Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание № 12





1. Классификация трансакций Джона Коммонса: трансакции сделки, управления, рационирования.

2. Роль специфичности активов в формировании фирмы (подход О. Уильямсона).

3. Кейс «Рестораны Франции: как заключить контракт с рестораном?»

Первый ресторан появился в Париже в 1672 г., когда кому-то из парижан пришло в голову вынести на тротуар несколько мраморных столиков, за которыми посетители могли спокойно пообедать. Надвери заведения повесили надпись на латыни: «Пожалуйте ко мне,вы, у кого нет аппетита - я восстановлю ваши силы». От латинскогослова «подкреплять, восстанавливать силы» и произошло слово «ресторан». Очень скоро - в 1680 г. в Париже открылось первое кафе, где посетителям подавали плодовые сиропы, чай, ликеры, шоколад и, разумеется, кофе, от которого, собственно, и произошло название этого вида заведений.

Французы - самая «ресторанная» нация мира. Если для боль­шинства русских семей поход в ресторан - это праздник и событие, то французы обычно имеют свой любимый ресторанчик поблизости от дома, в котором они зачастую и завтракают, и обедают, и ужинают.

Кафе и рестораны, которых во Франции великое множество, чащеявляются семейным бизнесом. Каждый из этих маленьких ресторан­чиков имеет свой круг постоянных посетителей, живущих побли­зости, свои фирменные блюда и свои тщательно охраняемые кули­нарные секреты. При этом, с точки зрения экономных французов, хорошая еда не должна стоить дорого (если речь, конечно, не идет о высокой кухне или о заведениях для наивных туристов). Для эко­номии средств во французских ресторанах рекомендуется пользо­ваться «фиксированным меню» - т.е. заказывать комплексный обед, состоящий из основного блюда, салата и десерта или сыра (иногда больше - вплоть до шести блюд). «Menu fixe» пользуется широкой популярностью в обеденное время, так как посетителю, заказавшему комплексный обед, блюда обходятся вдвое дешевле, чем, если бы он заказывал их «а la carte», т.е. по отдельности.

Порядок подачи блюд несколько отличается от принятого в России. Блюда всегда подаются одно за другим и никогда не смешиваются - на стол никогда не ставится несколько салатов или закусок сразу, как у нас. Обед начинается с супа (если он присутствует в меню) или с холодной закуски, причем ее роль может выполнять, например, дыня (но, ни в коем случае не сыр, его подают в конце трапезы). За холодной закуской следует горячая, затем основное блюдо - мясное или рыбное (если в меню включено и то, и другое, то рыбу подают пе­ред мясом). Следом идет овощной салат, а после него сыры - разные сорта, нарезанные треугольными кусочками, подают на одном боль­шом подносе. После сыров подают «антреме» (буквальный перевод «между блюдами» - кушанье, призванное создать плавный переход от обеда к десерту). После «антреме» (мусс, крем, суфле, блинчики, пончики) подают сам десерт.

Французы знают толк в ресторанном деле. Не зря же самые пре­стижные рейтинги в ресторанном мире создаются именно во Франции. Самый уважаемый - «Красный гид Мишлен»: его штатные инспекто­ры анонимно посещают рестораны Европы, оценивая кухню, комфорт, гармонию с интерьером, обслуживание. Следующие по авторитетности рейтинги - французские «Гомийо», «Пюдао» и «Гид Лёбей».

Вопросы:

Можно ли назвать соглашение между рестораном и посетителями ре­сторана контрактом? Почему? Соблюдаются ли в этом случае основ­ные принципы контрактных отношений? Выделите основные элементы структуры контракта в данном случае.

 

Вариант № 13.

1. Концепция трансакций Уильямсона. Понятие и основные типы специфичности активов. Параметры трансакций (частота, неопределенность, специфичность активов) и управление контрактными отношениями. Фундаментальная трансформация: сущность явления и факторы возникновения.

2. Подход к фирме как к ядру контрактов.

3. Кейс «Оказание бытовых услуг населению»

Можно ли назвать соглашение между рестораном и посетителями ре­сторана контрактом? Почему? Соблюдаются ли в этом случае основ­ные принципы контрактных отношений?Выделите основные элементы структуры контракта в данном случае.

«Месяц назад я купил в магазине куртку-ветровку. Сдал в химчистку «Диана». Там куртку порвали при чистке. Я куртку брать отказался и потребовал компенсации. Однако в химчистке ответили, что это произошло из-за заводского брака. Химчистка отказывается платить и предлагает предоставить заключение независимой экспертизы. В магазине вещь заменить отказываются, так как она мною носилась. Чек магазина и квитанция из химчистки у меня имеется. Кто должен возместить мне ущерб?»


Вопросы:

· Выделите основные элементы структуры контракта между химчист­кой и клиентом.

· Какие преимущества дает сторонам - химчистке и ее клиенту - заключение контракта (по сравнению с ситуацией, когда они его не за­ключают)?

· Как включение в контракт предупреждения о том, что вещь может быть испорчена в процессе чистки, влияет на поведение хим­чистки? На кого в этом случае перекладываются издержки измерения качества куртки? Какая сторона получает возможность вести себя оппортунистически?

· Является ли контракт между химчисткой и клиентом совершен­ным? Аргументируйте свой ответ.

 

Вариант № 14.

1. Подходы к определению трансакционных издержек. Издержки функционирования рыночного механизма и издержки внутрифирменных трансакций.

2. Модель Барцеля

3. Кейс «Как договариваться с нанимателем: летний урожай»

Ольга Баштанова («Инком») говорит, что арендодателю могут пред­ложить подписать эксклюзивный договор с риэлторской компанией. Договор непосредственно между нанимателем и арендодателем будет составлен юристами компании. В договор с нанимателем можно и нужно внести пункты, оговаривающие срок аренды, желаемый гра­фик платежей, штрафные санкции за несоблюдение сроков аренды, ответственность за порчу имущества и т.п. Специалисты советуют де­лать договор аренды как можно более подробным и учитывать в нем все, вплоть до количества проживающих в доме, размера депозита за движимое имущество (это необходимо, если дом сдается с дорогим ремонтом и мебелью). В договоре аренды, который заключают между собой собственник и наниматель, могут быть оговорены возможные конфликтные ситуации и пути их решения. Чем подробнее прописа­ны условия, тем спокойнее и арендодателю, и арендатору.

Как правило, депозит (залог за имущество) берется вне зависи­мости от стоимости объекта и составляет 100% от месячной арендной платы. Если арендатор не оставил долгов после истечения сроков арен­ды, не нанес порчи имуществу, залог ему возвращается. Предусмотреть абсолютно все невозможно, и, на взгляд экспертов, стоит обратить особое внимание на пункты, говорящие о денежных компенсациях.

Например, арендатор неожиданно заявляет, что съезжает завтра - на месяц раньше срока. Или собственник, приехав за очередной аренд­ной платой, видит, что имущество в доме безнадежно испорчено. Тогда самое время раскрыть договор и внимательно его прочитать. Если в дого­воре «все ходы записаны», можно решить дело во внесудебном порядке.

Важным является и то обстоятельство, что договор аренды яв­ляется правоустанавливающим документом, а значит, имеет юри­дическую силу. Это может пригодиться в случае, если по причине взаимных претензий сторон друг к другу дело все же дойдет до судеб­ного разбирательства. Например, это может быть иск собственника к арендатору о возмещении ущерба или, наоборот, нанимателя к арен­додателю за несоблюдение условий договора.

Вопросы:

· Если бы в рассмотренной ситуации стороны (собственник и арендатор) могли заключить совершенный контракт, какими чертами он должен был бы обладать?

· Почему данный контракт не является совершенным?

· Как обращение к риэлтору повлияет на трансакционные издержки собственника? Аргументируйте свой ответ, используя классификацию трансакционных издержек Норта - Эггертссона.


 

Вариант № 15.

1. Основные факторы возникновения трансакционных издержек. Возникновение фирмы как результат наличия издержек функционирования рыночного механизма. Прямые и альтернативные издержки.

2. Контрактные теории фирмы.

3. Кейс «Концепция рациональности и выбор ВУЗа»

Чтобы разобраться в тонкостях выбора вуза и поступления в него, нужно учитывать ряд факторов. Наиболее существенными из них, на мой взгляд, являются наличие в институте талантливого преподава­тельского состава, высокое качество обучения, техническое оснаще­ние и др. К сожалению, зачастую ребята обращают внимание на ме­нее важные обстоятельства, например, на близость института к месту жительства. Конечно, никто не возражает, что хорошо, когда учебное заведение находится рядом с домом: вы будете меньше времени тра­тить на дорогу, а следовательно, его больше останется для самостоятельных занятий (чтения литературы, подготовки к семинарам, для написания рефератов и других контрольных работ). Но все-таки это не главное.

На что еще, кроме вступительных экзаменов, следует обратить внимание при выборе вуза?

Если вы иногородний узнайте, есть ли при учебном заведении общежитие и каковы условия проживания в нем. Для тех, кто собира­ется продолжить обучение на вечернем или заочном отделении, осо­бенно актуальным будет наличие в вузе хорошо укомплектованной библиотеки. Если ее нет, будьте готовы к тому, что большинство книг и учебников придется покупать за свой счет. Для ребят одним из усло­вий выбора может стать наличие военной кафедры.

Сегодня многие институты предлагают обучение по таким пре­стижным и интересным специальностям, как реклама, режиссура телевидения и т.п. Хорошая техническая база одно из главных усло­вий для успешного овладения данными профессиями. К сожалению, у многих таких высших учебных заведений она просто отсутствует. Если вы хотите стать режиссером, оператором — убедитесь, что в ин­ституте есть достаточное количество видеокамер, монтажная аппара­тура, а для специалистов по рекламе нужна фотолаборатория и т.д.

Какой вуз предпочесть: государственный или негосударствен­ный? Во многом это зависит от материального положения вашей се­мьи. В государственном вузе есть возможность поступить на бюджет­ное отделение. К сожалению, объявления типа «Негосударственный вуз проводит набор для бесплатного обучения по следующим специ­альностям...» в большинстве случаев не соответствуют действитель­ности, а являются рекламным трюком. Кроме того, диплом государ­ственного вуза больше ценится сегодняшними работодателями. Если вы решили остановиться на коммерческом высшем учебном заведении, не забудьте убедиться в наличии у него государственной аттестации и аккредитации; посмотрите, кто его учредитель – хорошо, если это солидная общественная организация. Обратите внимание на год основания вуза: чем раньше он создан, тем лучше.


Надеюсь, данная статья поможет сделать вам верный выбор. Даже если вы уже знаете, в какой вуз будете поступать, не торопитесь - по­думайте еще раз, тщательно взвесьте все «за» и «против». Ведь от ре­шения, которое вы примете, зависит ваша дальнейшая жизнь...

Вопросы:

Какая концепция рациональности лежит в основе поведения абитуриента в этой ситуации? Что позволяет сделать такой вывод?

 

Вариант № 16.

1. Классификация трансакционных издержек Норта - Эггертссона. Издержки ведения переговоров в условиях асимметричной информации.

2. Неоклассическая теория фирмы: основные положения, направления критики.

3. Кейс «Новые оказались подержанными: что делать неинформированным покупателям»

В вечном конфликте продавец - покупатель без помощи представи­телей закона не обойтись.

Если вы решили купить подержанный автомобиль, то вы поедете на автомобильный рынок. Если новый - в автосалон с наиболее рас­крученным именем. А вот где гарантия, что там вам продадут действи­тельно новый автомобиль? Представители Общества защиты прав по­требителей утверждают, что в Москве подержанные иномарки продают под видом новых, и даже называют адреса неблагонадежных салонов. Впрочем, сами продавцы авто на обвинения реагируют спокойно.

Надежны ли крупные дилеры? В Общество защиты прав потреби­телей все чаще стали обращаться автолюбители, которые приобрели в автосалоне автомобиль, не соответствующий даже средним нормам ка­чества. Представитель ОЗПП Михаил Аншаков заявил корреспонденту газеты «ВЗГЛЯД», что среди названий неблагонадежных автосалонов встречаются и самые известные. О прецедентах, связанных с двумя из них - «Инком-Авто» и «Рольф», - Аншаков рассказал подробнее.

В начале апреля клиент приобрел в салоне «Инком-Авто», кото­рый находится в Москве на 2-й Черногрязской улице, дом 6, новый автомобиль «Opel Frontera» стоимостью 440 тыс. руб. 8 апреля он за­брал автомобиль из салона, однако долго на нем не проездил — в тот же день он был вынужден обратиться в автосервис. В сервисе машину осмотрели и пришли к выводу, что машина находится в аварийном состоянии, и ремонт будет стоить около 50 тыс. руб. Покупатель на­писал претензию в адрес автосалона, в которой потребовал вернуть деньги за автомобиль и возместить убытки. В салоне деньги за маши­ну вернули без разговоров, но ущерб сверх стоимости машины опла­чивать отказались. Клиент обратился в суд. По словам Аншакова, впоследствии выяснилось, что в автосалоне о неисправности маши­ны знали, так как ее уже один раз возвращали по той же причине.

Другая история связана с ООО «Рольф». Там покупатель приоб­рел «Mitsubishi Lancer» за 13 600 долл. - новый, как полагал клиент. С ним произошла та же самая история - практически в тот же день он был вынужден прибегнуть к помощи работников автосервиса. После осмотра машины клиенту указали на то, что на автомобиле про­изведен кузовной ремонт - краска на разных деталях автомобиля от­личалась по цвету. Когда владелец автомобиля обратился в автосалон ООО «Рольф» с претензией, в которой он требовал заменить автомобиль на аналогичную новую машину, ему отказали. При этом в салоне признали, что в машине было заменено лобовое стекло и проведены кузовные работы, однако все это объяснили проведением необходи­мой предпродажной подготовки машины.

По некоторым данным, за несколько дней до продажи автомо­биля несколько фур, которые везли «Mitsubishi» именно для этого автосалона, попали в ДТП и перевернулись на дороге. Сотрудники автосалона покупателям об этом не сообщали.

Решайте вопросы в суде. Между тем автодилеры смотрят на эту ситуацию иначе и свою позицию считают вполне правомочной. Испол­нительный директор автосалона «Инком-Авто» на 2-й Черногрязской улице Алексей Дорофеев рассказал корреспонденту газеты «ВЗГЛЯД», что новый «Opel Frontera» никак не мог стоить 440 тыс. руб. (это около 16 тыс. долл.). «Такая машина стоит около 35 тыс. долларов, зачем нам торговать в ущерб себе? За такую цену можно приобрести только подер­жанную машину указанной модели». Он добавил, что «клиенты иногда привозят автомобили на комиссию и салон продает их в розницу по со­ответствующей цене». В этой связи Дорофеев подчеркнул, что речь не идет о новых машинах, а значит, и о гарантии тоже. В ООО «Рольф» сотрудники оказались менее разговорчивы. После длительного обще­ния с несколькими из них выяснилось, что в настоящее время никто не может комментировать ситуацию.

В качестве страховки при покупке нового автомобиля специа­листы ОЗПП посоветовали пригласить с собой квалифицированного эксперта. Ну а если все-таки с новым автомобилем возникли пробле­мы - обращаться в суд.

Вопросы:

· К какому виду оппортунистического поведения можно отнести поведе­ние салонов «Рольф» и «Инком-Авто»?Аргументируйте свой ответ.

· Почему в рассмотренной ситуации у автосалона появляется воз­можность вести себя оппортунистически? Аргументируйте свой ответ.

· Какой способ решения проблемы оппортунистического поведения автосалонов предлагается использовать покупателям? Оцените эф­фективность этого способа. Как называются действия, предпринимае­мые покупателями в данной ситуации с целью предотвратить оппорту­нистическое поведение автосалонов?

· Существуют ли другие способы решения проблемы оппортунисти­ческого поведения автосалонов?

 

Вариант № 17.

1. Издержки координации и мотивации: классификация Милгрома - Робертса.

2. Различные подходы к анализу фирмы.

3. Кейс «Полис по зубам: возможности оппортунистического поведения до заключения контракта».

Сегодня в Москве работают около 800 стоматологических клиник и кабинетов. Спрос на услуги зубных врачей остается стабильным. Люди, готовые мириться с другими расстройствами здоровья, недолго способны выносить зубную боль. Страховщики просто не могли оставить без внимания столь емкий сегмент медицинского рынка. На рынке представлены две разновидности страховой «стома­тологии». Чаще всего набор зубоврачебных процедур покрывается в рамках традиционных программ добровольного медицинского стра­хования (ДМС). В этом случае услуги по лечению зубов предлагаются вкупе с амбулаторно-поликлинической помощью в многопрофиль­ных лечебных учреждениях. Но со временем стали появляться спе­циализированные программы, предусматривающие прикрепление клиентов непосредственно к стоматологическим клиникам. Правда, операторы рынка пока настороженно относятся к подобным про­дуктам, не сомневаясь, однако, в их популярности у страхователей. Стремление владельцев полиса окупить свое приобретение сполна, характерное для всего розничного ДМС, в «стоматологии» проявля­ется особенно часто. И чтобы сохранить рентабельность, страховщи­ки регулируют риск убытков «большим количеством застрахованных, прикрепленных к клиникам, и жестким перечнем услуг, оказываемых по данным программам страхования».

По объему помощи весь ассортимент «зубных» продуктов можно условно разделить на три категории: эконом-, бизнес- и эксклюзив- класс. В нижней ценовой категории (от 150 долл.) пациентам до­ступны стандартные процедуры. Кроме как по кругу услуг, недорогие программы содержат ограничения по объему помощи, позволяя за год исцелить не более трех-четырех зубов. Продукты бизнес-класса (от 300 долл.) способны решать более масштабные задачи в области стоматологии. В них расширены и объем, и перечень услуг. Эксклю­зивность же программы определяется включением в нее наиболее дорогостоящих видов стоматологической помощи. Разумеется, все ДМС-программы - от самых дешевых до сверхдорогих - включают консультативные и диагностические услуги, а также столь необходи­мую в стоматологии анестезию.

Вопросы:

Приведите пример оппортунистического поведения, которое возникает между страховой компанией и пациентом до заключения контракта, ответив на следующие вопросы.

• Как называется такой вид оппортунистического поведения?

• Какая из сторон может вести себя оппортунистически?

• Почему у нее появляется возможность вести себя оппортуни­стически? Аргументируйте свой ответ.

• К каким последствиям может привести ее оппортунизм?

Какие механизмы предотвращения предконтрактного оппорту­низма используются в данной ситуации? Опишите их и оцените их эф­фективность.

 

Вариант № 18.

1. Карта трансакционных издержек.

2. Теория рентоориентированного поведения, ее приложения к анализу формирования прав собственности.

3. Кейс «Полис по зубам: возможности оппортунистического поведения после заключения контракта».

Сегодня в Москве работают около 800 стоматологических клиник и кабинетов. Спрос на услуги зубных врачей остается стабильным. Люди, готовые мириться с другими расстройствами здоровья, недолго способны выносить зубную боль. Страховщики просто не могли оставить без внимания столь емкий сегмент медицинского рынка...

Со временем стали появляться специализированные программы, предусматривающие прикрепление клиентов непосредственно к сто­матологическим клиникам. Правда, операторы рынка пока насторо­женно относятся к подобным продуктам, не сомневаясь, однако, в их популярности у страхователей. Стремление владельцев полиса окупить свое приобретение сполна, характерное для всего розничного ДМС, в «стоматологии» проявляется особенно часто. И чтобы сохранить рентабельность, страховщики регулируют риск убытков «большим количеством застрахованных, прикрепленных к клиникам, и жестким перечнем услуг, оказываемых по данным программам страхования».

При работе с «зубными» полисами страховые компании вынуж­дены выстраивать особо доверительные отношения с клиниками. С одной стороны, это необходимо, чтобы избежать «раскрутки паци­ентов». Многие, наверное, сталкивались с попытками врачей залечить полчелюсти «на всякий случай» или с направлениями в рентгеновский кабинет едва ли не после каждой процедуры. При таком подходе кли­ент «вырабатывает» всю страховую сумму буквально за один визит к стоматологу, и к тому моменту, когда его помощь по-настоящему не­обходима, полис оказывается бесполезен. С другой стороны, сделав выбор в пользу той или иной клиники, страховщик обеспечивает ее стабильной клиентурой и взамен получает ощутимые скидки.

Решив «подписаться» на ДМС, человек оказывается перед дилем­мой, с чего начать выбор продукта: с медицинского учреждения или со страховой компании. Вопрос не праздный, ведь, с одной стороны, выбранная по рекомендациям знакомых клиника может и вовсе не работать по ДМС, а с другой - доброе имя страховой компании не всегда гарантирует качество услуг ее медицинских партнеров. И все же страховщики уверяют, что к выбору клиник они подходят крайне ще­петильно: смотрят не только на их прейскурант, но и на уровень подго­товки персонала, оснащенность оборудованием, месторасположение. Сознавая, что даже в одной и той же клинике подчас работают врачи разного класса, некоторые страховые компании берут на себя смелость рекомендовать своим клиентам конкретного специалиста.

Вопросы:

Приведите пример оппортунистического поведения, которое возникает между «зубной» клиникой и пациентом после заключения контракта, ответив на следующие вопросы.

• Как называется такой вид оппортунистического поведения?

• Какая из сторон может вести себя оппортунистически?

• Почему у нее появляется возможность вести себя оппортуни­стически? Аргументируйте свой ответ.

• К каким последствиям может привести ее оппортунизм?

• Какие механизмы предотвращения постконтрактного оппорту­низма используется в данной ситуации? Опишите их и оцените их эф­фективность.

Вариант № 19.

1. Налоги как трансакционные издержки.

2. Наивная теория и теория групп интересов формирования прав собственности.

3. Кейс «Здоровье дороже: возможности оппортунистического поведения после заключения контракта».

Почему частник не в почете. Добровольным медицинским страхова­нием

пользуются в основном корпоративные клиенты. На их долю приходится более 85% взносов по ДМС. Комментирует Карина Маркарьян («Росгосстрах»): «Преимущественное развитие корпоратив­ного ДМС объясняется прежде всего тем, что частным лицам проще обратиться в медицинское учреждение напрямую, минуя страховую компанию». Да и самим страховым компаниям проще работать с кор­поративными клиентами, ведь при страховании больших коллекти­вов происходит равномерное распределение риска среди сотрудников компании, т.е. отпадает необходимость в проведении медицинского обследования и оценки рисков по каждому застрахованному.

И лечебные учреждения всячески ограничивают прикрепление физических лиц по рисковым программам, когда создаются условия для бесконтрольного «раскручивания» путем предоставления боль­шого количества услуг, зачастую не являющихся действительно не­обходимыми. [Если кто-то решит воспользоваться случаем и купить страховку, то велика вероятность, что человек не устоит перед соблазном «использовать полис по полной»].

Больницы против. Между страховыми компаниями и меди­цинскими учреждениями возникает конфликт интересов, имеющий принципиальный характер. Страховщики, стремясь повысить рента­бельность своей деятельности, пытаются снизить объемы необосно­ванных выплат, в то время как медицинские учреждения, стремясь увеличить свои доходы, в большинстве случаев ориентированы на оказание как можно большего количества услуг.

Важнейшей проблемой является и постоянный рост цен на ме­дицинские услуги, значительно превышающий инфляцию. Страхов­щики отмечают, что лечебные учреждения подчас повышают цены на свои услуги несколько раз в год, из-за чего страховые компании вынуждены брать на себя дополнительные расходы, так как догово­ры со страхователями заключаются без учета повышения цен. При этом, по свидетельству многих страховщиков, качество лечения не улучшается, а иногда даже, наоборот, наблюдается снижение уровня оказываемых услуг.

Контролировать деятельность лечебных учреждений становится все сложнее. Между тем страховщики считают именно наличие контроля за качеством медицинских услуг одним из главных аргументов в пользу приобретения полиса ДМБ. Возможным способом решения проблемы могло бы стать создание страховыми компаниями соб­ственных клиник, где контроль за медицинскими услугами был бы почти стопроцентным. По такому пути пошла в свое время РОСНО. Совместно с другими организациями она создала сеть так называе­мых семейных клиник. Сегодня многие крупные страховщики или уже начали создавать свои клиники, или задумываются над этим. Однако они сталкиваются с трудностями. Дело в том, что лечебные учреждения, которые участвуют в системе ДМС, существуют уже дав­но и в большинстве своем получают финансирование государства или были созданы на базе государственных клиник. Их техническая база за редким исключением тоже была сформирована за счет бюджетных средств. Сегодня, создавая клинику с нуля, ее владельцы ради дости­жения определенного уровня рентабельности будут вынуждены по­вышать цены на свои услуги и окажутся в проигрыше по сравнению с уже работающими заведениями.

Вопросы:

Приведите примеры оппортунистического поведения, которое возни­кает после заключения контракта между (а) страховой компанией и пациентом, и (В) между страховой компанией и клиникой, ответив на следующие вопросы.

• Как называется такой вид оппортунистического поведения?

• Какая из сторон может вести себя оппортунистически?

• Почему у нее появляется возможность вести себя оппортуни­стически? Аргументируйте свой ответ.

• К каким последствиям может привести ее оппортунизм?

• Какие механизмы предотвращения постконтрактного оппорту­низма используются в каждой ситуации? Опишите их и оцените их эф­фективность.

 

Вариант № 20.

1. Примеры количественной оценки трансакционных издержек: Норт, Уоллес (США), Доллери, Леон (Австралия). Границы применения существующих методик к переходным экономикам (Т. Эггертссон).

2. Теория рентоориентированного поведения, ее приложения к анализу формирования прав собственности.

3. Кейс «Здравствуйте, доктор: возможности оппортунистического поведения врачей».

1) Врач спортивной команды - это, конечно же, не только доктор, обязанный объединить своими познаниями разнообразнейшие спе­циальности, - от психотерапевта до диетолога. Доктор, кроме всего прочего, еще и важный помощник тренера. Прежде всего, в учебно­тренировочном процессе, особенно в подготовительном периоде, когда просто необходимы постоянная коррекция и дифференциро­вание нагрузок.

Работа, требующая хорошей реакции ума и рук, зачастую на лю­дях, а не в тиши врачебного кабинета. И наполовину, как правило, в чужих городах, где условия непредсказуемы.

Тут нужно особое призвание и долготерпение куда выше средне­го. У доктора в команде - постоянные пациенты, от которых рецеп­том и больничным листом не отделаешься. Да и диагноз нужен мгно­венно, и выбор лечения - тоже. И безусловно, - результат. И все это удесятеряется в хоккее «жестокой» и жесткой, больно жалящей шай­бой, которую «твоим» игрокам то и дело приходится «брать на себя», а сверх того - непредсказуемыми их контактами с соперником. Здесь надо быть все время «в игре» и реагировать на каждого сменившегося со льда и перемахнувшего через борт. И успевать, пока не подойдет новая смена, кому примочку сделать, а кому и зашить рваную рану. Хотя врачебной специфики в каждом виде спорта хватает.

2) В сельской местности будет развиваться система врачей общей практики. Это врачи, которых до революции называли земскими, — каждый из них в своей работе, по сути, заменяет целую поликлинику и направляет своих пациентов к узким специалистам только в слож­ных случаях.

— Но ведь пациенты не всегда способны оценить качество ра­боты врача. Не получится ли, что не лучший, но обходительный врач получит больше пациентов, чем знающий, но менее обаятельный?

— Этот вопрос компетенции Министерства здравоохранения. Оно совместно с организациями, представляющими врачебное со­общество, должно заботиться о том, чтобы в систему ОМС не попа­дали неквалифицированные специалисты. Органы здравоохранения должны добиваться, чтобы все, кто работает в этой сфере, выполняли медико-экономические стандарты.

— Не получится ли, что в погоне за деньгами ОМС врачи ста­нут назначать больным ненужные и лишние процедуры? Такой опыт, к сожалению, уже есть в добровольном страховании.

— Это серьезная проблема. Если врач материально заинтересо­ван в том, чтобы оказать как можно больше медицинских услуг, ему трудно оппонировать. Но в международной практике существуют способы сдерживать такие тенденции. Прежде всего это связано с методами оплаты лечебной помощи. В первичном звене врач или по­ликлиника в течение года получают деньги не за каждую оказанную услугу, а за весь контингент прикрепленных пациентов сразу. Они обязаны оказать больным помощь вовсех обоснованных случаях, но должны уложиться в суммы, выделенные в расчете на определенное количество больных. Превышение этого лимита нужно специально объяснять страховой компании.

Вопросы:

· У кого больше стимулов к оппортунизму - у спортивного врача или у сельского? Почему?

· У кого больше стимулов контролировать работу врача - у вла­дельца команды или у Министерства здравоохранения? Почему?

· На основе информации из второго фрагмента приведите примеры пред- и постконтрактного оппортунизма врача. В силу каких факторов такое поведение становится возможным? Какие способы его предот­вращения предлагаются? Оцените их эффективность.

 

Вариант № 21.

1. Основные принципы экономической теории контрактов.

2. Наивная теория и теория групп интересов формирования прав собственности.

3. Кейс «Как правильно снять квартиру – советы арендатору».

СНЯТЬ КВАРТИРУ - в настоящее время относится к вопросу, ко­торый несет в себе непременный риск. Наймодатель может внезапно повысить арендную плату, досрочно выставить вас за дверь, «забыть» возместить расходы, которые вы понесли в связи с ремонтом арендуе­мого жилья. К примеру, вы сняли квартиру, переехали (наняли машину для перевозки, в лучшем случае вещей, хорошо если не мебели - по­тратились на переезд, взяли выходной для похода в «АШАН», чтобы докупить всевозможные кострюли, чайники, ершики для унитаза... Провели в квартиру выделенную линию Интернет, оплатили услугу Интернета за 2 месяца вперед, устроили ребенка в садик по новому ме­сту жительства и т.д). Но тут через две недели приходит хозяин и объяв­ляет вам новость, которую буквально вчера узнал от соседа дяди Васи, что прогадал, пустив вас так дешево, и что на самом деле его квартира стоит в два раза дороже. Это одна из ситуаций, которая может с вами произойти при найме квартиры в аренду. Но вероятность такого исхода можно свести к минимуму. Для этого достаточно следовать нескольким правилам. На данной странице мы расскажем Вам, как нужно снимать квартиру, какие документы должны быть у хозяина и кто за что отвеча­ет по условиям договора найма жилого помещения.

Заблуждение арендатора состоит в том, что хозяин квартиры может выселить его в любое время. Это, мягко говоря, не так. Наймодатель не имеет права выселять нанимателя до истечения срока действия договора. А если договор найма заключен на срок от одного года и выше, наниматель обладает преимущественным правом перед другими лицами на заключение договора на новый срок. Поэтому все разговоры о том, что арендаторы нам «просто разонравились» (хотя и не нарушали никаких условий договора) и мы нашли себе более подходящих – гроша ломанного не стоит. Выселить вас раньше срока могут только в судебном порядке, в случае, установленных с законом или в случаях, когда нарушались условия договора, например, если не вносилась плата за жилье.

Обратите внимание: ключевое слово во всех случаях, которые были приведены и приведем ниже – «договор». Но когда хозяйка или (хозяин) просто «пускают на квартиру», обычно ни о каком договоре как о документе, речь не идет. Как правило, договариваются на словах, в лучшем случае подписывают какую-то бумагу, по которой потом, если вдруг возникнет конфликт, практически невозможно бывает отстоять свои права.

Вопросы:

· К какому типу оппортунистического поведения можно отнести поведе­ние хозяина квартиры, повышающего цену аренды?

· Почему хозяин квартиры получает возможность вести себя оппор­тунистически?

· Почему, несмотря на то, что договор аренды позволяет снизить ве­роятность оппортунистического поведения, стороны не всегда его за­ключают?

 

Вариант № 22.

1. Совершенные и несовершенные контракты.

2. Концепция внешних эффектов и теорема Коуза.

3. Кейс «Как не стать жертвой вымогательства при покупке сотового телефона».

1) Карты «Memory Stick (Duo, Pro, Select, Mikro)».

Это уникальные карты памяти, разработанные всемирно известной компанией «Sony» исключительно для своей продукции. Именно поэтому «Sony Memory Stick» являются самыми дорогими картами на рынке. «Sony Memory Stick» - это даже не одна, а целое семейство карт памяти. В него еще входят «Memory Stick Pro», более скоростной вариант, и «Memory Stick Duo» - более компактная карта. Долгое время «Memory Stick» пользовались низкой популярностью из-за своей край­ней медлительности (меньше 3 Мбайт) и низкого объема (не больше 128 Мбайт). Ситуация поменялась коренным образом с появлением «Memory Stick Pro». «Memory Stick » поддерживается всеми цифровы­ми фотоаппаратами «Sony Cybershot» и рядом мобильных телефонов «Sony Ericsson» ( K750i,P910i, W800i, etc.) Совместимость: «Memory Stick Duo» - «Memory Stick» (с адаптером).

2) Карты Memory Stick в сотовых телефонах.

Традиционно в «Sony Ericsson» применяются карты памяти своего стандарта « Memory Stick Duo».В силу не особо широкой распространен­ности и громкого имени производителя (это же «Sony»!) карточки стоят раза в два дороже, чем карты других форматов. В комплект к W800iвхо­дит карточка объемом в 512 Мбайт и стереогарнитура, поэтому телефон изначально готов к работе в качестве плеера. К K750iприлагается кар­та на 64 Мбайт. Хватит только поснимать (а камеры в этих телефонах просто великолепные) и попробовать встроенный плеер. Так что только приобретением новенького K750iтраты не ограничатся.

3) Карты Memory Stick в фотоаппаратах.

Отзывы о « Sony DSC-V1» (Добавлено: 9 ноября 2005 г.)

Долго описывать не буду, скажу только, что когда сотню сделан­ных на ней фотографий отпечатал в минилабе, на конверте с готовы­ми фотографиями «минилабщиками» была сделана надпись: «Узнать, что за фотоаппарат!?». Этим все сказано!

Недостатки известны: слабый аккумулятор, дорогая память («Sony Memory Stick») и заметные хроматические аберрации на некоторых ре­жимах (впрочем, это свойственно многим камерам данного класса).

Хотелось бы также надеяться, что в ближайшем будущем ново­го витка «войны стандартов» на этом рынке не произойдет. Что же касается «Memory Stick» - здесь, наверное, есть смысл подумать, настолько ли хорош гаджет, чтобы «подсаживаться» на эти дорогие карты расширения.

Вопросы:

Почему у компании «Sony» есть возможность устанавливать высокие цены на карты памяти «Memory Stick»? Аргументируйте свой ответ, используя логику теории неполных контрактов.

Вариант № 23.

1. Проблемы, обусловленные неполнотой реальных контрактов.

2. Трагедия общей собственности.

3. Кейс «Что такое «брачный контракт»».

1) «Как можно, не успев завести семью, уже думать о разводе, делить имущество и деньги?», - возмущалась одна солидная дама, всю жизнь, прожившая в законном браке. «Можно и даже нужно! Если это единственный способ застраховать себя от неприятностей, а может, и укрепить семью», - считают многие молодые люди. За границей брачный контракт давно стал нормой, обеспечивающей цивилизо­ванные отношения.

Брачный контракт - это письменное соглашение или, другими словами, попросту сделка между будущими супругами о различных, прежде всего имущественных, сторонах семейной жизни. Этот доку­мент заверяется у нотариуса, каждый из молодоженов получает ко­пию, а оригинал остается у юриста. Со временем можно будет изменять, и дополнять условия брачного контракта, заверяя новый текст в той же нотариальной конторе. Соглашение можно оформлять как до свадьбы, так и после. В первом случае оно вступает в действие с момента регистрации брака, а во втором - с момента нотариального засвидетельствования. В нашей стране этот документ регламентирует в основном имущественные отношения, хотя вносить в него вы мо­жете любые пункты. А в случае судебного разбирательства будут рас­сматриваться все нарушения в соответствии с действующим законо­дательством, принимая во внимание, прежде всего, условия брачного контракта.

Посредством этого документа супруги вправе изменить уста­новленный законом режим совместной собственности. Например, по закону, в случае развода, все совместно приобретенное имущество делится пополам, суд также решает, как быть с личными вещами су­пругов. Вы можете выбрать любую форму владения имуществом: со­вместную (общую), долевую (у каждого своя доля) или раздельную (т.е. личную). Поскольку каждый из вас имеет право на личную соб­ственность, вы можете назвать таковой все вещи, которые принадле­жали вам до брака, а также подарки или наследство. В брачном кон­тракте вы вправе определить свои права и обязанности по взаимному содержанию, содержанию детей и престарелых родителей, способы и меру участия в доходах друг друга, количество денег, которые каждый из вас вносит в общую казну, а также включить любые другие положе­ния, касающиеся имущественных отношений.

И как бы там ни было, на вопрос «Стоит ли оформлять брач­ный контракт?» юристы отвечают утвердительно. Во-первых, умень­шается риск остаться после развода у разбитого корыта, во-вторых, вы закрепляете за собой личное имущество и, в-третьих, брачный контракт всегда является организующим и сдерживающим факто­ром. К примеру, муж, зная, что понесет определенные материальные затраты в случае развода, еще раз подумает, уходить ли из семьи.

2) Главный принцип составления брачного контракта: такой договор должен быть как можно более «резиновым», должен учиты­вать как можно большее количество вариантов развития ситуации и возможных форс-мажорных обстоятельств - для того, чтобы к это­му контракту больше не возвращаться. Потому что соблазн изменять брачный контракт чуть ли не каждый день может вскоре перерасти в шантаж одного супруга другим: мол, не будешь меня слушаться - из­меню наш договор так, что тебе в случае развода ничего не достанется. Поэтому следует условиться вот о чем: контракт, конечно, можно из­менить, но по достаточно весомому поводу и непременно при нали­чии обоюдного активного желания обоих супругов, причем выражен­ного добровольно. И нотариус, который заверяет брачный контракт (а такой контракт обязательно должен быть заверен нотариально), обязан удостовериться в добровольности заключения этого догово­ра обеими сторонами. В современных договорах по традиции в кон­це пишется такая фраза: «Все споры и разногласия по настоящему контракту стороны будут решать путем взаимных переговоров. Если же соглашение не достигнуто, спор будет решаться в соответствии с действующим законодательством». Нелишне внести такую строку и в брачный контракт. И если «стороны не достигли соглашения путем переговоров», разрешать спор в соответствии с законом - благо но­вый Семейный кодекс брачный договор признает.

