Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Связь Заветов в рассмотрении сравнения Христа с Моисеем





Одной из самых значимых личностей в иудейской истории является Моисей. Он передавал Божье слово своему народу. Автор послания к Евреям старается сообщить читателям немаловажную мысль, что верующие не умаляют роль Моисея, если превозносят Христа. Третья глава послания начинается с обращения: «уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего Иисуса Христа» (Евр. 3:1). Моисей является прообразом Иисуса как Апостола, Посланника. Когда народ Израильский страдал от преследований при тирании фараона, Бог явился Моисею и повелел ему идти к народу Израильскому и к фараону. В этом отношении Моисей был ветхозаветным апостолом, посланником, и ему было поручено вывести народ Божий из Египта.

Как Моисей, который согласился на самоунижение и не желал больше называться сыном дочери фараона, выбрал страдания с народом Божиим и вывел потом его из Египта: «верою Моисей, придя в возраст отказался называться сыном дочери фараоновой и лучше захотел страдать с народом Божиим» (Евр. 11:24-25), так же и Иисус посредством принятия мучений приводит людей к славе: «надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания» (Евр. 2:10) и освобождает их от рабства греха: «дабы избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2:15), «автор послания к Евреям проводит параллель между страданиями Христа и страданиями Моисея»[25]. «Поношение Христово» апостол Павел видит у Моисея в отказе от египетских богатств и от временного наслаждения грехом: «и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища» (Евр. 11:26). Моисей защитил Израиль от истребления первенцев совершением Пасхи и пролитием крови: «Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их» (Евр. 11:28). Так и пролитие крови Иисуса Христа спасает всех Ему послушных от Божьего суда.

В девятой главе послания апостол Павел обращается к роли Моисея как посредника. Эта роль заключалась не только в передаче условий завета от Бога Израильскому народу, но и в исполнении Моисеем, с учетом греховности народа, священнических обязанностей. Моисей по повелению Божьему строит земную скинию и после чего кропит кровью народ, книгу, скинию и богослужебные сосуды. Христос также исполняет эти виды посредничества, но деяния Его и итог их превосходят посредничество Моисея.

Апостол называет Христа верным. Моисей тоже верен «во всем доме Его» (Евр. 3:2). Фраза эта взята автором послания из книги Чисел. «Это наивысшая похвала, которой был удостоен Моисей перед другими пророками»[26], так как в начальных стихах двенадцатой главы книги Чисел сам Бог говорит о Моисее: «И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, – он верен во всем дому Моем: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит» (Числ. 12:6-8). «Моисей был верным служителем Господним не над частью только Его дома, исполняя отдельное какое-либо назначение в царстве его, как Самуил, Илия и другие пророки, но ему доверено было управление всем домом; в этом и состоит его сходство со Христом»[27]. Под домом, в котором был верен Моисей «разумеется избранный народ»[28]. Но у каждого дома должен быть свой строитель, слава которого больше, чем то, что он возвёл. Так как Создатель всего Бог, то значит, Сын пребывает «над домом» (Евр.3:6) и «удостоен большей славы по сравнению с Моисеем» (Евр.3:3). А Моисей лишь служитель в доме Его. Смысл рассуждения апостола понятен: оставить путь Христа ради закона Моисея – означает оставить большее ради меньшего и оставить вечное ради временного. «Несомненно, что этот аспект христианского учения приводится в данном отрывке не только ради богословского исследования взаимосвязи между Христом и Моисеем, благодатью и законом, но и для пасторского наставления верующих, ради практической пользы»[29]. Новообращенные христиане из иудеев, формально отрезанные от иудаизма, ощущали одиночество и растерянность. Нужно подсказать им, что во Христе они безусловно принадлежат Божьему дому и таким образом всегда находятся в безопасности. Они отторгнуты от местной синагоги, но не будут никогда отторгнуты от Бога: «дом же Его – мы» (Евр.3:6).

Миссия Моисея оказалась незавершённой из-за неверия народа. Автор приводит цитату из (Пс. 94:7-11), которая представляет собой обращение к слушателям не быть такими, каким было поколение, вышедшее из Египта: «как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой» (Евр.3:7–11).

Для того чтобы предать больше значения словам Писания, которые апостол заимствует из Ветхого Завета, автор послания не прямо приводит текст, а прибавляет: «как говорит Дух Святый». Как замечает иер. Александр Прокопчук – «важной отличительной особенностью богословия Послания к евреям является его библиология. Кроме нескольких случаев, где упомянут священнописатель – человек, цитаты всегда предваряются ссылкой на их божественное происхождение. То есть большинство приводимых в послании цитат представляют собой обращение Бога или Лиц Святой Троицы. Нужный автору текст влагается в «уста» Божии»[30].

Силу же своих речей апостол основывает на слове «ныне». Таким образом тот же голос Святого Духа, Который в древние времена вещал Израильскому народу, слышится и теперь. «Здесь мы видим ясное указание апостола на то, что Ветхозаветные Писания Боговдохновенны и имеют обязательную силу и для христиан»[31].

Немаловажно отметить, что мы имеем дело с достаточно лаконичной аргументацией, которая подкрепляется ветхозаветными текстами. Исходя из взаимоотношений между Христом и Моисеем, в которых проводится идея превосходства Христа, автор послания ни в коем случае не склонен умалять роль Моисея. На это апостол уже обращал внимание иудейских христиан: Моисей был верен Богу. Но, к сожалению, верность Моисея не стала унаследованной израильским народом. Они не были верны и потому не вошли в покой обетованной земли. И естественно, что апостол, говоривший к христианам из иудеев и любящий священное Писание, проводит параллель между плачевным историческим событием, то есть странствие по пустыне, и между «христианским путем со всеми сопутствующими ему опасностями»[32]. «Новозаветные авторы видели в христианском пути новый исход»[33]. Так евангелист Лука, когда описывал смерть Христа, использовал это же слово «έξοδος» – исход. Апостол Петр называет Иисуса Христа «непорочным чистым Агнцем» (1 Пет. 1:19). Так же апостол Павел говорит, что: «Пасха наша, Христос» (1 Кор. 5:7) и говорит, что эти события поминаются «в наставление нам» (1 Кор. 10:11). Писатель послания к Евреям трепетно относится к Писанию Ветхого Завета. Апостол с помощью взаимоотношений двух Заветов хочет донести до иудейских христиан ту мысль, что они такие же странники. Древний Израильский народ начал прекрасно, но он не устоял в вере и, следовательно, не смог войти в покой, который был обещан. Христианам из иудеев тоже не достаточно будет сделать хорошее начало. За отличным началом надо чтобы последовали стойкая вера, смирение и послушание. Есть мнения, что помимо идеи предупреждения, как отмечает Реймонд Браун, «выбор темы «Израиль в пустыне», сделанный автором, не мог не впечатлять первых христиан – читателей послания, так как многие из них, по мнению некоторых богословов, находились под влиянием учения свитков Мертвого моря. Эта секта состояла из людей, которые сознательно порвали с иудейским укладом жизни, чтобы показать свою верность событиям древнего исхода. Кумранская община считала исторический период под названием «сорок лет в пустыне» образцом для подражания, моделью жизненного пути, ведущего в Иерусалим, очищенный от оскверненного храма и его лжесвященства»[34].

Как уже отмечалось, словами псалма апостол Павел обращается к проблеме отступничества. Некоторые иудейские христиане были на грани ухода из членов Церкви и могли вернуться к прошлому. Стихи псалма звучат из уст апостола напоминанием верующим о страшной ошибке Израиля во время странствия по пустыне. Бог ждет твердой веры от Своего народа. Христиане – люди, которые удостоились чести сделаться членами Божьей семьи и войти в дом Его, но это членство не является безусловным. «Здесь, как и в предыдущих главах, приоритет отдан Божьему слову со всей его серьезностью и значительностью. Мысль автора привязана к тексту Псалма 94, который удивительно соответствует теме настоящего отрывка»[35].

«Псалом 94 пели по субботам в храме»[36] и потому этот псалом очень близкий идее вечной субботы, покоя обетованного, которого Бог приготовил для Своего верного народа. Царь Давид обращается к примеру несостоятельности Израильского народа в прошлом, и апостол понимает это как вторичное приглашение Бога войти в Его покой спустя много лет после вхождения евреев в обетованную землю. «Покой Божий в данном случае – это состояние Бога по окончании дел творения»[37]. Когда завершено было создание мира в седьмой день Бог «почил и покоился» (Быт. 2:2). При повествовании в Библии творения мира о первых шести днях говорится, что «и был вечер, и было утро». «Относительно же седьмого дня, в который Бог почил от дел Своих, вообще нет никакого упоминания о вечере. Исходя из этого, раввины утверждали, что, тогда как все другие дни кончались, День, когда Бог отдыхает, не имеет конца; Бог удалился почивать навечно. Поэтому, хотя сыны Израиля когда-то давно и не смогли войти в покой, он все же оставался»[38]. Суббота – не что иное как перерыв в работе, служила как напоминание Евреям, что покой как соучастие в священном отдыхе Бога, коего он не достиг, продолжает оставаться обетованием.

Автор послания к евреям уверен в том, что Бог до сих пор продолжает обращаться к своему народу с помощью Ветхозаветного Писания, и псалмы есть не всего лишь прекрасные гимны, а инструмент нынешнего откровения Божия Своему народу. Апостол размышляет над плачевными историческими событиями, когда искупленные израильтяне не помнили об избавлении по милости Божией и начали жаловаться и роптать на условия жизни. Переход израильтян через море был знаменательным событием, но как только на пути их стали возникать сложности, то народ начал восставать на Бога. Они сомневались в Боге говоря: «есть ли Господь среди нас или нет» (Исх. 17:7). За сомнение и недоверие Бог сказал своему народу, что они не войдут в обещанную и приготовленную для них землю. «Это грозное предупреждение из прошлого, несомненно, не могло пройти мимо неверных и отпавших иудейских христиан»[39].

Общая мысль Послания к Евреям в том, «что ветхозаветные обетования через Христа исполняются в эсхатологическом свершении, уже приблизившемся»[40]. Христос довершает до конца то, чего не смог сделать Моисей и закон. Он Сам есть путь «новый и живой». Жизнь верующих в Церкви рассматривается как «новый исход», паломничество в небесное отечество, к которому они уже подступили, входя в «покой Его».

Date: 2015-11-14; view: 826; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию