Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Древнее Двуречье
Первые камни в фундамент мировой урбанистической цивилизации были заложены на Древнем Ближнем Востоке, в долине нескольких великих плодородных рек. Примерно в УШ-У1 тысячелетиях до Р.Х. земледельцы ближневосточных предгорий, уже освоивших достижения неолитической революции, стали активно заселять долины рек Тигра и Евфрата. Этот район, именуемый Двуречье, а также соседние районы —Палестина, Загрос, Анатолия —в настоящее время хорошо изучены специалистами. Археологические раскопки свидетельствуют, что обитатели этих районов жили в глинобитных домах, сеяли ячмень, пшеницу, лен, разводили животных, были знакомы с ирригацией, изготовляли керамические сосуды, изделия из камня, позже и меди. Культура Убайд (конец У тыс. до Р.Х.) представлена уже поселками до 10 га, в центре которых размещались крупные храмовые комплексы на высоких земляных платформах, окруженные стенами —признак ранней урба- — 32 — низации. Население этих мест было довольно многочисленно, знало гончарный круг, металлургию, ткачество, принципы архитектуры и монументального строительства. Эту культуру принято считать протошумерской, ибо шумеры появились здесь в начале 1У в. до Р.Х. Их происхождение до сих пор не разгадано, а язык шумеров значительно отличался от группы семитских языков, распространенных среди древних обитателей Ближнего Востока. С середины 1У в. до Р.Х. в Южном Двуречье появляются первые надобщинные политические структуры в форме городов-государств. Примером может служить Урук. Источники свидетельствуют, что система администрации в Уруке была тесно связана с культом бога неба Ана. Храм в его честь был общественным и хозяйственным центром, жрецы исполняли функции управления, а верховный жрец был главой протогосударства. Усилиями всего населения во главе с жрецами в постоянном рабочем состоянии поддерживалось сложное ирригационное хозяйство. Храм, выстроенный из обожженного кирпича, был не только крупнейшей постройки и монументальным центром, но одновременно и общественным складом, где размещались запасы и все общественное достояние коллектива. Храм был также центром ремесленного производства, включая и металлургию бронзы. Жрецы-администраторы, ремесленники. хранители храмового имущества, писцы, слуги и даже рабы из числа пленников —все жили за счет избыточного продукта, производимого общинниками, но при этом каждый из них вносил свою долю в совокупный общественный труд и продукт коллектива в целом. Реципрокный обмен продуктами и деятельностью, ровно как и централизованная редистрибуция коллективного избыточного продукта и труда, лежали в основе функционирования протогосударств Шумера. Для строго учета и регулирования постоянно усложнявшихся взаимоотношений велась детальная хозяйственная отчетность, вызвавшая к жизни письменные документы, этот важный элемент формирующегося очага мировой цивилизации. Протогосударства древнего Двуречья развивались быстро и энергично. Росло количество населения, совершенствовались техника и технология обработки и ирригации полей, обогащалась культура труда, а в связи с этим резко возрастали объемы получаемых продуктов. Служители храмов, тамкары, на груженых зерном суднах отправлялись в далекие экспедиции за товарами, которых было мало в Двуречье: полезные ископаемые, строительный лес, камень и др. К концу Ш тысячелетия до Р.Х. в большинстве протогосударств (Урук, Киш, Ур, Лагаш) население исчислялось десятками тысяч, а количество общинных деревень —многими десятками. Постепенно происходило отделение — 33 — общинных полей от полей храма. Общинники обрабатывали свои земли и выплачивали храму ренту-налог, в обработке храмовой земли не участвовали, а лишь на строительстве каналов, дамб, храмовых сооружений и др. общественных работах, с обеспечением питанием и орудиями труда из складов храма. Это наглядно показали историки на примере земель храма богини Бау в Лагаше в ХХУ-ХХ1У вв. до Р.Х., когда это протогосударство подчинило ряд соседних земель. Вся храмовая земля была поделена на три части. Первая оставалась у храма; ее обрабатывал персонал храма и лица, стоящие вне общин, а урожай предназначался для сакральных нужд, торгового обмена, страховых запасов. Вторая в виде служебных наделов раздавалась рабочему персоналу и служителям храма в качестве платы за труд. Третья часть в форме наделов предназначалась для передачи их любому желающему в качестве аренды с умеренной арендной платой (1/6—/8 урожая). Отделение храмового хозяйства от общинного и превращении его в особую сферу экономики, в государственное хозяйство, сыграло важную роль в укреплении экономических, а затем и политических позиций жреческой администрации во главе с энси. Опираясь на такого рода хозяйства, энси все определеннее отделялся от коллектива общинников, приобретал в их глазах сакральные признаки отмеченного покровительством богов правителя и в качестве верховного связующего единства становился во главе заметно возраставшего бюрократического аппарата, оказывался высшим субъектом власти-собственности и централизованной редистрибуции. В начале выборная должность энси превратилась в наследственную после объединения Шумера Саргоном Древним в ХХ1У в. до Р.Х. В успехах Саргона большую роль сыграла созданная им армия: едва ли не впервые в истории в руках именно этого завоевателя оказалась крупная боевая сила профессиональных воинов (5400 человек), каждый из которых за свою службу получал надел и жил за счет дохода от него. Возникновение крупного централизованного государства привело к концентрации всей власти в руках его правителя. Рента-налог с общинников, дань с покоренных соседей и повинности населения были основой функционирования структуры в целом. Все это объективно способствовало росту престижного потребления верхов и усилению на этом уровне процесса приватизации, который реализовывался в форме индивидуального накопления имущества —как в результате войн, притока пленных, так и в ходе обменных операций тамкаров. Государство Саргона просуществовало недолго, оно пало под натиском иранских племен кутиев. На рубеже ХХП-ХХ1 вв. власть кутиев в новом царстве Шумера и Аккаде заменила третья династия Ура. Вновь всту- — 34 — пило в полосу расцвета царско-храмовое хозяйство, была проведена работа по унификации мер и весов, что укрепило процесс приватизации. Все большее количество людей оказывалось вне общины и вынуждено было продавать свой труд в качестве батраков-наемников, либо обрабатывать чужие наделы (воинов, храмовых служащих и др.) на правах аренды.В качестве всеобщего эквивалента начали использовать серебро, весовая мера которого —сикль (ок. 8 г.) —стала единицей денежного измерения. Развивались товарно-денежные отношения, сфера которых уже не ограничивалась престижным потреблением верхов, но затрагивала ремесло и общину. Глава общинно-клановых групп (“домашних общин”), распоряжавшихся коллективным имуществом группы, получали возможность приобретать, накапливать и реализовывать продукты труда домочадцев, В общине стало все более заметное расслоение на богатых и бедных, что вело к экономическому противостоянию: неимущие нуждались в кредите, имущие становились ростовщиками. Не имея возможности вернуть долги, крестьяне отдавали землю, продавали себя в кабалу (долговое рабство). Дальнейшее развитие этих процессов могло привести к разложению общины, уменьшению поступлений налогов. Правители династии приняли ряд мер, чтобы ограничить богатеющего собственника, строго определить цену наемного труда, размер ростовщического процента, условия содержания частного раба и др. (законы царя Ур-Намму). Главное содержание этих правовых норм сводилось к поддержанию статуса основного населения. Кроме того, были приняты меры по усилению власти царя. Они стали официально называть себя богами. В регионы (города-государства) назначались наместники. Наряду с армией возник и такой новый элемент принуждения, как суд. Царство Шумера и Аккада конца Ш тыс. до Р.Х. было своего рода апогеем торжества структуры, порожденной абсолютным господством власти-собственности и централизованной редистрибуции. Значительная часть населения (по данным клинописных табличек того времени), оказавшаяся в силу разных причин выбитой из привычной жизни сельских общин, заняла место труженников-поденщиков в гигантской системе царско-храмовых хозяйств, где труд и быт был удивительно похож с укладом будущих советских коммун. Однако, наряду с государственным хозяйством, возникли и хозяйства, основанные на частной собственности, что ослабляло централизованную власть. Нашествие внешних племен уничтожило третью династию Ура. После двух веков ожесточенного соперничества различных династий и регионов на рубеже Х1Х-ХУШ вв. до Р.Х. стала выделяться Вавилония. Во времена царя Хаммурапи (1792—) Вавилон стал величайшим городом мира. Объединив под своей властью всю Месопотамию, он создал могущест- — 35 — венное централизованное государство. В государстве Хаммурапи свойственные ранним структурам родственные связи были оттеснены административно-территориальными, пирамида власти превратилась в централизованный бюрократический аппарат чиновников. Наиболее влиятельным в обществе был многочисленный слой специалистов, занятых в сфере управления, а также воинов, ремесленников, слуг и др. Многочисленным был и неполноправный слой потомков разорившихся полноправных общинников и выходцев из числа пленных иноплеменников (мушкенум). Несмотря на разницу в социальном положении, имущественном цензе и образе жизни, между этими слоями было общее —все они считались царскими людьми и противопоставлялись остальному населению, т.е. земледельцам-общинникам, права и статус которых были также объектом внимания правящих верхов. Государство Хаммурапи обладало монополией силы, твердо опираясь на фиксированный закон и связанные с ним формы принуждения. Выдвижение на передний план кодифицированного законодательства с достаточно строгой системой наказаний было связано с тем, что развитие частнособственнических отношений, товарно-денежных и особенно ростовщичества с его внушительными процентами (20—% годовых) вело к быстрому разорению общинников и обогащению за их счет частных собственников. Как известно, частное предпринимательство, обладая огромными потенциями, способно за короткий срок кардинально изменить облик общественных отношений, что наглядно показала несколько позже античная Греция.В Вавилонии потенции частного сектора уже давали о себе знать. Методы хозяйствования на царско-храмовых землях все более становились неконкурентны, неэффективны. В отличие от античности, однако, централизованная власть приняла энергичные меры для предотвращения процесса гибели традиционной общины. Суть их сводилась к тому, что государство, опираясь на древнюю основу —неотчуждаемые коллективные общинные и царскохрамовые земли, —допускало существование частнособственнического сектора в виде включенного в товарооборот небольшого клина земель,наемного труда, частной аренды, ростовщичества, долгового рабства. Все это было необходимо для нормального функционирования большого социального механизма. Но при этом государство жестко ограничивало и контролировало реальные возможности, сферу влияния и вообще потенции частного сектора. Именно эта политика нашла свое отражение в знаменитых законах Хаммурапи —первого в истории достаточно полного свода правовых норм и административных регламентов, весьма четко определявших права и обязанности населения, в частности, ограничивавших сделки частнособственнического характера. Законы, начертанные на каменном обелиске, состоя- — 36 — ли из краткого введения, 282 статей (в оригинале нумерация статей отсутствует) и заключения.Специалисты вычленяют несколько групп параграфов, посвященных разным вопросам: общим принципам отправления правосудия; охране собственности царя, храмов, населения; статусу имущества, полученного от царя за службу; операциям с недвижимостью и торговле; семейному праву; наказаниям за телесные повреждения. Статьи о семейном праве, например, свидетельствуют о господстве моногамной связи с заключением брачного контракта, в котором оговаривались права обеих сторон. Право на семью имели все, включая рабов, дети которых считались полноправными. В судебнике выделяются три группы людей по их правоспособности: полноправные, мушкенум и рабы. Каждая из них по-разному отвечала за правонарушения. За ущерб, нанесенный мушкенуму, например, штраф был меньше, чем за ущерб полноправному. Группа статей, касающихся собственности, самая значительная. Признавая собственность как институт (воры и укрыватели либо покупатели краденого наказывались), законы вместе с тем основную цель видели в ее регулировании и ограничении. Прежде всего они строго запрещали отчуждение в любой форме пожалованных царем наделов, особенно наделов воинов. Статьи обстоятельно регламентировали условия найма и размер платы за наемный труд, а также случаи аренды, условия залога имущества и др. Ряд статей был направлен против произвола ростовщиков, оговаривая должнику максимальные шансы. Так, при неурожае его долг откладывался,кредитор нес ответственность за жизнь и здоровье отданного ему в кабалу члена семьи должника. В любом случае, срок долгового рабства не должен был превышать трех лет, а размер долгового процента не должен превышать 20% при денежном и 30% при натуральном займе. Наказания за серьезные преступления были суровыми, часто преступник карался смертью. Основной принцип назначения наказаний — талион, т.е. воздаяние по принципу “око за око”, “рука за руку”, “сына за сына”, “раба за раба”. Лейтмотивом законов Хаммурапи была защита собственно вавилонского населения. Закон обеспечивал ему максимальную поддержку, был как бы гарантом неприкосновенности их личности и имущества. Подводя итоги исторического развития ранних очагов урбанистической цивилизации в ее шумеро-вавилонском варианте, следует отметить,что административно-политическая структура такого типа благоприятна для формирования стабильно и эффективно функционирующего механизма редистрибуции: параллельно с налогами от общин казна приобретает и закрепляет за собой храмовые земли и все доходы от них. Увеличение количества — 37 — храмовых хозяйств в рамках укрупненных государств Саргона и третьей династии Ура создает условия для упрочения сильной централизованной власти. Появившийся многочисленный слой неполноправных арендаторов на царско-храмовых землях привел к возникновению системы крупных хозяйств с массовым использованием лишенных собственности и находившихся под жестким контролем администрации невольников. Однако неэффективность этой формы казарменно-коммунистического хозяйствования заставили раздать царско-храмовые земли служащим в качестве платы, кормления, и всем остальным, включая неполноправных мушкенумов, в виде аренды. Общинники, сохранившие земли, по-прежнему платили налоги в казну. Возникшие частные собственники тоже их платили, но их статус, в отличие от общинников, позволял беспрепятственно продавать свою землю. Шумеры и вавилоняне были первыми, кто шел по пути становления государственности, так что их вариант политогенеза, развития форм хозяйства и форм собственности заслуживает особого внимания. И хотя цивилизации Древнего Египта, Ирана, Китая, Индии и других восточных территорий заметно отличались от месопотамской, но последняя была во многих отношениях эталоном для них, а также однотипной в главном: ей не была знакома ни господствующая роль частной собственности, ни античное “гражданское общество”. Цивилизация древнего Двуречья внесла огромный вклад в мировую культуру. Во-первых, шумерское иероглифическое письмо, быстро трансформировавшееся в упрощенную клинопись, что впоследствии сыграло решающую роль в возникновении алфавитной системы. Во-вторых, постоянно развивавшаяся жрецами система календарного исчисления, связанного с астрономическими наблюдениями, а также элементарная математика. Тот алфавит, сведения о календаре и звездном небе с его знаками зодиака, десятеричная система счета —все это восходит к древнему Двуречью. Возможные представления с множеством богов и храмов в их честь, мифы с описанием жизни и приключений героев, наиболее знаменитым среди которых считался Гильгамеш, развитое изобразительное искусство, особенно каменные рельефы и барельефы, культура архивного дела, первые в истории географические карты и путеводители —вот далеко не полный перечень того, что осталось в памяти потомков в этой цивилизации. Принципиально отличается от традиционных восточных цивилизаций античное общество. По характеру и результатам оно было уникальным в истории человечества. Античный мир заложил основы гражданского общества, послужившего фундаментом быстрого развития античной рыночночастнособственнической структуры. В восточных обществах в заметных объемах ничего похожего не было. Рассмотрим особенности античного мира на примере Древней Греции и Древнего Рима. — 38 — Date: 2015-11-13; view: 696; Нарушение авторских прав |