Вопросы:

· Соблюдаются ли в брачном договоре основные принципы контрактных отношений?

· Выделите элементы структуры брачного договора - предмет кон­тракта, правила и процедуры улаживания конфликтов, ожидаемое по­ведение участников.

· К какому типу контрактов - классическому, неоклассическому или отношенческому - можно отнести брачный договор? Аргументи­руйте свой ответ.

· К какому типу контрактов можно отнести неформальное со­глашение между супругами, официально вступившими в брак или про­живающими в гражданском браке, если ни те, ни другие не заключали брачный договор?

 

Вариант № 24.

1. Юридическая классификация контрактов: классические, неоклассические и отношенческие контракты, их структура и свойства.

2. Сравнительные преимущества различных прав собственности.

3. Кейс «Технологии рынка: не сделал сам – найми другого».

Слово «аутсорсинг» прочно вошло в лексикон современных предприни­мателей. Многие задачи просто нет смысла решать внутри компании, тратя деньги на наем дорогостоящих профессионалов, а потом, мучи­тельно пытаясь найти для них занятие. Проще отдать часть работы на сторону, проведя тендеры и выбрав тех, кто продемонстрирует иде­альный консенсус цены и качества.

Что. Как отмечает генеральный директор «RIGroup» Андрей Хал­турин, структура девелоперской компании напрямую зависит от вы­бранной ею стратегии развития и задач. Девелопер может иметь все собственные службы, начиная от проектирования и заканчивая про­дажами, и даже выполнять функции подрядчика на своих объектах. Но собрать сильных менеджеров по всем направлениям и обеспечить максимальную эффективность в каждом звене цепочки - почти не­выполнимая задача. Поэтому некоторые работы на разных этапах реализации проекта могут быть отданы на аутсорсинг. Например, при разработке коммерческой концепции проекта девелопер может заказать маркетинговое исследование у сторонней консалтинговой компании.

По словам Валеха Рзаева, удобнее нанимать для производства строительных работ специализированную фирму-подрядчика, чем содержать в штате сотни рабочих, прорабов и т.д. Часто девелоперы обращаются к профессиональным консультантам для получения ква­лифицированной маркетинговой оценки конкретного участка или проекта, разработки концепции будущего проекта. В риэлторские агентства передают функции продаж или сдачи в аренду объектов коммерческой недвижимости. Также аутсорсеры могут обеспечивать финансовые взаиморасчеты, проверять юридическую чистоту сдел­ки, готовить документы для ее регистрации.

Кто. При выборе компании-аутсорсера зачастую используется тендерный подход. Учитывается множество параметров, среди них - время существования и опыт работы компании на рынке, величина предприятия (количество профессиональных сотрудников), реко­мендации крупных клиентов, оптимальное соотношение показате­лей «цена - качество», объемы схожих сделок. На выбор в пользу определенных компаний влияют их репутация, срок работы на рынке, участие в уже реализованных проектах, финансовая прозрачность и, конечно же, качества самого предложения и уровень предостав­ляемых услуг.

Как. Отдельная тема - организация работы между девелопером и уже найденным подрядчиком. Как говорят все специалисты, между заказчиком и аутсорсером в обязательном порядке заключается до­говор, в котором прописываются обязанности привлеченной компа­нии, форма и периодичность отчетности и соответственно сроки и формы взаиморасчетов. Кроме того, в договоре прописываются воз­можные обстоятельства, которые могут иметь место в процессе вы­полнения поставленных задач, что помогает избежать конфликтных ситуаций. В процессе своей работы компания контролируется со сто­роны девелопера на предмет исполнения предмета договора.

Сергей Абазаров делит секрет успешного сотрудничества на три составляющих. «Во-первых,с компанией-аутсорсером обязательно заключается договор, где по пунктам прописываются сроки выпол­нения всех договоренностей, которых компания-исполнитель обяза­тельно придерживается. Во-вторых, компания-аутсорсер отчитывает­ся перед заказчиком о выполненной работе и показывает результаты. В-третьих,компания обязана знать, как лучше поступить в той или иной ситуации», - говорит эксперт. Оплата работ, по словам экспер­тов, как правило, производится авансовыми платежами.

Очевидно, что в использовании компаний-аутсорсеров есть свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести возможность заниматься основной работой, вести другие проекты, зная, что все работы, отдан­ные «на сторону», будут выполнены в срок и качественно. Минус - работу компании-аутсорсера сложно контролировать, не будучи экс­пертом в сфере проводимых работы. И если свой собственный отдел всегда рядом, и процесс работы можно направлять в нужное русло и интересоваться деталями выполнения работы, то компания-аутсорсер приходит в обозначенные сроки и не столь лояльна к пожеланиям ра­ботодателя. Впрочем, выбрать лояльную компанию и организовать процесс контроля сроков и качества - это и есть работа настоящего профессионального девелопера.

Вопросы:

· Почему достаточно часто девелоперские компании предпочитают не создавать собственные службы, а заключают контракты с другими компаниями-аутсорсерами?

· К какому типу контрактов - классическому, неоклассическому или отношенческому - относится контракт девелоперской компании с компанией-аутсорсером?

· Какую форму управления сделкой выбирает девелоперская компа­ния, объявляя тендер на выполнение строительных работ?

Вариант № 25.

1. Проблемы формирования репутации.

2. Проблема прав собственности: частная, коллективная, государственная собственность.

3. Кейс «Сертификация интернет-магазинов».

1) Потребитель интернет-магазинов должен быть защищен от недобросовестности продавца. Одним из механизмов такой защиты, по мнению экспертов, может стать сертификация web-торговцев. Не исключено, что по примеру ЕС и России в Беларуси также с помо­щью сертификации будут ужесточены правила предоставления ин­формации о товаре и введена ответственность интернет-магазинов за продаваемый товар. Сертификация, согласно планам экспертов, должна явиться специальным проектом, реализация которого по­зволит интернет-магазину «продемонстрировать стабильное положе­ние своей компании, укрепить доверие покупателей и предпочтение к услугам конкретного магазина, а не торговой точки однодневки с бросовыми ценами на товары сомнительного происхождения». В первую очередь речь идет о повышении гарантий контрагентов и соблюдении прав потребителей как в сегменте В2С, так и по сдел­кам в В2В-сегменте. Говоря об этом, эксперт сослался на зарубежную практику, где рейтинги интернет-магазинов стали уже привычным явлением, причем проводятся они зачастую сообществами самих по­купателей.

2) Как и за границей, у нас сертификация может быть и доброволь­ной (на основе саморегулирования, когда сами участники электрон­ной коммерции разрабатывают правила и затем контролируют их соблюдение, определяя свой статус профучастников рынка), и обя­зательной для ряда категорий интернет-магазинов, представляющих жизненно важные продукты и услуги (лекарства, детскую одежду и игрушки, и т.д.).

3) Горькая правда об интернет-магазине парфюмерии Aroasky.ru. Имея опыт удачных покупок парфюмерии в интернет-магазинах, я в очередной раз обратилась к Сети. Легко нашла в поисковике новый магазин Aromasky.ru- «Небесный аромат», созданный специально для Санкт-Петербурга. Цены - ниже, чем везде, доставка - в тот же день, а не через неделю. Симпатичный простой сайт с удобной нави­гацией, логичное и доходчивое объяснение преимуществ покупок че­рез Интернет, все так интеллигентно, мило! Курьер позвонил совсем скоро и оперативно доставил заказ. Я была настолько всем доволь­на и расслабленна, что даже не подумала вскрыть коробочку сразу, до оплаты. Открываю через пару минут, а металлическая крышечка у флакона немного страная, как будто он где-то залежался... может, потому что с мороза? Пшикаю на запястье... что-то спиртом сши­бает и запах вроде какой-то не такой... может, и это тоже от мороза?

Да и садится крышечка на флакон как-то не очень ловко, и буквы какие-то облезлые. Пишу письмо в Aromasky, что они меня огорчи­ли своей сомнительной продукцией. По пути домой с работы захожу в магазин большой парфюмерно-косметической сети, смотрю на те же духи. Свое странное приобретение я оставила в офисе, но и без него уже неотвратимо понятно, что разница есть, и существенная. А на сайте Aromasky.ru под своим логином мне уже и не зайти! Поэтому я пишу им еще письмо, регистрируюсь под новым именем и вешаю свою претензию прямо в их форуме среди «отзывов покупателей». Через несколько часов мой комментарий убирают, а мне присыла­ют извинения и обещания разобраться. Через пару дней молчания я снова им пишу и угрожаю очернением имени Aromasky.ru во всех воз­можных черных списках Интернета. Получаю ответ: «Здравствуйте, в понедельник деньги и Ваша контактная информация будут переда­ны курьеру», и на этом наше общение заканчивается... Проходит еще несколько дней, в течение которых мне не до мести продавцам пале­ных духов. Но чувство собственного достоинства и нежелание быть пассивным лохом помогают мне все-таки найти время и записать этот печальный рассказ, чтобы развесить его везде, где только можно. Ли­шиться тысячи рублей на ровном месте, конечно, обидно! Но я не вижу смысла продолжать бодаться с сайтом. Лучше я с удовольствием буду прославлять Aromasky.ru там, где они работают - в Интернете.

P.S. Параллельно с заказом на Aromasky.ruя оформила еще одну покупку - на крупном и известном московском сайте. Заказ шел из Москвы около недели, но зато оказался не фальшивым. На пакете, в котором он был запечатан, красовалась крупная надпись: «Проверь­те комплектность в присутствии курьера!» - и это, конечно, правиль­но, и я теперь всегда буду только так поступать, и всем советую.

Добрый день. В сентябре сделала заказ в интернет-магазине «Нитка-Иголка»и перечислила деньги. До сих пор ничего не получила, хотя получила сообщение, что заказ сфор­мирован еще в конце сентября. Несколько раз звонила и все вре­мя получала разные противоречивые сообщения в виде обещаний. Последний раз сказали, что заказ отправлен 2 ноября. До сих пор никакой поставки и в помине нет. Просила прислать квитанцию о пересылке заказа, опять же пообещали, что вышлют, но ничего не прислали. Скажите, каким образом можно бороться с такими недоб­росовестными поставщиками?

Вопросы:

· К какому виду оппортунистического поведения относится поведение интернет-магазинов в описанных примерах (фрагменты 2 и 3)?

· Как осуществление сделок через Интернет влияет на возможно­сти продавцов вести себя оппортунистически?

· Может ли добровольная и обязательная сертификация (фраг­мент 1) решить проблему оппортунистического поведения интернет-магазинов? Аргументируйте свой ответ.

 

Вариант № 26.

1. Издержки измерения и структура рынков.

2. Абсолютные и относительные права собственности.

3. Кейс «Автоконтроль за дорожным движением: процесс перехода к новым рутинам».

Штрафы. Встречи нарушителей с инспекторами ГИБДД на российских дорогах скоро станут редкими - «живых гаишников» планируется за­менить на электронных. Только спасет ли это Россию от взяточниче­ства - большой вопрос.

В России введена автоматизированная систе­ма штрафов на дорогах.

Аналогичные системы работают во многих странах Европы (в Бельгии, Германии, Финляндии, Франции) и уже доказали свою эффективность. Схема проста: робот-радар замеряет параметры дви­жения, номера автомобилей-нарушителей распознаются по фотогра­фии, владельцу на дом отправляются сам снимок (с указанием даты, времени и скорости) и квитанция для оплаты штрафа.

Для ввода системы в эксплуатацию необходимы довольно серьез­ные изменения в законодательстве, в частности требуется внести по­правки в закон «О безопасности дорожного движения», а также в це­лый ряд подзаконных актов, что потребует значительного времени. Кроме того, не ясно, как быстро у ГИБДД получится разобраться с технической частью вопроса - собственно установкой систем регист­рации правонарушений. Во всяком случае, до глубинки они доберут­ся не сразу.

Тем не менее, у россиян появилась надежда, что в ближайшие несколько лет взяточничество на дорогах пойдет на убыль. Контак­тировать нарушители и представители ГИБДД станут значительно реже, поэтому и платить за быстрое решение вопроса будет некому.

В результате, как показывает французский опыт, должна сущест­венно возрасти собираемость штрафов. За два года работы автомати­зированной системы во Франции удалось пополнить бюджет на лишние 2 млрд. евро, в то время как ввод ее в эксплуатацию обошелся приблизительно в 350 млн. евро. Дополнительный доход был направ­лен на модернизацию дорог.

Впрочем, окончательно решить с помощью автоматической систе­мы проблему мздоимства не получится: в ближайшем будущем элект­роника вряд ли сможет определять уровень алкоголя в крови водите­лей или наличие у них прав, поэтому без живых контролеров все-таки не обойтись. А пока официальная зарплата инспекторов остается на низком уровне, неформальные решения проблем, обеспечивающие им дополнительный доход, будут по-прежнему популярны.

Между тем российские законодатели, решив, что со взятка­ми покончено, могут вернуться к идее многократного увеличения штрафов за нарушение ПДД. По мнению некоторых представителей Госдумы, воспитать россиян помогут лишь драконовские меры. Так что не исключено, что платить даже за минимальное превышение скорости в будущем придется не одну тысячу рублей.

Вопросы:

· Какие технологические и отношенческие рутины можно выделить в этом тексте? Обоснуйте свой выбор. Охарактеризуйте процесс пере­хода к новым рутинам.

· Приведите примеры из текста, иллюстрирующие соотношение формальных и неформальных правил в настоящее время

 

Вариант № 27.

1. Неблагоприятный отбор, моральный риск и проблема вымогательства.

2. Основные понятия теории прав собственности.

3. Кейс «Списывание среди студентов как рутина».

В Великобритании обеспокоены возросшим объемом списывания среди школьников и студентов (30 января 2006г).

Комитет по качеству образования при правительстве Великобритании «крайне встревожен возросшим объемом списывания и откровенного плагиата». Беспокойство вызывает тот факт, что школьники студенты не только пользуются помощью родителей, учителей и друзей при выполнении домашних заданий, но все чаще списывают работы целиком, копируя их с разных сайтов. Особую тревогу у членов Комитета вызывают сайты, предлагающие за плату уже готовые работы для представления на экзамен. Например, на Интернет-аукционе «еВау» регулярно предлагается услуга вычитки и редактирования текста. Любой школьник может послать свое сочинение, заплатить 10 фунтов и получить через 24 часа отредактированную работу. При этом современные школьники и студенты не видят разницу между плагиатом и цитированием, что является огромной проблемой. Министр по дела образования Великобритании Рут Келли, встревоженная докладом Комитета по качеству образования, потребовала решительной борьбы со списыванием, а Генеральный секретарь Ассоциации среднего образования Джон Данфорд призвал интернет-провайдеров, размещающих подобные сайты, прекратить эту аморальную деятельность.

Образование за рубежом: Канада

В.: Списывают ли студенты?

О.: Нет. Это не распространено и грозит отчислением. Дух конкуренции очень силен среди студентов, поэтому списывание вызывает законное возмущение среди самих учащихся прежде всего.

В.: Каково отношение к плагиату?

О.: Списанные из Интернета работы отслеживаются и не засчитываются. Контроль за этим очень жесткий.

Вопросы:

Приведите примеры технологических и отношенческих рутин, встречающихся в этом тексте. Обоснуйте свой выбор. Как отношенческие рутины формируют ожидания? Почему рутины, на которых основывается поведение британских и канадских студентов, отличаются друг от друга (что влияет на формирование отношенческих рутин)?

 

Вариант № 28.

1. Контрактные механизмы борьбы с вымогательством.

2. Методы борьбы с оппортунистическим поведением. Рыночные сигналы и фильтрация.

3. Кейс «Проблема принуждения к следованию правилам: кокаиновые перевороты в Боливии».

Новому боливийскому президенту победу на выборах обеспечил один мягко говоря, неоднозначный пункт его экономической программы. Эво Моралес пообещал легализовать в стране выращивание и переработку коки.

Национальное достояние

Преимущественно аграрная Боливия получает небольшой доход от добычи нефти и других энергоносителей. Разработку нефтегазовых месторождений здесь с конца 1960-х гг. ведут крупные европейские и американские компании. Впрочем, темпы развития сырьевой отрасли не слишком велики. Иностранные инвесторы побаиваются вкладывать деньги в экономику страны с самым высоким в Южной Америке уровнем преступности. Поэтому в нефтегазовом секторе, сегодня за­нято менее 0,2% трудоспособного населения страны. Зато около половины крестьян выращивают кусты коки. В горных районах страны кока и вовсе единственная сельскохозяйственная культура.

Крестьянин торжествует

Стоит отметить, что даже инки, выращивавшие коку на территории современной Боливии, тщательно контролировали ее производство. А впервые запретить «дьявольский лист» пытались еще испанский конкистадоры в XVI в. В некоторых горных районах страны... коку вообще не выращивали до 1950-х гг. Ее массовое производство началось лишь в 1980-х, во времена правления хунты Гарсиа Меца, который сделал производство кокаина главной статьей доходов бюджета стра­ны. После «кокаинового переворота» (имению под таким названием вошло в историю воцарение Гарсиа Меца в июле 1980 г.) крестьяне не просто получили карт-бланш на производство коки - их практи­чески заставляли ее выращивать. За короткое время в провинциях Капаре и Карраско-де-Кочабамба на кокаиновые плантации вышло около полумиллиона человек. В конце 1990-х гг. Боливия под давле­нием США была вынуждена принять план «Достоинство», который предусматривал уничтожение всех плантаций коки. Национальное сельское хозяйство к тому времени уже настолько зависело от этой культуры, что крестьяне восприняли запрет как прямую угрозу их су­ществованию и вышли на улицы.

Для Боливии декриминализация коки станет лишь официаль­ным признанием реально существующей ситуации. В 2000 г. запрет на ее выращивание был частично отменен для беднейших районов страны. Президент Карлос Меза был вынужден разрешить крестья­нам сажать кусты коки на небольшом личном наделе - като, площадь которого составляет около половины акра.

Моралес станет далеко не первым лидером,решившимся на ле­гализацию этой культуры вопреки запрету США и международных организаций. Менее чем полгода назад на подобный шаг решились власти соседней с Боливией перуанской провинции Куско. Прави­тельство этой провинции, где расположена древняя столица импе­рии инков, мотивировала свое решение «признанием народных тра­диций», а также тем, что в труднодоступных областях посевы коки и так практически не контролируются. Решение региональных вла­стей вызвало резкую критику со стороны федерального правитель­ства, которому пришлось объясняться с американским посольством. В результате правительство Перу обратилось в конституционный суд страны с жалобой на администрацию мятежной провинции.

Против инициатив Моралеса выступают в первую очередь США. Мало того, что американцам хватает нелегальных наркотиков, объемы поставок которых после легализации коки в Боливии могут вырасти в несколько раз, они также опасаются лишиться доступа к боливийскому газу. А такая перспектива, после того как кока станет основным источником пополнения бюджета, более чем реальна. Двух этих факторов вполне достаточно, чтобы рас сматривать возможность вмешательства США в дела Боливии как со6ытие с отличной от нуля вероятностью.

Вопросы:

· Как формальные и неформальные правила соотносились между собой до «кокаинового переворота»?

· Как изменялись формальные и неформальные правила в этом при­мере в период с 1950-х гг. до 2000-го г.?

· Каково соотношение формальных и неформальных правил в настоя­щее время? Как Вы думаете, почему?

Вариант № 29.

1. Теория неполных контрактов.

2. Поведенческие предпосылки неоинституциональной и новой институциональной теории. Ограниченная рациональность.

3. Кейс «Формальные и неформальные институты: как бороться со списыванием студентов?».

Студентов отчисляют за списывание, вычисленное с помощью программы.

Профессор физфака университета штата Виргиния Лy Блумфилд,прослышав о многочисленных случаях плагиата сре­ди студентов, написал специальную компьютерную программу, кото­рая в течение 50 часов анализировала заложенные в нее студенческие работы на предмет совпадения текстовых фрагментов. После окон­чания анализа программа выдала результаты, показавшиеся профес­сору вопиющими, - выяснилось, что большинство студентов заим­ствуют значительное количество готовых текстов для своих работ из Интернета, а также из работ других студентов. По требованию про­фессора в университете было начато специальное расследование, в ходе которого был составлен список из 122 студентов и выпускников. Студентов теперь могут исключить из вуза, а выпускников - лишить диплома, сообщает «Associated Press».Сотрудники университета наде­ются, что этот показательный процесс поможет другим, пока не пой­манным, студентам осознать, в чем все-таки заключается суть высше­го образования. Кроме того, сотрудники признали, что в настоящее время с развитием компьютерной техники процесс заимствования чужих текстов сильно упростился по сравнению с предыдущими де­сятилетиями, когда информацию из книг или чужих работ надо было переписывать или перепечатывать вручную.

Из интервью с В.В. Радаевым

Сегодня проблема плагиата существует во всех учебных заведениях. Но мы хотим, чтобы наш университет (ГУ ВШЭ) был особенный, лучший. Поэтому мы сейчас и активизируем борьбу с плагиатом. Подготовили документ. В нем грамотно расписано, что могут и что должны делать преподаватели, поймавшие студента на плагиате, списывании или подлоге. И меры предусмотрены строгие - вплоть до отчисления. При этом студент должен быть гарантирован и от ошибки преподавателя, от произвола. Права учащихся тоже необхо­димо защищать. Поэтому студент имеет право на апелляцию. Но если вина доказана, наказание должно быть строгое. Как преподаватель, я лично все правила объявляю на первом же занятии. И к плагиату отношение очень простое: при обнаружении сразу ставится «неуд». Приговор окончательный и обжалованию не подлежит. Да и зачем спорить, если правила всем известны заранее. О рисках списывания предупреждаю без устали. Если кто-то списал у соседа, оба получа­ют «неуд». Но не все сводится только к списыванию и плагиату. Еще существует такая мерзкая вещь, как подлог. Это когда один студент сдает за другого зачет или экзамен по каким-то фиктивным, подлож­ным документам. Один такой случай был обнаружен и у нас. Мы за это студента отчислили. Пока больше никто повторить не рискнул. Принимаем превентивные меры. Что касается плагиата, повторяю, будем за это тоже безжалостно отчислять. Халявы ни в жизни, ни в учебе быть не должно.

Вопросы:







Date: 2015-11-13; view: 3985; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.106 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию