Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Победители и проигравшие
Пример — еще не доказательство. Народная мудрость. То, что индивид воспринимает как успех, является его личным переживанием. Альфред Адлер Если вы не можете измерить и выразить что-либо в числах, значит, ваши знания о предмете ограниченны и недостаточны. Лорд Келвин
В истории об Адаме и Еве описаны первые в истории человечества переговоры. И мы до сих пор не знаем, чем в конце концов завершатся эти переговоры. Хотя человечество занимается торговлей больше пяти тысяч лет, литература о переговорном процессе содержит главным образом анекдоты и 27 «домашние рецепты» сомнительного качества. Но «пример — еще не доказательством. Нам необходимо что-то более основательное, чем анекдоты. В течение последних лет группа исследователей пыталась применить к изучению этой проблемы законы логики и экспериментальные методы. Когда я впервые занялся изучением процесса переговоров, меня удивило, что одни покупатели, не обладавшие большими возможностями, ведя переговоры с единственным обладателем какого-нибудь товара, действовали очень напористо, в то время как другие в аналогичных обстоятельствах только почесывали в затылке и уступали. Меня заинтересовало, почему одних смущает сила оппонентов, а других — нет. Мастерство, умение — еще одна загадочная составляющая переговоров. Во многих известных мне работах встречаются замечания о том, что лучше уметь вести переговоры, чем не уметь. В некоторых случаях даже говорится, что мастерство ведения переговоров часто приводит к успеху. Но нигде не высказывалось предположение, что уровень умения можно измерить или что можно оценить и сравнить относительную важность отдельных приемов. Опыт дает возможность предсказывать, что сто- 28 рона, обладающая большим мастерством, переиграет оппонента. Тем не менее мне хотелось выяснить, всегда ли разница в уровне переговорных навыков предрешает результат переговоров. Меня интересовало, насколько важно, чтобы участник переговоров, обладающий силой позиции, владел к тому же и мастерством ведения переговоров. Из практики я знал о случаях, когда неопытные покупатели, у которых было такого рода преимущество, заключали на совещаниях выгодные сделки. Озадачивало и то, как по-разному шли на уступки разные люди. Одни профессионалы предпочитали компромиссные решения, другие шли на компромиссы очень неохотно или вообще отказывались от уступок. Я почти не встречал работ, решительно поддерживающих ту или иную линию поведения. В результате этих размышлений возникла целая серия вопросов, касающихся глубинных проблем переговорного процесса. Некоторые из них никогда не изучались. Я решил провести эксперимент и найти ответы на вопросы, имеющие, на мой взгляд, практическую ценность. Впервые была сделана попытка установить связь между силой позиции, мастерством и результатами переговоров. Впервые в эксперименте участвовали более сотни 29 профессиональных продавцов и покупателей, а их мастерство получило объективную оценку. Мы пытались получить ответы на следующие вопросы: 1. Имеется ли связь между уровнем ожиданий и успехом? 2. Одинаково или по-разному идут на уступки победители и побежденные? 3. Одинаково или по-разному используют силу позиции «умелые» и «неумелые» участники переговоров? 4. Предопределяет ли мастерство участников исход переговоров? 5. Может ли умелый оппонент оценить желания противоположной стороны лучше, чем неумелый? 6. Связано ли с успехом переговоров затраченное на них время? 7. Как соотносятся тупиковая ситуация, успех и поражение? 8. Как реагируют на итоги переговоров победившие и побежденные? Самой сложной задачей оказалась выработка методов оценки переговорных навыков (мастерства). Проконтролировать силу позиции и объек- тивно оценить результаты переговоров и их успех или неуспех было проще. Теперь я расскажу, как был проведен опыт. МЕТОД
Принять участие в эксперименте согласились сто двадцать опытных служащих четырех ведущих аэрокосмических компаний, часто участвующих в переговорах. Будучи покупателями, руководителями контрактных групп, субподрядчиками или специалистами по прекращению контрактов, они достаточно широко представляли спектр сотрудников, занимающихся переговорами. Все участники эксперимента прошли предварительную оценку на основании 45 характеристик. Каждая из характеристик имела собственную оценку в баллах, полученную на основании мнения специалистов высокого ранга. Так оказалось, что они оценивают способность планировать в 15,0 балла, а настойчивость — всего в 1,2. Ни экспериментаторы, ни испытуемые не были заранее ознакомлены с рейтингом. Сумма баллов по всем характеристикам, подсчитанная на компьютере, и представляла собой оценку участника эксперимента. Все участники эксперимента были разделены на группы с учетом оценки. Первый раз оппоненты встречались в отдельном кабинете; каждому предлагали ознакомиться с необходимыми для ведения переговоров материалами и с требованиями истца или адвоката-защитника, включавшими известные обеим сторонам данные и информацию, предназначенную только для одной стороны. Предлагалось в течение тридцати минут ознакомиться с материалами, после этого звонок извещал о начале переговоров. Если в течение часа соглашение не было достигнуто, ситуация оценивалась как тупиковая. Во время переговоров предлагалось уладить конфликт между фармацевтической компанией и истцом, у которого испортилось зрение после того, как он принимал лекарство, изготовленное этой фирмой. Истец хотел получить компенсацию в размере около миллиона долларов. Использовано два варианта соотношения сил позиций. В первом варианте баланс сил был приблизительно равен. Во втором — позиция истца была усилена. Дополнительно несколько неумелых защитников из второй группы были предварительно обучены вести себя агрессивно по отношению к 32 своим более сильным и умелым оппонентам. Дисбаланс сил удалось создать, изменив количество прецедентов судебных решений в пользу истца и увеличив степень неопределенности в ситуации, когда силы оппонентов равны. Информация, которую мы получили в результате эксперимента, касается суммы иска, времени, затраченного на решение, и «истории» уступок. Кроме того, мы предложили обеим сторонам фиксировать их собственные намерения и то, как они оценивают намерения соперников. Информацию мы собирали дважды: до начала и в середине переговоров.- Нам помогали двадцать студентов и один профессор университета. Они отвечали на вопросы испытуемых и следили за тем, чтобы условия эксперимента были соблюдены. 33 Date: 2015-11-13; view: 277; Нарушение авторских прав |