их душ. Такое единение дорогого стоит. И пусть после концерта зрители уходят в задумчивости, пусть утром, когда на кухне они будут варить кофе, вдруг «прошибет» их слеза или грусть потому, что вспомнится вчерашнее общение с поющим поэтом. Дешевые аплодисменты живут недолго. Тишина после песни стоит целой жизни.

Вам дарована судьбой неземная благодать:

Подголоском и струной души трепетные рвать.

Будут песни Ваши петь всего света голоса.

Будут шапки в Вашу честь улетать под небеса.

Такие барды как М. Анчаров, Б. Окуджава, Ю. Визбор, Л. Семаков, А. Городницкий - это в первую очередь поэты! Их вокальные данные, уровень музицирования и исполнительское мастерство - отнюдь не выдающиеся. Но их песни пели, поют и будут петь, потому что в их стихах есть то неуловимое и необъяснимое, что мы называем поэзией. Музыка и красота — стиха - это альфа и омега любой песни.

Александр Городницкий говорил: «в песне же - вынь да положь самого автора, что он любит, что ненавидит, отчего страдает, кто он такой… Поэтому так важно, чтобы автор сам был личностью…»(Приложение№5)

Самыми яркими представителями авторской песни на все времена стали Владимир Семенович Высоцкий, Борис Шалвович Окуджава, Юрий Визбор

Владимир Высоцкий. (Приложение №6) К его песням можно относиться по-разному. Их можно отвергать или не любить. Можно принимать или отвергать. И долго спорить о них тоже можно. Но мимо песен Владимира Высоцкого нельзя пройти. И нельзя сделать вид, что их просто-напросто не существует. Сами песни не дадут этого сделать. Ибо они всегда заметны, всегда слышимы.

Булат Окуджава писал о Высоцком:

«Лучшие песни В. Высоцкого - для жизни. Они - друзья людей. В песнях этих удивительная добрая сила. Сила, которая помогает выстоять слабым и обрести уверенность – растерявшимся».

Меткие, единственно верные слова, безошибочно передающие суть, били прямо в цель, душа просыпалась и обретала зоркость, позволявшую ей различать недоступные прежде черты, цвета, оттенки.

Когда во всех концах державы,

Магнитной песней шелестя,

Возникли песни Окуджавы,

Страна влюбилась в них, хотя…

Какая брань, какие клички

Те песни выпали в свой срок…

Булат Окуджава - один из тех, кто напомнил о первоначальном союзе слова и музыки. (Приложение№7) Его мелодии как бы живут внутри стихотворения, принадлежат ему, как интонация. Они неразрывны. Мир его песен - цветной, занятный, полусказочный, игровой: в нем московский муравей создаёт себе богиню "по образу и духу своему", новогодняя ёлка умирает, как человек, сама любовь дирижирует оркестром Надежды.

Поэзия Булата Окуджавы несет огромный заряд доброты, она напоминает нам о милосердии, любви к ближнему, к Родине, к нашей истории, помогает нам верить в лучшее и светлое начало. В его стихах для нас будет всегда звучать «надежды маленький оркестрик». Пленительная, обаятельная манера исполнения, на первый взгляд непритязательная, а при ближайшем рассмотрении, тонкая, чувствительная, завораживающая, доверительная. Эти песни быстро становятся нашими. Мы их не только слушаем, мы живем с ними…

Еще одно имя, которое хочется обязательно упомянуть, связано с актером, журналистом, драматургом, сценаристом, горнолыжником, радистом, поющим поэтом Юрием Визбором. Визбор - это вечная молодость, внезапно открывающая для себя что-то новое: горы, тайгу, дороги, моря и океаны, подмосковную осень… Это резкое переощущение пространства и времени, истории и человека в ней…

Жизнь его оказалась не долгой: всего 50 лет. Написал несколько сценариев, издал книжку рассказов, сыграл несколько ролей в кино. Но Визбор всегда был и остаётся поэтом, его песни бытуют в живой памяти людей; их поют в общежитиях, у костров, на зимовьях, вкубриках, в кают-компаниях… везде, где поются песни.

А теперь почитайте души тех людей, которые показались наиболее интересными. Посчитайте их поэтический пульс, может быть он совпадает с вашим? Самое главное и ценное в том, что они – разные и хотят одного - сохранить самую чудесную особенность, данную нам свыше, русский язык! Ведь на сценах различных уровней сегодня только авторская песня занимается этих важнейшим делом - сохранением русской культуры…

С каждым годом поэтическая составляющая Грушинского фестиваля становится все более высокой. Пожалуй, небывало высокой. Как будто копился-копился потенциал поэзии на фестивале, нарастал процент – да и достиг критической массы – за которой последовал поэтический взрыв. И это хорошо. Ведь подобный взрыв не разрушающий, а созидающий, поэзия – это зашифрованная энергия чувств, она передаётся слушателям. И что? Да, окрыляет. Задача у поэзии такая. Окрылять!

Вот уже несколько лет под патронатом энтузиастов Э. Филя, В. Шабанова и Б. Есипова перед фестивалем проводится интернет - конкурсы поэзии и песни, которые позволяют заранее выявить наиболее талантливых авторов и поэтов и пригласить их на фестиваль. Грушинский всегда был законодателем и проводником всего лучшего, что возникало в море авторской песни. Будем надеяться, что и в будущем, он не отдаст авторскую песню на поток и разграбление. Да будет так!

 

Date: 2015-11-14; view: 1174; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию